А. Г. Дунаев
Тезисный план доклада
18 марта 2010 г.
на
семинаре «Философия и богословие Античности и Средних веков»
(Ин-т философии РАН, 16-00, ауд. 523)
Представления о природе Фаворского света
в период паламитских споров
- Вступительные
замечания. Условность эпитета «фаворский». Временные рамки доклада (ок. 1335 — ок. 1370). Не рассматриваются
трактаты XV в. и предыдущая святоотеческая традиция. Доклад почти
не касается патристической экзегезы в период паламитских споров, а также
смежных богословских вопросов (напр., отличие энергии от сущности). Почти
полное отсутствие сводных научных исследований (исключение — обзор М. Жюжи
и работы И. Полемиса) и трудность задачи подобного рода. Неизданность
многих источников и неизбежно предварительный и неполный характер доклада.
Хронологическое рассмотрение в докладе позиций отдельных лиц и соборов с
некоторым нарушением последовательности в пользу целостности представления
позиций обеих партий (паламитской и антипаламитской). Отсутствие русских
переводов: за исключением «Триад» Григория Паламы, все переводы и
суммарные изложения (кроме сочинений Феодора Дексия и Феофана Никейского,
прекрасно проанализированных И. Полемисом) трактатов принадлежат
докладчику. Ожидаемые издания русских переводов всех «Антирритиков против
Акиндина» Паламы и «Пяти слов о Фаворском свете» Феофана Никейского.
- Прелюдия к
исихастским спорам. Переписка Григория
Паламы, Григория Акиндина и Варлаама. Возникновение темы «умного
света»; разные представления о нем Варлаама и Паламы (интеллектуализм против
мистики). Критика Паламой античных философов, видевших бесовский свет. Отрицательное
отношение Варлаама ко свету, видимому исихастами (не лишает мрака
невежества, вызывает гордыню, цветовая окраска светов).
- Начало
исихастских споров. Несохранившиеся трактаты Варлаама, изложение сути его позиции о свете на основании
актов Собора 1341 г.: Фаворский свет был тварным символом, созданным Богом
при Преображении и потом переставшим существовать. Обвинения Варлаама в
адрес исихастов в мессалианстве.
- Представления о Фаворском свете свт. Григория Паламы (по «Триадам»
и «Антирритикам против Акиндина»): видимая преображенными глазами, хотя и
телесными (но не только телесными), нетварная энергия Божия, отличная от божественной
сущности. Детальный анализ позиции Паламы (в т. ч.: Фаворский свет и
Евхаристия; Фаворский свет и остальные ВЗ и НЗ богоявления; видеть Бога,
как Он Сам Себя видит). Некоторые противоречия в представлениях Паламы о
Фаворском свете и эволюция отдельных частных мнений (В докладе не рассматриваются
«Антирритики против Григоры» и гомилии Паламы как в основном повторяющие
сказанное Паламой ранее.)
- Представления о Фаворском свете Григория Акиндина. Анализ
отдельных мест из «Большого опровержения» (I, 26 и 41–44; II, 52) и 62-го письма. Позиция
Акиндина: а) приверженность святоотеческой традиции и нежелание
формулировать то, чего отцы не говорили; причины такой позиции; б)
телесный характер ВЗ и НЗ богоявлений; вопрос о причисляемости Фаворского
света к иным богоявлениям и о возможной эволюции взглядов Акиндина; в) нельзя
говорить о тварности или нетварности Фаворского света, поскольку Сам
Христос двуприроден. Некорректность и недостаточность изложения взглядов
Акиндина Паламой и паламитами (по выражению Акиндина, «клевета») и
современными учеными (в т. ч. И. Мейендорфом и И. Полемисом).
- Анафемы Иоанна Калеки на антипаламитских соборах. Паламитский Собор 1347 г. Стабильность
на первом этапе (1341–1351) взглядов паламитов (на примере сочинений Иосифа Калофета). Смерть Акиндина
и выступление на арену Никифора Григоры (1-е антирритики против Паламы
[прибл. 1347 г.] не рассматриваются в докладе как мало трактующие о
Фаворским свете). Паламитский Собор
1351 г. Эпизод Собора, касающийся вопроса о Фаворском свете, в
изложении разных источников. Акты Собора 1351 г. и вопрос об их надежности
и полноте. Краткий анализ актов и Синодика
в Неделю православия (анафемы против Варлаама и Акиндина и славы
паламитам). Отсутствие в Синодике положения о видимости Фаворского света
телесными глазами и некоторая осторожность в обосновании утверждения его
нетварности. Продолжающиеся стабильность во взглядах паламитов на
Фаворский свет и некорректность в приравнивании позиций Варлаама и
Акиндина.
- Вторые антирритики Никифора Григоры (неизданные, но во многом включенные в
«Историю» в виде догматических слов). Позиция антипаламитов на Соборе 1351
г. и после 1355 г. Начавшиеся споры среди антипаламитов о Фаворском свете.
Позиция Григоры как продолжение взглядов Варлаама. Философские предпосылки
взглядов Григоры (по монографии Мосхоса). Отсутствие четкого изложения его
представлений о природе Фаворского света. Вопрос о посредстве ангелов и об
ангельской природе Фаворского света, неясность происхождения последнего
взгляда.
- Позиция Феодора
Дексия: Фаворский свет, хоть и был тварным, не отличался от тела
Христа и не был внешним. Взаимообщение природ во Христе. Критика позиции
Григоры как варлаамитской. «Агностицизм» Дексия. Интерпретация некоторых
мест из сочинений Максима Исповедника и Григория Богослова. Дексий как
наиболее верный последователь Акиндина.
- Позиция Исаака
Аргира и критика в адрес Дексия: Фаворский свет (тварный) был не самим
Телом Христа, но был свойственен Его Телу как восстановление первобытной
красоты Адама. Осторожность в вопросе о природе света из-за взаимообщения
природ во Христе. Учет Дексием критики Аргира в кратком трактате о
Преображении. Остающаяся трудность в согласовании мнения Аргира со
святоотеческими цитатами, приводимыми паламитами.
- Позиция Прохора
Кидониса (на примере 6-й книги трактата «О сущности и энергии»):
продолжает развивать взгляды Никифора Григоры, но с корректировками о
стабильности Света и оговорками (и даже прямыми утверждениями в виде
анафем) о взаимообщении свойств во Христе и в Свете. Влияние томизма (структура
трактата «О сущности и энергии»; видение сущности Божией праведниками
после всеобщего воскресения). Новый аргумент из творений Августина против
паламитских мнений о Фаворском свете. Отсутствие «антропологического»
корректива Аргира. Толкование одной из «Амбигв» Максима Исповедника и
оригинальный довод о катафатическом богословии (одежды Христа как символ
познаваемости Писания). (Полемика Филофея Коккина с Прохором Кидонисом
будет рассмотрена далее в разделе о Соборе 1368 г.).
- Полемика свт.
Филофея Коккина (15
антирритиков) с Григорой и его силлогизмами. Учет Коккиным новых
антипаламитских возражений и позиций, но в противоположной перспективе:
слава Адама была нетварной, это было дуновение Духа при творении человека;
при взаимообщении природ божественная энергия сияла сквозь тело. Отождествление
Коккиным нетварной благодати с огненными языками при Пятидесятнице и
вытекающие отсюда трудности. (Полемика Коккина с Прохором Кидонисом будет
рассмотрена далее в разделе о Соборе 1368 г.).
- Полемика Иоанна
Кантакузина с Прохором Кидонисом и переписка Кантакузина с папским
легатом Павлом. Не вполне корректное изложение Кантакузиным разных мнений
антипаламитов о Фаворском свете. Двоякое объяснение места из Августина (первое
заимствовано потом Коккиным). Иной взгляд на природу Адама, чем у Коккина:
свет совсем не принадлежал человеческой природе и телу Адама, но был лишь божественной
природы. Аргумент о непринадлежности света человеческой природе из-за
темноты грешников после Второго пришествия и сравнение этого аргумента с
доводом Паламы в «Антирритиках против Григоры» о непринадлежности света к
ангельской природе из-за темноты бесов. Слабость антропологической позиции
Кантакузина ввиду святоотеческих цитат у Аргира. Повторение Кантакузиным аргумента
Паламы о «божественном чувстве». «Взаимообщение свойств» обусловило сияние
тела Христа. Переписка с легатом: попытка избежать именования Света
энергией и утверждения о его видимости телесными очами, а затем повторение
традиционной аргументации. Весьма редкое для паламитов и откровенное
признание, что Отцы не именовали Свет божественной энергией. Новый довод,
что Свет не мог исходить от Тела Христа, ибо Тело до воскресения было
тленным и смертным. Истолкование слов «телесное» в цитате у Дамаскина и
«представления» у Максима Исповедника как относящихся ко всей обстановке
при Преображении, а не к самому Свету. Отрицание Кантакузиным употребления
паламитами выражений «высшее» и «низшее» применительно к Богу и
несоответствие этого утверждения действительности. Выводы из переписки: большая осторожность в употреблении
ставшей уже традиционной для паламитов терминологии и даже старание скрыть
от легата ее употребление.
- Собор 1368
г. против Прохора Кидониса. Вопрос о том, какой вариант трактата О сущности и энергии цитировался, и
ответ на этот вопрос А. Риго. Конкретное изложение некоторых аргументов в полемике Прохора Кидониса с Филофеем
Коккиным. Слабость аргументов Коккина (цитирование избранных отеческих
творений, самих нуждающихся в экзегезе, вместо ответа по существу; искажение
контекста цитат; несоответствие ответов Коккина ряду святоотеческих
свидетельств и позиции самого Паламы; выборочное исключение из
гиперконтекста) и частичная некорректность изложения в Актах позиции
Кидониса. Обзор анафем в Синодике в
Неделю Православия против Аргира, Григоры и братьев Кидонисов: общие
утверждения и отсутствие конкретных уточнений и изложения их позиции о
Свете (либо некорректность такового изложения).
- Вывод о
позиции паламитов после 1351 г.: из гомогенной стала под давлением
антипаламитов более разнородной в частностях (при сохранении основных
установок). Новые аргументы антипаламитов, старые и новые трудности в
полемике с антипаламитами. Поручение Коккиным Феофану Никейскому составить
опровержение антипаламитских сочинений (по реконструкции И. Полемиса — против
Прохора Кидониса).
- Сочинения Феофана
Никейского как последняя (за возможным исключением полемики
Кантакузина с Кипариссиотом) попытка богословского обоснования паламизма в
XIV в. Анализ «Пяти слов о Фаворском свете» на основании
монографии И. Полемиса (с добавлением некоторых частных наблюдений над
трактатом). Попытка Феофана Никейского прибегнуть в защите паламизма к
помощи томизма. Анализ ответов Феофана Никейского на новые аргументы
антипаламитов (касательно Фаворского света) о Навуходоносоре и Иуде.
Неудачное соединение паламизма и томизма в богословии Феофана Никейского
и, как следствие, неудачные ответы на аргументы антипаламитов. Усиление
после выступления на сцену Феофана Никейского разнородности позиций
паламитов в ответах на апории, предложенные антипаламитами, при обратной
концентрации и гомогенизации взглядов антипаламитов в лице Иоанна Кипариссиота.
- «Антипаламитская сумма» Иоанна Кипариссиота. Отсутствие издания многих сочинений, в т.
ч. и основного трактата по Фаворскому свету. Подробное изложение 6-й
декады «Элементарного изложения богословских речений» и фрагмента из
сочинения «Против различений и единений
Паламитского Томоса». Сочинения Иоанна Кипариссиота как
всесторонний и углубленный синтез всех предшествующих антипаламитских
трактатов. Полемика (не издана; в рукописи 368 л., основная часть — цитаты
из Отцов) Иоанна Кантакузина с первыми 4-мя книгами из пяти, отсутствие
(?) других опровержений Кипариссиота со стороны паламитов.
- Общие выводы.
Незавершенность богословского обоснования (в отличие от «силового»
утверждения — политического и церковного) паламизма вплоть до самого
падения Византии и новые попытки синтеза с томизмом у Геннадия Схолария
(безотносительно к Фаворскому свету). Сильные и слабые стороны как
паламитского, так и антипаламитского богословия Фаворского света. До какой
степени и в чем именно было бы возможным объединение позиций обеих партий
и в чем их принципиальная непримиримость?