© А. Г. Дунаев. Все права защищены. Любое копирование и распространение текста (в т.ч. в сети Интернет) допускается
только с письменного разрешения автора. Разрешается копирование для частного
некоммерческого пользования. Нарушение авторских прав будет преследоваться
согласно российским и международным законам об охране авторского права и
российскому законодательству об электронных носителях информации, вплоть до
закрытия сайта-нарушителя и денежных штрафов.
Текст
публикуется по изданию: Писания мужей апостольских. М., 2003, с. 556–571. Все сноски в печатном оригинале помещены под страницей.
В аппарате
курсивом выделены также авторы, фигурирующие в Списке цитированной
литературы.
ОСОБЫМ ШРИФТОМ выделены сокращения книг и журналов.
BIBLIOGRAPHIA
PATRUM APOSTOLICORUM
(СПЕЦИАЛЬНАЯ
БИБЛИОГРАФИЯ)
Структура библиографии
История церкви времени мужей
апостольских 556
Общие труды по истории раннего
христианства 556
Собрания текстов (антологии) 557
Специальные патрологические
труды по мужам апостольским 557
Библия 558
Экзегетика 560
Богословие 560
Пневматология 561
Христология 561
Антропология 562
Сотериология 562
Эсхатология 562
Хилиазм 563
Литургика, богослужение, молитва 563
Пасха 564
Риторика 565
Экклезиология 566
Соборы 566
Этика 566
Духовность 566
Таинства 567 Крещение 567 Покаяние 567 Брак 567
Иудаизм и раннее христианство 568
Раннее христианство и языческое
государство. Преследования христиан 569
Отношение к военной службе 570
Отношение к языческой философии 571
{С.
556}
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ВРЕМЕНИ МУЖЕЙ
АПОСТОЛЬСКИХ
Избранные
работы[1]
Общие труды по истории раннего христианства
Чельцов И.В. Первый век христианства в
писаниях Мужей Апостольских. — ХЧ 1868, ч.1, 493–517, 769–790.
Шуази. Апостольское предание. — ТКДА 1879, т.3, №12, 495–527.
Карсавин Л. Римская Церковь и папство
до половины II в. — ЖМНП, нов. сер. ч.XXX, 1910, №11, 73–97. (1 Клим.:
75–77, 80–81; Ерма: 82–92, 96–97; Игн.: 95–96. О “папстве до папства” — идее, основанной прежде
всего на сознании единства Церкви).
Achelis H. Das Christentum in den
ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 19252 (Aalen, 1975r).
Blanchtière F. Le christianisme asiate aux
IIème et
IIIème
siècles. Lille, 1981.
Fusco V. Le prime communità cristiane.
Tradizioni e tendenze nel cristianesimo delle origini. Bologna, 1997 (La
Bibbia nella storia 8).
The Early Church in Its Context. Essays in Honour of Everett Ferguson /
Edd. A.J. Malherbe, F.W. Norris, J.W. Thompson. London, 1998 (Novum
Testamentum, Supplements 90). 362 p.
Gnilka J. I primi cristiani. Origini e inizio della
Chiesa. Brescia, 2000. (Изд. оригинала: Freib. i. B.,
1999).
СобраниЯ текстов (антологии)
Traditio Christiana (Texte und Kommentare zur patristischen Theologie) /
Traditio Christiana. Thèmes et documents patristiques / Publiés
sous la responsabilité de F.Bolgiani [et al.]. En collaboration avec
J.Fontaine [et al.] Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien. Антологии патристических
текстов на языке оригиналов с параллельными переводами, предисловием и
комментариями, книги выходят одновременно в двух вариантах — на франц. и нем.
языках, затем переводятся на итал. язык (в серии с тем же названием, но с иной
нумерацией).
Специальные патрологиЧеские
труды
по мужам апостольским
[Аноним.] Чтения о святых
Отцах — Учителях
Церкви и Церковных Писателях, или Патрология. Св. апостол Варнава. — Воскресное Чтение, год
XIII (1849/50), №9, 90–96; Св. Климент, папа Римский. — Там же, 12, 122–136;
Святый Эрма. — Там
же, 13, 138–151; Св. Игнатий Богоносец. — Там же, 14, 155–166; Св. Поликарп Смирнский. — Там же, 26, 283–288;
Церковные писатели периода мужей Апостольских.
— Там же, 295–297 (Папий, Квадрат, Аристид,
Агриппа); Общее обозрение учения, содержащегося в писаниях мужей Апостольских. — Там же, 27, 297–300.
Смирнов И. Очерк истории духовного
просвещения в древней христианской церкви (II–IX вв.).
— ЧОЛДП 1871, февр., 17–27 (Клим.
Рим.: 23–27); март, 20–26 (Игн. Бог.); апр., 1–4 [пагин. 2-я] (Полик. Смирн.);
май, 21–27 (Варнав.); июнь, 13–19 (“Пастырь” Ермы).
Крутиков Т. Мужи Апостольские. Св. ап.
Варнава. — Воронежские
епархиальные ведомости 1891, №21 [здесь и далее пагин. 2-ая, часть неофиц.],
771–779; Св. Климент, папа Римский. — Там же, 1892, №1, 1–15; Св. Ерм. — Там же, 2, 41–45 и
81–90; 4, 121–126; Св. Игнатий Богоносец. — Там же, 5, 153–161; 6, 201–210; Св. Поликарп Смирнский. — Там же, 8, 297–308; 9,
351–356; Св. Папий. — Там же, 10, 399–406. Отд. оттиск: Мужи Апостольские.
Составил преподаватель Воронежской дух. семинарии Т.Крутиков. Воронеж, 1892.
Гусев Д. Чтения по патрологии. Вып.1.
Введение в патрологию и век мужей апостольских. Введение [начало]. — ПС 1895, т.1, 101–124;
Введение [окончание]. Св. ап. Варнава и его послание.
— Там же, {С. 558} 145–185,
277–289; т.2, 49–71; Св. Климент Римский и его первое послание. — Там же, 160–214;
Св. Игнатий Антиохийский и его послания. — Там же, т.3, 47–71, 149–161; Св.
Поликарп Смирнский и его послание к филиппийцам. — Там же, 301–319; Св. Ерм и его
книга “Пастырь”. — Там же, 1896, янв., 76–142. — Отд. оттиск: Казань, 1895, 277 с.
Писарев Л.И. О руководительных началах
христианского ведения по учению мужей апостольских. —
ПС 1914, №6, 1026–1081;
Христологическое учение мужей апостольских. — Там же, 7/8, 85–136; О спасении по учению мужей
апостольских. — Там же, 10, 327–401; Экклезиология мужей апостольских. — Там же, 12, 591–668;
Учение мужей апостольских об иерархии. — Там же, 1915, т.1, №1, 90–188; Эсхатология мужей
апостольских. — Там же, 2, 255–277. Эти статьи вошли в кн.: Писарев Л.И. Очерки
из истории христианского вероучения патристического периода. Т.1. Век мужей
апостольских (I и начало II века). Казань, 1915. XVI, 673, XXI, II с. Рец.: Еп.
Анатолий (Грисюк А.). Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева
(…) “Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т.1.
Век мужей апостольских” (…) Каз., 1915; митр. Макарий (Булгаков).
[То же]. Казань, 1917. 1–32, 33–42; Пономарев П. Отзыв о
сочинении (…) Л.И. Писарева (…) Очерки (…). Казань, 1917. 25 с.
Флоровский Г., прот. Отцы первых веков [из лекций
по патрологии]. — Вестник РХД, №145 (III–1985), 5–31 (Св. Игнатий Ант. и Поликарп
Смирн.). Отд. изд.: Георгий (Флоровский), прот. Отцы первых
веков. Кировоград, 1993. (Отцы первых веков: 5–28 [переизд. статей из Вестника РХД]; Евхаристия и соборность: 29–41). То же как
прилож. в кн.: Он же. Восточные отцы IV–VIII в. Св.-Троицк. Серг. Лавра,
1999. Приложение 1, с. 5–31 (пагин. 3-я).
Керн К., архим. Св. Климент Римский (из
лекций по патрологии). — Вестник РХД, №150 (II–1987), 20–32; Из лекций по патрологии:
Послание Псевдо-Варнавы; “Пастырь” Ерма. — Там же, №151 (III–1987), 43–63. Статьи переизданы в
“Патрологии” (Керн 1996).
Леонардов Д. Учение о богодухновенности
св. Писания мужей апостольских. — ВиР 1898, т.1, ч.1, №5, 286–302 (Варнав. 288–292, Клим.
292–295, Ерм. 295–296, Игн. 296–298, Пол. 298–299, Диогн. 299–300).
{С. 559} The New Testament in the Apostolic Fathers.
Oxford, 1905 (Oxford Society of Historical Theology).
Köster H. Synoptische
Überlieferung bei den Apostolischen Vätern. Berlin, 1957 (TU 65).
Merkel H. Die Pluralität der Evangelien als theologisches
und exegetisches Problem in der Alten Kirche (TrCh 3). Bern, Berlin,
Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1978. 172 S. (Франц. вариант: La pluralité
des Évangiles comme problème théologique et
exégétique dans l’Église ancienne).
Massaux E. Influence de l’Evangile de
saint Matthieu sur la littérature chrétienne avant saint
Irénée. Louvain, 1986 (BETL 75).
Saxer V. Bible et Hagiographie. Textes et thèmes
bibliques dans les Actes des Martyrs authentiques des premiers siècles.
Bern, 1986.
Köhler W.D. Die Rezeption des
Matthäusevangeliums in der Zeit vor Irenäus. Tübingen, 1987
(Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament, 2. Series 24).
The New Testament in Early Christianity. La réception des
écrits néotestamentaires dans le christianisme primitif / Ed. J.-M.
Sevrin [et al.]. Louvain, 1989 (BETL 86).
Rebell W. Neutestamentliche Apokryphen und Apostolische
Väter. München, 1992.
Norelli E. (ed.) La Bibbia nell’antichità
cristiana. I. Da Gesù a Origene. Bologna, 1993 (La Bibbia nella storia
15/1).
Derrett J.D.M. Scripture and Norms in the
Apostolic Fathers. — ANRW II.27.1, 649–699.
di Marco A.-S. La recenzione del Nuovo
Testamento nei padri apostolici. — ANRW II.27.1, 724–762.
The Use of Sacred Books in the Ancient World / Edd. L.V. Rutgers,
P.W. van der Horst, H.W. Havelaar, L.Teugels. Leuven: Peeters, 1998
(Contributions to Biblical Exegesis and Theology 22). 318 p.
van den Boeft J.P., van de Lisdonk M.L. The
impact of scripture in early Christianity. Leiden: Brill, 1999 (Supplements to
Vigiliae Christianae 44). XIV, 278 p.
Мецгер Б.М. Канон Нового Завета:
Возникновение, развитие, значение / Пер. с англ. Д.Гзгзян. М.: ББИ св. ап.
Андрея, 1999 (гл.3, 40–73).
Ауни Д. Новый Завет и его
литературное окружение. СПб., 2000 (211–215 Игн. Ант., 243–245 Ерма).
{С. 560}
[Аноним.] Толкование
ветхозаветных книг в период мужей апостольских. — ЧОЛДП 1893, кн.9, 117–155.
Longenecker R.N. Biblical exegesis in the
apostolic period. Grand Rapids, 1975.
Fiedrowicz M. Prinzipien der Schriftauslegung
in der Alten Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1998 (TrCh 10). 203 S. (Франц. вариант: Principes de
l’interprétation de l’Écriture dans l’Église ancienne).
Schindler A. Gott als Vater in Theologie
und Liturgie der christlichen Antike. — Das Vaterbild im Abendland / Hrsg. v. G.Fruehsorge,
H.Tellenbach. Stuttgart, 1978, 55–69.
Daniélou J. Théologie du
judéo-christianisme. Vol.1. Tournai, 19581 (Paris, 19913) [engl. transl.: A History of Early Christian Doctrine before the
Council of Nicaea. Vol.1. London; Philad., 1964; trad. it.: Teologia del
giudeo-cristianesimo. Bologna, 1974. На рус. изданы лишь отрывки; давно подготавливавшийся
полный рус. пер. этого классического труда пока не вышел].
Kelly J.N.D. Early Christian Creeds.
London, 19723; Idem. Early
Christian Doctrines. London, 19581, 501 p. (19775); Cf.: Idem. Altchristliche Glaubensbekenntnisse. Geschichte und
Theologie. Göttingen, 1972.
Ferguson E. Eary Christians Speak.
Faith and Life in the First Three Centuries. Austin, Tex.: Sweet, 1971.
van Eijk T.H.C. La Résurrection des
morts chez les Pères apostoliques. Paris, 1974.
Young (Frances Margaret). The use of
sacrificial ideas in Greek Christian writers from the New Testament to John
Chrysostom. Cambridge [Mass.]: Philadelphia Patristic Foundation, 1979
(Patristic monograph 5). iv, 317 p.
Rordorf W., Schneider A. Die Entwicklung des
Traditionsbegriff in der Alten Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris,
Wien, 1983 (TrCh 5). 208 S. (Франц. вариант: L’évolution du concept de tradition dans l’Église
ancienne).
Lindeskog G. Schöpfer und
Schöpfung in den Schriften der Apostolischen Väter. — ANRW
II.27.1, 588–648.
{С. 561} Skoutšrhj
K.B. 'Istor…a dogm£twn.
T.1. 'H ÑrqÒdoxh dogmatik¾ par£dosh ka… aƒ
paracar£xeij thj kat£ toÚj tre‹j prètouj
a„înaj. 'Aq»na, 1998 (Kef. B/: 'H qeolog…a tîn ¢postolikîn
patšrwn, s. 161–214).
Спасский А.А. Вера в демонов в древней
церкви и борьба с ними. — БВ 1907, т.2, №6, 357–391.
Daniélou J. Les anges et leurs mission
d’après les Pères de l’Eglise. Chevetogne, 1952 (Paris, 19902).
Рассел Б. Сатана. Восприятие зла в ранней
христианской традиции / Пер. с англ. СПб., 2001. 320 с. (Апост. отцы: 29–46;
апологеты и гностики: 47–74).
Carrell P.R. Jesus and the Angels:
Angelology and the Christology of the Apocalypse of John. Cambridge; New York;
Oakleigh: Cambridge University Press, 1997. XXII, 270 p.
Giesc Ch.A. Angelomorphic Christology:
Antecedents and Early Evidence. Leiden: Brill, 1998 (Arbeiten zur Geschichte
des antiken Judentums und des Urchristentums 42). XVI, 403 S.
Martín J.P. El Espiritu Santo en los
orígenes del Cristianismo. Estudio sobre I Clemente, Ignacio, II
Clemente y Justino Martir. Zürich, 1971.
Георгий Завершинский, диакон. Пневматология
мужей апостольских. — Богословский
сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института 7, 2001,
162–183 (без учета обширной иностранной лит-ры).
Hauschild W.-D. Pneumatologie dans
l’Église ancienne [en préparation dans la collection TrCh].
Normann F. CHRISTOS DIDASKALOS. Die
Vorstellung von Christus als Lehrer in der christlichen Literatur des ersten
und zweiten Jahrhunderts. Münster, 1967.
Grillmeier A. Christ in Christian
tradition. Vol.1. From the apostolic age to Chalcedon (A.D. 451). London, 19752 (есть также нем. и франц.
варианты).
АнтропологиЯ
Strucker A. Die Gottesebenbildlichkeit
des Menschen in der christlichen Literatur der ersten zwei Jahrhunderte.
Münst., 1913.
Schwanz P. Imago Dei als
christologisch-anthropologisches Problem in der Geschichte der Alten Kirche von
Paulus bis Clemens von Alexandrien. Halle, 1970 (Arbeiten zur
Kirchengeschichte und Religionswissenschaft 2).
Gahbauer F.R. Das anthropologische Model:
Ein Beitrag zur Christologie der frühen Kirche bis Chalkedon.
Würzburg: Augustinus, 1984. 500 S.
Hamman A.-G. L’homme, image de Dieu.
Essai d’une anthropologie chrétienne dans l’Église des cinq
premiers siècles. P.: Desclée, 1987. 384 p., 6 ind.
Destro A., Pesce M. Antropologia delle origini
cristiane. Roma; Bari, 1997 (Quadrante 78).
Evans
(Roger Steven). Soteriologies of early
Christianity within the intellectual context of the early Roman empire:
Barnabas and Clement of Rome as case studies. 1996. viii, 249 p.
Lohmann H. Drohung und Verheissung.
Exegetische Untersuchungen zur Eschatologie bei den Apostolischen Vätern.
Berlin; New York, 1989 (Beihefte zur ZNTW 55).
Lona H.E. Über die Auferstehung des Fleisches.
Studien zur frühchristlichen Eschatology. Berlin; New York, 1993
(Beihefte zur ZNTW 66).
Penna R., ed. Apocaliptica e origini cristiane. Atti
del V Convegno di Studi Neotestamentari (Seiano, 15–18 settembre 1993). 1995
(Rivista di Storia Biblica 7/2).
The Jewish apocalyptic heritage in early Christianity / Edited by James
C. Vanderkam and William Adler. Assen, Netherlands: Van Gorcum;
Minneapolis: Fortress Press, 1996. xii, 286 p. (Compendia rerum Iudaicarum ad
Novum Testamentum. Section 3, Jewish traditions in early Christian literature;
vol.4).
Lietaert Peerbolte L.J. The Antecedents of
Antichrist. A Traditio-Historical Study of the Earliest Christian Views on
Eschatological {С. 563} Opponents. London, 1996 (Supplements to the Journal for the Study of
Judaism 49). 380 p.
La fine dei tempi. “L’escatologia giudaica e cristiana antica” (Sacrofano
15–17 ottobre 1998). — ASes 16/1. 1999.
Escatologia
e Scrittura. — ASes
17/1. 2000.
Leclercq H. Millénarisme. — Dictionnaire
d’archéologie chrétienne et de liturgie XI/1, 1181–1195.
Gry L. Le millénarisme dans ses origines et son
développement. Paris, 1934.
Nigg W. Das ewige Reich. Geschichte einer Hoffnung.
Zurich; Stuttgart, 1954 (19672).
Daley B.E. The Hope of the Early
Church. A Handbook of Patristic eschatology. Cambridge, 1991.
Heid S. Chiliasmus und Antichrist-Mythos. Eine
frühchristliche Kontroverse um das Heilige Land. Bonn, 1993 (Hereditas
6).
Il millenarismo: testi dei secoli I–II / [introd., testo e trad.] a cura
di Nardi (Carlo). Firenze: Nardini, 1995. 271, 3 ind. (Bibl. patristica 27).
Il millenarismo cristiano e i suoi fondamenti scritturistici. — ASes
15/1. 1998.
Священник Борис Кирьянов. Богословие Мужей
Апостольских: Полное изложение истины о тысячелетнем царстве Господа на земле.
СПб., 2001. 302 с. (Ненаучная апология хилиазма).
Литургика,
богослужение, молитва
Probst F. Liturgie der esrten drei christlichen
Jahrhunderten. Tübingen, 1870.
Probst F. Lehre und Gebet in den drei esrten
christlichen Jahrhunderten. Tübingen, 1871.
Смирнов Ф. [впосл. еп. Христофор]. Богослужение
христианское со времени апостолов до четвертого века. Киев, 1876 [из ТКДА за 1875 г.] (см. с.
1–39).
Hamman A.-G. Prières des premiers
chrétiens. Paris: A.Fayard [1952]. 477 p. (Textes pour l’histoire
sacrée 6); англ. пер.: Early Christian prayers / Transl. by Walter Mitchell. Chicago:
H.Regnery Co. [1961]; Idem. La prière II. Les trois premiers
siècles. Tournai, 1963. Ср.: Hamman A.G. Das Gebet in der Alten
Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1989 (TrCh 7). 234 S. (Франц. ва{С. 564}риант: La prière dans l’Église ancienne). Итал. пер.:
La preghiera nella Chiesa antica (TrCh 6). Torino: Società
Editrice Internazionale, 1994 (пер. с франц. изд.
1989). 232 p.
Campenhausen H.F. von. Kirchliches Amt
und geistliche Vollmacht in den ersten drei Jahrhunderten. Tübingen, 19632.
Galavaris G. Bread and the liturgy. The
symbolism of early Christian and Byzantine bread tamps. Madison, 1970.
Rordorf W. Sabbat und Sonntag in der Alten
Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1972 (TrCh 2). 256 S. (Франц. вариант: Sabbat et dimanche
dans l’Église ancienne).
Moll H. Die Lehre von der Eucharistie als Opfer. Eine
dogmengeschichtliche Untersuchung vom Neuen Testament bis Irenäus von
Lyon. Kölh; Bonn, 1975 (Theophaneia. Beiträge zur Religions- und Kirchengeschichte
des Altertums 26).
Bouley A. From Freedom to Formula. The Evolution of the
Eucharistic Prayer from Oral Improvisation to Written texts. Washington D.C.,
1981 (Studies in Christian Antiquity 21).
Bradshaw P.F. Daily Prayer in the Early
Church. A Study of the Origin and Early Development of the Divine Office.
London, 19832.
Rordorf (Willy). Liturgie, foi et vie des
premiers chrétiens: études patristiques. Paris: Beauchesne, с1986.
520 p. (Théologie historique 75. Publications de la Faculté de
théologie de l’Université de Neuchatel, Suisse; 1) (19882).
Maschke T. Prayer in the Apostolic
Fathers. — SCent 9, 1992, 103–118.
Mazza E. The Origins of the Eucharistic Prayer. Collegeville/Minnesota,
1995.
Cantalamessa R. La Pasqua nella Chiesa
antica. Torino, 1978 (TrCh 3). 231 p., indices. Ср.: Cantalamessa
R. Ostern in der Alten Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien,
1981 (TrCh 4). 233 S. (Франц. вариант: La Pâque dans l’Église ancienne).
Ehrhardt A.A.T. The Apostolic Succesion in
the First Two Centuries of the Church. London, 1953.
Пророки и уЧители
Aune D.E. Prophecy in Early Christianity and the Ancient
Mediterranean World. Grand Rapids, 1983.
Zimmermann A.F. Die urchristlichen Lehrer.
Studien zum Tradentenkreis der did£skaloi
im frühen Urchristentum. Tübingen, 19882 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen
Testament 2.12).
Neymeyr U. Die christlichen Lehrer im
zweiten Jahrhundert. Ihre Lehrtätigkeit, ihr Selbstverständnis und
ihre Geschichte. Leiden, 1989 (VChr, Suppl. 4). 279 S.
Д—в.
Учение мужей апостольских о пастырском служении. — Вятские
епархиальные ведомости 1882, №14, 379–395 (неоф.).
Певницкий В. Церковная проповедь в век
Мужей Апостольских. — ТКДА 1876, т.1, 284–329.
Из истории христианской
проповеди. Очерки и исследования Антония, еп. Выборгского. СПб., 1892
(см. с. 35–45).
Salzmann (Jorg Christian). Lehren und
Ermahnen: zur Geschichte des christlichen Wortgottesdienstes in den ersten drei
Jahrhunderten. Tübingen: J.C.B. Mohr, 1994 (Wissenschaftliche
Untersuchungen zum Neuen Testament. 2. Reihe; 59). viii, 536 S.
A New History of the Sermon, 1. Preacher and Audience. Studies in Early
Christian and Byzantine Homiletics / Ed. Cunningham M.B., Allen P.
London, 1998. 370
p.
Гаврилюк П. История катехизации в
древней церкви. М.: Св.-Филарет. Моск. высш. правосл. христиан. школа, 2001. 315 с.
Handbook of Classical Rhetoric in the Hellenistic Period 330 BC — AD 400 / Ed. S.E.
Porter. Brill, Leiden, New York, Köln, 1997. XV, 901 p.
ЭкклезиологиЯ
Plumpe J.C. Mater Ecclesia: An Inquiry
into the Concept of the Church as Mather in Early Christianity. Wash.: The
Catholic Univ. of America, 1943.
Giles (Edward). Documents illustrating
papal authority, A.D. 96–454. London, S.P.C.K., 1952. xxi, 344 p.
Delehaye K. Ecclesia Mater chez les
Pères des trois premiers siècles. Paris, 1964. (Unam Sanctam 46).
278 p.
Frank A. Studien zur Ekklesiologie des Hirten, II
Klemens, der Didache und der Ignatiusbriefe unter besonderer
Berücksichtigung der Idee einer präexistenten Kirche. München,
1975. xxxv, 499 S.
Покровский А.И. Соборы древней церкви эпохи
первых трех веков. Историко-каноническое исследование. Сергиев Посад, 1914.
Пясецкий Г. [преподав. семинарии]. О
христианском братстве в период мужей Апостольских [Чтение в Орловском
Петропавловском Православном Братстве, дополненное].
— Орловские епархиальные ведомости 1889, №19,
1370–1385; 21, 1497–1515; 23, 1673–1689; 24, 1755–1770.
Meeks W.A. The Moral World of the
First Christians. Philadelphia, 1986.
Viller
M. La spiritualité des premiers siècles
chrétiens. Paris, [1930].
Bardy G. La vie spirituelle d’après les Pères
des trois premiers siècles. Paris, 1935.
Davison J.E. Spiritual gifts in the
Roman church. I Clement, Hermas and Justin Martyr. The University of Iowa Iowa
City, 1981 (microfilm). 208 p. [Summary: DA 42,
1982, 4852A].
Омэнн, Джордан (Jordan Aumann). Христианская духовность в католической традиции. Изд-во Святого Креста:
Рим; Люблин, 1994. (Духовность ранней церкви, с. 33–46: апост. мужи, жизненный уклад
христиан).
{С. 567}
Крещение
Ysebaert (Joseph). Greek baptismal
terminology: its origins and early development. Nijmegen: Dekker & Van de
Vegt, 1962. XVIII, 435 p. (Graecitas Christianorum primaeva 1). Bibl.:
[IX]–XVIII.
Bertrand D.A. Le baptême de
Jésus. Histoire de l’exégèse aux deux premiers
siècles. Tübingen, 1973 (Beiträge zur Geschichte der
biblischen Exegese 14).
Benoît A., Munier Ch. Die Taufe in der
Alten Kirche (1.–3. Jahrhundert). Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien,
1994 (TrCh 9) XCVIII, 276 S. (Франц. вариант: Le Baptême dans l’Église ancienne).
Hartman L. Into the Name of the Lord
Jesus: Baptism in the Early Church. Edinburgh: T. & T. Clark, 1997 (Studies
of the New Testament and Its World). X, 214 p.
Покаяние
Die Busse. Quellen zur Entstehung des altkirchlichen Busswegens /hrsg.
und übers. v. Karp (Heinrich). Zürich, 1969. 351 S. Франц. пер.: La Pénitence. Textes et Commentaires des origines de
l’ordre pénitentiel de l’Église ancienne. Neuchâtel, 1970.
Итал. пер.: La Penitenza. Torino: Società Editrice Internazionale, 1975 (TrCh 1). 350 p.
Alves de Sousa Pio G. A conversão em
Clemente de Roma. Metanoia, uma palavra chave. — Augustinianum 27, 1987, 33–44 [на португальском языке].
Брак
Preisker H. Christentum und Ehe in den
ersten drei Jahrhunderten. Berlin, 1927.
Munier Ch. Ehe und Ehelosigkeit in der
Alten Kirche (1.–3. Jahrhundert). Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien,
1987 (TrCh 6). 333 S. (Франц. вариант: Mariage et virginité dans l’Église ancienne). Итал. пер. (с франц.): Matrimonio e verginità nelle chiesa antica. Torino:
Società Editrice Internazionale, 1990 (TrCh 4).
300 p.
Папков А.А. Писания мужей апостольских
(Сведения, заключающиеся в них относительно церковного устройства и управления
в послеапостольский век): 1-е Послание св. Климента Римского к {С. 568} Коринфянам (93–95 г.); 2-е
Послание св. Климента Римского к Коринфянам (ок. 170 г.); Послание Варнавы (ок.
130 г.). — БВ
1911, т.1, №2, 269–296; “Пастырь” Ермы (ок. 140 г.).
— Там же, №3, 449–466; Послания св. Игнатия
Антиохийского и св. Поликарпа Смирнского (ок. 110–125). — Там же, т.2, №5, 38–51.
Мищенко Ф.И. Церковное устройство
христианских общин (“Парикий”) II-го и III-го века. —
ТКДА 1908, т.3, №12, 525–574.
Мышцин В.[Н.] Устройство христианской
Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909.
Jeffers (James Stanley). Conflict at Rome.
Social Order and Hierarchy in Early Christianity. Minneapolis: Fortress, 1991.
[Ранее защищена как дисертация под названием: Social foundations of early Christianity at Rome. The congregations
behind 1 Clement and the Shepherd of Hermas. Univ. of California, Irvine, 1988
(microfilm). 355 p. Summary: DA 49, 1989, 2268A—2269A].
Steimer B. Vertex Traditionis. Die
Gattung der altchristlichen Kirchenordnungen. Berlin; N.Y., 1992 (Beihefte zur
ZNTW 63). [Vgl.: Schöllgen G. Der
Abfassungszweck der frühchristlichen Kirchenordnungen. Anmerkungen zu den
Thesen Bruno Steimers. — JbAC 40, 1997, 55–77.]
Klauck
H.-J. The religious context of early Christianity. A
Guide to Graeco-Roman Religions / Transl. by B.McNeil. Edinburgh: Tandt Clark,
1999. 544 p.
Wilde (Robert). The treatment of the
Jews in the Greek Christian writers of the first three centuries. Washington:
Catholic University of America Press, 1949 (The Catholic University of America.
Patristic studies 81). xviii, 239 p.
Goppelt L. Christentum und Judentum im
ersten und zweiten Jahrhundert. Gütersloh, 1954.
Simon M. Recherches d’Histoire
Judéo-Chrétienne. Paris, 1962 (Études Juives 6).
Testa E. Il simbolismo dei Giudeo-cristiani.
Jérusalem, 1962 (1982r).
Simon M. Verus Israel. Etudes sur les relations entre
Chrétiens et Juifs dans l’Empire Romain (135–425). Paris, 19642.
Randellini L. La Chiesa dei
Giudeo-cristiani. Brescia, 1968 (Studi Biblici 1).
{С. 569} Mancini I. L’Archéologie judéo-chrétienne. Notices
historiques. Jérusalem, 1977 (англ. пер.: Иерусалим, 1970; первое итал. изд.: Иерусалим, 1968).
Manns F. Bibliographie du Judéo-Christianisme.
Jérusalem, 1979.
MacLennan R.S. Early Christian texts on
Jews and Judaism. Atlanta, 1990 (Brown Judaic Studies 194).
van der Horst P.W.
Hellenism-Judaism-Christianity. Essays on Their Interactiыon. Leuven: Peeters, 1990, 1998r (Contributions to Biblical Exegesis and Theology 8). 342 p.
Horbury W. Jewish—Christian relations in Barnabas and
Justin Martyr. — Jews
and Christians: The parting of the ways A.D. 70–135 <…>
Tübingen, 1992 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 66),
315–345.
Taylor (Miriam S.) Anti-Judaism and early
Christian identity: a critique of the scholarly consensus. Leiden; New York:
E.J. Brill, 1995 (Studia post-Biblica 46). 207 p.
Mimouni S.C. Le judéo-christianisme
ancien. Essais historiques. Paris, 1998.
Judaism and Christianity in First-Century Rome / Edd. K.P. Donfried,
P.Richardson. Grand Rapids/Cambridge: Eerdmans, 1998. XIV, 329 p.
del Verme M. Didaché e origini
cristiane: Una bibliografia per lo studio della Didaché nel contesto del
giudaismo cristiano. — Vetera Christianorum 38, 2001, 5–39 (продолжение следует).
См. также труд Ж.Даниэлу
(выходные данные выше, с.560).
Раннее христианство и
ЯзыЧеское государство. ПреследованиЯ христиан
Лебедев А.П. О причинах гонений на
христиан во II, III и нач. IV века. — ПрибТСО 1883, ч.32, 428–466.
Он же. Из истории гонений на
христиан во II и III веках. — Там же, 1884, ч.33, 3–85, 343–383.
Vogt J. Christenverfolgung I (historisch). — RAC II,
1954, 1159–1208.
Last H. Christenverfolgung II (juristisch). — RAC II,
1954, 1208–1228.
Moreau J. La persécution du christianisme dans
l’empire romain. Paris, 1956. Нем. пер.: Die Christenverfolgung im
römisschen Reich. Berlin; New York, 19712.
Grégoire H., Orgels P., Moreau J., Maricq A. Les persécutions dans l’empire romain. Bruxelles, 1964
(Académie Royale de Belgique. {С. 570} Mémoires de la Classe des Lettres et des
Sciences Morales et Politiques LVI/5).
Freudenberger R. Das Verhalten der
römischen Behörden gegen die Christen im 2. Jahrhundert, dargestellt
am Brief des Plinius an Trajan und den Reskripten Trajans und Hadrians.
München, 1967.
Gülzow H. Christentum und Sklaverei
in den ersten drei Jahrhunderten. Bonn, 1969.
Molthagen J. Der römische Staat und
die Christen im zweiten und dritten Jahrhundert. Göttingen, 19752 (Hypomneumata. Untersuchungen zur Antike und
zu ihrem Nachleben 28) (19701).
Wlosok A. Rom und die Christen. Zur Auseinandersetzung
zwischen Christentum und römischem Staat. Stuttgart, 1970 (Der
altsprachliche Unterricht. Reihe XIII, Beiheft 1).
Das frühe Christentum im römischen Staat / Hrsg. von R.Klein.
Darmstadt, 1971 (Wege der Forschung 267).
Grant R.M. Early Christianity and
Society. New York, 1977.
Benko (Stephen). Pagan Rome and the Early
Christians. Bloomington: Indiana University Press, 1984.
Fox (Robin Lane). Pagans and Christians. New
York, 1987.
Lampe P. Die stadtrömischen Christen in den ersten
beiden Jahrhunderten. Tübingen: Mohr Siebeck, 21989 (19871) (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament. 2. Reihe 18). 457 S. (Eсть
англ. пер.).
Clevenot M. Die Christen und die
Staatsmacht. Geschichte des Christentums im II. und III. Jahrhundert.
Freibourg, 1988.
Jossa G. I cristiani e l’impèrio romano da
Tiberio a Marco Aurelio. Napoli, 1991 (Studi sul giudaismo e sul cristianesimo
antico 2).
Filoramo G., Roda S. Cristianesimo e
società antica. Bari, 1992.
Guyot P., Klein R. (Hsg.) Das frühe
Christentum bis zum Ende der Verfolgungen. Eine Dokumentation. Bd.1: Die
Christen im heidnischen Staat. Darmstadt, 1993; Bd.2: Die Christen in der
heidnischen Gesellschaft. Darmstadt, 1994 (Texte zur Forschung 60, 62).
I cristiani e il servizio militare: testimonianze dei primi tre secoli /
A cura di E.Pucciarelli. Firenze: Nardini editore, 1987 (Biblioteca
patristica 9).
{С. 571}
Отношение
к ЯзыЧеской философии
Armstrong A.H., Markus R.A. Christian Faith and
Greek Philosophy. London, 1964.
Wolfson H.A. The Philosophy of the
Church Fathers. Vol.1. Cambridge Mass., 19642.
(В целом эта тема почти не относится к мужам апостольским,
актуализируясь лишь с апологетов.)
Davies J.G. Daily Life in the Early
Church. London, 1952 (New York, 19532).
[1] Включены в основном иностранные монографии (для первичной ориентации) и труды на русском языке, вышедшие за последнее время и не учтенные в СДХА. Тематическую библиографию работ на русском языке, касающихся не только мужей апостольских, но и ранних апологетов, см.: СДХА 715–756 (в числе исследований, посвященных апологетам и общей церковной истории II–III вв.). Подробную иностранную библиографию можно найти в любой из зарубежных многотомных энциклопедий на ключевое слово. В данный раздел включены работы, охватывающие произведения многих авторов (исследования, посвященные какому-либо одному автору, можно найти в следующем разделе).