На главную страницу

 

К странице, посвященной Н.М. Тарабукину

 

 

 

© А.Г. Дунаев. Все права защищены. Разрешается копирование исключительно для личного некоммерческого использования.

 

Текст приводится по изданию: Н.М. Тарабукин. Смысл иконы. М., 1999. С. 213–219.

 

 

 

НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВА И

НАУЧНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.М. ТАРАБУКИНА[1]

 

 

1889, 25 августа (ст.ст.)

В селе Спасском Спасского уезда Казан­ской губернии у Михаила Федоровича Тарабукина родился сын Николай.

1909

Знакомство с художником М.К. Соколовым.

1911

Заканчивает Ярославскую гимназию и поступает на историко-филологический факультет Московского Университета, где прослушал ряд дисциплин философского и искусствоведческого характера (в т.ч. лекции Мальмберга по античному искусству и Лопатина по психологии), сдал экзамены по истории искусства, философии, логике, психологии, литературе.

1912, сентябрь

Оставляет Московский Университет и поступает в Демидовский юридический лицей в Ярославле.

1913—1914

Поездка за границу “с целью осмотра музеев и архитектуры”.

1916, декабрь

Заканчивает Демидовский лицей (диплом выдан 19 апреля 1917 года) и переезжает в Петроград. Знакомство с Н.Н. Пуниным. Первые искусствоведческие работы “Опыт теории живописи” (опубликована в 1923 году, переделана в 1929 году под названием “Теория искусства”; новый вариант остался в рукописи) и “Философия иконы” (переработана в 1935 году, впервые публикуется в настоящей книге).

1917

“С 1917 года посвятил себя всецело разработке вопросов истории и теории изобразительного искусства”.

1918, первая половина

Первые публикации в газетах “Понедельник”, “Слово”, “Новый путь”. Развод с первой женой Н.А. Кастальской.

1919—1920

Призван в Красную Армию, работает лектором по вопросам искусства в Политпро­светуправлении Московского военного округа, сотрудником и лектором Главного управления Военно-учебных заведений (ГУВУЗ).

1920—1921

Курсы по истории пространственных искусств в Государственной Хоровой академии. Начало интенсивной лекторской и преподавательской работы.

1920—1949

Работа в Отделе охраны памятников при Наркомпросе (затем — Главное управление по охране памятников).

1921

Уроки по истории русского искусства в бывшей Первой гимназии.

1921—1922

Поездки в Тверь (лекции в Тверских художественных мастерских). Художница Л.И. Рыбакова (вдова известного врача, урожденная Чулкова, сестра знаменитого символиста Г.И. Чулкова) становится женой Н.М. Тарабукина.

1921—1924

Действительный член и ученый секретарь Института художественной культуры (Инхук).

1921—1928

За восемь лет ученым опубликованы 123 статьи в периодических изданиях и 4 брошюры. Боё­ль­шая часть этих работ посвящена текущим художественным событиям и проблемам нового искусства.

1922

Начало преподавательской работы в Пролеткульте и Вхутемасе.

1923 (?)

 

Знакомство с А.Ф. Лосевым (см. воспоминания А.А. Тахо-Годи в ее книге: Лосев. М., 1997, с.187—188, 200, 227, 229, 269, фотопортрет Н.М. Тарабукина на вклейке после с.208).

1923—1955

Публичные лекции в Доме печати, ЦДРИ, ВТО, Доме Армении, Доме кино и др., а также в Ленинграде в Институте истории искусств, Обществе им. Куинджи и др.

1924—1930

Работа в Государственной (первоначально — Российской) Академии художественных наук (ГАХН), членом-корреспондентом которой избран в 1928 году (с 1924 по 1929 годы сделано 22 доклада, написан ряд статей для “Художественной энциклопедии”). Начало работы в Государственных театральных мастер­ских им. Вс. Мейерхольда (ГОСТИМ).

1925, лето

Поездка в Новгород.

1927, 15 сентября

Зачислен во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, первоначально — ГИК) преподавателем по курсу истории искусств.

1928, лето

Научная командировка в Киев, Ленинград, Новгород для исследования творчества Вру­беля (Н.М. Тарабукин избран заведующим секцией ГАХН по изучению наследия этого художника), “старой и новой живописи”.

1928—1929

Статьи в периодической печати против ГАХН.

1930

Договор с ГИЗом на издание монографии “Проблема пространства в живописи”. Основные положения монографии Тарабукина изложены А.Ф. Лосевым в книге “Диалектика мифа” (М., 1930, с.119—122), послужившей одним из предлогов для ареста Лосева. (“Проблема пространства в живописи” опубликована только в 1993—1994 годах А.Г. Дунаевым в журнале “Вопросы искусствознания”).

Расформирование ГАХН.

1930, 1 октября

Утвержден доцентом ВГИКа.

1931, июль

Поездка в Ленинград.

1932

Договоры с ИЗОГИЗом на издание книг “Готика. Ренессанс. Барокко” и “Врубель”

(последняя издана Л.И. Рыбаковой и Г.С. Дунаевым в 1974 году с предисловием М.В. Алпатова).

1933

На заседании Ученого совета ВГИКа утвержден в звании профессора

1934, июль—август

Научная командировка в Вологду, Ферапонтов и другие города.

1934, 15 октября

Зачислен доцентом по истории пространственных искусств в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС).

1934, осень

Лекции в Нижегородском педагогическом институте.

1934, 31 декабря

Утвержден заместителем заведующего кафедры искусствознания ВГИКа.

1935, август—сентябрь

Научная командировка в Армению и Туркестан (Бухара, Самарканд) “для изучения памятников архитектуры и искусства”.

1935, 27 декабря

Представлен ВГИКом к ученой степени кандидата наук и званию профессора.

1936

19 февраля ГУКФом утверждено представление ВГИКа, постановление направлено в Высшую квалификационную комиссию, но “в связи с приостановлением работы этой комиссии дело Тарабукина вновь вернулось во ВГИК”.

Март — передовица в “Правде”, а затем и в других газетах против “формализма в живописи”. Среди прочих упомянуто имя Тарабукина.

1936, лето

Поездки в Армению и Грузию.

1937

Написан ряд работ и собран большой материал по архитектуре Грузии и Армении.

Лето — командировка в Грузию и Армению “для изучения памятников древней архитектуры и их фотографирования в связи с работой по истории архитектуры Кавказа”.

1938, 1 апреля

Утвержден и.о. профессора по истории пространственных искусств во ВГИКе.

1938, лето

Поездка по Закавказью.

1938, 1 сентября

Утвержден и.о. профессора по циклу пространственных искусств в ГИТИСе.

 

1939

15 февраля на заседании Ученого совета ВГИКа поставлен вопрос об утверждении Тарабукина в ученом звании профессора в Комитете по делам высшей школы.

5 июля ВАК отказала Тарабукину в присвоении ученого звания профессора и присвоила звание доцента.

20 октября — решение Совета ВГИКа об апелляции в ВАК в связи с тем, что Тарабукин был утвержден в звании доцента еще в 1932 году, а к званию профессора представлен в 1933 году, но “в связи с волокитой в ­бывшем ГУКФ это представление было задержано”. “Тарабукин — единственный из московских искусствоведов, всецело посвятивший свою педагогическую работу подготовке работников искусств театра и кино”.

3 ноября ГИТИС присоединился к ходатайству ВГИКа.

1939—1944

Работа над диссертацией по архитектуре Закавказья (вследствие интриг — nomina sunt odiosa — осталась неизданной).

1940

Разрешение ВАК защиты докторской диссертации без наличия ученой степени кандидата наук.

1941, 1 сентября

Утвержден доцентом по искусствоведческому циклу в ГИТИСе.

16 октября предоставлен отпуск в связи с эвакуацией ГИТИСа. Одновременно освобожден от занимаемой должности во ВГИКе.

1942, 23 марта

Зачислен в порядке перевода из ГИТИСа на филологический факультет МГУ доцентом кафедры истории театра.

Курс по всеобщей истории искусств в МГУ и Художественно-промышленном институте (до 1944 года). Сохранился авторский конспект лекций.

1943, 1 января

Отчислен из МГУ в связи с передачей отделения театроведения ГИТИСу, где Тарабукин зачисляется доцентом по кафедре истории театра.

Начало лекций “Общая история изобразительного искусства” и “История материальной культуры” на Высших курсах режиссеров и художников кукольных театров. Книга “Очерки по истории внешнего быта” (не издана).

1944

Написана монография “Анализ композиции в живописи” (отрывки публикуются в настоящем издании).

1944—1947

Ежегодные доклады на конференциях ­ГИТИСа.

1944, 29 февраля

Утвержден и.о. заведующего кафедрой искусствознания ГИТИСа.

1944—1949

Курсы по истории искусств в Театральной школе-студии МХАТа.

1945

Во время войны награжден медалями “За доблестный труд” и “За оборону Москвы”.

1946

Педагогическая работа в Литературном ­институте, начало работы в Академии архитектуры СССР, где состоит старшим научным ­сотрудником в секции изучения архитектуры народов СССР. По заданию секции написан ряд научных работ.

Лето — командировка в Ригу.

1948, август

Командировка в города Львов и Вильнюс “для изучения древней архитектуры в связи с работой по зодчеству народов СССР”.

Начало борьбы с космополитизмом в ­ГИТИСе, МХАТе и др.

1949, январь—фе­враль

А.А. Федоров-Давыдов на сессии Академии художеств в докладе о задачах создания трудов по истории русского искусства говорит о “выходе” из искусствоведческой науки “когда-то активного формалиста” Н.М. Тарабукина (Академия художеств СССР. Сессии... Третья сессия. Вопросы теории и критики советского изобразительного искусства. 24 января — 1 февраля 1949 г. М., 1949, с.144).

1949, июль

Командировка в Таллин, Нарву, Тарту.

1954, 8 марта

Ходатайство кафедры искусствоведения ­ГИТИСа о присуждении Тарабукину звания и.о. профессора.

Август — командировка в Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль и Углич “в связи с работой по истории русского искусства”.

Договор с издательством “Советская энциклопедия” на ряд статей по архитектуре.

1955

Договор с издательством “Искусство” на издание книги “Очерки по истории костюма” (написана в 1937—1943 годах, опубликована Л.М. Горбачевой в 1994 г. по экземпляру из архива А.Г. Дунаева).

1956

21 февраля Н.М. Тарабукин скончался в Москве. Похоронен согласно завещанию в подмосковной усадьбе Вороново, истории и архитектуре которой посвящена одна из последних работ ученого.

 

На сегодняшний день число опубликованных книг, статей и рецензий Н.М. Тарабукина составляет 168 (включая переводы на французский, испанский и итальянский языки), хотя подавляющее большинство работ остается неизданным. Архив ученого занимает отдельный фонд (№627) в ОР РГБ в 30 картонов и более 200 единиц хранения. Полный перечень изданных трудов; подробную опись архивных материалов (РГБ; архив Тарабукина, хранящийся у А.Г. Дунаева; РГАЛИ; Ярославский художественный музей); сводку печатных и архивных материалов о Н.М. Тарабукине, рецензий на его труды, заметок и упоминаний об искусствоведе (по состоянию на 1989 год) читатель найдет в выпущенной в 50 экземплярах и разосланной по центральным библиотекам России, Прибалтики и Закавказья брошюре: Библиографический указатель трудов Н.М. Тарабукина, архив­ных материалов и литературы о Н.М. Тарабукине (К столетию со дня рождения Н.М. Тарабукина) / Сост. А.Г. Дунаев. М., ГИТИС, 1990 (на правах рукописи). 60 с. с пятью указателями (библиография требует небольших уточнений и дополнений; список изданных трудов Н.М. Тарабукина см. также в кн.: Н.М. Тарабукин о В.Э. Мейерхольде. М., 1998, с. 96–108). К сожалению, несмотря на наши усилия наследие Тарабукина остается не освоенным и не введенным в полной мере в научный оборот. В основном живой интерес к наследию ученого проявляют зарубежные исследователи, да и то лишь в аспекте истории советского искусствознания (проблемы авангарда) 1920-х годов. Надеемся, что долгожданная публикация “Философии иконы” привлечет внимание отечественных ученых к столь колоритной и интересной фигуре, какой был Н.М. Тарабукин, игравший заметную (хотя и никак не проявлявшуюся в официальной печати) роль в научно-художественной жизни 1920—1940-х годов. 



[1] Летопись составлена А.Г. Дунаевым на основании архивных материалов (прежде всего автобиографий Н.М. Тарабукина, хранящихся в ОР РГБ, ф.627, к.1, ед.хр.1; РГАЛИ, ф.941, оп.10, ед.хр.608, л.8—11, 13, а также других источников, перечисленных в: Дунаев А.Г. Библиографический указатель трудов Н.М. Тарабукина... М., ГИТИС, 1990, с.44—46), документов, имеющихся у составителя, и воспоминаний лиц, знавших Н.М. Тарабукина.