К странице, посвященной
Н.М. Тарабукину
©
А.Г. Дунаев. Все права защищены. Разрешается копирование исключительно для
личного некоммерческого использования.
Текст
приводится по изданию: Н.М. Тарабукин. Смысл иконы. М., 1999. С.
213–219.
НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ,
ТВОРЧЕСТВА И
НАУЧНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.М. ТАРАБУКИНА[1]
1889, 25 августа (ст.ст.) |
В селе Спасском Спасского уезда Казанской
губернии у Михаила Федоровича Тарабукина родился сын Николай. |
1909 |
Знакомство с художником М.К. Соколовым. |
1911 |
Заканчивает Ярославскую гимназию и поступает на
историко-филологический факультет Московского Университета, где прослушал ряд
дисциплин философского и искусствоведческого характера (в т.ч. лекции
Мальмберга по античному искусству и Лопатина по психологии), сдал экзамены по
истории искусства, философии, логике, психологии, литературе. |
1912, сентябрь |
Оставляет Московский Университет и поступает в
Демидовский юридический лицей в Ярославле. |
1913—1914 |
Поездка за границу “с целью осмотра музеев и
архитектуры”. |
1916, декабрь |
Заканчивает Демидовский лицей (диплом выдан 19
апреля 1917 года) и переезжает в Петроград. Знакомство с Н.Н. Пуниным. Первые
искусствоведческие работы “Опыт теории живописи” (опубликована в 1923 году,
переделана в 1929 году под названием “Теория искусства”; новый вариант
остался в рукописи) и “Философия иконы” (переработана в 1935 году, впервые
публикуется в настоящей книге). |
1917 |
“С 1917 года посвятил себя всецело разработке
вопросов истории и теории изобразительного искусства”. |
1918, первая половина |
Первые публикации в газетах “Понедельник”,
“Слово”, “Новый путь”. Развод с первой женой Н.А. Кастальской. |
1919—1920 |
Призван в Красную Армию, работает лектором по вопросам
искусства в Политпросветуправлении Московского военного округа, сотрудником
и лектором Главного управления Военно-учебных заведений (ГУВУЗ). |
1920—1921 |
Курсы по истории пространственных искусств в
Государственной Хоровой академии. Начало интенсивной лекторской и
преподавательской работы. |
1920—1949 |
Работа в Отделе охраны памятников при Наркомпросе
(затем — Главное управление по охране памятников). |
1921 |
Уроки по истории русского искусства в бывшей
Первой гимназии. |
1921—1922 |
Поездки в Тверь (лекции в Тверских художественных
мастерских). Художница Л.И. Рыбакова (вдова известного врача, урожденная
Чулкова, сестра знаменитого символиста Г.И. Чулкова) становится женой Н.М.
Тарабукина. |
1921—1924 |
Действительный член и ученый секретарь Института
художественной культуры (Инхук). |
1921—1928 |
За восемь лет ученым опубликованы 123 статьи в
периодических изданиях и 4 брошюры. Боёльшая часть этих работ посвящена
текущим художественным событиям и проблемам нового искусства. |
1922 |
Начало преподавательской работы в Пролеткульте и
Вхутемасе. |
1923 (?) |
Знакомство с А.Ф. Лосевым (см. воспоминания А.А.
Тахо-Годи в ее книге: Лосев. М., 1997, с.187—188, 200, 227, 229, 269,
фотопортрет Н.М. Тарабукина на вклейке после с.208). |
1923—1955 |
Публичные лекции в Доме печати, ЦДРИ, ВТО, Доме
Армении, Доме кино и др., а также в Ленинграде в Институте истории искусств,
Обществе им. Куинджи и др. |
1924—1930 |
Работа в Государственной (первоначально — Российской)
Академии художественных наук (ГАХН), членом-корреспондентом которой избран в
1928 году (с 1924 по 1929 годы сделано 22 доклада, написан ряд статей для
“Художественной энциклопедии”). Начало работы в Государственных театральных
мастерских им. Вс. Мейерхольда (ГОСТИМ). |
1925, лето |
Поездка в Новгород. |
1927, 15 сентября |
Зачислен во Всесоюзный государственный институт
кинематографии (ВГИК, первоначально — ГИК) преподавателем по курсу истории
искусств. |
1928, лето |
Научная командировка в Киев, Ленинград, Новгород
для исследования творчества Врубеля (Н.М. Тарабукин избран заведующим
секцией ГАХН по изучению наследия этого художника), “старой и новой
живописи”. |
1928—1929 |
Статьи в периодической печати против ГАХН. |
1930 |
Договор с ГИЗом на издание монографии “Проблема
пространства в живописи”. Основные положения монографии Тарабукина изложены
А.Ф. Лосевым в книге “Диалектика мифа” (М., 1930, с.119—122), послужившей
одним из предлогов для ареста Лосева. (“Проблема пространства в живописи”
опубликована только в 1993—1994 годах А.Г. Дунаевым в журнале “Вопросы
искусствознания”). Расформирование ГАХН. |
1930, 1 октября |
Утвержден доцентом ВГИКа. |
1931, июль |
Поездка в Ленинград. |
1932 |
Договоры с ИЗОГИЗом на издание книг “Готика.
Ренессанс. Барокко” и “Врубель” (последняя издана Л.И. Рыбаковой и Г.С. Дунаевым в
1974 году с предисловием М.В. Алпатова). |
1933 |
На заседании Ученого совета ВГИКа утвержден в
звании профессора |
1934, июль—август |
Научная командировка в Вологду, Ферапонтов и
другие города. |
1934, 15 октября |
Зачислен доцентом по истории пространственных
искусств в Государственный институт театрального искусства им. А.В.
Луначарского (ГИТИС). |
1934, осень |
Лекции в Нижегородском педагогическом институте. |
1934, 31 декабря |
Утвержден заместителем заведующего кафедры
искусствознания ВГИКа. |
1935, август—сентябрь |
Научная командировка в Армению и Туркестан (Бухара,
Самарканд) “для изучения памятников архитектуры и искусства”. |
1935, 27 декабря |
Представлен ВГИКом к ученой степени кандидата наук
и званию профессора. |
1936 |
19 февраля ГУКФом утверждено представление ВГИКа, постановление
направлено в Высшую квалификационную комиссию, но “в связи с приостановлением
работы этой комиссии дело Тарабукина вновь вернулось во ВГИК”. Март — передовица в “Правде”, а затем и в других
газетах против “формализма в живописи”. Среди прочих упомянуто имя
Тарабукина. |
1936, лето |
Поездки в Армению и Грузию. |
1937 |
Написан ряд работ и собран большой материал по
архитектуре Грузии и Армении. Лето — командировка в Грузию и Армению “для
изучения памятников древней архитектуры и их фотографирования в связи с
работой по истории архитектуры Кавказа”. |
1938, 1 апреля |
Утвержден и.о. профессора по истории
пространственных искусств во ВГИКе. |
1938, лето |
Поездка по Закавказью. |
1938, 1 сентября |
Утвержден и.о. профессора по циклу пространственных
искусств в ГИТИСе. |
1939 |
15 февраля на заседании Ученого совета ВГИКа
поставлен вопрос об утверждении Тарабукина в ученом звании профессора в
Комитете по делам высшей школы. 5 июля ВАК отказала Тарабукину в присвоении ученого
звания профессора и присвоила звание доцента. 20 октября — решение Совета ВГИКа об апелляции в
ВАК в связи с тем, что Тарабукин был утвержден в звании доцента еще в 1932
году, а к званию профессора представлен в 1933 году, но “в связи с волокитой
в бывшем ГУКФ это представление было задержано”. “Тарабукин — единственный
из московских искусствоведов, всецело посвятивший свою педагогическую работу
подготовке работников искусств театра и кино”. 3 ноября ГИТИС присоединился к ходатайству ВГИКа. |
1939—1944 |
Работа над диссертацией по архитектуре Закавказья
(вследствие интриг — nomina sunt odiosa — осталась неизданной). |
1940 |
Разрешение ВАК защиты докторской диссертации без
наличия ученой степени кандидата наук. |
1941, 1 сентября |
Утвержден доцентом по искусствоведческому циклу в
ГИТИСе. 16 октября предоставлен отпуск в связи с
эвакуацией ГИТИСа. Одновременно освобожден от занимаемой должности во ВГИКе. 1942, 23 марта Зачислен в порядке перевода из ГИТИСа на филологический
факультет МГУ доцентом кафедры истории театра. Курс по всеобщей истории искусств в МГУ и
Художественно-промышленном институте (до 1944 года). Сохранился авторский
конспект лекций. |
1943, 1 января |
Отчислен из МГУ в связи с передачей отделения
театроведения ГИТИСу, где Тарабукин зачисляется доцентом по кафедре истории
театра. Начало лекций “Общая история изобразительного
искусства” и “История материальной культуры” на Высших курсах режиссеров и
художников кукольных театров. Книга “Очерки по истории внешнего быта” (не
издана). |
1944 |
Написана монография “Анализ композиции в живописи”
(отрывки публикуются в настоящем издании). |
1944—1947 |
Ежегодные доклады на конференциях ГИТИСа. |
1944, 29 февраля |
Утвержден и.о. заведующего кафедрой
искусствознания ГИТИСа. |
1944—1949 |
Курсы по истории искусств в Театральной
школе-студии МХАТа. |
1945 |
Во время войны награжден медалями “За доблестный
труд” и “За оборону Москвы”. |
1946 |
Педагогическая работа в Литературном институте,
начало работы в Академии архитектуры СССР, где состоит старшим научным сотрудником
в секции изучения архитектуры народов СССР. По заданию секции написан ряд
научных работ. Лето — командировка в Ригу. |
1948, август |
Командировка в города Львов и Вильнюс “для
изучения древней архитектуры в связи с работой по зодчеству народов СССР”. Начало борьбы с космополитизмом в ГИТИСе, МХАТе и
др. |
1949, январь—февраль |
А.А. Федоров-Давыдов на сессии Академии художеств
в докладе о задачах создания трудов по истории русского искусства говорит о
“выходе” из искусствоведческой науки “когда-то активного формалиста”
Н.М. Тарабукина (Академия художеств СССР. Сессии... Третья сессия.
Вопросы теории и критики советского изобразительного искусства. 24 января — 1
февраля 1949 г. М., 1949, с.144). |
1949, июль |
Командировка в Таллин, Нарву, Тарту. |
1954, 8 марта |
Ходатайство кафедры искусствоведения ГИТИСа о
присуждении Тарабукину звания и.о. профессора. Август — командировка в Переяславль-Залесский,
Ростов, Ярославль и Углич “в связи с работой по истории русского искусства”. Договор с издательством “Советская энциклопедия”
на ряд статей по архитектуре. |
1955 |
Договор с издательством “Искусство” на издание
книги “Очерки по истории костюма” (написана в 1937—1943 годах, опубликована
Л.М. Горбачевой в 1994 г. по экземпляру из архива А.Г. Дунаева). |
1956 |
21 февраля Н.М. Тарабукин скончался в Москве.
Похоронен согласно завещанию в подмосковной усадьбе Вороново, истории и
архитектуре которой посвящена одна из последних работ ученого. |
На сегодняшний день число опубликованных книг,
статей и рецензий Н.М. Тарабукина составляет 168 (включая переводы на
французский, испанский и итальянский языки), хотя подавляющее большинство работ
остается неизданным. Архив ученого занимает отдельный фонд (№627) в ОР РГБ в 30
картонов и более 200 единиц хранения. Полный перечень изданных трудов;
подробную опись архивных материалов (РГБ; архив Тарабукина, хранящийся у
А.Г. Дунаева; РГАЛИ; Ярославский художественный музей); сводку печатных и
архивных материалов о Н.М. Тарабукине, рецензий на его труды, заметок и
упоминаний об искусствоведе (по состоянию на 1989 год) читатель найдет в
выпущенной в 50 экземплярах и разосланной по центральным библиотекам России,
Прибалтики и Закавказья брошюре: Библиографический указатель трудов
Н.М. Тарабукина, архивных материалов и литературы о Н.М. Тарабукине
(К столетию со дня рождения Н.М. Тарабукина) / Сост. А.Г. Дунаев.
М., ГИТИС, 1990 (на правах рукописи). 60 с. с пятью указателями (библиография
требует небольших уточнений и дополнений; список изданных трудов Н.М.
Тарабукина см. также в кн.: Н.М. Тарабукин о В.Э. Мейерхольде. М., 1998, с.
96–108). К сожалению, несмотря на наши усилия наследие Тарабукина остается не
освоенным и не введенным в полной мере в научный оборот. В основном живой
интерес к наследию ученого проявляют зарубежные исследователи, да и то лишь в
аспекте истории советского искусствознания (проблемы авангарда) 1920-х годов.
Надеемся, что долгожданная публикация “Философии иконы” привлечет внимание
отечественных ученых к столь колоритной и интересной фигуре, какой был Н.М. Тарабукин,
игравший заметную (хотя и никак не проявлявшуюся в официальной печати) роль в
научно-художественной жизни 1920—1940-х годов.
[1] Летопись составлена А.Г. Дунаевым на
основании архивных материалов (прежде всего автобиографий Н.М. Тарабукина,
хранящихся в ОР РГБ, ф.627, к.1, ед.хр.1; РГАЛИ, ф.941, оп.10, ед.хр.608,
л.8—11, 13, а также других источников, перечисленных в: Дунаев А.Г.
Библиографический указатель трудов Н.М. Тарабукина... М., ГИТИС, 1990,
с.44—46), документов, имеющихся у составителя, и воспоминаний лиц, знавших Н.М. Тарабукина.