А. Г. Дунаев

 

ЛЕКЦИЯ ПО ИСТОРИИ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ

16 декабря 2015 г.

 

(Москва, ул. Орджоникидзе, 11 с41. С 12 до 16 часов)

. Страничка кофейни: https://www.facebook.com/stolovaya/
Информация о лекции: http://vk.com/event109457022

 

[Данный план может уточняться до 16 декабря]

 

I. ИСТОРИЯ ФОРМУЛЫ

 

I.1. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Сыне Божий, помоги мне!» и аналогичные двучленные (или кратчайшие формулы)

а) псаломские стихи, апофтегмы (4 в.)

б) Варсонофий и Иоанн (6 в., начало изоляции формулы, иные формулы)

б) развитие их (житие Досифея, эпиграфика 7–8 в.)

в) коптские «Добродетели» Макария (8 в.): соединение с дыханием

г) Мелетий Галисиот (13 в.): «Сыне Божий помози мне, Христе мой, сохрани мя»

д) Марк монах (сер. 13 в.): актуализация Варсонофия и Иоанна при использовании и новой формулы (переходный период)

 

I.2. Контаминация в «однословную» молитву «Господи Иисусе Христе, (Боже наш), помилуй нас».

а) Иоанн Лествичник, «5 слов»

б) «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас»: анонимное догмат. толкование (7/8 в., не позднее 1105 г.). Житие Григория Хандзтийского (сер. 10 в., следовательно, поучила распространение гораздо ранее). Цель вставки.

в) Лаврентьевская летопись

г) Большой Собор 1666–1667 г.

 

I.3. Замена слов «Боже наш... помилуй нас» на «Сыне Божий... помилуй мя»

а) Впервые (моя гипотеза) — в «Письме к игумену». Иоанн Отшельник (по рукописи сер. 11 в.). «Макариевский корпус»

б) Никифор Уединенник (втор. пол. 13 в.) и все последующие авторы «Добротолюбия»

в) Протест Дионисия монаха (конец 13 — нач. 14 в.) и предпочтение им формулы «ГИХСБ смилуйся надо мной, грешным, и спаси меня»

г) Протест Варлаама против замены «Боже наш» на «Сыне Божий»

д) Консервация нынешней формулы у греков после паламитских споров (и в России с нач. 19 в. под влиянием Паисия Величковского и «Добротолюбия»)

 

I. 4. Толкование Нила Дамилы на Иисусову молитву (1400 г.): альтернативный путь исихазма

 

II. ТЕХНИКА МОЛИТВЫ

 

1. Евагрий Понтийский

2. Пассалоринхиты и йога

3. Мессалиане, акимиты и «Макариевский корпус»

4. Синайский исихазм (Иоанн и Исихий)

5. [Тексты Псевдо-Златоуста (?)]

6. Псевдо-Симеон Новый Богослов

7. Суфизм

8. Спор о преимуществе МИ или псалмопения (главы Дионисия монаха)

9. Варлаам Калабрийский

10. Авторы «Добротолюбия», с особым упором на Григория Синаита

11. Неизвестные исихастские споры и собор о технике дыхания (по дррус переводам текстов визант. происхождения) (изложение наблюдений А. Бусыгина)

12. Дррус текст «Молитва ап. Павла, истолкованная Златоустом», его визант. происхождение и судьба на Руси и в России

13. Василий Поляномерульский: развитие «корректива Григория Синаита». Паисий Величковский: два спора о МИ

14. Старец Василиск. Подробный анализ видений и состояний Василиска при МИ. Одобрение повествования Игнатием Брянчаниновым.

15. «Откровенные рассказы странника» и их подлинный автор Арсений Троепольский. Изложение выводов из неизданных архивных исследований А. М. Пентковского. Четыре источника «Рассказов»: а) «Добротолюбие», б) старец Василиск, в) западноевропейские эзотерические тексты, месмеризм, масонская традиция, г) собственные «открытия» Арсения Троепольского. Анализ двух техник в «Страннике», чужеродность их подлинной исихастской традиции (у Григория Синаита и по дррус текстам), гипотезы об их происхождении (техника йогов и суфиев, гораздо менее вероятно влияние Лойолы). Значение «Рассказов» для возрождения интереса к МИ в 19 и 20 вв. Коррективы, внесенные в технику и истолкование ИМ, Игнатием Брянчаниновым и Феофаном Затворником. Влияние «Рассказов» на всю последующую исихастскую традицию (15а: Феодосий Карульский, 1937; 15б: Иосиф Исихаст, 1899–1959)

16. Имябожие

17. Заключение