К оглавлению Библиографии исихазма
К словнику по греческой патрологии
О проекте Святоотеческая библиография
Информация об авторском праве и условиях пользования
текстом
Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.
© А. Г. Дунаев, С. С. Хоружий. Все права защищены.
Незаконное
копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном
или электронном виде без письменного разрешения правообладателей запрещено и
будет преследоваться согласно российским и международным законам об охране
авторского права и электронных носителях информации вплоть до закрытия
сайтов-нарушителей (согласно обычным условиям предоставления хостинга
провайдерами) и денежных штрафов.
Полное
копирование разрешается без письменного разрешения правообладателей только для
частного некоммерческого использования.
Частичное (не более 25%) использование данной информации разрешается в бумажных публикациях без письменного разрешения правообладателей при условии обязательной ссылки на Библиографию исихазма (и на сайт А. Г. Дунаева, если информация взята с него, а не из бумажного варианта).
Копирование информации на интернет-сайтах без письменного разрешения правообладателей категорически запрещено, допускается только ссылка на данную страницу.
Право частичного копирования информации, относящейся к выставленным текстам русских переводов творений святых отцов, предоставлено сайту www.pagez.ru
Информация об обновлении библиографии
Все последующие дополнения и обновления информации, не вошедшие в
печатную Библиографию исихазма, будут отмечаться фигурными скобками { }.
О пользовании Библиографией
Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.
Номера страниц (первая и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода книги из печати). При ссылках можно обойтись без страниц и указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.
Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8). Размещение прочих разделов планируется на сайте С. С. Хоружего.
Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).
Перейти к сокращениям книг и журналов.
СОДЕРЖАНИЕ
Смежные вопросы: источники, церковные истории, археология и география, папирология
Белый и Красный монастыри (где настоятельствовал Шенуте):
Константинопольское монашество
Маркелл Акимит. BHG 1027z-1028
Иоанн Каливит. BHG 868—869h; BHO p. 11—12; BibS 6, 640—643.
10. Османкина Г. Ю. Монашеское движение в первые века возникновения византийской империи // Verbum 3 (№ 9.1524). 105—110.
11. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. 1998. 528. [Популярный очерк. Библ.: 362—396. Приложение: Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках. (1М. 1872)].
12. Сидоров А. И. Становление культуры святости. Древнее монашество в истории и литературных памятниках // Он же. У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М. 2002 [Сидоров. У истоков культуры святости]. 15—130.
13. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб. 21885. * Репр.: М. 1994. 300. [1: Подвижницы Александрии и ее окрестностей (Синклитикия, Сарра, Феодора, Александра и Пиамуна, Ефросиния, Фомаида, Таисия, Феодора, Аполлинария, Марина, Анастасия); 2: Верхнего Египта (Таисия, Пахомия, Исидора, Талида, Тафра, Евпраксия, Феодула, Юлия и неизвестные по имени); 3—6: Подвижницы палестинские, сирские, малоазийские, Константинополя и Эллады].
14. Amann É. Messaliens //
DThC 1928. 10:1. 792—795.
15. Baker A. Messalianism: the
monastic Heresy // Monastic Studies. 1974. 10. 135—141.
16. Bareille G. Euchites // DThC
1939. 5:2. 1454—1465.
17. Barone A. G.
Monachesimo ortodosso d’Oriente e diritto romano nel tardo antico. Milano 1990.
XIV, 418.
18. Borias A. Le moine et sa
famille // ColCist Chimay. 1978. 40. 81—110, 195—217.
19. Borkowska M. Eucharist in the Desert Fathers’ combat against Satan // Vox Populi. 1987. 7(12—13). 39—47. [Польск., рез. англ.].
20. Brakke D. The problematization
of nocturnal emissions in early Christian Syria, Egypt, and Gaul // JECS 1995.
3. 419—60.
21. Brakke D. The making of
monastic demonology: Three ascetic teachers on withdrawal and resistance //
ChHist 2001. 70(1). 19—49.
22. Brown P. Society and
the Holy in Late Antiquity. University of California 1982. * 2 изд., пересмотр.: Authority and the Sacred. Cambridge 1995.
23. Burton-Christie D.
The Word in the Desert. Scripture and the quest for holiness in early Christian
monasticism. N. Y. 1993. XVIII, 336. * Рец.: Gould G. // Catholic Historical
Review. 1994. 80(3). 559—560; Id. // JThS 1996. 47(1). 294—297; Griffith
S. H. // J. of Religion. 1995. 75(1). 114—115; Bartelink G. J. M. //
ViC 1995. 49. 86—88; Vinel F. // RHPhR 1995. 75(3). 348—349; * Итал. пер.: La parola nel deserto. Scrittura e ricerca
della santita. Bose 1998.
24. Chitty D. J. The
Desert a City. An introduction to the study of Egyptian and Palestinian
monasticism under the Christian Empire. Oxford [1966]. 21977. * Франц. пер.: Et le desert devint une cité. Une
introduction à l’étude du monachisme égyptien et
palestinien dans l’Empire chrétien. Bellefontaine 1980.
(Spiritualité orientale. 31).
25. Clark E. A. Sana
insanity: women and asceticism in late ancient Christianity // Medieval
Encounters: Jewish, Christian and Muslim Culture in Confluence and Dialogue.
1997. 3:3. 211—230.
26. Colombás G. M. El
concepto de monje y vida monástica hasta fines del siglo V // StMon
1959. 1. 257—342.
27. Colombás G. M.
El monacato primitivo. Madrid 1 (1974) — 2 (1975). 21998.
(Biblioteca de Autores Cristianos. 588). * Итал. пер.: Il monachesimo
delle origini. Milano 1984. 378.
28. Desprez V. Le monachisme
primitif: des origines jusqu’au concile d’Éphèse. Bellefontaine
1998. (Spiritualité Orientale. 72).
29. Daniélou J.
Grégoire de Nysse et le messalianisme // RSR 1963. 48. 119—134.
30. Dörries H. Urteil und
Verurteilung. Kirche und Messalianer: Zum Umgang der Alten Kirche mit
Häretikern // Id. Wort und Stunde. Göttingen 1966. 1:
Gesammelte Studien zur Kirchengeschichte des vierten Jahrhunderts. 334—351 (=
ZNW 1964. 55. 78—94). [Wort und Stunde].
31. Dörries H. Die Messalianer
im Zeugnis ihrer Bestreiter. Zum Problem des Enthusiasmus in der
spätantiken Reichskirche // Saeculum. Jahrbuch für
Universalgeschichte. 1970. 21. 213—227.
32. Driot M. Les Pères du
désert: vie et spiritualité. Médiaspaul 1991. 159.
(Maranatha. 23) [Библ.].
33. Elm S. Virgins of God: the
making of asceticism in Late Antiquity. Oxford; N. Y. 1994.
34. Frank K. (Suso P.). 'AggelikÕj
b…oj.
Begriffsanalytische und begriffsgeschichtliche Untersuchung zum “Engelgleichen
Leben” im frühen Mönchtum. Diss. Münster, Wesft. 1964.
35. Goehring J. E. Alone in the
Desert? // Christian History. 1999. 18(4). 20—24.
36. Gould G. The Desert
Fathers on monastic community. Oxford; N. Y. 1993. X, 202. (Oxford Early
Christian Studies).
37. Graniж F. Monaški ћivot i prvi
kalujeri // VSC 1892. 3.
148—152.
38. Gribomont J. Le monachisme au
4e siècle en Asie Mineure: de Gangres au messalianisme // StPatr. B.
1957. 2. 400—415. (TU 64).
39. Guillaumont A. Le baptême
du feu chez les messaliens // Mélanges H.-Ch. Puech. P. 1974. 517—523.
40. Guillaumont A. Aux origines du
monachisme chrétien: Pour une phénoménologie du
monachisme. Bellefontaine 1979. (Spiritualité orientale. 30).
41. Guillaumont A. Gnose et
monachisme // Gnosticisme et monde hellénistique; les objectifs du
colloque de Louvain-La Neuve (11—14 mars 1980). Louvain-la-Neuve 1980.
42. Guy J.-C. Educational
innovation in the Desert Fathers // ECR 1974. 6. 44—51.
43. Harvey S. A. Asceticism and
society in crisis: John of Ephesus and the “Lives of the Eastern Saints”.
Berkeley 1990. XVI, 226.
44. Hawison V. E. F.
Allegory and asceticism in Gregory of Nyssa // Semeia. 1992. 57. 113—130.
45. Humbertclaude P. La doctrine
ascétique de saint Basile de Cesarée. P. 1932. XIII, 341.
46. Hunter D. G. The language of
desire: Clement of Alexandria’s transformation of ascetic discourse // Semeia.
1992. 57. 95—112.
47. Judge E. A. The earliest use of
Monachos for “Monk” and the origins of monasticism // Jahrbuch für Antike und Christentum. 1977. 20.
48. Kavanagh A. Eastern influences
on the Rule of Saint Benedict // Monasticism and the Arts. Syracuse, NY 1984.
53—62.
49. Kretschmar G. Ein Beitrag zur
Frage nach dem Ursprung frühchristlicher Askese // ZKG 1964. 61. 27—67.
50. Landscapes F. Exploring desert
and mountain spirituality. Oxford 1998.
51. Lane B. C. Desert
catechesis: The landscape and theology of early Christian monasticism //
Anglican Theological Rev. 1993. 75(3). 292—314.
52. Lane B. C. Desert
attentiveness, desert indifference: Countercultural spirituality in the desert
fathers and mothers // Cross Currents. 1994. 44:2. 193—206.
53. Lienhard J. T. On “discernement
of spirits” in the early Church // ThS 1980. 41. 505—529.
54. Lohse B. Askese und
Mönchtum in der Antike und in der Alten Kirche. Religion und Kultur der
alten Mittelmeerwelt in Parallelforschungen. Münster; Wien 1969. * Рец.: Špidlik T. // OCP
1972. 38. 488.
55. Monachisme d’Orient et
d’Occident — l’Orient monastique du Xe au XVe siècle. // Journées
de Sénanque. 1986, 16—18 septembre. 117. * Ðец.: J. M. // Contacts. 1988.
38(142). 149—150.
56. Morison E. F. St.
Basil and his Rule. A study of early monasticism. Oxford 1912.
57. Muyser J. Un premier
essai d’étude sur les
vraies valeurs de la prière du moine copte et de celle de son
église d’après ce que nous possedons comme sources coptes les
plus authentiques. Le Caire 1950. [Отд оттиск из Les Cahiers Carmélitaines,
1950].
58. O’Murch D. Early Christian
asceticism and its relevance today // The Irish Theological Quarterly.
1983—1984. 50. 83—117.
59. Ranke-Heinemann U.
Das frühe Mönchtum. Seine Motive nach den Selbstzeugnissen. Essen
1964.
60. Rebenich S. Asceticism,
Orthodoxy and patronage: Jerome in Constantinople // StPatr 33. 1997. 358—377.
61. Regnault L. À
l’écoute des pères du désert aujourd’hui. Solesmes 1991. *
Итал. пер.: Ascoltare oggi i padri del
deserto. Bose 1997. 204.
62. Rousseau P. Christian
asceticism and the early monks // Early Christianity: Origins and Evolution to
A. D. 600: In Honour of W. H. C. Frend / Ed. Hazlett I. Nashville 1991.
112—122.
63. Shaw T. M. The burden of the
flesh: Fasting and sexuality in early Christianity. Minneapolis 1998.
64. Stone N. The Kaffa Lives of the
Desert Fathers: A study in Armenian manuscript illumination. Leuven 1997. (CSCO
566.).
65. Soler J. Les Mères du
désert et la maternité spirituelle // ColCist 1986. 48:3.
235—250.
66. Stewart C. Radical honesty
about the Self: The practice of the Desert Fathers // Sobornost 1990. 12.
25—39.
67. The Spirituality of Ancient
Monasticism. Acts of the International Colloquium held in Cracow—Tyniec 16–19th
November 1994 / Ed. by Starowieyski M. Specialized Contributions. Tynec; Cracow
1995. (Pontificia Academia Theologica Cracoviensis. Facultas Theologica.
Studia. IV/1). * То же, польск. пер.: Duchownoњж
staroїytnego
monastycyzmu. Materiaіy
z miкdzynarodowej sesji
naukowej. Krakуw—Tyniec,
16–19 listopada 1994 / Pod redakcj№ Ks. Marka Starowieyskiego. Wykіady otwarte. Tyniec; Krakуw 1995. (Ibid. IV/2).
68. Tsirpanlis C. N. The unity of
mankind and ecclesial koinonia in early ascetic theology // PBR 1987. 6(3).
173—98.
69. Vivian T. Words to live
by: A conversation that the elders had with one another concerning thoughts
(Peri Logismîn) // SVTQ 1995. 39. 127—141.
70. Vogüé A. de.
Le monastère, Église du Christ // Commentationes in Regulam
S. Benedicti / Cura Basilii Steidle. Romae 1957. 25—46. (Studia Anselmiana.
42).
71. Vogüé A. de.
Histoire littéraire du mouvement monastique dans l’antiquité. P.
1 (1991)—. (Patrimoines; Christianisme). 1991. 1: Le monachisme latin. [Vol. 1]
De la mort d’Antoine à la fin du séjour de Jérôme
à Rome (356—385). 1993. 2: De l’Itinéraire d’Egérie
à l’éloge funèbre de Népotien (384—396). 447; 1996.
3: Jérôme, Augustin et Rufin au tournant du siècle (392—405).
445; 1997. 4: Sulpice Sévère et Paulin de Nole (393—409).
Jérôme, homéliste et traducteur des “Pachomiana”; 1998. 5:
De l’épitaphe de sainte Paule à la consécration de
Démétriade (404—414). 392.
72. Waddell H. The
Desert Fathers. Vintage 1998.
73. Ward Benedicta. Harlots
of the desert. A study of repentance in early monastic sources. L. 1987. * Итал. пер.: Donne del deserto. Bose 1993. 152.
74. Ward Benedicta.
Traditions of spiritual guidance: Spiritual direction in the Desert Fathers //
Signs and Wonders: Saints, Miracles, and Prayers from the 4th Century to the
14th. L. 1992.
75. Weingarten H. Der Ursprung des Mönchtums im nachconstantinischen Zeitalter // ZKG 1877. 1. 1—35.
76. Троицкий И. И. Обозрение источников
начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад 1907. * Рец.: Спасский
А. // Извлеч. из журналов МДА за 1906 г. Сергиев Посад 1907.
107—112; Бриллиантов А. И. СПб. [1908]. 13. (Отд. отт. из ХЧ); Вертеловский
А. По вопросу об источниках начального египетского монашества
(библиографическая заметка) // ВиР 1908. 12. 711—730.
77. Kramer B. Neuere Papyri zum frühen Mönchtum in Ägypten // Philanthropia kai eusebeia: Festschrift für Albrecht Dihle zum 70. Geburtstag / Hrsg. v. Most G. W., Petersmann H., Ritter A. M. Göttingen 1993. 217—233.
78. Theodoretus. Historia ecclesiastica / Ed. Parmentier L.,
Scheidweiler F. (Theodoret. Kirchengeschichte). B. 21954. (Die
Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. 44); 3durchgesehene
Aufl. v. Hansen G. C. 1996. CPG 6222. * Рус. пер.: Феодорит,
епископ Кирский. Церковная история. СПб. 1852. * Переизд.: М. 1993.
79. Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica / Ed. Bright W. (Socrates’ ecclesiastical history). Oxford 21893. (CPG 6028). * Рус. пер.: Сократ Схоластик. Церковная история. 1СПб. 1850; 2Саратов 1911; 3М. 1996. [Полностью устаревший пер.] Sokrates. Kirchengeschichte / Hrsg. Hansen G. C., mit Beiträgen von Širinjan M. B. 1995. (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte). [Совр. критич. изд., в к-ром учтены данные ср.-вековой армянской версии].
80. Sozomenus. Historia ecclesiastica / Ed. Bidez J., Hansen G. C. (Sozomenus. Kirchengeschichte). B. 1960. (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. 50). 21995. (CPG 6030). * Рус. пер.: Церковная история Эрмия Созомена саламинского. СПб. 1851.
81. Августин (Никитин), архим. Русские паломники у христианских святынь Египта. СПб. 2003. 303.
82. Каковкин А. Я. Об изображениях монахов в монастырских комплексах Египта (к вопросу о связи росписей с литургией) // Византинороссика. 1995. 1. 243—251.
83. Порфирий
Успенский, архим. Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого
и преп. Павла Фивейского, в 1850 г. СПб. 1856. 294.
84. Bagnall R. S. Egypt in
Late Antiquity. Princeton 1993.
85. Walters C. C.
Monastic archeology in Egypt. Warminster 1974. (Modern Egyptology Series).
86. White H. G. Evelyn. Monasteries
of the Wâdi’n Natrûn. N. Y. 1920—1921. 1: New Coptic texts from the
monastery of Saint Macarius / Ed. White H. G. E. 1932. 2: The history of the
monasteries of Nitria and of Scetis / Ed. Hauser W. 1933. 3: The
architecture and archeology / Ed. Hauser W.
87. Le site monastique copte des Kellia. Sources historiques et explorations archéologiques. Actes du Colloque de Genève, 13–15 août 1984. Genève 1986. [Èтоговая публикация].
88. Les Kellia. Ermitages coptes en Basse-Égypte / Musée d’art et d’histoire, Genève, 12 oct. 1989 — 7 janv. 1990. Genève 1990. [Ïодр., оч. информативный каталог выставки, посвященной осн. результатам раскопок с 1964 (когда место Келлий было открыто А. Гийомоном) по 1988 г.].
89. Monneret de Villard U.
Les Couvents près de Sohâg (Deyr el-Abiad et Deyr el-Ahmar).
Milano 1 (1925)—(2) 1926.
90. Crum W. E. Inscriptions from Shenoute’s monastery // JThS 1904. 5. 552—569
91. Фихман И. Ф. Оксиринх — город папирусов. М. 1976. [Оксиринх был монашеским городом].
92. Buschhausen H. Die
Ausgrabungen von Dayr Abu Fana in Mittelägypten im Jahre 1987 // JÖB
1988. 38. 353—362; 1989. 39. 241—259.
93. Crum W. E., White H. G.
E. The monastery of Epiphanius at Thebes. 1—2. N. Y. 1926. * Pепр.: Milano 1977.
94. Quibell E.
Excavations at Saqqara. Cairo 1 (1908)—4 (1912).
95. Rutschkowscaya M.-H.
Le monastère de Baouit — état des publications // Divitae
Aegypti. Koptologische und verwandte Studien zu Ehren von Martin Krause / Hrsg.
Fluck C. et al. Wiesbaden 1995. 279—288.
96. Sauneron S. Les ermitages chrétiens du Désert d’Esna. 1—4. Le Caire 1972. (Feuilles de l’Institut Français d’Archéologie orientale du Caire. 29/1—4).
97. Фихман И. Ф. Египет на рубеже двух эпох. Ремесленники и ремесленный труд в IV — середине VII вв. М. 1965. [Папирологич. свидетельства о труде монахов].
98. Фихман И. Ф. Введение в документальную
папирологию. М. 1987.
99. Judge E. A. The earliest attested monk // New documents illustrating early Christianity, 1. A review of the Greek inscriptions and papyri published in 1976 / Ed. Horsley G. H. R. Macquarie University 1981. 124—126. * Переизд. с испр.: 1984. [Публ. и обсуждение наиб. важного из новонайденных папирусных документов].
100. New documents illustrating early Christianity. Macquarie University, Australia 1 (1981)—8 (1998)—. [Продолж. изд., дающее анализ нового папирологич. и эпиграфич. материала, открытого за очер. неск. лет].
101. Ванкова А. Б. К вопросу о численности монахов в Египте во второй половине IV в. // Вестник древней истории. М. 1998. 4 . 164—174. [Около 1,4—2 % от общей числ. населения, т. е. около 5000].
102. Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. М. 1854. 1: Монашество в Египте. 1856. 287. 2: [Без назв.] 1856. 305. * Переизд. в 2 тт. с доп. архим. Августина (Никитина) по археологии монашеских центров: СПб.; М. 2000. [В науч. отн. полностью устарело, но может еще служить в кач. обзора и пересказа источников].
103. Лурье В. М. Из истории чинопоследований псалмопения: полная псалтирь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV—VII вв.) // ВВ 1995 [1996]. 56(81). 228—237; 1999. 58(83). 76—83.
104. Лурье В. М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб. 2000. 243. * Рец.: Хосроев А. Л. // Христианский восток. Новая серия. СПб.; М. 2001. 2(8). 457—464.
105. Поселянин Е. (Погожев Е. Н.)
Пустыня. Очерки из жизни фиваидских отшельников. СПб. 1906. 392. *
Переизд. [1907]. 232. 2СПб. 1907, испр. 436. * Переизд.: М. 1995. 384.
106. Baumeister
T. Die Mentalität
des frühen ägyptischen Mönchtums. Zur Frage der Ursprünge
des christlichen Mönchtums // ZKG 1977. 88.
107. Bousset
W. Das Mönchtum der
Sketischen Wüste //
ZKG 1923. 5. 1—41.
108. Burton-Christie
D. Oral culture and biblical interpretation in early Egyptian monasticism
// StPatr 1997. 30. 144—150.
109. Camplani
A. L’Egitto Cristiano: Aspetti e problemi in etа tardo-antica. Roma 1997. 358. (Studia
ephemeridis Augustinianum. 56).
110. Cannuyer
Ch. Coptic Egypt: the Christians of the Nile. N. Y. 2000. 143.
111. Cauwenbergh
R. van. Études sur les moines d’Égypte depuis le concile de
Chalcédoine (451) jusqu’à l’invasion arabe (640). P.; Louvain
1914.
112. Chevillat
A., Chevillat E. Moines du désert d’Egypte / Préf. Davy M.-M.
Ed. Terre du ciel 1991. 186.
113. Chryssavgis
J. Fire and light in the Egyptian desert: Aspects of desert spirituality //
CistSt 1999. 34:4. 455—467.
114. Coptic
Egypt: history and guide / Ed. by Kamil J.; plans and maps by Ibrahim H. Cairo
1987.
115. Coquin
R.-C. Réflexions sur l’expansion du mouvement ascétique
égyptien // Bibiothèque d’Études. 107. 1992. 13—19.
116. Couilleau
G. L’“alliance” aux origines du monachisme égyptien // ColCist 1977.
39. 170—193.
117. Goehring
J. E. The encroaching desert: literary production and ascetic space in
early Christian Egypt // JECS 1993. 1. 281—296.
118. Goehring
J. E. Ascetics, society, and the desert: Studies in early Egyptian
monasticism. Harrisburg, Pa. 1999. XXXII, 287. (Studies in Antiquity and
Christianity). * Рец.: Frank
G. // ChHist. 2000. 69(1). 153—155.
119. Guillaumont
A. Conception du désert chez les moines d’Egypte // RHR. 1975. 188.
3—21. * То же: // Id. Aux
origines du monachisme chrétien (№ 4.40). 69—87.
120. Guillaumont
A. Histoire des moines aux Kellia // Orientalia Lovaniensia Periodica.
Louvain 1977. 8. 187—203.
121. Guillaumont
A. L’enseignement spirituel des moines d’Égypte: La formation
d’une tradition // Maître et disciples dans les traditions religieuses:
actes du colloque organisé par le Centre d’histoire comparée des
religions de l’Université de Paris-Sorbonne, 15—16 avril 1988 / Publ.
Meslin M. P. 1990. [230.] 143—154. (Coll. Patrimoines). * То же: // Id. (№ 1.375). 81—92.
122. Khosroyev A. L. Die koptische Bibliothek von Nag Hammadi. Einige Probleme des Christentums in Ägypten während der ersten Jahrhunderte. Altenberge 1995. * Ðец.: Luisier Ph. Autour d’un livre récent et des Lettres de saint Antoine // OCP 1995. 61. 201—213. [Представляет также самост. интерес]; Myszor W. // Orientalia 1996. 65. 370—374. * Рус. текст: Хосроев А. Л. Из истории раннего христианства. На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М. 1997. 374, ил. [См. особ.: Приложение 4. О подлинности “Посланий” Антония (286—311). Текст дополнен для рус. изд. и содержит ответы критикам нем. издания].
123. Martin
A. Athanase d’Alexandrie et l’Église d’Égypte au IVe
siècle (328—373). P. 1993.
124. McClellan
M. Monasticism in Egypt: Images and words of the Desert Fathers / Foreword
by Pope Shenouda III and an afterword by Meinardus O. F. A. Cairo 1998. 101.
125. Miguel
P., Vogüé A. de, Rassart-Debergh M. et al.
Déserts chrétiens d’Égypte. Nice 1993. 288.
126. Regnault
L. La vie quotidienne des Pères du désert en Égypte au
IVe siècle. P. 1989. 300. * Рец.: Gould // JThS 1991. 42. 465—466; Géhin
P. // REB 1991. 49. 316—317.
127. Resch
P. La doctrine ascétique des premiers maîtres égyptiens
du 4e siècle. P. 1931. 286.
128. Rubenson
S. Origen in the Egyptian monastic tradition of the fourth century // Origeniana
Septima / Ed. Bienert W. A., Kühneweg U. Louvain 1999. 319—337.
129. Schiwietz
S. Die Welt der ägyptischen Einsiedler und Mönche. Auf Grund der
archäologische Befunde // Romische Quartalschrift für christliche Altertumskunde. 1929. 37.
189—243.
130. Sheridan
M. The spirituality of early Egyptian monasticism // The Spirituality of
Ancient Monasticism: Acts of the International Colloquium (№ 4.67). 19—29.
131. Sheridan
M. The development of the interior life in certain early monastic writings
in Egypt // The Spirituality of Ancient Monasticism: Acts of the International
Colloquium (№ 4.67). 91—104.
132. Sheridan
M. Il mondo spirituale e intellettuale del primo monachesimo egiziano //
L’Egitto cristiano: aspetti e problemi in età tardo-antica / Ed.
Camplani A. Roma 1997. 177—216. (SEA. 56).
133. Veilleux
A. Monasticism and gnosis in Egypt // The roots of Egyptian Christianity /
Ed. Pearson B. A., Goehring J. E. Philadelphia 1986. 271—306.
134. Vergote
J. L’Egypte berceau du monachisme chrétien //
Chronique d’Egypte. 1942. 17. 329—345.
135. Vogüé
A. de. L’Anecdote Pachômienne du “Vaticanus Graecus” 2091. Son
origine et ses sources // Revue d’histoire de la spiritualité. 1973. 49.
401—419.
136. Vogüé
A. de. L’influence du monachisme des Kellia en Occident // The Spirituality
of Ancient Monasticism: Acts of the International Colloquium (№ 4.67).
163—181.
137. Wipszycka E. Le monachisme égyptien et les villes // TM 1994. 12. 1—44.
Большое число публ. и иссл-ний на рус. яз. о палестинском монашестве – в периодич. изданиях: “Правосл. Палестинский сборник” и “Сообщения Имп. Правосл. Палестинского Общества”. В “Сообщениях” публиковалась также текущая библиография рус. и иностр. книг (с указанием рецензий) и журн. статей, касающихся Палестины. Указатель статей в “Сообщениях” за 1882—1900 см.: Сообщения. 1900. 11—12. 747—765.
138. Палестинский патерик. СПб. 1 (1893)—18 (1900) / Изд. Помяловский И. В. (Роспись содержания выпусков 1—11: Систематический каталог б-ки Императ. Правосл. Палестинского Общества СПб. 1907. 1. 279; роспись 12—18: Там же. Дополнение к 1 и 2 тт. СПб. 1913. 53). [Объем всех вып. ок. 1000 с.].
139. Преп. Савва Освященный. Правила общежития, данные преемнику авве Мелетию // Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев 1890. 171—193. [Греч. текст с пер. и коммент. изд. по рук. Син. 1096.].
140. Сладкопевцев П. Древние Палестинские обители и прославившие их св. подвижники. СПб. 1 (1895)—4 (1896). 1: Обители четвертого века. 189; 2—3: Обители пятого века. 188; 188; 4: Обители шестого и седьмого веков. 268.
141. Феодосий (Олтаржевский), архим. Палестинское монашество в IV—VI вв. Киев 1899. XXIV, 312. * Отзыв: Попов К., Розова А. // ТКДА 1900. Протоколы совещаний. 37—44.
142. Феофан [Затворник], еп. Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного, что близ Иерусалима. [Взят из 2-го выпуска писем о христианской жизни, где он составляет прибавление к ним]. М. 1891. 167. 2 М. 1907. * Рец.: // ДС 1908. 6 (июнь).174—175. * Репр. под заголовком: Палестинский патерик. Житие преп. Саввы Освященного. СТСЛ 1996. 272. * Репр.: М. 1998.
143. Binns
J. Ascetics and ambassadors of Christ. The monasteries of Palestine,
314—631. N. Y. 1994. 288. (Oxford Early Christian Studies). * Рец.: Gould G. // JEH 1996.
47(1). 124—126; Harvey S. A. // JThS 1997. 48(1). 261—263; Vanderspoel
J. // Bryn Mawr Classical Review 1991. 69(1). 175—179.
144. Downey
G. Gaza: In the early sixth century. Norman, Oklahoma 1963.
145. Glucker
C. A. M. The city of Gaza in the Roman and Byzantine periods. Oxford 1987.
(BAR International Series. 325).
146. Griffith
S. H. From Aramaic to Arabic: the languages of the monasteries of Palestine
in the Byzantine and early Islamic periods // DOP 1997. 51. 11—31.
147. Leclercq
H. Gaza // DACL 1925. 6(2). 695—720.
148. Les moines de Palestine / Trad. par Festugière A.-J. P. 1963. 162. (Les moines d’Orient (№ 4.201). 3.3) [Жития свв. Иоанна Отшельника (CPGS 7537), Кириака (CPGS 7538), Феодосия (CPGS 7539), Феогния, Авраамия / Кирилла Скифопольского. Житие св. Феодосия / Феодора из Петры].
149. Meyer
M. A. History of the city of Gaza: From the earliest times to the present
day. N. Y. 1907. (Columbia University Oriental Studies. 5).
150. Parys
M. van. Abba Silvain et ses disciples. Une famille monastique entre
Scété et la Palestine à la fin du IVe et dans
la première moitié du Ve siècle //
Irénikon. 1988. 61. 315—331, 451—480.
151. Patrich
J. Palestinian desert monasticism: The monastic systems of Chariton,
Gerasimus and Sabas // CrSt 1995. 16. 1—9.
152. Patrich
J. Sabas, leader of Palestinian monasticism: A comparative study in Eastern
monasticism, fourth to seventh centuries. Washington DC 1995. XV, 420.
(Dumbarton Oaks Studies. 32). * Рец.: Hirschfeld Y. // American J. of Archaeology. 1997.
101(2). 423—424; Чекалова А. А. // ВВ 2000. 59(84). 244—248.
153. Regnault
L. Maîtres spirituels au désert de Gaza. Solesmes 1976. 272.
154. Rosell
G. M. Desert spirituality: The flowering of Christian monasticism in
Palestine // Stulos. 1995. 3. 13—22.
155. Seitz
K. Die Schule von Gaza. Dissertation. Heidelberg 1892.
156. Storie
monastiche del deserto di Gerusalemme / A cura di Baldelli A., Mortari L.
Praglia 1990.
157. Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330—898). Извлечено из сочинения аббата Марена. СПб. 1899.
158. Соколов И. И. Внешнее состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842—1204) // ПС 1892. 3. 205—240; 1893. 2. 98—150, 230—275; 1894. 2. 276—289.
159. Соколов И. И. Внутреннее состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842—1204) // ПС 1893. 3. 113—124, 195—244.
160. Соколов И. И. Нравственность и умственное состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842—1204) // ПС 1893. 3. 457—502, 600—642.
161. Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842—1204). Опыт церковно-исторического исследования. Казань 1894. 536, XX, XII, I. [Отд. изд. вышеуказ. циклов статей]. * Ср.: Он же. Вступ. речь перед защитой дисс. Казань [1894]. 14 [из: ПС 1893]. * Отзыв: Красносельцев Н. К вопросу о состоянии монашества на востоке... // ХЧ 1900 (210/2). 8. 629—644. * Переизд.: СПб. 2003. 462 [с дополн.].
162. Dagron
G. Les moines et la ville. Le monachisme à Constantinople jusqu’au
concile de Chalcédoine (451) // TM 1970. 4. 229—276.
163. Dagron
G. Naissance d’une capitale. Constantinople et ses institutions de 330
à 451. P. 1974.
164. Morris R. Monks and laymen in Byzantium, 843—1118. Cambridge; N. Y. 1995. XXII, 330.* Рец.: Louth A. // JThS 1997. 48(1). 306—308; Munitiz J. A. // J. of Hellenic Studies. L. 1997. 117. 268—270.
165. Крюков
А. М. Акимиты // Православная энциклопедия. М. 2000. 1. 393—394.
166. Grumel V.
Acémètes // DS 1. 169—175.
167. Martin E.
Acémètes // DThC 1. 304—308. Cf.: Tables I, 18. 168.
168. Pargoire J.
Acémètes // DACL 1/1. 1907. 307—321.
169. Riedinger R. Akoimeten // TRE
2. 1978. 148—153.
170. Vailhé S.
Acémètes // DHGE 1. 274—282.
171. Gedeon M. 'Anagnèseij
™k toà ærolog…ou tÁj tîn 'Akoim»twn monÁj // EkklAl 1903. 23. 380—382;
390—392.
172. Kaplan M. Les moines et le
clergé séculier à Byzance (Ve—XIIe siècles) //
Moines et monastères dans les sociétés de rite grec et
latin: Études publiées avec le
concours de la Fondation Singer-Polignac / Ed. Lemaitre J.-L., Dmitriev M. and
Gonneau P. Genève 1996. 293—311. (AEHE. IVe Section: Hautes Etudes
Médiévales et Modernes. 76).
173. Pargoire J. Les débuts du monachisme à Constantinople // RQH 1899. Janvier. 69—79. [И отд. изд.].
174. Pargoire J. Un mot
sur les acémètes // EO 2. 1899. 304—308.
175. Phountoulis I. M. `H
e„kositetr£wroj ¢ko…mhtoj doxolog…a. 'AqÁnai 1963.
Маркелл Акимит. BHG 1027z-1028
176. Дометафр. житие: Dagron G. La vie ancienne de saint Marcel l’Acémète // AB 1968. 86(1/2). 271—321. = BHG 1027.
177. Житие, сост. Симеоном Метафрастом: PG 116, 705—745. = BHG 1028.
Иоанн Каливит. BHG 868—869h; BHO p. 11—12; BibS 6,
640—643.
178. Chiesa P. Vita e morte di
Giovanni Calibita e Giovanni l’Elemosiniere. Due testi “amalfitani” inediti.
Salerno 1995. 126. (Società Salernitana di Storia Patria. Quaderni
Salernitani. 1).
179. Esbroeck M. van. La Vie de
Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne // OrC 1998.
82. 153—183.
180. Kaster G. Johannes Kalybites
(der Hüttenbewohner) // LCI 7. 139—140.
181. Les moines acémètes.
Vie des saints Alexandre, Marcel et Jean Calybite / Trad. Baguenard J.-M.
Bellefontaine 1988. 260. (Spiritualité orientale. 47).
182. Riedinger U. Pseudo-Dionysios Areopagites, Pseudo-Kaisarios und die Akoimeten // BZ 1959. 52. 276—296.
Александр Акимит. BHG 47
183. Vie d’Alexandre l’Acémète. Texte grec et traduction latine / Ed. De Stoop E. 11911. (PO 6:5, 30). * Репр.: Turnhout 1980. 645—657.
184. Виноградов А. Ю. Александр Константинопольский // Православная энциклопедия. М. 2000. 1. 526.
Ипатий, игумен Руфинианского м-ря в Вифинии. BHG 760
185. Житие,
сост. Каллиником: Callinicos.
Vie d’Hipatios / Ed. Bartelink G. J. M.
P. 1971. (SC 177).
186. Woelfle E. Der Abt Hypatios von Ruphinianai und der Akoimete Alexander // BZ 1986. 79. 302—309.
187. Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. М. 1994. 1. 1—130. [Переизд. книги (СПб. 1860), составленной по Четьям-Минеям, месяцесловам, богослужебным книгам и др.].
188. Damianos, arcivesc. Il
monastero del Sinai oggi // GC (№ 4.1807). 57—71.
189. Kontoghiannis S. D.
La biblioteca del monastero di Santa Caterina del Sinai // GC (№ 4.1807).
339—380.
190. Lafontaine-Dosogne J. Le
monastère du Sinaï. Creuset de culture chrétienne (Xe—XIIIe
siècles) // East and West in the Crusader States: Context – Contacts –
Confrontations. Acta of the Congress held at Hernen Castle in May 1993 / Ed.
Ciggaar K., Davids A, Teule H. Leuven 1996. 103—129. (Orientalia Lovaniensia,
Analecta. 75).
191. Le Sinai durant l’Antiquité et
le Moyen Âge / Ed. Valbelle D., Bonnet C. P. 1998.
192. Martzelos G. D. Il
fondamento teologico della spiritualità dei padri sinaiti // GC (№ 4.1807).
73—92.
193. Nau F. Le texte grec des
récits du moine Anastase sur les saints Pères du Sinai // OrC
1902. 2. 58—85. [Публ. “Рассказов о синайских отцах”, осн. источника о
синайском монашестве VII в. и, в частности, о св. Иоанне Лествичнике].
194. Nau F. Le texte grec des
récits utiles à l’âme d’Anastase [le Sinaite] // OrC 1903.
3. 75 ss.
195. Phountoulis I. M. L’eortologhio
del Sinai // GC (№ 4.1807). 301—312.
196. Tsafrir Y. Monks and
monasteries in southern Sinai // Ancient Churches Revealed. Jerusalem 1993.
315—333.
197. Tsamis D. G. TÒ GerontikÒn toà Sin©. Qessalon…kh 2000.
Синайский патерик: см. секцию “Луг духовный” в этом разд.
[1] В основе раздела по египетскому монашеству (включая персоналии) лежит работа В.М. Лурье “Аннотированная библиография (составлена при участии А. Г. Дунаева)” // Лурье В. М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте (№4.104). 191—233. Библиография перепечатывается (с разрешения иером. Григория Лурье) в сильно переработанном виде, как с сокращениями, так и с расширениями.
[2] История неегипетского монашества учтена в наст. библиографии лишь в самых общих чертах (за искл. Афона).