К страничке о высших богословских
учебных заведениях
© В. Г. Патрин. Все права защищены. Статья, которая
будет опубликована в 5-м выпуске сборника «Мир Православия» (Волгоград) (отв.
ред. Н. Д. Барабанов), предоставлена для интернет-публикации на сайте А. Г. Дунаева
автором. Любая перепечатка только с разрешения автора.
Начало волгоградской духовной школы, как и современная
история волгоградской епархии в целом, связано с приходом на вновь воссозданную
Волгоградскую кафедру Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего
Архиепископа Германа[1][1]. Через несколько месяцев после его
назначения, а именно 4 ноября 1991 г., в Волгограде было открыто Духовное
училище, являющееся в данный момент подготовительным отделением Царицынского
православного университета. С этого дня началась история волгоградской духовной
школы.
Созданию университета
способствовала церковно-научная конференция — “Преподобный Сергий Радонежский и
современный Православный университет” проведенная в Волгограде 22–26 сентября
1992 г., в юбилейный год 600-летия кончины преподобного Сергия Радонежского,
носившая статус международной (в ноябре этого года, по инициативе профессора А.
И. Половинкина при поддержке православной волгоградской профессуры и по указу
владыки Германа, с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, произошло создание Царицынского православного
университета имени преподобного Сергия Радонежского). Официальное открытие
Царицынского православного университета в составе трех факультетов:
богословского, пастырско-педагогического и экологического произошло 14 октября
1993 г., на праздник Покрова Божьей Матери[2],
но занятия на факультетах велись уже с сентября этого года. [3]
Ректором нового учебного заведения 22 октября 1996 г. Указом Патриарха Алексия II был назначен Архиепископ Герман.
Богословский факультет имеет перед собой
задачу подготовки специалистов по церковным дисциплинам, из которых в
дальнейшем составлялись бы кадры священнослужителей и преподавателей для
служения в лоне Русской Православной Церкви. Этот процесс обучения многогранен,
но одно из важнейших мест в нем занимает приобщение студентов к той научной
жизни, которой живет наша волгоградская духовная школа[4].
Конференции, проводившиеся на базе богословского факультета,
способствовали становлению Царицынского православного университета,
консолидируя вокруг него православных ученых. Более того, как уже выше было
отмечено, в основании Царицынского Православного Университета лежит научная
конференция проведенная в 1992 г. Главной темой, обсуждаемой на этой
конференции, было религиозное образование: преподавание религиозных дисциплин в
школах и вузах, создание православных учебных заведений. Работа конференции
проходила по трем секциям: первый день — “Страницы истории и культурно-духовное
наследие России” (секция была посвящена церковно-исторической и филологической
проблематике), во второй день — “Педагогика христианского воспитания и развития
личности”, в третий день — “Гармоничное социально-экономическое развитие
региона и православный университет”. Основная часть докладов была сделана
учеными, представителями образования и культуры города Волгограда, свои доклады
представили также приглашенные из Волжского, Москвы, Санкт-Петербурга,
Харькова, Махачкалы, Тирасполя, Киева, Гилфорда (Коннектикут, США).
Уже в июне (13 июня)
1995 г. на богословском факультете университета состоялась первая межвузовская
научная конференция, посвященная 1110-летию со дня блаженной кончины святого
равноапостольного Мефодия. В ее работе приняли участие преподаватели
богословского факультета Царицынского православного университета,
Волгоградского государственного университета, Волгоградского педагогического
университета. Материалы выступлений были опубликованы в сборнике “Христианство:
вехи истории”[5].
В дальнейшем подобные
конференции стали проводиться практически ежегодно, и следующая конференция
состоялась 25 сентября 1996 г., в день памяти преставления прп. Сергия
Радонежского. Свои доклады зачитали преподаватели богословского факультета ЦПУ
и преподаватели исторического и филологического факультетов ВолГУ; материалы
этих выступлений были опубликованы в сборнике “Мир Православия” Вып. 1, который
с этого времени является совместным научным изданием богословского факультета
ЦПУ, исторического и филологического факультетов ВолГУ при поддержке
Волгоградской епархии.
2 декабря 1997 г.
состоялась очередная межвузовская научная конференция, на которой студенты и
преподаватели ознакомились с новыми исследованиями в области церковной истории
и филологии. Материалы этой конференции были опубликованы в следующем номере
сборника “Мир православия”.
Подобного же рода
конференция, посвященная 10-летию епархии, состоялась 12 февраля 2001 г., на
ней свои доклады представили преподаватели ЦПУ, ВолГУ. Так же как в предыдущих
случаях, материалы этой конференции были напечатаны в очередном сборнике “Мир
Православия”.
Помимо научных
конференций, на богословском факультете в конце года, во время защиты курсовых
работ проводятся ежегодные студенческие конференции, в основе которых лежат уже
курсовые и дипломные работы студентов богословского факультета ЦПУ и
исторического факультета ВолГУ. В основном темы работ посвящены
церковно-исторической тематике (истории Вселенской Церкви, Русской Православной
Церкви), но кроме этого были доклады по богословию и филологии. Прежде всего,
такие конференции приносят пользу самим студентам богословского факультета ЦПУ,
т. к. позволяют ознакомиться с конкретными церковно-историческими вопросами и
при этом дают возможность увидеть, как работают над курсовыми и дипломами в
государственных вузах, а также оценить подход к церковным темам в светских
учебных заведениях.
Дипломы, которые защищают студенты богословского факультета
на последнем курсе, отражают то, чему успели научиться учащиеся за четыре года
своего обучения в ЦПУ и представляют собой их собственную небольшую научную
работу. За пять выпусков, которые состоялись на нашем факультете, были защищены
следующие дипломные работы:
1999 г.
1. Лебедева О. И. Император Михаил VIII Палеолог и византийское духовенство (политика унии и
оппозиционное движение ).
Руководитель:
кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
2. и\м Серапион (Очертный
С. Г.). Монашеский подвиг святителя
Игнатия Брянчининова и его аскетика.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
3. Панов Н. А. Патриарх Николай Мистик и
византийская церковь его времени.
Руководитель:
кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
2000 г.
4. Перепелицын Д. А. Григорий Кипрский как
богослов.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
5. Комлев В. М. Преподобный Симеон новый
Богослов.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
6. Горин Н. А. Византийское православие и
война.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
7. Пржегорлинский А. А. Жизнь и учение
святителя Феолипта Филадельфийского.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
8. и\д Никифор (Казаков Д. А.). Святые
равноапостольные Кирилл и Мефодий как богословы.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
9. Копейкин А. В. Истоки православной мариологии.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
10. Сазонов А. Н. Патриарх Тихон и его время,
1917–1925 годы.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Поляков В. А.
11. Михайлишин А. Р. Имяславие на Афоне и в
России (начало XX века) в свете исихастской
традиции.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
2001 г.
12. Акимов В. В. История Русской православной
Церкви в г. Сталинграде в конце 20–30
гг. XX века.
Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.
13. Родин А. В. Исихазм и русское монашество во
второй половине XIV-нач. XV веков.
Руководитель: доктор исторических наук, профессор Тюменцев И. О.
14. Яценко М. Н. Преподобный Иустин (Попович) и
традиции Святых Отцов Церкви.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Станков Н. Н.
2002 год
15. Алферов С. А. Иосиф митрополит
Астраханский и Терский (конец XVI–1651 г.).
Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.
16. Ермаков Б. В. Учреждение Волгоградской епархии.
Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.
17. Кардаева С. В. Научно-методическое
исследование “Основы Православной культуры” в светских общеобразовательных
учебных заведениях.
Руководитель: доктор филологических наук, профессор Супрун В. И.
18. Куксенко С. А. Церковная организация
Царицына и Камышина с 1799 по 1910 гг.
Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.
19. Лисовой А. Д. Русская Православная Церковь
в 1917–1918 гг.
Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.
20. Тупиков В. А. Византийское монашество XI–XII вв. (по
данным монастырских уставов).
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
21. Чепурной А. В. Церковь и государство в
Византии на рубеже XIII–XIV вв. Метаморфозы взаимоотношений патриарха Афанасия I и императора Андроника II Палеолога.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
2003 год
22. Величко М. С. Христианская концепция
Логоса.
Руководитель: доктор философских наук, профессор Омельченко Н. В.
23. и\м Геронтий (Потапов Ю. В.). Патриарх
Фотий и его богословские взгляды.
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
24. Ермолов С. М. Евхаристическая
экклизиология.
Руководитель: кандидат богословия Пржегорлинский А. А.
25. Жилин А. А. Сталинградская епархия в 40–50-х годах XX века.
Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.
26. Казанцев Д. А. Возможность христианской
философии.
Руководитель: доктор философских наук, профессор Омельченко Н. В.
27. Патрин В. Г. Практика “Умного делания”. История
“Молитвы Иисусовой” (IV–X вв.).
Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.
28. Руденко В. С. Филипп (Ставицкий),
архиепископ Сталинградский.
Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.
29. Тарасенко Ю. Б. РПЦ в Смутное время.
Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.
30. Терпугов И. М. Русская Церковь во время
правления Екатерины II.
Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.
31. Хайдин С. Н. Педагогические воззрения
святителей Иоанна Златоуста и Тихона Задонского: воспитание и обучение.
Руководитель: доктор филологических наук, профессор Супрун В. И.
Библиотека богословского
факультета — это хранительница многих ценных знаний, занимающая важное место в
научной жизни нашей духовной школы, поскольку написание курсовых и дипломных
работ и образовательный процесс в целом требуют, как известно, большой работы с
научной литературой.
По воспоминаниям и/м Евстафия,
в 1995 году библиотека богословского факультета вмещалась в шкаф с книгами,
который находился в деканате. В 1996 году под библиотеку уже отвели одну из
комнат на 2-м этаже монастырского корпуса (т. е. там, где располагаются аудитории
и деканат богословского факультета), ее библиотекарем был назначен и/м
Евстафий, которому в помощники были даны еще два монаха. Фонд библиотеки
пополнился за счет включения в него книг из монашеской библиотеки, а также книг
из Фундаментальной библиотеки ЦПУ. При этом с самого начала большие усилия по
комплектации библиотеки богословского факультета литературой прикладывал декан
богословского факультета иерей Николай Станков, закупавший книги на средства
прихода св. Никиты Исповедника, и преподаватель Церковной истории Барабанов Н.
Д. Со временем благодаря их стараниям в библиотеке был создан богатый фонд
литературы по византиноведению, истории Греко-Восточной, Русской Православной
Церкви, философии, богословию. Вскоре библиотека стала пользоваться
популярностью среди студентов других вузов Волгограда. В 1996–1997 гг. старшим библиотекарем был поставлен и/м
Ростислав, который в качестве помощников взял к себе несколько студентов 1-го
кура богословского факультета. В 1997 г., после возвращения в Свято-Духов
монастырь, о. Евстафий был снова назначен заведовать библиотекой богословского
факультета, при этом архиепископ Герман поставил перед ним задачу произвести
инвентаризацию книг и создать алфавитный и предметный каталог. В феврале 1998
г. для работы в библиотеке пригласили Вершкову В. В., имеющую соответствующее
образование и большой опыт работы библиотекарем. С сентября этого же года она
стала штатным библиотекарем библиотеки богословского факультета. В 1999 г. была
завершена инвентаризация книг и создание каталогов, после чего и/м Евстафию
Владыка разрешил оставить должность заведующего библиотекой. На его место был
назначен и/м Геронтия, остающийся на этом посту до сих пор.
Осенью 2002 года библиотека была переведена в новое помещение,
находящееся в здании Регентского факультета. Теперь она имеет отдельное
книгохранилище, читальный зал и рабочее помещение библиотекаря. Фонд библиотеки
составлял к этому времени уже около 7 тыс. книг. Когда библиотека была
перемещена и обустроена, митрополит Герман передал ей книги, собранные
профессором Евгением Алексеевичем Кармановым, известным богословом и
библиофилом. Теперь фонд библиотеки богословского факультета обладает редкими и
уникальными книгами (в общей сложности библиотека проф. Е. А. Карманова
составляет 5 тыс. экземпляров).
В начале 2003 года, библиотека
богословского факультета приобрела еще 12 тыс. книг из библиотеки Профкома
Тракторного завода, которые оплатил фонд Николая Чудотворца, поэтому в общей
сложности за эти восемь лет библиотека богословского факультета выросла до
более чем 20 тыс. книг.
С весны текущего года в
библиотеке, в должности библиотекаря читального зала, работает Белова Л. М. В
данный момент ее стараниями создается электронный каталог книг, который позволит
в недалеком будущем полностью автоматизировать работу библиотеки. Также с 2002
г. неофициально, с согласия Владыки Германа, свою помощь библиотеке оказывает
монах Силуан.
Сотрудничество с другими
государственными и церковными вузами в виду молодости нашей богословской школы
и при недостатке в своих собственных специалистах составляет важный элемент в
ее системе образования , т. к. позволяет студентам получать достаточно высокие
знания от ведущих специалистов. Так в 1999–2000 учебном году провел курс лекций
по “Каноническому праву” и принял экзамен у студентов богословского факультета
профессор МДА, протоиерей В. А. Цыпин. В этом же учебном году почел курс
“Сектоведения” зав. кафедрой сектоведения Сято-Тихоновского института профессор
А. Л. Дворкин, который затем также принял экзамен. В 1995 г. проводил занятия
на богословском факультете профессор того же института дьякон А. Кураев, и
несколько лекций в курсе истории Русской Православной Церкви прочитал известный
петербургский профессор Р. Г. Скрынников. [6]
Немало потрудился в первые годы существования университета В. М. Лурье,
прочитавший в 1995–1997 гг. несколько курсов по богословским церковным
дисциплинам. Весной 2003 г. провел несколько лекций по “Церковной археологии”
один из известных отечественных археологов, специалист по памятникам Херсонеса
— С. А. Беляев. В 1999–2000 учебном году приезжал преподаватель Смоленской
семинарии, кандидат богословия прот. Г. Урбанович, который прочитал студентам
богословского факультета курс “Нравственного богословия”, с последующим
принятием экзамена. Но наибольшую поддержку богословскому факультету ЦПУ
оказывают преподаватели Волгоградского государственного и педагогического
университетов, которые ведут большую часть предметов.
Также нужно отметить, что преподаватели Царицинского православного
университета участвуют в создании “Православной энциклопедии”. При
Волгоградской епархии создано ее представительство[7].
Учебный процесс для ряда студентов, показавших в ходе учебы хорошие
способности, не прекращается и после окончания нашего университета. Их в
качестве стажеров направляют в Московскую Духовную Академию, где нашим
выпускникам предстоит сдача экзаменов, написание и защита кандидатской
диссертации. В 2001 году успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме:
“Богословие св. Феолипта Филадельфийского и поздневизантийский исихазм”
выпускник богословского факультета Пжегорлинский А. А., который после этого
вернулся в ЦПУ, и уже преподает церковно-богословские дисциплины. В 2003 году
защитил диссертацию другой выпускник волгоградской духовной школы и/д Никифор
(Казаков). Тема его работы — “Жизнь, труды и богословские воззрения патриарха
Григория II Кипрского”. О. Алексей
Михайлишин, еще один бывший студент богословского факультета ЦПУ проходивший
стажировку в МДА, написал работу по теме: “Афино-константинопольская редакция
иерусалимского устава и ее распространение в славянских странах”. Он преподает
сейчас “Историческую Литургику” и еще ряд богословских дисциплин ожидая
предстоящей защиты своей диссертации. Трое студентов (Комлев В. М., Тупиков В.
А., Чепурной А. В.) в данный момент трудятся в МДА над кандидатскими
диссертациями.
Для написания своих курсовых и дипломных работ студентам приходится
часто обращаться к фондам библиотек г. Москвы, МДА, СПбДА, а также для тех, кто
занимается историей Церкви в Поволжье, к фондам Волгоградских и Саратовских
архивов.
Огромную роль в научной жизни волгоградской духовной школы играет ее
ректор — митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, который всячески
поддерживает в ней дыхание научной жизни.
Публикации. Выше уже были
названы два научных сборника (“Христианство: вехи истории”, “Мир Православия”),
в издании которых самое непосредственное участие принимает волгоградская
духовная школа совместно с Волгоградским государственным университетом и при
поддержке Волгоградской епархии, кроме них ,также вышло два выпуска сборника
“Средневековое православие от прихода до Патриархата”. В этих сборниках
опубликованы статьи российских и зарубежных ученых занимающихся исследованием
по истории Церкви. Вот перечень работ напечатанных в данных изданиях:
ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦЕРКВИ
Алимов Д. Е. Первое крещение хорватов. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 3–21.
Асташин В. В. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и шведский канцлер Оксеншерна. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 25–27.
Асташин В. В. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис о положении греческой Церкви в первой трети XVII в. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 73–86.
Барабанов Н. Д. Приходское Православие и народная религиозность византийцев в полемической литературе XII века. — Христианство. 1996. С. 8–12.
Барабанов Н. Д. Византийское православие и ; , война : некоторые аспекты отношений. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 22–31.
Барабанов Н. Д. Мир византийского прихода в полемическом трактате XII в. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 65–84.
Барабанов Н. Д. От Гилу до вурколаков. Демонология и приходское Православие в Византии. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 81–97.
Барабанов Н. Д. Приходское Православие в Византии по канонам Трулльского собора. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 9–13.
Барабанов Н. Д. Гилу (Гелло). К реконструкции византийского народного верования. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 37–45.
Барабанов Н. Д. Традиции публичных жертвоприношений в византийском приходском православии VI—VII вв. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 22–50.
Бармин А. В. Языковые сложности споров XI—XII вв. о “Filioque”. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 51–63.
Коновалов А. А. “Мессалианин” Григорий Палама и “православный” Григорий Акиндин: святой глазами еретика. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 113–124.
Красиков С. В. Григорий Палама как защитник аристотелевских силлогизмов в теологии. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 125–130.
Кривушин И. В. Евагрий Схоластик: закат церковно-историографического жанра. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 29–51.
Кучма В. В. Религиозный аспект византийской военной доктрины: истоки и эволюция. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 45–65.
Леонтьевский А. В. Церковь и светская власть в сочинении немецкого каноника XIV века. — Христианство. 1996. С. 12–17.
Леонтьевский А. В. Церковный деятель XIV в. Конрад Мегенберг о неурядицах в обществе. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 40–46.
Лобовикова К. И. Георгий Лапиф в контексте исихастской дискуссии. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 103–112.
Лурье В. М. Некоторые замечания по поводу шамбезийских документов 1993 года. — Христианство. 1996. С. 5–8.
Лурье В. М. Славянское "Сказание о 12 снах Шахаиши". ' Сирийский оригинал, пехлевийский прототип (в связи с проблемой ранних сирийско-славянских контакгов). — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 5–45.
Лурье В. М. Святая Чаша в раннехристианском чинопоследовании домашнего причащения (с приложением заметки о коптском чине Исполнения Чаши). — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 4–29.
Лобова-Костогрызова Л. Ю. Духовное наставничество в Византии: Феолипт филадельфийский и Ирина-Евлогия Хумнена. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 46–60.
Макаров Д. И. Создание и организация мироздания в интерпретации Григория Паламы (по материалам шестой гомилии). — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 97–108.
Макаров Д. И. Учение Григория Паламы об очищении человека (по трактату “Три главы о молитве и чистоте сердца”) и некоторые параллели в поздневизантийской мистике. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 61–72.
Макаров Д. И. О значении слова “космос” в гомилиях св. Григория Паламы. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 131–140.
Малахов С. Н. О греческой письменной традиции у народов Северного Кавказа в Х–XVII вв. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 32–39.
Малахов С. Н. К истории Аланской митрополии Константинопольского патриархата (местонахождение византийской Ахохии) . — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 20–24.
Малахов С. Н. Новый мир ислама в письмах патриарха Николая Мистика. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 63–80.
Малахов С. Н. Христианизация Алании в 912–922 гг. (по письмам Николая Мистика). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 28–36.
Медведев И. П. Канонизация св. Григория Паламы: исторический контекст. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 18–19.
Михайленко С. В. Роль арсенитов в политической жизни Византии в начале XIV в. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 77–102.
Пржегорлинский А. А. Арсенитская схизма в изображении св. Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 51–76.
Прокопьев С. М. Историческая концепция Оригена в отечественной и зарубежной литературе. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 9–13.
Станков Николай, священник. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий в публицистике Васила Априлова. — Христианство. 1996. С. 21–23.
Станков Николай, священник. Новейшие исследования о деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 14–21.
Станков Николай, священник. Современные исследователи о литературной деятельности св. Кирилла — первоучителя славян. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 14–17.
Станков Николай, священник. Споры в историографии о целях хазарской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 21–27.
Тюленев В. И. История церкви в описании Лактанция ("De mortibus persecutonim"). — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 5–8.
Тюленев В. М. Рассказы Лактанция о битвах и проблема становления церковной историографии. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 3–8.
Шевченко В. В. Томизм и богословские воззрения Иосифа Вриенния (к постановке проблемы) . — Христианство. 1996. С. 17–21.
Шевченко В. В. "Спасен заступничеством Богородицы. . " (Иосиф Вриенний об осаде Константинополя в 1422 г.) . — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 47–56.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Акимов В. В. Сталинградский архиепископ Петр (Соколов). — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 319–321.
Алексеев А. И. Заметки о пересмотре эсхатологической концепции на Руси в конце XV века. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 11–126.
Алексеев А. И. “Трифоновский” сборник как источник для изучения русской религиозности конца XIV—XV вв. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 129–145.
Арчебасова Н. А. Начальные учебные заведения духовного ведомства во второй половине XIX — начале XX вв. (на примере Царицынского уезда Саратовской губернии) . — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 216–254.
Белоненко В. С. Материалы для истории новгородского монастыря Рождества Богородицы на Лисьей горке. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 108–129.
Иеромонах Владимир (Перевертайло В. В.). Прошлое и будущее (к вопросу об историческом и религиозном призвании России). — Христианство. 1996. С. 50–52.
Вишленкова Е. А. Концепции духовного образования в России начала XIX века. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 44–48.
Говорун М. А. Вопросы о церкви и вере в русско-польских переговорах 1610 года. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 168–192.
Дорина М. М. Религиозная политика Советской власти в Нижне-Волжском крае в 30-е годы. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 85–93.
Дубаков А. В. История Русской Православной Церкви в Царицыне XVIII — нач. XIX вв. — Христианство. 1996. С. 32–37.
Дубаков А. В. Первый астраханский архиепископ Феодосий. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 57–60.
Дубаков А. В. Образование Астраханской митрополии. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 129–133.
Заливалова Л. Н. К вопросу об историческом наследии Ивана Егоровича Троицкого. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 192–215.
Клименко Н. М. История Троицкой Церкви станицы Филоновской Хоперского округа области Войска Донского (1728–1917 гг.) . — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 59–63.
Клименко Н. М. Из истории Троицкой церкви станицы Филоновской Новоаннинского района (1917–1965 гг.). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 179–182.
Колова Ю. В. Утилитаризм в православном обучении (первая половина XIX века). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 134–141.
Красник Л. Г., Лопушанская С. П. Герман (Тимофеев), митрополит Волгоградский и Камышинский. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 5–20.
Кузнецова Н. В. Государственно-церковные отношения в первые послевоенные годы (1945—1948 гг.) (на материале Сталинградской области). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 226–237.
Лезик Е. В. "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона в отечественной историографии. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 85–102.
Лурье В. М. Три эсхатологии. Русская эсхатология до и после великого раскола. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 150–178.
Малышев А. Б. Политические отношения золотоордынских ханов и Русской Православной Церкви. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 141–166.
Материкин А. В. Царицынский Александро-Невский собор: его прошлое, настоящее и будущее. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 225–276.
Мельникова В. В. Духовные учебные заведения области до революции 1917 года. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 74–78.
Мельникова В. В. Усть-Медведицкий Преображенский женский монастырь и его настоятельница игуменья Арсения (Анна Себрякова) . — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 53–58.
Поляков В. А. Ленинский “нэп” — атеистический удар по нравственным силам народа. — Христианство. 1996. С. 42–46.
Поляков В. А. Советская власть и русская Православная церковь. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 79–84.
Поляков В. А. Советская власть и голод в 1920-е годы: реакция народных масс (на примере Урюпинской Христорождественской Церкви) . — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 76–82
Поляков В. А. Русская Православная Церковь и международная помощь во время первого советского голода в 1920-е годы. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 183–193.
Редькина О. Ю. Русская Православная Церковь в 1944–1949 гг. на Нижней Волге (по материалам фонда Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР в Сталинградской области) . — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 64–75.
Редькина О. Ю. Религиозные организации и голод в Царицынской губернии 1921—1922 гг. (по материалам местной периодической печати). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 194–225.
Римский С. В. Проблемы обеспечения землей слободских причтов области Войска Донского (конец XIX — начало XX в.). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 142–149.
Романова А. Л. Епископ Пермский и Вологодский Филофей и атрибутируемое ему предисловие к пасхалии. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 103–110.
Скрынников Р. Г. Нестяжатели и иосифляне на соборе 1503 г. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 126–142.
Синельников С. П. “Великий перелом” в борьбе Советской власти с Русской Православной Церковью и верою в 1929 — 1930 гг. (по материалам Сталинградского округа Нижневолжского края). — Христианство. 1996. С. 46–50.
Стефанов П. Св. Арсений Ростовский и Климент Търновски — сравнителен портрет. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 181–191.
Тининв З. П. Духовное образование в России (Особый комитет Александра I) — Христианство. 1996. С. 38–41.
Тинина З. П. Министерство Духовных дел и Народного Просвещения в управлении греко-российским исповеданием. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 68–73.
Тинина З. П. Церковное и епархиальное управление в России первой четверти XIX века. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 49–52.
Тинина З. П. Дневник архиепископа Царицынского Дамиана 1919–1922 годов. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 277–318.
Тупикова Н. А., Тюменцева Н. Е., Тюменцев И. О. (Волгоград). Письма по церковным делам из русского архива Яна Сапеги 1607—1611 годов. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 167–180.
Тюменцев И. О. Преемники преподобного Сергия Радонежского в Смутное время в начале XVII века: архимандрит Иоасаф III. — Христианство. 1996. С. 23–32.
Тюменцев И. О. Государство и церковь в России в 1608–1610 гг. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 142–168.
Тюменцев И. О. Иосифо-Волоколамский монастырь в Смутное время в России начала XVII столетия. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 61–67.
Тюменцев И. О. Первое известие о Церкви в Царицыне. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 28–34.
Тюменцев И. О. Авраамий Палицын — портрет писателя И церковного деятеля Смутного времени. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 101–128.
Ульяновский В. И. Реалии и миф в житийной легенде об архиепископе Феодосии. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 35–43.
Ульяновский В. И. Духовник Самозванца архимандрит Исайя: миссия молчания. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 87–100.
ФИЛОЛОГИЯ
Алефиренко Н. Ф. Фразеологическая репрезентация христианского мировосприятия (на материале восточнославянских языков). — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 126–131.
Буланов А. М. Преподобный Сергий Радонежский и традиция исихазма в русской литературе. — Христианство. 1996. С. 70–74.
Гашева Л. П. Библейские фразеологизмы в контексте русской лингвокультуры. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 132–136.
Горбань О. Л. Варианты старославянского текста Евангелия от Матфея в русских изводах. — Христианство. 1996. С. 62–65.
Горбань О. А. Глагольная лексика в церковнославянском тексте. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 107–111.
Горбань О. А. Префиксальные образования глаголов движения в старославянском и русском церковнославянском языках. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 91–96.
Горбань О. А. Деривационные изменения в смысловой структуре русских церковнославянских глаголов движения. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 273–279.
Ковалев Н. С. Эгико-эстетические константы в текстах кирилло-мефодиевского и древнерусского периодов. — Христианство. 1996. С. 65–70.
Ковалев Н. С. Типы текстов проповеди в древнерусском литературном языке XI — XП вв. в аспекте эволюции. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 120–126.
Лопушанская С. П. Лексико-текстологические параллели различных евангельских текстов как источник изучения кирилло-мефодиевской традиции. — Христианство. 1996. С. 59–61.
Лопушанская С. П. Лингвокультурологический аспект сопоставления старославянского и русского церковнославянского языков. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 100–106.
Лопушанская С. П. Древнерусский список Азбучной молитвы. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 83–90.
Лопушанская С. П. (Волгоград). Похвальное слово Кириллу и Мефодию как источник развития языковой и духовной культуры восточных славян. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 322–327.
Прохватилова О. А. О ритмо-мелодической организации православной молитвы и проповеди. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 112–119.
Прохватилова О. А. Внешняя диалогичность звучащей православной проповеди. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 97–108.
Прохватилова О. А. О гиперкоммуникации в современной духовной речи. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 280–295.
Прохватилова О. А. (Волгоград). Композиционно-речевая структура современной православной проповеди . — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 335–351.
Рудыкина Е. С. (Волгоград). Функции глаголов речи в житийных текстах. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 328–334.
Свиридонова В. П. Сравнительное описание русского и французских переводов Господней молитвы Отче наш. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 119–125.
Свиридонова В. П., Бухонкина А. С. (Волгоград). Фразеологические единицы религиозного содержания в свете лингвокультурологии. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 352–358.
Станкова Т. Ю. Структурные особенности словосочетаний типа "St. Paul" в английском языке. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 127–130.
Станкова Т. Ю. К вопросу об именах святых и их идентификации в английском языке. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 296–299.
Супрун В. И. Христианизация русского именника (по материалам “Повести временных лет”). — Христианство. 1996. С. 53–58.
Супрун В. И. Принципы новоцерковнославянской орфографии. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 94–99.
Супрун В. И. Методика преподавания церковнославянского языка. Глагол. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 109–113.
Тупикова Н. А. Значение переводов Житий Константина и Мефодия для истории польского литературного языка. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 114–118.
Шестак Л. А. Проблемы тезауруса: религиозное мировидение, мироощущение, философия, языковая образность. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 131–135.
РЕЦЕНЗИИ
Михайленко С. В. (Волгоград). Рец. на кн. : Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. — СПб. : Изд-во “Алетейя”, 1998. — 255 С. — (Серия “Византийская библиотека”, раздел “Исследования”). — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 388–395.
Станков Николай, священник. Рец. на кн. : Косик В. И. Русская церковь в Югославии (20—40-е гг. XX века). — М. : Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. — 287 С. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 396–398.
Тинина З. П. Рецензия на кн. : Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. Ростов-на-Дону, 1998. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 266–272.
МАТЕРИАЛЫ К ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
История
христианства в Нижнем Поволжье
Дубаков А. В. Астраханская епархия. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 238–246.
Дубаков А. В. Авраам (Алексей Шумилин), архиепископ Астраханский и Кавказский. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 246.
Дубаков А. В. Анастасий (Андрей Братановский-Романенко), архиепископ Астраханский и Кавказский. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 247–248.
Дубаков А. В. Анатолий (Соколов), епископ Царевский. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 377–379.
Дубаков А. В. Антоний (Румовский), архиепископ Астраханский и Ставропольский. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 248–249.
Дубаков А. В. Астраханский Троицкий мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 249–252.
Дубаков А. В. Астраханский Преображенский мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 252–254.
Дубаков А. В. Астраханский Вознесенский мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 254–255.
Дубаков А. В. Астраханский Благовещенский женский монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 255–257.
Дубаков А. В. Астраханский Сретения Господня мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 257.
Дубаков А. В. Астраханский мужской монастырь во имя Св. Предтечи и Крестителя Иоанна. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 257–261.
Дубаков А. В. Астраханский Покровский мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 261–263.
Дубаков А. В. Астраханский Воскресенский мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 263.
Дубаков А. В. Афанасий (Дроздов), архиепископ Астраханский и Енотаевский (1856—1870 гг.). — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 379–380.
Дубаков А. В. Иона (Карпухин), епископ Астраханский и Енотаевский. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 373–375.
Дубаков А. В. Николаевская Чуркинская Высокогорская пустынь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 264–265.
Дубаков А. В. Усть-Медведицкий мужской монастырь в честь Преображения Господня. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 380–383.
Дубаков А. В. (Волгоград). Гаий (Токаов), архиепископ Астраханский и Кавказский. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 375–377.
Лиценбергер О. А. (Саратов). Гюпферы. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 383–385.
Марков А. С. (Астрахань). Астраханский Успенский кафедральный собор. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 369–373.
Полева Ю. В. (Волгоград). Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 385–387.
Саввин А. В. (Астрахань). Астраханская область. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 360–369.
Филология
Лопушанская С. П. Азбучные молитвы. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 300.
Лопушанская С. П. Азбучные стихиры славянские. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 301.
Лопушанская С. П. Акростих. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 302.
1. Христианство: вехи истории: Материалы научной конференции, посвященой 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1996.
2. Мир Православия: Сборник научных статей. Вып. 1. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997.
3. Мир Православия: Сборник научных статей. Вып. 2. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998.
4. Мир Православия: Сборник научных статей. Вып. 3. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2000.
5. Мир Православия: Сборник научных статей. Вып. 4. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2002.
6. Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сборник научных статей. Вып. 1. — Волгоград: Изд-во Вол-гу, 1997.
7. Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сборник паучных статей. Вып. 2. — Волгоград: Изд-во Вол-гу , 1998.
8. Игумен Владимир (Перевертайло). Волгоградская духовная школа в 1991–2001 гг. : период становления. Курсовая работа. Волгоград, 2003.
9. Станков Николай, иерей. Становление Волгоградской епархии. Исторический очерк. Машинопись. Волгоград, 2001.
10. Чернова М. Университет открыт // Православное слово. 1993. № 6 (13). С. 2.
[1] Подробно о Владыке Германе и его деятельности в Волгоградской епархии См. : КрасникЛ. Г., Лопушанская С. П. Герман (Тимофеев), митрополит Волгоградский и Камышинский // Мир Православия. Волгоград, 2000. Вып. 4. С. 5–20.
[3] См. : Станков Николай, иерей. Становление Волгоградской епархии. Исторический очерк. Машинопись. Волгоград, 2001. С. 8.
[4] Игумен Владимир (Перевертайло) отмечает также важность богослужебного элемента в системе образования на богословском факультете ЦПУ, единство храма, монастыря и духовной школы. Это, по его мнению, отличает нашу духовную школу от Свято-Тихоновского богословского института. Игумен Владимир (Перевертайло). Волгоградская духовная школа в 1991–2001 гг. : период становления. Курсовая работа. Волгоград, 2003. С. 7–8.