На главную страницу

 

К страничке о высших богословских учебных заведениях

 

 

© В. Г. Патрин. Все права защищены. Статья, которая будет опубликована в 5-м выпуске сборника «Мир Православия» (Волгоград) (отв. ред. Н. Д. Барабанов), предоставлена для интернет-публикации на сайте А. Г. Дунаева автором. Любая перепечатка только с разрешения автора.

 

 

В. Г. Патрин

Научная жизнь на богословском факультете Царицынского православного университета

 

Начало волгоградской духовной школы, как и современная история волгоградской епархии в целом, связано с приходом на вновь воссозданную Волгоградскую кафедру Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Архиепископа Германа[1][1]. Через несколько месяцев после его назначения, а именно 4 ноября 1991 г., в Волгограде было открыто Духовное училище, являющееся в данный момент подготовительным отделением Царицынского православного университета. С этого дня началась история волгоградской духовной школы.

Созданию университета способствовала церковно-научная конференция — “Преподобный Сергий Радонежский и современный Православный университет” проведенная в Волгограде 22–26 сентября 1992 г., в юбилейный год 600-летия кончины преподобного Сергия Радонежского, носившая статус международной (в ноябре этого года, по инициативе профессора А. И. Половинкина при поддержке православной волгоградской профессуры и по указу владыки Германа, с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, произошло создание Царицынского православного университета имени преподобного Сергия Радонежского). Официальное открытие Царицынского православного университета в составе трех факультетов: богословского, пастырско-педагогического и экологического произошло 14 октября 1993 г., на праздник Покрова Божьей Матери[2], но занятия на факультетах велись уже с сентября этого года. [3] Ректором нового учебного заведения 22 октября 1996 г. Указом Патриарха Алексия II был назначен Архиепископ Герман.

 Богословский факультет имеет перед собой задачу подготовки специалистов по церковным дисциплинам, из которых в дальнейшем составлялись бы кадры священнослужителей и преподавателей для служения в лоне Русской Православной Церкви. Этот процесс обучения многогранен, но одно из важнейших мест в нем занимает приобщение студентов к той научной жизни, которой живет наша волгоградская духовная школа[4].

Конференции, проводившиеся на базе богословского факультета, способствовали становлению Царицынского православного университета, консолидируя вокруг него православных ученых. Более того, как уже выше было отмечено, в основании Царицынского Православного Университета лежит научная конференция проведенная в 1992 г. Главной темой, обсуждаемой на этой конференции, было религиозное образование: преподавание религиозных дисциплин в школах и вузах, создание православных учебных заведений. Работа конференции проходила по трем секциям: первый день — “Страницы истории и культурно-духовное наследие России” (секция была посвящена церковно-исторической и филологической проблематике), во второй день — “Педагогика христианского воспитания и развития личности”, в третий день — “Гармоничное социально-экономическое развитие региона и православный университет”. Основная часть докладов была сделана учеными, представителями образования и культуры города Волгограда, свои доклады представили также приглашенные из Волжского, Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Махачкалы, Тирасполя, Киева, Гилфорда (Коннектикут, США). 

Уже в июне (13 июня) 1995 г. на богословском факультете университета состоялась первая межвузовская научная конференция, посвященная 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия. В ее работе приняли участие преподаватели богословского факультета Царицынского православного университета, Волгоградского государственного университета, Волгоградского педагогического университета. Материалы выступлений были опубликованы в сборнике “Христианство: вехи истории”[5].

В дальнейшем подобные конференции стали проводиться практически ежегодно, и следующая конференция состоялась 25 сентября 1996 г., в день памяти преставления прп. Сергия Радонежского. Свои доклады зачитали преподаватели богословского факультета ЦПУ и преподаватели исторического и филологического факультетов ВолГУ; материалы этих выступлений были опубликованы в сборнике “Мир Православия” Вып. 1, который с этого времени является совместным научным изданием богословского факультета ЦПУ, исторического и филологического факультетов ВолГУ при поддержке Волгоградской епархии.

2 декабря 1997 г. состоялась очередная межвузовская научная конференция, на которой студенты и преподаватели ознакомились с новыми исследованиями в области церковной истории и филологии. Материалы этой конференции были опубликованы в следующем номере сборника “Мир православия”.

Подобного же рода конференция, посвященная 10-летию епархии, состоялась 12 февраля 2001 г., на ней свои доклады представили преподаватели ЦПУ, ВолГУ. Так же как в предыдущих случаях, материалы этой конференции были напечатаны в очередном сборнике “Мир Православия”.

Помимо научных конференций, на богословском факультете в конце года, во время защиты курсовых работ проводятся ежегодные студенческие конференции, в основе которых лежат уже курсовые и дипломные работы студентов богословского факультета ЦПУ и исторического факультета ВолГУ. В основном темы работ посвящены церковно-исторической тематике (истории Вселенской Церкви, Русской Православной Церкви), но кроме этого были доклады по богословию и филологии. Прежде всего, такие конференции приносят пользу самим студентам богословского факультета ЦПУ, т. к. позволяют ознакомиться с конкретными церковно-историческими вопросами и при этом дают возможность увидеть, как работают над курсовыми и дипломами в государственных вузах, а также оценить подход к церковным темам в светских учебных заведениях.

Дипломы, которые защищают студенты богословского факультета на последнем курсе, отражают то, чему успели научиться учащиеся за четыре года своего обучения в ЦПУ и представляют собой их собственную небольшую научную работу. За пять выпусков, которые состоялись на нашем факультете, были защищены следующие дипломные работы:

1999 г.

1. Лебедева О. И. Император Михаил VIII Палеолог и византийское духовенство (политика унии и оппозиционное движение ).

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

2. и\м Серапион (Очертный С. Г.). Монашеский подвиг святителя  Игнатия Брянчининова и его аскетика.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

3. Панов Н. А. Патриарх Николай Мистик и византийская церковь его времени.                                            

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

2000 г.

4. Перепелицын Д. А. Григорий Кипрский как богослов.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

5. Комлев В. М. Преподобный Симеон новый Богослов.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

6. Горин Н. А. Византийское православие и война.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

7. Пржегорлинский А. А. Жизнь и учение святителя Феолипта Филадельфийского.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

8. и\д Никифор (Казаков Д. А.). Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий как богословы.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

9. Копейкин А. В. Истоки православной мариологии.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

10. Сазонов А. Н. Патриарх Тихон и его время, 19171925 годы.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Поляков В. А.

11. Михайлишин А. Р. Имяславие на Афоне и в России (начало XX века) в свете исихастской традиции.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

2001 г.

12. Акимов В. В. История Русской православной Церкви в г. Сталинграде в конце 2030 гг. XX века.

        Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.

13. Родин А. В. Исихазм и русское монашество во второй половине XIV-нач. XV веков.

        Руководитель: доктор исторических наук, профессор Тюменцев И. О.

14. Яценко М. Н. Преподобный Иустин (Попович) и традиции Святых Отцов Церкви.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Станков Н. Н.

 

2002 год

15. Алферов С. А. Иосиф митрополит Астраханский и Терский (конец XVI–1651 г.).

        Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.

16. Ермаков Б. В. Учреждение Волгоградской епархии.

        Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.

17. Кардаева С. В. Научно-методическое исследование “Основы Православной культуры” в светских общеобразовательных учебных заведениях.

        Руководитель: доктор филологических наук, профессор Супрун В. И.

18. Куксенко С. А. Церковная организация Царицына и Камышина с 1799 по 1910 гг.

        Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.

19. Лисовой А. Д. Русская Православная Церковь в 19171918 гг.

        Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.

20. Тупиков В. А. Византийское монашество XIXII вв. (по данным монастырских уставов).

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

21. Чепурной А. В. Церковь и государство в Византии на рубеже XIIIXIV вв. Метаморфозы взаимоотношений патриарха Афанасия I и императора Андроника II Палеолога.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

2003 год

22. Величко М. С. Христианская концепция Логоса.

        Руководитель: доктор философских наук, профессор Омельченко Н. В.

23. и\м Геронтий (Потапов Ю. В.). Патриарх Фотий и его богословские взгляды.

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

24. Ермолов С. М. Евхаристическая экклизиология.

        Руководитель: кандидат богословия Пржегорлинский А. А.

25. Жилин А. А. Сталинградская епархия в 4050-х годах XX века.

        Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.

26. Казанцев Д. А. Возможность христианской философии.

        Руководитель: доктор философских наук, профессор Омельченко Н. В.

27. Патрин В. Г. Практика “Умного делания”. История “Молитвы Иисусовой” (IVX вв.).

        Руководитель: кандидат исторических наук, доцент Барабанов Н. Д.

28. Руденко В. С. Филипп (Ставицкий), архиепископ Сталинградский.

        Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.

29. Тарасенко Ю. Б. РПЦ в Смутное время.

        Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.

30. Терпугов И. М. Русская Церковь во время правления Екатерины II.

        Руководитель: кандидат исторических наук Дубаков А. В.

31. Хайдин С. Н. Педагогические воззрения святителей Иоанна Златоуста и Тихона Задонского: воспитание и обучение.

        Руководитель: доктор филологических наук, профессор Супрун В. И.

 

Библиотека богословского факультета — это хранительница многих ценных знаний, занимающая важное место в научной жизни нашей духовной школы, поскольку написание курсовых и дипломных работ и образовательный процесс в целом требуют, как известно, большой работы с научной литературой.

 По воспоминаниям и/м Евстафия, в 1995 году библиотека богословского факультета вмещалась в шкаф с книгами, который находился в деканате. В 1996 году под библиотеку уже отвели одну из комнат на 2-м этаже монастырского корпуса (т. е. там, где располагаются аудитории и деканат богословского факультета), ее библиотекарем был назначен и/м Евстафий, которому в помощники были даны еще два монаха. Фонд библиотеки пополнился за счет включения в него книг из монашеской библиотеки, а также книг из Фундаментальной библиотеки ЦПУ. При этом с самого начала большие усилия по комплектации библиотеки богословского факультета литературой прикладывал декан богословского факультета иерей Николай Станков, закупавший книги на средства прихода св. Никиты Исповедника, и преподаватель Церковной истории Барабанов Н. Д. Со временем благодаря их стараниям в библиотеке был создан богатый фонд литературы по византиноведению, истории Греко-Восточной, Русской Православной Церкви, философии, богословию. Вскоре библиотека стала пользоваться популярностью среди студентов других вузов Волгограда. В 19961997 гг. старшим библиотекарем был поставлен и/м Ростислав, который в качестве помощников взял к себе несколько студентов 1-го кура богословского факультета. В 1997 г., после возвращения в Свято-Духов монастырь, о. Евстафий был снова назначен заведовать библиотекой богословского факультета, при этом архиепископ Герман поставил перед ним задачу произвести инвентаризацию книг и создать алфавитный и предметный каталог. В феврале 1998 г. для работы в библиотеке пригласили Вершкову В. В., имеющую соответствующее образование и большой опыт работы библиотекарем. С сентября этого же года она стала штатным библиотекарем библиотеки богословского факультета. В 1999 г. была завершена инвентаризация книг и создание каталогов, после чего и/м Евстафию Владыка разрешил оставить должность заведующего библиотекой. На его место был назначен и/м Геронтия, остающийся на этом посту до сих пор.

Осенью 2002 года библиотека была переведена в новое помещение, находящееся в здании Регентского факультета. Теперь она имеет отдельное книгохранилище, читальный зал и рабочее помещение библиотекаря. Фонд библиотеки составлял к этому времени уже около 7 тыс. книг. Когда библиотека была перемещена и обустроена, митрополит Герман передал ей книги, собранные профессором Евгением Алексеевичем Кармановым, известным богословом и библиофилом. Теперь фонд библиотеки богословского факультета обладает редкими и уникальными книгами (в общей сложности библиотека проф. Е. А. Карманова составляет 5 тыс. экземпляров).

 В начале 2003 года, библиотека богословского факультета приобрела еще 12 тыс. книг из библиотеки Профкома Тракторного завода, которые оплатил фонд Николая Чудотворца, поэтому в общей сложности за эти восемь лет библиотека богословского факультета выросла до более чем 20 тыс. книг.

 С весны текущего года в библиотеке, в должности библиотекаря читального зала, работает Белова Л. М. В данный момент ее стараниями создается электронный каталог книг, который позволит в недалеком будущем полностью автоматизировать работу библиотеки. Также с 2002 г. неофициально, с согласия Владыки Германа, свою помощь библиотеке оказывает монах Силуан.

Сотрудничество с другими государственными и церковными вузами в виду молодости нашей богословской школы и при недостатке в своих собственных специалистах составляет важный элемент в ее системе образования , т. к. позволяет студентам получать достаточно высокие знания от ведущих специалистов. Так в 1999–2000 учебном году провел курс лекций по “Каноническому праву” и принял экзамен у студентов богословского факультета профессор МДА, протоиерей В. А. Цыпин. В этом же учебном году почел курс “Сектоведения” зав. кафедрой сектоведения Сято-Тихоновского института профессор А. Л. Дворкин, который затем также принял экзамен. В 1995 г. проводил занятия на богословском факультете профессор того же института дьякон А. Кураев, и несколько лекций в курсе истории Русской Православной Церкви прочитал известный петербургский профессор Р. Г. Скрынников. [6] Немало потрудился в первые годы существования университета В. М. Лурье, прочитавший в 1995–1997 гг. несколько курсов по богословским церковным дисциплинам. Весной 2003 г. провел несколько лекций по “Церковной археологии” один из известных отечественных археологов, специалист по памятникам Херсонеса — С. А. Беляев. В 1999–2000 учебном году приезжал преподаватель Смоленской семинарии, кандидат богословия прот. Г. Урбанович, который прочитал студентам богословского факультета курс “Нравственного богословия”, с последующим принятием экзамена. Но наибольшую поддержку богословскому факультету ЦПУ оказывают преподаватели Волгоградского государственного и педагогического университетов, которые ведут большую часть предметов.

Также нужно отметить, что преподаватели Царицинского православного университета участвуют в создании “Православной энциклопедии”. При Волгоградской епархии создано ее представительство[7].

Учебный процесс для ряда студентов, показавших в ходе учебы хорошие способности, не прекращается и после окончания нашего университета. Их в качестве стажеров направляют в Московскую Духовную Академию, где нашим выпускникам предстоит сдача экзаменов, написание и защита кандидатской диссертации. В 2001 году успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме: “Богословие св. Феолипта Филадельфийского и поздневизантийский исихазм” выпускник богословского факультета Пжегорлинский А. А., который после этого вернулся в ЦПУ, и уже преподает церковно-богословские дисциплины. В 2003 году защитил диссертацию другой выпускник волгоградской духовной школы и/д Никифор (Казаков). Тема его работы — “Жизнь, труды и богословские воззрения патриарха Григория II Кипрского”. О. Алексей Михайлишин, еще один бывший студент богословского факультета ЦПУ проходивший стажировку в МДА, написал работу по теме: “Афино-константинопольская редакция иерусалимского устава и ее распространение в славянских странах”. Он преподает сейчас “Историческую Литургику” и еще ряд богословских дисциплин ожидая предстоящей защиты своей диссертации. Трое студентов (Комлев В. М., Тупиков В. А., Чепурной А. В.) в данный момент трудятся в МДА над кандидатскими диссертациями.  

Для написания своих курсовых и дипломных работ студентам приходится часто обращаться к фондам библиотек г. Москвы, МДА, СПбДА, а также для тех, кто занимается историей Церкви в Поволжье, к фондам Волгоградских и Саратовских архивов.

Огромную роль в научной жизни волгоградской духовной школы играет ее ректор — митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, который всячески поддерживает в ней дыхание научной жизни.

Публикации. Выше уже были названы два научных сборника (“Христианство: вехи истории”, “Мир Православия”), в издании которых самое непосредственное участие принимает волгоградская духовная школа совместно с Волгоградским государственным университетом и при поддержке Волгоградской епархии, кроме них ,также вышло два выпуска сборника “Средневековое православие от прихода до Патриархата”. В этих сборниках опубликованы статьи российских и зарубежных ученых занимающихся исследованием по истории Церкви. Вот перечень работ напечатанных в данных изданиях:

 

ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦЕРКВИ

Алимов Д. Е. Первое крещение хорватов. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 321.

Асташин В. В. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и шведский канцлер Оксеншерна. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 2527.

Асташин В. В. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис о положении греческой Церкви в первой трети XVII в. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 7386.

Барабанов Н. Д. Приходское Православие и народная религиозность византийцев в полемиче­ской литературе XII века. — Христианство. 1996. С. 812.

Барабанов Н. Д. Византийское православие и ; , война : некоторые аспекты отношений. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 2231.

Барабанов Н. Д. Мир византийского прихода в полемическом трактате XII в. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 6584.

Барабанов Н. Д. От Гилу до вурколаков. Демонология и приходское Православие в Византии. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 8197.

Барабанов Н. Д. Приходское Православие в Византии по канонам Трулльского собора. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 913.

Барабанов Н. Д. Гилу (Гелло). К реконструкции византийского народного верования. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 3745.

Барабанов Н. Д. Традиции публичных жертвоприношений в византийском приходском православии VI—VII вв. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 2250.

Бармин А. В. Языковые сложности споров XI—XII вв. о “Filioque”. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 5163.

Коновалов А. А. “Мессалианин” Григорий Палама и “православный” Григорий Акиндин: святой глазами еретика. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 113124.

Красиков С. В. Григорий Палама как защитник аристотелевских силлогизмов в теологии. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 125130.

Кривушин И. В. Евагрий Схоластик: закат церковно-историографического жанра. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 2951.

Кучма В. В. Религиозный аспект византийской военной доктрины: истоки и эволюция. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 4565.

Леонтьевский А. В. Церковь и светская власть в сочинении немецкого каноника XIV века. — Христианство. 1996. С. 1217.

Леонтьевский А. В. Церковный деятель XIV в. Конрад Мегенберг о неурядицах в обществе. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 4046.

Лобовикова К. И. Георгий Лапиф в контексте исихастской дискуссии. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 103112.

Лурье В. М. Некоторые замечания по поводу шамбезийских документов 1993 года. — Христианство. 1996. С. 58.

Лурье В. М. Славянское "Сказание о 12 снах Шахаиши". ' Сирийский оригинал, пехлевийский прототип (в связи с проблемой ранних сирийско-славянских контакгов). — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 545.

Лурье В. М. Святая Чаша в раннехристианском чинопоследовании домашнего причащения (с приложением заметки о коптском чине Исполнения Чаши). — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 429.

Лобова-Костогрызова Л. Ю. Духовное наставничество в Византии: Феолипт филадельфийский и Ирина-Евлогия Хумнена. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 4660.

Макаров Д. И. Создание и организация мироздания в интерпретации Григория Паламы (по материалам шестой гомилии). — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 97108.

Макаров Д. И. Учение Григория Паламы об очищении человека (по трактату “Три главы о молитве и чистоте сердца”) и некоторые параллели в поздневизантийской мистике. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 6172.

Макаров Д. И. О значении слова “космос” в гомилиях св. Григория Паламы. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 131140.

Малахов С. Н. О греческой письменной традиции у народов Северного Кавказа в Х–XVII вв. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 3239.

Малахов С. Н. К истории Аланской митрополии Константинопольского патриархата (местонахождение византийской Ахохии) . — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 2024.

Малахов С. Н. Новый мир ислама в письмах патриарха Николая Мистика. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 6380.

Малахов С. Н. Христианизация Алании в 912–922 гг. (по письмам Николая Мистика). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 2836.

Медведев И. П. Канонизация св. Григория Паламы: исторический контекст. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 1819.

Михайленко С. В. Роль арсенитов в политической жизни Византии в начале XIV в. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 77102.

Пржегорлинский А. А. Арсенитская схизма в изображении св. Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 5176.

Прокопьев С. М. Историческая концепция Оригена в отечественной и зарубежной литературе. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 913.

Станков Николай, священник. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий в публицистике Васила Априлова. — Христианство. 1996. С. 2123.

Станков Николай, священник. Новейшие исследования о деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 1421.

Станков Николай, священник. Современные исследователи о литературной деятельности св. Кирилла — первоучителя славян. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 1417.

Станков Николай, священник. Споры в историографии о целях хазарской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 2127.

Тюленев В. И. История церкви в описании Лактанция ("De mortibus persecutonim"). — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 58.

Тюленев В. М. Рассказы Лактанция о битвах и проблема становления церковной историографии. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 38.

Шевченко В. В. Томизм и богословские воззрения Иосифа Вриенния (к постановке проблемы) . — Христианство. 1996. С. 1721.

Шевченко В. В. "Спасен заступничеством Богородицы. . " (Иосиф Вриенний об осаде Константинополя в 1422 г.) . — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 4756.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Акимов В. В. Сталинградский архиепископ Петр (Соколов). — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 319321.

Алексеев А. И. Заметки о пересмотре эсхатологической концепции на Руси в конце XV века. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 11126.

Алексеев А. И. “Трифоновский” сборник как источник для изучения русской религиозности конца XIV—XV вв. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 129145.

Арчебасова Н. А. Начальные учебные заведения духовного ведомства во второй половине XIX — начале XX вв. (на примере Царицынского уезда Саратовской губернии) . — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 216254.

Белоненко В. С. Материалы для истории новгородского монастыря Рождества Богородицы на Лисьей горке. — Средневековое Православие. 1998. Вып. 2. С. 108129.

Иеромонах Владимир (Перевертайло В. В.). Прошлое и будущее (к вопросу об историческом и религиозном призвании России). —   Христианство. 1996. С. 5052.

Вишленкова Е. А. Концепции духовного образования в России начала XIX века. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 4448.

Говорун М. А. Вопросы о церкви и вере в русско-польских переговорах 1610 года. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 168192.

Дорина М. М. Религиозная политика Советской власти в Нижне-Волжском крае в 30-е годы. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 8593.

Дубаков А. В. История Русской Православной Церкви в Царицыне XVIII — нач. XIX вв. — Христианство. 1996. С. 3237.

Дубаков А. В. Первый астраханский архиепископ Феодосий. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 5760.

Дубаков А. В. Образование Астраханской митрополии. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 129133.

Заливалова Л. Н. К вопросу об историческом наследии Ивана Егоровича Троицкого. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 192215.

Клименко Н. М. История Троицкой Церкви станицы Филоновской Хоперского округа области Войска Донского (1728–1917 гг.) . — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 5963.

Клименко Н. М. Из истории Троицкой церкви станицы Филоновской Новоаннинского района (19171965 гг.). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 179182.

Колова Ю. В. Утилитаризм в православном обучении (первая половина XIX века). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 134141.

Красник Л. Г., Лопушанская С. П. Герман (Тимофеев), митрополит Волгоградский и Камышинский. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 520.

Кузнецова Н. В. Государственно-церковные отношения в первые послевоенные годы (1945—1948 гг.) (на материале Сталинградской области). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 226237.

Лезик Е. В. "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона в отечественной историографии. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 85102.

Лурье В. М. Три эсхатологии. Русская эсхатология до и после великого раскола. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 150178.

Малышев А. Б. Политические отношения золотоордынских ханов и Русской Православной Церкви. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 141166.

Материкин А. В. Царицынский Александро-Невский собор: его прошлое, настоящее и будущее. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 225276.

Мельникова В. В. Духовные учебные заведения области до революции 1917 года. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 7478.

Мельникова В. В. Усть-Медведицкий Преображенский женский монастырь и его настоятельница игуменья Арсения (Анна Себрякова) . — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 5358.

Поляков В. А. Ленинский “нэп” — атеистический удар по нравственным силам народа. — Христианство. 1996. С. 4246.

Поляков В. А. Советская власть и русская Православная церковь. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 7984.                

Поляков В. А. Советская власть и голод в 1920-е годы: реакция народных масс (на примере Урюпинской Христорождественской Церкви) . — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 7682

Поляков В. А. Русская Православная Церковь и международная помощь во время первого советского голода в 1920-е годы. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 183193.

 Редькина О. Ю. Русская Православная Церковь в 19441949 гг. на Нижней Волге (по материалам фонда Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР в Сталинградской области) . — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 6475.

Редькина О. Ю. Религиозные организации и голод в Царицынской губернии 1921—1922 гг. (по материалам местной периодической печати). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 194225.

Римский С. В. Проблемы обеспечения землей слободских причтов области Войска Донского (конец XIX — начало XX в.). — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 142149.

Романова А. Л. Епископ Пермский и Вологодский Филофей и атрибутируемое ему предисловие к пасхалии. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 103110.

Скрынников Р. Г. Нестяжатели и иосифляне на соборе 1503 г. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 126142.

Синельников С. П. “Великий перелом” в борьбе Советской власти с Русской Православной Церковью и верою в 1929 — 1930 гг. (по материалам Сталинградского округа Нижневолжского края). — Христианство. 1996. С. 4650.

Стефанов П. Св. Арсений Ростовский и Климент Търновски — сравнителен портрет. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 181191.

Тининв З. П. Духовное образование в России (Особый комитет Александра I) — Христианство. 1996. С. 3841.

Тинина З. П. Министерство Духовных дел и Народного Просвещения в управлении греко-российским исповеданием. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 6873.

Тинина З. П. Церковное и епархиальное управление в России первой четверти XIX века. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 4952.

Тинина З. П. Дневник архиепископа Царицынского Дамиана 19191922 годов. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 277318.

Тупикова Н. А., Тюменцева Н. Е., Тюменцев И. О. (Волгоград). Письма по церковным делам из русского архива Яна Сапеги 1607—1611 годов. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 167180.

Тюменцев И. О. Преемники преподобного Сергия Радонежского в Смутное время в начале XVII века: архимандрит Иоасаф III. — Христианство. 1996. С. 2332.

Тюменцев И. О. Государство и церковь в России в 1608–1610 гг. — Средневековое Православие. 1997. Вып. 1. С. 142168.

Тюменцев И. О. Иосифо-Волоколамский монастырь в Смутное время в России начала XVII столетия. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 6167.

Тюменцев И. О. Первое известие о Церкви в Царицыне. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 2834.

Тюменцев И. О. Авраамий Палицын — портрет писателя И церковного деятеля Смутного времени. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 101128.

Ульяновский В. И. Реалии и миф в житийной легенде об архиепископе Феодосии. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 3543.

Ульяновский В. И. Духовник Самозванца архимандрит Исайя: миссия молчания. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 87100.  

ФИЛОЛОГИЯ

Алефиренко Н. Ф. Фразеологическая репрезентация христианского мировосприятия (на материале восточнославянских языков). — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 126131.

Буланов А. М. Преподобный Сергий Радонежский и традиция исихазма в русской литературе. — Христианство. 1996. С. 7074.

Гашева Л. П. Библейские фразеологизмы в контексте русской лингвокультуры. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 132136.

Горбань О. Л. Варианты старославянского текста Евангелия от Матфея в русских изводах. — Христианство. 1996. С. 6265.

Горбань О. А. Глагольная лексика в церковнославянском тексте. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 107111.

Горбань О. А. Префиксальные образования глаголов движения в старославянском и русском церковнославянском языках. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 9196.

Горбань О. А. Деривационные изменения в смысловой структуре русских церковнославянских глаголов движения. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 273279.

Ковалев Н. С. Эгико-эстетические константы в текстах кирилло-мефодиевского и древнерусского периодов. — Христианство. 1996. С. 6570.

Ковалев Н. С. Типы текстов проповеди в древнерусском литературном языке XI — XП вв. в аспекте эволюции. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 120126.

Лопушанская С. П. Лексико-текстологические параллели различных евангельских текстов как источник изучения кирилло-мефодиевской традиции. — Христианство. 1996. С. 5961.

Лопушанская С. П. Лингвокультурологический аспект сопоставления старославянского и русского церковнославянского языков. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 100106.

Лопушанская С. П. Древнерусский список Азбучной молитвы. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 8390.

Лопушанская С. П. (Волгоград). Похвальное слово Кириллу и Мефодию как источник развития языковой и духовной культуры восточных славян. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 322327.

Прохватилова О. А. О ритмо-мелодической организации православной молитвы и проповеди. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 112119.

Прохватилова О. А. Внешняя диалогичность звучащей православной проповеди. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 97108.

 Прохватилова О. А. О гиперкоммуникации в современной духовной речи. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 280295.

Прохватилова О. А. (Волгоград). Композиционно-речевая структура современной православной проповеди . — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 335351.

Рудыкина Е. С. (Волгоград). Функции глаголов речи в житийных текстах. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 328334.

Свиридонова В. П. Сравнительное описание русского и французских переводов Господней молитвы Отче наш. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 119125.

Свиридонова В. П., Бухонкина А. С. (Волгоград). Фразеологические единицы религиозного содержания в свете лингвокультурологии. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 352358.

Станкова Т. Ю. Структурные особенности словосочетаний типа "St. Paul" в английском языке. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 127130.

Станкова Т. Ю. К вопросу об именах святых и их идентификации в английском языке. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 296299.

Супрун В. И. Христианизация русского именника (по материалам “Повести временных лет”). — Христианство. 1996. С. 5358.

Супрун В. И. Принципы новоцерковнославянской орфографии. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 9499.

Супрун В. И. Методика преподавания церковнославянского языка. Глагол. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 109113.

Тупикова Н. А. Значение переводов Житий Константина и Мефодия для истории польского литературного языка. — Мир Православия. 1998. Вып. 2. С. 114118.

Шестак Л. А. Проблемы тезауруса: религиозное мировидение, мироощущение, философия, языковая образность. — Мир Православия. 1997. Вып. 1. С. 131135.

РЕЦЕНЗИИ

Михайленко С. В. (Волгоград). Рец. на кн. : Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. — СПб. : Изд-во “Алетейя”, 1998. — 255 С. — (Серия “Византийская библиотека”, раздел “Исследования”). — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 388395.

Станков Николай, священник. Рец. на кн. : Косик В. И. Русская церковь в Югославии (20—40-е гг. XX века). — М. : Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. — 287 С. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 396398.

Тинина З. П. Рецензия на кн. : Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. Ростов-на-Дону, 1998. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 266272.

 

МАТЕРИАЛЫ К ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

История христианства в Нижнем Поволжье

Дубаков А. В. Астраханская епархия. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 238246.

Дубаков А. В. Авраам (Алексей Шумилин), архиепископ Астраханский и Кавказский. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 246. 

Дубаков А. В. Анастасий (Андрей Братановский-Романенко), архиепископ Астраханский и Кавказский. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 247248.

Дубаков А. В. Анатолий (Соколов), епископ Царевский. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 377379.

Дубаков А. В. Антоний (Румовский), архиепископ Астраханский и Ставропольский. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 248249.

Дубаков А. В. Астраханский Троицкий мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 249252.

Дубаков А. В. Астраханский Преображенский мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 252254.

Дубаков А. В. Астраханский Вознесенский мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 254255.

Дубаков А. В. Астраханский Благовещенский женский монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 255257.

Дубаков А. В. Астраханский Сретения Господня мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 257.

Дубаков А. В. Астраханский мужской монастырь во имя Св. Предтечи и Крестителя Иоанна. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 257261.

Дубаков А. В. Астраханский Покровский мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 261263.

Дубаков А. В. Астраханский Воскресенский мужской монастырь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 263.

Дубаков А. В. Афанасий (Дроздов), архиепископ Астраханский и Енотаевский (1856—1870 гг.). — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 379380.

Дубаков А. В. Иона (Карпухин), епископ Астраханский и Енотаевский. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 373375.

Дубаков А. В. Николаевская Чуркинская Высокогорская пустынь. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 264265.

Дубаков А. В. Усть-Медведицкий мужской монастырь в честь Преображения Господня. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 380383.

Дубаков А. В. (Волгоград). Гаий (Токаов), архиепископ Астраханский и Кавказский. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 375377.

Лиценбергер О. А. (Саратов). Гюпферы. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 383385.

Марков А. С. (Астрахань). Астраханский Успенский кафедральный собор. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 369373.

Полева Ю. В. (Волгоград). Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 385387.

Саввин А. В. (Астрахань). Астраханская область. — Мир Православия. 2002. Вып. 4. С. 360369.

Филология

Лопушанская С. П. Азбучные молитвы. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 300.

Лопушанская С. П. Азбучные стихиры славянские. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 301.

Лопушанская С. П. Акростих. — Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 302.


Список литературы

 1.  Христианство: вехи истории: Материалы научной конференции, посвященой 1110-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1996.

2.  Мир Православия: Сборник научных статей. Вып. 1. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997.

3.  Мир Православия: Сборник научных статей. Вып. 2. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998.

4.  Мир Православия: Сборник научных статей. Вып. 3. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2000.

5.  Мир Православия: Сборник научных статей. Вып. 4. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2002.

6.  Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сборник научных статей. Вып. 1. — Волгоград: Изд-во Вол-гу, 1997.

7.  Средневековое Православие от прихода до Патриархата: Сборник паучных статей. Вып. 2. — Волгоград: Изд-во Вол-гу , 1998.

8.  Игумен Владимир (Перевертайло). Волгоградская духовная школа в 19912001 гг. : период становления. Курсовая работа. Волгоград, 2003.

9.  Станков Николай, иерей. Становление Волгоградской епархии. Исторический очерк. Машинопись. Волгоград, 2001.

10. Чернова М. Университет открыт // Православное слово. 1993. № 6 (13). С. 2.



[1] Подробно о Владыке Германе и его деятельности в Волгоградской епархии См. : КрасникЛ. Г., Лопушанская С. П. Герман (Тимофеев), митрополит Волгоградский и Камышинский // Мир Православия. Волгоград, 2000. Вып. 4. С. 520.

[2] См. : Чернова М. Университет открыт // Православное слово. 1993. № 6 (13). С. 2.  

[3] См. : Станков Николай, иерей. Становление Волгоградской епархии. Исторический очерк. Машинопись. Волгоград, 2001. С. 8.

[4] Игумен Владимир (Перевертайло) отмечает также важность богослужебного элемента в системе образования на богословском факультете ЦПУ, единство храма, монастыря и духовной школы. Это, по его мнению, отличает нашу духовную школу от Свято-Тихоновского богословского института. Игумен Владимир (Перевертайло). Волгоградская духовная школа в 19912001 гг. : период становления. Курсовая работа. Волгоград, 2003. С. 78.

[5] См. : Станков Николай, иерей. Становление Волгоградской епархии. С. 10.

[6] См. : Станков Николай, иерей. Становление Волгоградской епархии. С. 9.

[7] См. : Станков Николай, иерей. Становление Волгоградской епархии. С. 10.