ББК 86–372
C 13
Сагарда Н. И.
Лекции
по патрологии. I–IV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева.
— М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. — 796 с. (разд.
паг.): ил.
ISBN 5–94625–092–2
Вниманию читателей предлагаются «Лекции» знаменитого патролога,
библеиста и библиографа, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Николая
Ивановича Сагарды (1870–1942/43), охватывающие материал о святых отцах и
церковных писателях I–IV веков. Издание осуществлено на основании уникальных
источников — рукописи-автографа и авторизованной машинописи, прошедших
неоднократную правку Н. И. Сагарды и наиболее полных по количеству
рассмотренных персоналий и произведений. К несомненным достоинствам «Лекций»
относятся продуманность плана, подробность изложения и взвешенность оценок.
В процессе подготовки к изданию книга прошла скрупулезное редактирование
и была снабжена предисловиями, современным научным комментарием, необходимой
русскоязычной библиографией и обширным справочным аппаратом. Она будет полезна
не только студентам и преподавателям духовных школ, но также всем, кто
интересуется святоотеческим наследием.
© А.Н.Глущенко, подг., общ. и
научн. ред. текста, предисл., примеч., 2004
© А.Г. Дунаев, предисл.,
научн. ред., примеч., таблицы соответствий, 2004
© Т. В. Коваль, предисл.,
библиография, 2004
© Издательский Совет Русской
Православной Церкви, научн. ред., указатели, оформление, 2004
Приобрести книгу по цене 405 р. (450 р. по
книгообмену) можно в Изд. Совете РПЦ на Погодинской.
Тираж 3000 экз.
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Обстоятельный и по возможности полный учебник
по святоотеческой литературе первых четырех веков — не считая положившей начало
русской патрологической литературе книги архиеп. Филарета (Гумилевского)
«Историческое учение об отцах Церкви» (1859) — сегодня весьма востребован, но
был до сих пор практически недоступен на русском языке (общий обзор имеющихся
ныне пособий представлен ниже в разделе «Лекции Н. И. Сагарды и патрология XX
века»). Несомненно, что устранение лакуны в столь важной области церковной
науки чрезвычайно актуально. Это обстоятельство побудило Издательский Совет
Русской Православной Церкви принять решение о публикации лекций по патрологии
проф. Н. И. Сагарды.
Н. И. Сагарда читал лекции по патрологии в
Санкт-Петербургской духовной академии в течение 13 лет (1905–1918). Несколько
раз издававшийся литографическим способом, курс этот постоянно дорабатывался
автором. Кандидат богословия, преподаватель кафедры патрологии Киевской
духовной академии диакон Андрей Глущенко провел большую работу по подготовке к
публикации двух источников. В основу настоящего издания положены уникальные
(хранящиеся в Киеве в частных архивах) экземпляры — авторская рукопись и
редчайшая авторизованная литография, в которой содержится ряд глав,
отсутствующих в литографических экземплярах, доступных в Санкт-Петербурге,
именно: разделы по Игизиппу, свт. Александру Александрийскому, Дидиму Слепцу,
свтт. Григорию Богослову, Григорию Нисскому и Кириллу Иерусалимскому, важнейшая
глава о богословии апологетов, сведения о так называемых «меньших апологетах».
Не исключено, что подготовленные к изданию экземпляры рукописи и машинописей
были привезены самим Н. И. Сагардой на Украину после революции как наиболее
ценные и полные варианты читанного им патрологического курса. Сравнение с
санкт-петербургскими экземплярами курса выявило и некоторые сокращения текста,
сделанные Н. И. Сагардой в отдельных главах, что позволило автору, стесненному
определенным количеством часов, отведенных в Академии на лекции по патрологии,
увеличить число рассмотренных в курсе древнецерковных писателей. Анализ
сокращений показал, что они касаются в основном изложения общего содержания
творений и некоторого уменьшения ссылок на иностранных авторов, совершенно не
затрагивая концептуальных вопросов. Поэтому мы сочли возможным издать «Лекции»
без восстановления авторских сокращений, возможного по другим экземплярам.
Лекции о представителях антиохийской школы читались в Академии А. И. Сагардой,
братом Н. И. Сагарды, и потому отсутствуют в издаваемом курсе. Отсутствие главы
о свт. Григории Чудотворце объясняется наличием специального исследования
(докторской диссертации) Н. И. Сагарды об этом святом. При издании был сохранен
несколько тяжеловесный авторский стиль, характерный для многих русских ученых
конца XIX — начала XX в. и сложившийся под влиянием синтаксиса древних
классических и немецкого языков. Значительная стилистическая правка была бы
допустимой, если бы записи были осуществлены только студентами, но наличие
авторской рукописи и авторизованных экземпляров с правкой Н. И. Сагарды
заставило нас отказаться от подобной переработки. Подробнее об источниках
текста и принципах публикации сказано в предисловии «От редактора».
Особо следует остановиться на
библиографическом аппарате. Наличие подробной библиографии является одним из
главных требований патрологии XX в. к подобным курсам. Ниже отмечено, что в настоящее
время поиск иностранной литературы не доставляет особых сложностей. Напротив,
отечественный читатель до сих пор не имеет справочника, который учитывал бы —
на современном уровне — все наличные русские переводы творений святых отцов и
учителей Церкви и патрологические исследования на русском языке. Однако
указание в сносках всей русской литературы и переводов по 40 древним авторам
слишком увеличило бы объем и без того большой книги, и мы пошли по
«компромиссному» пути, указав в аппарате лишь те библиографические указания,
которые отсутствуют в доступных книгах. Поэтому там, где имеются отсылки к ПМА,
СДХА (библиография из этих изданий представлена на сайте http://www.danuvius.orthodoxy.ru),
«Православной энциклопедии» (в объеме вышедших к настоящему времени томов) и
росписям святоотеческих переводов в БВ 3 и БВ 4, библиография (как русских
переводов, так и исследований) минимальна и учитывает лишь литературу,
отсутствующую в указанных изданиях. Мы сочли доступными и отдельные публикации
за последние 15 лет (например, статью А. И. Сидорова об александрийской школе в
«Ученых записках РПУ», «Словарь книжников и книжности Древней Руси» и т. п.). В
других случаях, когда русскому читателю некуда обратиться за справками, русская
библиография приводится настолько полно, насколько нам удалось собрать и
уточнить ее. Номера CPG указаны в сносках для всех разбираемых Н. И. Сагардой
произведений, TLG — когда соответствующие номера отсутствуют в перечисленных
изданиях. В работе над составлением библиографических дополнений существенную
помощь оказал заместитель главного редактора Издательского Совета Е. С.
Полищук. Сведения о публикациях В. Н. Бенешевича любезно предоставлены А. Г.
Бондачем, отдельные дополнения к библиографии сделаны Д. С. Бирюковым.
Значительная часть описаний проверена de visu М. В. Ивановой.
Очерк жизни и творчества замечательного
ученого, а также библиография его трудов составлены для настоящего издания
Татьяной Владимировной Коваль, канд. ист. наук, научным сотрудником
Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского — той самой библиотеки,
которой Н. И. Сагарда посвятил многие годы своей научной деятельности после
революции 1917 г. Т. В. Коваль несколько лет изучала труды Н. И. Сагарды как
библиографа (большинство из них рассмотрены и проанализированы в ее диссертации
1998 г.) и является автором доклада «Теоретик и практик библиотечного дела Н.
И. Сагарда», прочитанного на Международной научной конференции НБУВ в 2002 г.
Остается сказать, что чуть ранее (почти
одновременно с настоящим изданием) лекции Н. И. Сагарды (с пропуском ряда
важных глав) были опубликованы М. Б. Данилушкиным в издательстве «Воскресение»
(СПб., 2004)[1]. В отличие
от этого издания, данная книга, выпускаемая Издательским Советом Русской
Православной Церкви, подготовлена в соответствии с уровнем требований,
предъявляемых к современным научным публикациям. Впервые на основе архивных
материалов написан подробный очерк жизни Н. И. Сагарды и представлена полная
библиография его трудов. По новейшим научным изданиям древнегреческих и
латинских текстов проверено, уточнено или атрибуировано более 4000 ссылок на
древних авторов. При редакционно-издательской работе над книгой добавлено более
1100 сносок, уточняющих те или иные места «Лекций» и отражающих уровень
развития современной патрологической науки. Исправлены многочисленные опечатки
и неточности, тщательно выверены все тексты на древних и новых языках. Книга
снабжена необходимым справочным аппаратом, облегчающим работу не только с ней,
но и с переизданиями русских переводов некоторых святоотеческих творений.
Надеемся, что издание будет полезно не только студентам и преподавателям, но и
всем читателям, интересующимся святоотеческим наследием.
А. Г. Дунаев,
заведующий Книжной редакцией
Издательского Совета
Русской Православной Церкви,
канд. ист. наук
ОГЛАВЛЕНИЕ
От издательства ..... V
От редактора .....
VII
Т. В. Коваль, Н.
И. Сагарда: жизнь, посвященная науке ..... XVI
Библиография работ Н. И.
Сагарды ..... XXVIII
А. Г. Дунаев.
Лекции Н. И. Сагарды и патрология XX века ..... XXXVII
ВВЕДЕНИЕ
Значение изучения
святоотеческих творений и необходимость научного исследования их..... 2
Христианская литература.
Церковная литература ...... 4
Понятие об отцах Церкви
...... 7
Признаки отца Церкви в
отличие от других церковных писателей ..... 11
Учители Церкви.
Церковные писатели ..... 13
Авторитет отцов Церкви
..... 14
История изучения
древнецерковной письменности ..... 20
Господствующий
у протестантских церковных историков взгляд на задачи и постановку изучения
древнецерковной литературы ..... 28
Научно-церковная точка
зрения на предмет ..... 31
Состав древнецерковной
литературы, подлежащий специальному исследованию в патрологической науке .....
33
Задача изучения
древнецерковной литературы ..... 36
Метод изучения
древнецерковной литературы ..... 38
Наименование науки.....
40
Критическое исследование
произведений древнецерковной литературы ...... 43
Необходимость такого
исследования ...... 43
Основные положения
патрологической критики ...... 44
Исследование
текста патриотических произведений и научные издания..... 45
Ход
развития древнецерковной литературы ..... 49
Общий
взгляд на развитие церковной литературы в течение всего патриотического
периода ...... 49
Развитие древнецерковной
литературы в первую эпоху ..... 51
Первый отдел
ДОНИКЕЙСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Первый период. Древнецерковная литература времени мужей апостольских......
54
«Учение 12-ти апостолов»
..... 57
Надписание
памятника..... 58
Содержание «Учения 12-ти
апостолов» ..... 59
Древние свидетельства о
памятнике ..... 60
Вопрос о происхождении Didac»;
отношение его к другим памятникам древнецерковной письменности и источники его
..... 63
Время написания Didac»
..... 71
Место происхождения Didac»
...... 72
Отношение Didac¾ к
Священному Писанию ..... 73
Характеристика Didac¾ со
стороны языка и общего тона изложения ..... 74
Богословская точка
зрения писателя Didac»
..... 74
Историко-каноническое и
литургическое значение Didac» ..... 75
Послание апостола
Варнавы ..... 86
Текстуальное предание
..... 87
Содержание послания
...... 87
Анализ содержания
послания ..... 88
Вопрос об авторе
послания ..... 94
Краткие сведения о жизни
и деятельности ап. Варнавы ..... 101
Время происхождения
послания ..... 104
Читатели послания и
место его происхождения ..... 108
Св. Климент Римский..... 110
Сведения о жизни св.
Климента ..... 110
Послание к коринфянам
..... 112
Исторические
свидетельства о нем ..... 112
Текст послания ..... 113
Содержание послания
..... 116
Анализ содержания
послания: ...... 116
Вопрос о коринфском
мятеже ...... 116
Главные пункты учения
послания ...... 118
Время написания послания
..... 122
Характер послания и его
значение ..... 123
Так называемое «Второе
послание Климента Римского» ..... 123
Содержание послания
..... 125
Время и место
происхождения памятника ...... 126
Два послания «О девстве»
...... 128
Краткие сведения о
«Климентинах» ..... 129
Св. Игнатий Богоносец ...... 131
Сведения о жизни св.
Игнатия ..... 131
Вопрос о посланиях св.
Игнатия ..... 135
Подлинность семи
посланий св. Игнатия в краткой греческой редакции ...... 137
Манускрипты и переводы
посланий св. Игнатия ...... 141
Содержание посланий св.
Игнатия ..... 142
Послание к эфесянам
...... 142
Послание к магнезийцам
...... 142
Послание к траллийцам
..... 143
Послание к римлянам
..... 144
Послание к
филадельфийцам ...... 144
Послание к смирнянам
..... 145
Послание к Поликарпу,
епископу Смирнскому ..... 145
Анализ содержания
посланий св. Игнатия ..... 145
Св. Поликарп Смирнский и
его Послание к филиппийцам ..... 152
Сведения о жизни св.
Поликарпа ..... ..... 152
Послание
св. Поликарпа к филиппийцам, древние свидетельства о нем; подлинность послания
..... 155
Анализ содержания
послания ..... 157
Время написания послания
..... 159
«Пастырь» Ермы ..... 160
Отношение к «Пастырю» в
древней Церкви ..... 161
Содержание книги
«Пастырь» ..... 162
Анализ содержания
«Пастыря» ..... 167
Вопрос об авторе
«Пастыря» и времени происхождения книги ..... 170
Папий, епископ
Иерапольский ..... 172
Древние известия о
личности Папия ..... 172
Литературная
деятельность Папия ..... 177
Общие замечания об
учении мужей апостольских ..... 181
Второй период. Возникновение научной христианской письменности ...... 183
Общие замечания об
условиях происхождения литературы этого периода и ее видах ..... 183
I. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АПОЛОГЕТОВ II ВЕКА ...... 184
Отношение к христианству
со стороны иудейства ..... 185
Отношение к христианам
со стороны языческого населения ...... 188
Отношение к христианству
со стороны правительства ..... 193
Попытки
литературной борьбы против христианства со стороны языческих писателей ..... 195
Возникновение
христианской апологетики II века ..... 198
Задачи христианской
апологии ..... 201
Оценка литературного и
богословского значения апологетических произведений II века ..... 205
Результаты апологий
..... 211
Кодрат ..... 211
Сведения о личности
апологета Кодрата ...... 211
Время жизни Кодрата и
написания им апологии ...... 215
Замечания о содержании
апологии; свидетельства о ней древности ..... 217
Св. Аристид ..... 218
Древние свидетельства об
апологии Аристида и открытие текста ее ..... 218
Вопрос о времени
происхождения апологии Аристида ..... 221
Содержание апологии
...... 222
Литературный характер и
богословское значение апологии ..... 227
Сведения о личности
апологета Аристида ..... 228
Вопрос о подлинности
беседы и отрывка послания Аристида ...... 229
Аристон Пеллъский ..... 231
Св. Иустин философ и
Мученик ..... 235
Сведения о жизни св.
Иустина ..... 235
Литературная
деятельность св. Иустина. ...... 241
Апологии Иустина..... 251
Первая апология ..... 251
Вторая апология ..... 254
Вопрос о взаимном
отношении первой и второй апологий ..... 255
Время и место написания
апологий ..... 257
«Диалог
с Трифоном»: вопрос об исправности полученного текста, содержание
произведения, исторический характер его ..... 259
Время написания
«Диалога» ...... 264
Отрывок
из сочинения «О воскресении»: содержание дошедших фрагментов,
суждение
об объеме целого произведения ..... 265
Характеристика св.
Иустина как писателя ..... 267
Основные черты учения
св. Иустина ...... 268
Отношение его к
философии и источники христианского учения ...... 268
Учение св. Иустина о
Боге ..... 274
Учение о Лице Иисуса Христа
и совершенном Им спасении людей ..... 274
Учение св. Иустина о
демонах ...... 277
Эсхатологическое учение
св. Иустина ..... 277
Сведения о совершении
таинства крещения и Евхаристии ..... 277
Татиан...... 279
Cведения о жизни Татиана ..... 279
Литературная
деятельность Татиана. «Речь к эллинам» ..... 283
Место и время написания
апологии Татиана ..... 287
Важнейшие положения
богословия Татиана ..... 290
Литературные особенности
апологии Татиана ...... 295
«Диатессарон» ..... 296
Несохранившиеся произведения
Татиана ..... 300
Мильтиад ...... 301
Аполлинарий Иераполъский
..... 303
Св. Мелипон, еп.
Сардийский..... 305
Афинагор философ ...... 312
«Прошение о христианах»:
время происхождения и содержание апологии ..... 312
«О воскресении мертвых»
...... 317
Автор «Прошения о
христианах» и трактата «О воскресении мертвых» ..... 319
Характеристика Афинагора
как писателя и богослова ..... 320
Си Феофил Антиохийский ...... 324
Древние известия о
литературной деятельности Феофила ...... 324
Три книги «К Автолику»
..... 325
Время написания трех
книг «К Автолику» ..... 327
Автор трех книг «К
Автолику» ..... 328
Другие произведения
Феофила, не сохранившиеся до нашего времени ..... 328
Характеристика Феофила
Антиохийского как писателя и богослова ..... 330
«Послание к Диогнету» ..... 332
Содержание «Послания к
Диогнету» ...... 332
Вопрос о подлинности 11
и 12 глав ..... 335
Вопрос об авторе
послания и времени его происхождения ..... 336
Богословский и
литературный характер послания ..... 338
Ермий философ ..... 338
Минуций Феликс ...... 342
Содержание апологии
...... 343
Автор апологии ..... 350
Время жизни автора
«Октавия»; время происхождения этой апологии и отношение ее к «Апологетику»
Тертуллиана ...... 351
Сочинение De Fato ..... 353
Литературный и
богословский характер «Октавия» ..... 353
Общий взгляд на
богословское учение апологетов II века
...... 355
Взгляд апологетов на
отношение христианства, язычества и иудейства ..... 355
Учение апологетов о Боге
...... 356
Учение апологетов о Логосе
..... 357
Учение апологетов о Св.
Троице ..... 360
Христология апологетов
..... 360
Сотериология апологетов
...... 362
Антропология апологетов
...... 363
Учение апологетов об
ангелах и демонах ...... 363
Эсхатологическое учение
апологетов ...... 363
Культ христиан ..... 364
II. АНТИГНОСТИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ II ВЕКА ..... 364
Общий характер и
существенные пункты гностического учения и вытекающие отсюда задачи церковных
писателей-антигностиков ..... 364
Древнейшие антигностики
до Иринея ..... 370
Игизипп..... 372
«Памятные записки» (`Upomn»mata) Игизиппа; содержание и
характер произведения ..... 373
Вопрос о составленном
Игизиппом каталоге римских епископов ..... 376
Св. Ириней, епископ
Лионский ..... 377
Сведения о жизни св.
Иринея ..... 377
Литературная
деятельность св. Иринея ..... 382
«Обличение и
опровержение лжеименного знания». Содержание произведения,
время происхождения;
источники сведений о гностицизме ...... 387
«Доказательство
апостольской проповеди»: адресат, время происхождения, цель написания,
содержание, замечания о значении его как новооткрытого произведения ..... 391
Основные положения
богословского учения св. Иринея ..... 394
Учение св. Иринея о Боге
..... 398
Учение св. Иринея о
человеке ...... 400
История спасения
человечества ..... 400
Христология св. Иринея
..... 400
Учение св. Иринея об
искуплении ..... 401
Учение о Евхаристии
...... 402
Эсхатология св. Иринея
..... 403
Третий период. Возникновение богословской науки ..... 405
Общий взгляд на условия происхождения
церковной литературы этого периода . 405
Александрийская школа..... 410
Пантен ..... 414
Климент
Александрийский..... 415
Сведения о жизни
Климента Александрийского ..... 415
Литературная
деятельность Климента ..... 417
Характеристика Климента
как писателя ...... 424
Богословские воззрения
Климента ..... 426
Ориген..... 436
Очерк жизни Оригена
...... 436
Литературно-научная
деятельность Оригена ..... 444
Текстуально-критические
труды ..... 445
Библейско-экзегетические
произведения Оригена ..... 448
Апологетические и
полемические произведения Оригена ...... 452
Догматические
произведения Оригена ..... 454
Практически-аскетические
произведения Оригена ..... 457
Письма Оригена ..... 458
Основные положения
богословской системы Оригена ..... 460
Тертуллиан..... 472
Сведения о жизни
Тертуллиана ..... 472
Литературная
деятельность Тертуллиана ...... 476
Апологетические
произведения Тертуллиана ...... 477
Догматико-полемические
сочинения ...... 481
Нравственно-практические
произведения Тертуллиана ..... 487
Утраченные произведения
Тертуллиана ..... 492
Неподлинные
произведения, приписываемые Тертуллиану ..... 493
Богословие Тертуллиана
..... 493
Св. Киприан, епископ
Карфагенский ..... 500
Сведения о жизни св.
Киприана ..... 500
Литературная деятельность
св. Киприана ..... 505
Трактаты ..... 506
Письма ..... 511
Сомнительные и
неподлинные произведения ...... 511
Богословское учение св.
Киприана ..... 513
Св. Ипполит, епископ
Римский ..... 516
Сведения о жизни св.
Ипполита ..... 516
Литературная деятельность
св. Ипполита ..... 519
Богословское учение св.
Ипполита ..... 530
Четвертый период. Первые сторонники и противники Оригена ..... 534
Общий обзор ...... 534
Св. Дионисий, епископ
Александрийский ..... 537
Сведения о жизни св.
Дионисия ..... 537
Литературная
деятельность св. Дионисия ..... 541
Замечания о богословии
св. Дионисия ..... 553
Св. Мефодий, епископ
Олимпийский ..... 554
Сведения о жизни св.
Мефодия ..... 554
Литературная
деятельность св. Мефодия ...... 555
Богословие св. Мефодия
...... 559
Второй отдел
ГРЕЧЕСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА IV ВЕКА
Общая характеристика
развития богословской литературы на греческом Востоке в IV веке ...... 564
Св. Александр, епископ
Александрийский ...... 565
Сведения о жизни св.
Александра ...... 565
Литературная
деятельность св. Александра ..... 566
Характеристика
богословских воззрений св. Александра ..... 569
Св. Афанасий
Александрийский ..... 571
Очерк жизни св. Афанасия
Александрийского ..... 571
Литературные труды св.
Афанасия Александрийского ..... 580
Богословие св. Афанасия
Александрийского ..... 602
Учение св. Афанасия о
Св. Троице ..... 603
Учение о воплощении Бога
Слова ..... 606
Учение св. Афанасия о
мире и человеке, о грехопадении и искуплении. ..... 608
Дидим Александрийский ..... 612
Сведения о жизни Дидима
..... 612
Литературная
деятельность Дидима ..... 614
Догматические
произведения ...... 614
Экзегетические
произведения ...... 617
Каппадокийцы ..... 618
Св. Василий Великий..... 621
Краткие сведения о жизни
св. Василия Великого ...... 621
Творения св. Василия
Великого ..... 631
Догматико-полемические
творения ..... 631
Экзегетические творения
...... 636
Аскетические творения
..... 638
Литургические труды св.
Василия ...... 641
Беседы ..... 641
Письма ..... 644
Учение Василия Великого о
Св. Троице ..... 645
Св. Григорий Богослов ...... 650
Краткий очерк жизни св.
Григория Богослова ...... 652
Литературная
деятельность св. Григория Богослова ..... 657
Богословие св. Григория
..... 663
Св. Григорий
Нисский ...... 666
Сведения о жизни св. Григория
..... 666
Литературная
деятельность св. Григория Нисского ..... 669
Экзегетические
произведения ...... 669
Догматические творения
...... 671
Нравственно-аскетические
произведения ...... 673
Проповеди ..... 674
Письма ..... 675
Догматическое учение св.
Григория Нисского ...... 675
Св. Кирилл Иерусалимский ..... 684
Сведения о жизни св.
Кирилла Иерусалимского ..... 684
Литературная
деятельность св. Кирилла Иерусалимского ...... 687
Догматическая точка зрения
св. Кирилла Иерусалимского и значение его творений ..... 691
ПРИЛОЖЕНИЯ И СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ
Экзаменационные билеты
..... 696
Таблицы соответствий
...... 701
Указатель цитат из
Священного Писания ..... 705
Произведения древних
авторов ..... 707
Именной указатель ..... 718
Богословский указатель
..... 738
Сокращения ..... 742
На фронтисписе:
фотография Н. И. Сагарды из архива укр. библиографа Ю. А. Меженко (1892–1969).
Приблизительно 1915–1916 гг. Отдел рукописных фондов и текстологии Института литературы
им. Т. Шевченко Национальной академии наук Украины, фонд 191
[1] Подробную рец. см.: Глущенко
А., диакон. По поводу издания «Лекций» профессоров Н. И. и А. И. Сагарды //
БТ 39. М,, 2004. С. 351–372 (http://www.
danuvius.orthodoxy.ru/BT39_Sag.pdf).