К общему словнику по
патрологии
© А. Г. Дунаев. Все права защищены. Любое копирование и распространение текста (в т.ч. в сети Интернет) допускается
только с письменного разрешения автора. Разрешается копирование для частного
некоммерческого пользования. Нарушение авторских прав будет преследоваться
согласно российским и международным законам об охране авторского права и
российскому законодательству об электронных носителях информации, вплоть до
закрытия сайта-нарушителя и денежных штрафов.
Текст
публикуется по изданию: Сочинения древних христианских апологетов. [М.;] СПб.,
1999, с. 771–777. Все сноски в печатном оригинале помещены под страницей.
В аппарате
курсивом выделены также авторы, фигурирующие
в Списке цитированной
литературы.
Особым синим шрифтом выделены также сокращения книг и журналов.
В файле допускаются небольшие шрифтовые сбои
отдельных редких символов, чтобы не помещать такие тексты в виде картинок.
Ударные гласные выделены красным шрифтом.
II. Древнехристианские апологеты
и
историЯ Церкви II—III
веков 84—515
В. ПЕРСОНАЛИИ И ПАМЯТНИКИ:
{С.
771}
11. СВ. ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ
а. Против ересей
CPG I, 1306 {TLG 1447/1-8 fragmenta;
лат. текст см. в PG 8, в PL нет; в электронной форме по изд. SC см. на диске 1 CLCLT-4}
[464] Irénée
de Lyon. Contre les hérésies. Éd. critique, trad., notes
par Rousseau A., Doutreleau L. Livre I: SC 263, 264 (P.: Cerf, 1979); II: SC 293, 294 (1982); III: SC 210, 211 (1974); IV:
SC 100 (vol. 1, 2) (1965); V: SC 152, 153 (1969).
Каждая книга издана в двух
томах: второй — текст и франц. перев., первый — примеч. и обоснование текста.
Конкорданс
[465] Reynders (Bruno). Lexique comparé du texte grec et des versions
latine, arménienne et syriaque de l’Adversus Haereses de S.
Irénée. — CSCO
141, 142 / Subsidia 5, 6. Louvain: Durbecq, 1954.
Первая часть, вспомогательная, —
греко-армяно-сирийский словарь; вторая, основная, — латинский индекс.
История текста
[466] Lundström S. Die Überlieferung
der lateinischen Irenaeusübersetzung. — Acta Univ. Upsaliensis Studia Lat.
Upsal. XVIII. Uppsala, Stockholm, 1985. 166 S., 3 ind.
Переводы
[467] Contro
le eresie e gli altri scritti. Intr., trad., note e ind. a cura di Bellini E.: Già e non ancora
LXXVI. Milano: Jaca Book, 1981. 688 p.
О русских переводах см.
ниже, № 476 сл.
б. Доказательство апостольской
проповеди
CPG I,
1307
[468] Des
heiligen Irenäus Schrift zum Erweise des apostolischen Verkündigung.
Hrsg. v. Ter-Meþkeþrttschian
K. und Ter-Minassiantz E. — TU 31.1 [3 R. I, 1]. Leipz., 1907.
[469] The
Proof of the Apostolic Preaching (...) Ed. Ter-Meþkeþrttschian
K. (arm.), Wilson S.G. (engl.
transl.). — PO XII, 5. P., 1919,
655—746; trad. de Barthoulot —
ibidem, 747—802.
[470] Nouveaux
fragments arméniens de l’Adversus haereses et de l’Epideixis. Introd.,
trad. lat. et notes par Renoux Ch. — PO XXXIX, 1. Turnhout: Brepols, 1978. 164 p.
См. также № 472.
Конкорданс
[471] Reynders B. Vocabulaire de la
«Démonstration» et des fragments de Saint Irénée. Ed. de
Chevetogne, 1958.
Армяно-греко-латинский
словарь-индекс, перевод арм. индекса на лат., греч. индекс к фрагментам и
«Доказательству», конкордансы изданий.
{С.
772}
Переводы
[472] Démonstration de la
prédication apostolique. Nouv. trad. sur l’arm. par Froidevaux L.M. SC 62. P.,
1959, 21971. Новое (и лучшее на
сегодняшний день) изд. A.Rousseau (паралл.
лат. и франц. переводы, разночтения приведены в арм. подлиннике): SC 406. P., 1995.
[473] La
prédication des apôtres et ses preuves ou La foi
chrétienne. Trad. de Barthoulot J.,
rév. crit. sur l’original par Voigou
S. Intr., notes, plan de travail par Hamman
A.G. Coll. Les Pères dans la foi. P.: Desclée de Brouwer,
1977. 144 p.
[474] Epideixis. Antico
catechismo degli adulti. Intr., trad. e comm. a cura di Peretto E. Coll. Cultura crist. ant. Roma: Borla, 1981. 208 p.
О русском переводе см. ниже,
№ 479.
в. Фрагменты
CPG I, 1308-17
Переводы
фр-в в изд. Преобр. (№ 478), с.
529-48 по изд. 1900 г. Об армянских фр-х см. № 493. О фр-те L по Преобр. см. в № 478.
[475] Знаменитый фрагмент из письма к папе Виктору
(Евс. ЦИ V, 24; фр. III у Преобр., с. 530) переведен и детальнейше
прокомментирован (о продолжительности поста) у Прокошева, 191-8 (и далее; приведены также греч. текст и лат.
перевод Руфина). Ср. также у Покровского,
172-3 и далее, 188. По поводу продолжительности Великого поста в раннем
христианстве ценные заметки Н.Н.
Глубоковского в обширной статье по поводу труда Прокошева (см. ХЧ 1916, № 4, 439-45); там же
ссылки на работы М.Н. Скабаллановича
(Великий пост. Киев, 1910) и А.В.
Петровского (Предпасхальный пост в истории его развития. — ХЧ 1900, № 4, изложено по
Функу; рец. И.В. Попова в БВ 1901, № 5, с. 181 сл.). Ср. Richard, Opera I, №№ 8, 9.
г.
Spuria
CPG I,
1320-1
РУССКИЕ ПЕРЕВОДЫ[32]
[476] 1) Евсевия,
архиеп. Карталинского (отрывки): (а) Св. свщмч. Иринея еп. Лионского О Церкви.
— ХЧ 1838, ч. 1, 130-46 (ПЕ I, 10; III, 24; IV, 26. 36; V, 20) (= с. 46—61); (б) О предании
апостольском в церкви. — Там же, ч.
2, 3—9 (ПЕ III: 2. 3. 4); (в) О том, что Христос и Апостолы
проповедывали Бога Отца, Создателя всего, и сообщали одно истинное учение. — Там же, 119-31 (ПЕ III, 5—6. 9); (г) Ответы на возражения, заимствуемые из 2 Кор 4, 4; Мат
6, 24. — Там же, 263-72 (ПЕ III, 7—8) {С. 773} (= с. 27—35); (д) О том, что при исследовании Божественных таинств
никогда не должно уклоняться от правил истины и от верного понятия о Боге и что
должно верить Свящ. Писанию, а не углубляться в исследования того, что
превосходит пределы нашего разума. — Там
же, ч. 3, 3—19 (ПЕ II, 26.8) (= с. 1—15); (е) О
том, что люди свободны и имеют способность избирания, и потому несправедливо,
будто некоторые из них добры, а некоторые злы по природе. — Там же, 241-53 (ПЕ IV, 37) (= с. 16—26).
Переводы
а, г, д, е вошли в кн.: Сочинения и переводы
Евсевия, архиеп. Карталинского. Переводы из творений св. отцов. 1СПб., 1858; 2Тверь, 1878: Переводы из
творений святых отцов и сочинения синодального члена Евсевия, архиеп. Тверского
и Кашинского. Ч. 1. Переводы из творений св. отцов. Некоторые исторические
сведения и исследования. [Добавлено предисл. об Иринее на с. 5—8; ср. об ап.
Варнаве с. 251-65]. Авторство переводов в ХЧ
установлено по этому изданию (в скобках указаны страницы по первому изданию).
Авторство переводов б, в указано предположительно.
[477] 2) Отрывки
в переводе(-ах) неизвестного(-ых) лиц(а):
О будущем воскресении мертвых с их
собственным телом. — ВЧ
XVIII, 1854/5, № 5, 41-3 (ПЕ V, 13); Что значит жить по
плоти и жить по духу... — Там же, №
9, 79—81 (ПЕ V: 11-2); Что догмат о будущем воскресении нашей
плоти неразрывно соединен с догматом о воплощении Сына Божия. — Там же, XIX, 1855/6, № 3, 21-3 (ПЕ V, 14); О всемогуществе Божием... — Там
же, XX, 1856/7, № 3, 19—21 (ПЕ V, 3. 5); О причастии Духа
Святого... — Там же, № 5, 43-4 (ПЕ V, 8); Что Аврааму и др. праотцам и пророкам являлся сам Сын Божий. — Там же, № 36, 337-9 (ПЕ IV, 12-7); Что плоть и кровь Иисуса Христа... вкушаемые в таинстве
Евхаристии, служат несомненным залогом будущего Воскресения. — Там же, XXI, 1857/8, № 3, 21-3 (ПЕ V, 2. 3); О четвероевангелии.— Там
же, № 10, 91-3 (ПЕ III, 11 к концу); Что в
обстоятельствах Воскресения Христова показан образ и порядок нашего Воскресения.
— Там же, XXII, 1858/9, № 3, 21-2 (ПЕ V, 31); О том, как должно понимать слова Ап. Павла «Плоть и кровь
царствия Божия наследити не могут». — Там
же, № 4, 29—31 (ПЕ V, 9); О причинах воплощения
Сына Божия для спасения человека. — Там
же, XXIV, 1860/1, № 39, 391-2 (ПЕ V, p. 392-5).
[478] 3) П.А.
Преображенского : Сочинения св. Иринея еп. Лионского. Изданы в рус. перев. прот. [2
изд.: свящ.] П.Преображенским. 2М.: Унив. тип., 1871, 716 с. (Отд. оттиск из ПО 1869-71 = 1ПДХП, VIII: Св. Иринея Лионского
I. Против ересей пять книг; II. Отрывки из утраченных сочинений). 3СПб., 1900 (репринт [вкл. №
479]: М.: Паломник; Благовест, 1996 = Б-ка отцов и учителей Церкви, II).
Переизд. 3-й книги: Брюсс. Антол.
Библиограф. заметки: на 2 изд.: ХЧ 1871, т. 2, 837-40; на 3
изд.: А.Бронзова в ХЧ 1901, февр., 309-10.
{С. 774} О филологической честности и научной
беспристрастности о. Петра Преображенского как переводчика, требовавшей
известного гражданского мужества, ср. № 488.
NB.
Фрагмент L (3 изд.: с. 548) принадлежит Мелитону Сардийскому — см. наст. изд.,
с. 661. О подлинности и авторстве прочих фрагментов см. в CPG.
[479] 3) Н.Сагарды:
Ново-открытое произведение св. Иринея лионского: «Доказательство апостольской
проповеди» (...) СПб., 1907 [Отд. оттиск из ХЧ
1907, № 4, 476-91; 5, 664-91 (перев. гл. 1—50); 6, 853-81 (гл. 51—100 и
заключ.). Перев. с нем. перевода без проверки по арм. с изд. TU, см. № 468]. 72 с.
Дополнение Н.И. Сагарды: [Рец.:] Conybeare F.C., The newly recovered treatise of Irenaeus
(«Expositor», 1907, July, p. 35—44). — ХЧ 1908, № 4, 638-43. [Поправки Конибира к нем.
переводу].
Переизд. (фототип.) перевода Н.Сагарды (вкл. Дополнение): М., 1996
(см. № 478).
[480] [Аноним.]
Краткое историческое сведение о жизни и творениях св. свщмч. Иринея, еп.
Лионского. — ХЧ 1838, ч. I, 123-9.
[481] *Евгений,
иером. Св. Ириней, еп. Лионский. — ПрибТСО, т. I (1843).
[482] Скворцов
К. Философское учение Иринея Лионского. — ТКДА 1867, № 11, 185—209.
[483] [Паховский
П.Ф.] Сочинение Св. Иринея против ересей [о нем]. — КишЕВ 1870, № 8, 489—505; 12,
618-34; *20, 567-(?); 24, 742-54. [Исследование не закончено].
[484] [Малеванский
Г. Рец.:] Irenäus der Bischof von Lyon. Ein
Beitrag zur Enstehungsgeschichte der altkatolischen Kirche, von Heinrich Ziegler, Gymnasiallehrer.
Berlin, 1871. — ТКДА 1872, № 11, 491—500.
[485] Гусев Д.[В.] Догматическая
система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями второго века. — ПС 1874, ч. 2, № 7, 181—235;
ч. 3, № 9, 3—55. [Не
закончено?].
[486] Никольский
А.И. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом. — ХЧ 1880, № 3/4, 254—310; 1881,
1/2, 53—102; 3/4, 232-52; 5/6, 509-38.
[487] Св. Ириней. — Фаррар, 50—66, 920-3.
[488] Курганов
Ф. Свидетельствовал ли св. Ириней, епископ Лионский, о приматстве и
непогрешимом учительстве римской церкви, в частности — ее первосвященника?
Казань: Унив. тип., 1893. 54 с.
По-видимому, этому же автору принадлежит и
рецензия на второй том исследования арх. Бориса
(ср. № 134): —въ. Критические заметки
на книгу (...) арх. Бориса «История христианского просвещения (...). Период
второй (...)». Казань, 1893. 78 с. [РГБ:
F 69/310]. В этой рецензии Курганов ссылается на Ирин. на с. 19—21, а на с. 25—30 зачем-то повторяет (в
сноске петитом) свои {С. 775} возражения, продиктованные интересами конфессиональной полемики,
против естественного и правильного перевода Преображенским ПЕ III, 3, 2—3.
Ср.: [Волконская
Е.Г.] О Церкви. Исторический очерк. СПб., 21909, 24-5 [РГБ: U 494/48, U 32/333] (Берлин, 11887); [Она же]. Церковное предание и русская богословская литература.
Критическое сопоставление (по поводу критики на книгу «О Церкви»). Фрейб.,
1898, 54-7, 536-45 [РГБ:
U 289/353]. Авторство этих нашумевших
в то время и запрещенных (ибо официальные возражения на первую работу трех
специально подряженных профессоров были слабы, а на вторую их и вовсе не
последовало) книг установлено по: Сводный каталог русской нелегальной и
запрещенной печати XIX века. М., 1971, ч. 1, № 310, а также: Волконский А. Католичество и Священное
Предание Востока. Париж, 1933-4 (репринт: Львов, 1991).
Ср. также № 505.
[489] Т.
[Статья в] Прав. Бог. Энц. Т. 5. Пг., 1904, стлб. 1018-22.
[490] Орлов
А.П. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Историко-догматическое
исследование. Сергиев Посад, 1908. [РГБ:
U 29/53]. [Ириней — 55—78].
[491] Орлов А.П.
Христология Илария Пиктавийского в связи с обзором христологических учений 2—4
вв. [Из БВ за 1909 г.]. Серг. Посад, 1909. [Ирин. — с. 1—25].
[492] Киановский
В., свящ. Эсхатология св. Иринея Лионского в связи с современными ему
эсхатологическими воззрениями (хилиазм и гностицизм). Харьков, 1912 (Из ВиР 1912, № 15, 289—308; 16,
431-53). 43 с.
[493] Федченков
С.А. Армянские фрагменты творений св. Иринея Лионского [о них]. — ХЧ 1915, № 4, 562-82 и отд. оттиск.
[494] Лебедев
Д. Св. Александр Александрийский и Ориген. — ТКДА 1915, № 10/11, 258; № 12, 400-3, 411 [на указанных страницах:
Мелитон, Ириней и св. Александр].
[495] [Сагарда
Н.] Св. Ириней, еп. Лионский. — ПрЧт
1916, № 27, 1049-56; 28, 1082-9; 30/31, 1141-6; 32/34, 1174-9.
Авторство уст. по Федченкову (см. след. №),
ср. № 479, хотя можно было бы предположить, что статья написана его братом
А.Сагардой, ср. № 40, 42.
[496] Федченков
С.А. Св. Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность. Серг.
Посад, 1917. XX, 552 с.
[497] Поснов
М.Э. Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним. Киев, 1917 [из ТКДА 1912 и далее]; Брюссель, 1991.
До сих пор самое серьезное, хотя и
устаревшее с открытием новых гностических сочинений, исследование на русском
языке. Многочисленные комментарии, необходимые для понимания и правильного
перевода ПЕ.
[498] *Ковалевский
П.Е. Св. Ириней и лионские мученики. — The Church Messenger. P. Sept. 1928, p. 3-(?)
Уст. по:
List of the Writings of prof. of the Russian Orth. Theol. Inst. in Paris:
1925—1954, p. 51.
{С.
776} [499] [Флоровский
Г.] Священномученик Ириней Лионский. — Сергиевские листки, 1928, № 11, с.
13-8.
Автор
установлен по библиографии в кн.: Георгий Флоровский: священнослужитель,
богослов, философ. М., 1993 (с. 375, № 40).
[500] Иванов
Н. Св. Ириней, еп. Лионский. — ЖМП
1957, № 9, 53-9.
[501] Палашковский
Вс., свящ. Евхаристическое богословие св. Иринея, епископа Лугдунского. —
Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата 36, 1960, 41-5 [по ПЕ IV, 18, 5 и V, 2, 2-3].
[502] Скурат
К.Е. Сотериология св. Иринея Лионского. — БТ 5, 1971, 47—78.
[503] Жариков
К. Экклезиология св. Иринея Лионского. — ЖМП 1994, № 3, 50-3.
[504] Donovan M.A. Irenaeus in recent
scholarship. — Second Century 4, 1984, 219-41.
[505] Braeuning P.M. Die principalitas der
römischen Gemeinde nach Irenäus. Diss. Halle, 1975. V, 273 S.
[506] Bacq Ph. De l’ancienne à la
nouvelle alliance selon S. Irénée. Unité du livre IV de
l’Adversus haereses, préf. de Rousseau
A. Coll. Le Sycomore. P.: Lethielleux, 1978. 422 p.
[507] Berthouzoz R. Liberté et
grâce suivant la théologie d’Irénée de Lyon. Le
débat avec la gnose aux origines de la théologie
chrétienne. Étud. d’éthique chrét. VIII. Frib.
(Suisse): ed. Univ.; P.: Cerf, 1980. 288 p.
[508] Vallée G. A study in anti-gnostic
polemics. Irenaeus, Hippolytus, and Epiphanius: Stud. in Christianity and
Judaism I. Waterloo, Ontario Wilfred Laurier Univ. Pr., 1981. XI, 114 p.
[509] Fantino J. L’homme image de Dieu chez
saint Irénée de Lyon. Coll. Thèses. P.: Cerf, 1985. 264 p.
[510] Orbe (Antonio). Teología de San Ireneo. Comentario al libro V del
Adversus haereses [лат. текст и испан. перев.]. I. Madrid, Ed. Católica, 1985 (Bibl.
de autores crist. Ser. maior, ¹ 25); II. Ib., 1987 (№ 29); III. Ib., 1988
(№ 33). 704, 559, 814 pp. 5 ind.
[511] Andia Y. de. Homo vivens.
Incorruptibilité et divination de l’homme chez Irénée de
Lyon. P.: ed. Augustiniennes, 1986. 396 p.
[512] Orbe A. Espiritualidad de San Ireneo. —
Analecta Gregoriana 256, Ser. Fac. Theol. sectio A, № 33. Roma, Pontif. Univ.
Greg. 1989. XLI, 338 p.
[513] Ряд статей в StPatr 18.3 (1989): E.Ferguson
(119-40, о Доказ.), J.Bentivegna (43—70, харизма), L.G. Patterson (189—220, канон Св. Писания), Y. de Andia (85—102, экзегеза Иринеем Мф
5, 5) [в том же
томе и статьи по мужам апост. и апологетам].
[514] Torisu Yoshifumi. Gott und Welt: eine
Untersuchung zur Gotteslehre des Irenäus von Lyon. — Studia Instituti
Missiologici Societatis Verbi Divini 52 (Nettetal Steyeler) 1991. 268 p.
{С. 777} [515] Fantino J. La théologie d’Irénée. Lecture des
Écritures en réponse à l’exégèse gnostique.
Une approche trinitaire. P.: Cerf, 1994. 450 p., indices.
(Гностицизм как специальная тема в библиографии не отражен)