К общему словнику по
патрологии
© А. Г. Дунаев. Все права защищены. Любое копирование и распространение текста (в т.ч. в сети Интернет)
допускается только с письменного разрешения автора. Разрешается копирование для
частного некоммерческого пользования. Нарушение авторских прав будет
преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского
права и российскому законодательству об электронных носителях информации,
вплоть до закрытия сайта-нарушителя и денежных штрафов.
Текст
публикуется по изданию: Сочинения древних христианских апологетов. [М.;] СПб.,
1999, с. 762–763. Все сноски в печатном оригинале помещены под страницей.
В аппарате
курсивом выделены также авторы, фигурирующие
в Списке цитированной
литературы.
Особым синим шрифтом выделены также сокращения книг и журналов.
В файле допускаются небольшие шрифтовые сбои
отдельных редких символов, чтобы не помещать такие тексты в виде картинок.
Ударные гласные выделены красным шрифтом.
II. Древнехристианские апологеты
и
историЯ Церкви II—III
веков 84—515
В. ПЕРСОНАЛИИ И ПАМЯТНИКИ:
{С.
762}
6. МИНУЦИЙ ФЕЛИКС
CPL 37 {PL 3}
[366] Избранные места из латинских христианских
писателей до VIII-го века. Сост. И.Помяловский.
СПб., 1878, 1—7. [Предисл., лат. текст с примеч. гл. 17, 18, 37, 38].
[367] Minuci
Felicis Octavius. Ed. B.Kytzler
(Bibl. Script. Graec. et Roman. Teubner.). Leipz., 1982; 21992 corr. XIV, 42 p. См. также издания J.Beaujeu (P.: Les Belles Lettres, 1964); E.Paratore
(Bari, 1971).
КОНКОРДАНС
[368] Concordantia
in Minuci Felicis Octavium. Cur. B.Kytzler,
D.Najock, adiuvante A.Nowosad (Alpha—Omega 72). Hildesh.:
Olms-Weidmann, 1991. X, 423 p.
Алфавитный (с учетом контекста) и частотный
указатели.
ПЕРЕВОДЫ
Русские
Полные
[369] 1) П.А.
Преображенского: ПДХП,
т. VII (1866). Переизд.: СДХА;
Брюсс. Антол. 1 и 2; гл. 8—12 переизд.
также у Рановича А.Б. Первоисточники
по истории раннего христианства. М., 11933, 141-54 (2М., 1990, 175-80).
[370] 2) [М.Е. Сергеенко]: БТ 22. М., 1981, 139-64 (примеч. на с. 164-75).
Отрывки
[371] 3) В.В.
Латышева: Scytica et Caucasica. Т. II, вып. 1. СПб., 1906, 262 (из гл. 6, 1 и 30, 4 с
паралл. лат. текстом). Переизд. русск. перевода: ВДИ
1949, № 3, 233.
[372] 4) А.Б.
Рановича: Он же. Античные критики
христианства. 1М., 1935, 104-19 (2М., 1990, 333-46) — гл.
1–13.
Переизд.:
Древнеримские мыслители. Свид-ва, тексты, фрагменты. Сост. А.А. Аветисьян. Изд-во Киев. гос. ун-та, 1958, 229-40.
Иностранные
[373] The
Octavius of Marcus Minucius Felix. Transl. and annotated by G.W. Clarke. N.Y.: Newman Pr., 1974
(Ancient Christian Writers; the works of the Fathers in translations, 39). V,
414 p.
[374] Minucius
Felix. Octavius. Übers. von einer Arbeitsgemeinschaft zur Übers.
patrist. lat. Texte am Philolog. Seminar der Univ. Tübingen unter Leitung
von E.Heck. Tüb.: Selbstverl.,
1981. III, 58
S.
ИССЛЕДОВАНИЯ
[375] *Смирнов-Платонов
Г.П. Минуция Феликса Октавий, или защищение Христианства. — ПрибТСО 1853, т. XII [изложение содержания
апологии].
Библ.
заметка И.Г.: ЖМНП, ч. LXXIX (1853, авг.),
отд. VI, с. 89—91.
{С.
763} [376] Скворцов
К. Минуция Феликса «Октавий». — ТКДА 1866, № 11, 389—415.
[?*] Октавий Минуция Феликса [заметка]. — ЧОЛДП 1888, I полугодие, пагин.
2-я, 25.
Указано в оглавл. ЧОЛДП за I полуг. 1888 г. (прилож.
к № 6); то же и в «Указ. ЧОЛДП
с 1880 г.», с. 29. Однако этой заметки в № 2 нет.
[377] Реверсов
И. Очерк западной апологетической литературы II и III вв. (Исследование из
области древней церковной письменности). Казань, 1892. 353, V с. Ср. ПС 1891, т. 3, № 12, 324-68.
О Минуции Феликсе специально с. 66—74, и
др.
*Библиограф. заметка: Н.И. К—в. — ЧОЛДП
1893, № 2, 82-6.
[378] Соколов
П.П. «Octavius» Минуция Феликса и «De natura deorum» Цицерона. Страница из
литературной истории диалога. СПб., 1910. 35 с.
Философскую сторону автор не рассматривает.
Рец.: М[алеин А.И.] — Гермес 1911, № 6 (72), 124-7.
[379] Спасский
А. Эллинизм и христианство (История литературно-религиозной полемики между
эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории, 150—254).
Серг. Посад, 1913. 365, III, 5 с. (Из БВ).
Гл. 1: «Октавий» Минуция Феликса, как
первый полемический опыт. = БВ
1911, т. 2, № 5, 162-93; 6, 298—335. См. также Именной указатель: Афинагор,
Минуций Феликс.
[380] Данилов
В.В. «Октавий» Минуция Феликса и «Поучение» Владимира Мономаха. — ТОДРЛ, т. V, 1947, 97—107.
[381] [Сергеенко
М.Е.]: О Минуции Феликсе — авторе «Октавия». — БТ 22. М., 1981, 176-7.
На с. 176 содержательный, хотя и краткий, обзор
мнений ученых о философском достоинстве диалога.
[382] Лупандин
И.В. Страницы истории атомизма в Древнем Риме: диалог «Октавий». — Вопросы
истории естествознания и техники 1986, № 3, 83-7.
В т.ч. сопоставление с диалогом Цицерона «О
природе богов».
[383] Quispel G. African Christianity before
Minucius Felix and Tertullian. — In:
Aetus. Studies in honour of H.L.W. Nelson, ed. by Boeft J. den, Kessels A.H.M.
Utrecht: Inst. voor Klass. Talen, 1982, 257—335.
[384] Cappelletti A.J. Minucius Felix y su filosofía
de la religión. — Revista Venezolana di Filosofía (Caracas) 19,
1985, 7—62.
[385] Ferrarino P. Il problema artistico e
cronologico dell’ Octavius. — Idem.
Scritti scelti. — In: Opuscoli accad.
XV Firenze, Olschki 1986. [С. 222-73: состояние вопроса, хронология — между 213 и 258 гг.].
[386] Müller (Konrad). Rhytmische Bemerkungen zu Minucius Felix. — Museum Helveticum 49, 1992, 57—73 [Ритмическая проза «Октавия» 23, 1—8; статистическая таблица периодов и клаузул в сравнении с Цицероном; их значение для критики текста].