К общему словнику по
патрологии
© А. Г. Дунаев. Все права защищены. Любое копирование и распространение текста (в т.ч. в сети Интернет)
допускается только с письменного разрешения автора. Разрешается копирование для
частного некоммерческого пользования. Нарушение авторских прав будет
преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского
права и российскому законодательству об электронных носителях информации,
вплоть до закрытия сайта-нарушителя и денежных штрафов.
Текст
публикуется по изданию: Сочинения древних христианских апологетов. [М.;] СПб.,
1999, с. 757–758. Все сноски в печатном оригинале помещены под страницей.
В аппарате
курсивом выделены также авторы, фигурирующие в Списке цитированной
литературы.
Особым синим шрифтом выделены также сокращения книг и журналов.
В файле допускаются небольшие шрифтовые сбои
отдельных редких символов, чтобы не помещать такие тексты в виде картинок.
Ударные гласные выделены красным шрифтом.
II. Древнехристианские апологеты
и
историЯ Церкви II—III
веков 84—515
{С.
757}
В. ПЕРСОНАЛИИ И ПАМЯТНИКИ:
изданиЯ, переводы и исследованиЯ
1.
ТАТИАН
а.
Речь к эллинам и фрагменты
CPG I,
1104 и 1105 {TLG
1766/1}
[322] Tatian.
Oratio ad Graecos and fragments, ed. and transl. by Whittaker M. Oxf. (Oxford early Christian texts): Clarendon Pr.,
1982. XXV, 92
p.
РУССКИЕ ПЕРЕВОДЫ
[323] 1) П.А.
Преображенского: ПДХП,
т. IV (1863). Переизд.: СДХА;
Брюсс. Ант. 1 и 2.
[324] 2) Д.Е.
Афиногенова: Татиан. Слово к эллинам. Перев. с древнегреч., вступ. ст. и
комм. — ВДИ 1993, № 1, 238-40 предисл.,
241-49 (гл. 1—17); № 2, 255-65 (гл. 18—42). Перев. по изд. 1982 г. (см. № 322).
Готовится переизд. в изд. «Ладомир».
[325] 3) Отрывки в пер. А.В. Лебедева: ФРГФ,
с. 41 (гл. 41), 77 (гл. 28), 89 (гл. 31), 94 (гл. 41), 95 (гл. 41), 98 (гл.
41), 105 (гл. 41), 179 (гл. 3), 195 (гл. 3), 539 (гл. 21).
4) Ср. № 142.
б.
Диатессарон
CPG I, 1106 (1—12) {TLG 1766/2}
ИССЛЕДОВАНИЯ
[326] Скворцов
К. Христианский философ Татиан. — ТКДА
1867, т. 2, № 4, 3—24.
Взгляд на философию — с. 7—8, учение о Боге
и отношении Его к миру — 8—11, о человеке — 12—24.
[327] [Аноним.]
Апология Татиана. — ВиР
1898, т. 1, ч. 2, № 15, 139-56; № 19, 390—412 [до с. 399 изложение содержания апологии].
[328] [Дроздов
И.] Татиан. — ИркЕВ 1906, № 21, 565-72. См.
выше, № 98.
[329] Афиногенов
Д.Е. К кому обращена апология Татиана? — ВДИ 1990, 1, 167-74. [О значении слова “Ellhnaj].
[330] Таронян
Г.А. [Предисловие и комментарии в кн.:] Плиний Старший. Естествознание. Об
искусстве /Пер. с лат., пред. и примеч. Г.А. Тароняна. М.: Ладомир, 1994. 940
с., указ.
Издание,
важное для реального комментария к апологии Татиана с точки зрения сообщаемых
им сведений о произведениях античного искусства. Согласно Тароняну, до
последнего времени эти сведения Татиана, часто отсутствующие в других
источниках, считались ненадежными, пока не были найдены в Риме остатки
мраморной базы статуи с соответствующей надписью, подтверждающей, как считают,
гл. 52 (= 33, Таронян почему-то использует допотопное издание Татиана 1700 г.!
Нашим читателям, впрочем, поиск будет {С. 758} нетрудным благодаря приложенному к настоящему тому
указателю имен) апологии, см. с. 33. Комментарии к соответствующим местам
Татиана, совпадающим со сведениями Плиния, легко отыскиваются по именным
указателям обоих изданий (см., напр., с. 691 о статуе Амфистрата и т.д.).
Имеется большая литература на иностр. языках
по «Диатессарону» Татиана[27].
[27] Русские читатели, не владеющие иностранными языками, а также все патрологи, не специализирующиеся в области новозаветной текстологии, полезные сведения могут почерпнуть (помимо CPG и библиографий) из книги: Мецгер (Брюс М.). Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. (Пер. с англ.). М.: Библейско-Богословский Ин-т св. ап. Андрея, 1996, 89—91, 253, 280.