На главную страницу

К оглавлению СДХА

К структуре библиографии СДХА

К общему словнику по патрологии

© А. Г. Дунаев. Все права защищены. Любое копирование и распространение текста (в т.ч. в сети Интернет) допускается только с письменного разрешения автора. Разрешается копирование для частного некоммерческого пользования. Нарушение авторских прав будет преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского права и российскому законодательству об электронных носителях информации, вплоть до закрытия сайта-нарушителя и денежных штрафов.

Текст публикуется по изданию: Сочинения древних христианских апологетов. [М.;] СПб., 1999, с. 715–722. Все сноски в печатном оригинале помещены под страницей.

В аппарате курсивом выделены также авторы, фигурирующие в Списке цитированной литературы.

Особым синим шрифтом выделены также сокращения книг и журналов.

В файле допускаются небольшие шрифтовые сбои отдельных редких символов, чтобы не помещать такие тексты в виде картинок. Ударные гласные выделены красным шрифтом.

 

                   II. Древнехристианские  апологеты

                                                                                     и  историЯ  Церкви  II—III  веков           84—515

ОБЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ         84—128

Патрологические курсы и общие обзоры по апологетам     84—109

Общие исследования по истории Церкви                                110—117

Тексты и переводы                                                                      118—120

Индекс                                                                                           121

Язык                                                                                               122—124

Литературные влияния и связи                                                   125—128

{С. 715}

II. ДРЕВНЕХРИСТИАНСКИЕ  АПОЛОГЕТЫ  И

ИСТОРИЯ  ЦЕРКВИ  II—III  ВЕКОВ[5]

А. Общие  исследованиЯ

1. ПатрологиЧеские курсы и общие обзоры по апологетам

[84]   Христианство в борьбе с язычеством. Очерк препятствий распространению христианской веры в Римской империи в первые три века. М., 1860. 158 с. [РГБ: W 98/77, W 458/317].

Ссылки на Мин. Фел. — с. 36-7, 39, 44, 80, 85, 100, 104, 123-6, 128, 130; на Иуст. — 94.

[85]   [Аноним.] Христиане и философы во втором веке. — ВЧ XXIV, 1860/61, 425-9.

{С. 716} [86]          [Троицкий И.Е.] Апологетическая деятельность древней Церкви и ее значение для настоящего времени [из Beweis des Glaubens 1865-6].ХЧ 1866, ч. 1 [май], 422-48; № 6, 624-43 (Иуст., Мин. Фел.). [Не закончено]. Ср. след. №.

[87]   Апологетическая деятельность древней церкви и ее значение для настоящего времени. Перев. с нем. свящ. П.Преображенского. — ПО, т. XX, 1866, № 8, 345-76 [введение, Иустин]; XXI, № 11, 338-57 [Мин. Фел.: 338-43, излож. содерж. апологии]; № 12, 390—413 [Цельс и Ориген].

[88]   Скворцов К.[И.] Философия отцов и учителей Церкви. Период апологетов. Киев, 1868. 365 с. Включ.: Иуст., Татиан, Афин., Феоф., Ирин., Иппол., Тертул., Мин. Фел., Клим. Алекс., Ориг., Дион. Алекс., Арноб., Лакт.

Ср.: С[кворцов] К. По поводу статьи г. Владиславлева (в V кн. ЖМНП за 1869 г.) о книге «Философия отцов и учителей Церкви». — ТКДА 1869, т. 3, № 7, 108-38.

[89]   Красин М.[Я.]. Творение блаж. Августина De civitate Dei как апология христианства в его борьбе с римским язычеством. Казань, 1873. 392 с. [РГБ: U 429/170, Д 27/88].

О греческих апологетах — с. 17—21; о Мин. Фел. — 49—50, 52-3, 56-8, 61-2.

[90]   *Иванцов-Платонов А.М. Литературная борьба язычества с христианством в первые века христианской истории. [Из лекций, читанных в младшем классе 3-го Воен. Александр. училища. М., 1874]. 24 с. [ГПБ][6].

[91]   Терновские Ф. и С. Три первые века христианства. 18 чтений, составленных преимущественно по Гизелеру и Гагенбаху с выдержками из первоисточников и с библиограф. примечаниями. Киев, 1878 [из Киев. Унив. Изв. 1877].

Мужи апост. — с. 92—101; Муч-во Полик. — 125-9 (приведен греч. текст); Иуст. — 135-43; Ирин. — 147-50. Приложен список рукописей и сочинений по теме, хранящихся в Киев. Дух. Акад., на с. 258-61.

Ср.: «Участник в издании книги (...) обрел неблаговоление в очах начальства тем, что, вслед за Гогенбахом [sic!—А.Д.], осмелился утверждать, что лучшие, благоразумные римские императоры преследовали христиан, а глупые между ними мирволили [sic!—А.Д.] христианам; выражением указанного неблаговоления было то, что вышеуказанное лицо, профессор Академии, за свое сотрудничество с кафедры церковной истории вынужден был низойти на кафедру еврейского языка». — Лебедев А.П. Взгляд на условия развития церковно-исторической науки у нас. — БВ 1907, № 4, 719. 

{С. 717} [92]          Остроумов С.[И.], свящ. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и бл. Иеронима Стридонского о греческих апологетах христианства второго века. М., 1886. 213 с.

Включ.: Кодрат, Арист., Диспут Язона и Паписка, Иуст., Мелит., Татиан, Аполлинар., Мильтиад, Феоф., муч. Аполлоний.

Во многом устарело как с точки зрения сведений об апологетах, так и о самом труде Евсевия, поэтому желательно пользоваться в первую очередь недавними западными — специальными и более документированными — исследованиями о достоверности сведений Евсевия и его роли как церковного историка. Несколько мешает научной объективности труда и некоторая «защитительная» тенденция Остроумова.

Реверсов И. Очерк западной... См. № 377.

[93]   Гусев Д.[В.] Чтения по патрологии. Вып. 2. Период христианской письменности с половины II и до конца IV века. Общий очерк. Казань, 1898 [из ПС за 1897]. 38 с. Библ.: 15-7.

[94]   Реверсов И.П. Защитники христианства (апологеты). СПб.: изд. П.П. Сойкина, 1898. 222 с.

Сильно устарело и не имеет научной ценности. Сод.: Условия возникновения апологетики. Задача и методы древней апологетики. Значение др. апол. Иустин. Татиан. Афинагор. Мелитон. Феофил. Ермий. Тертуллиан. Минуций Феликс.

[95]   Благоразумов Н.[В.], прот. Апологеты древне-христианской Церкви. — ВиЦ 1899, т. I, кн. 1, 59—78; кн. 2, 161-92; т. II, кн. 6, 11—35; кн. 7, 152-84.

[96]   Апологеты. — Статья П.Мироносицкого в Прав. Бог. Энц. Т. I. Пг., 1900, стлб. 956-61. Там же статьи по отдельным авторам, наиболее значительные из которых (по объему) включены в персоналии (№ 340, 438, 489).

[97]   [Дроздов И.] Апологетическая литература II-го века. — ИркЕВ 1906, № 1, неоф. с. 1—8 (Кодрат, Аристид, Аристон). Продолж. см. №№ 328, 437. Статьи вошли в отд. изд., см. № 98.

[98]   Иоанн Дроздов, свящ. Очерки по всеобщей церковной истории. Вып. 3. Христианская литература первых трех веков (мужи апост. и апологеты). Иркутск, 1907. Частично опубл. в ИркЕВ, см. № 97.

Мужи апост.: с. 10—72; апол.: 74—154 (Кодрат, Аристид, Аристон, Иуст., Тат., Мильтиад, Клавдий Аполлинарий, Мелитон, Афинаг., Феоф., К Диогн., Ермий, Мин. Фел.). Несмотря на провинц. изд-во, кажется, единственная до революции (помимо «Учения» Филарета[7]) попытка напечатать на русск. яз. аналог западным курсам патрологий. Составлено в основном по Барденхэверу.

[99]   Спасский А. Эллинизм и христианство... См. № 379.

{С. 718} [100]       Геффкен И., проф. Из истории первых веков христианства. Перев. с нем. А.Я. Брусова под ред. В.В. Битнера. СПб., 1908. 86 с.

Акты Аполлония — с. 39—40; Аристид — 46—50; Иуст. — 51-3.

Автор впоследствии пересмотрел свои взгляды, смягчив их.

[101]   Вишняков А. Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла архиеп. Александрийского в связи с предшествующей историей литературной борьбы между христианами и язычниками. Симбирск, 1908. 246 с.

Гл. 2: I. Полемические сочинения язычников; общие замечания о их судьбе и авторах; основные возражения язычников против христианства — с. 40—71; II. Полемико-апологетические сочинения христиан; судебные и научные апологии, их основные идеи и главные приемы апологетов при защите христианства — с. 71—100; см. также с. 157, 182, 203.

[102]   Ренан Э. [История первых веков христианства. Т. 7. Царствование Марка Аврелия]. Марк Аврелий и конец античного мира. СПб., [1907]. Репринт: Изд. Терра, 1991.

     Татиан — с. 62—87; Мелитон — 101-7, 156-8; Ирин. — 185-9; Афин., Феоф., Мин. Фел. — 208-21; Диогн. — 231-4.

Использовать этот труд Ренана надо с большой осторожностью. О Марке Аврелии см. также №№ 105, 161-2.

[103]   Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. М., 1996. 349 с.

Мужи апост.: 54—130; апологеты: 133—322 (Кодрат, Аристид, Аристон, Иустин, Татиан, Афинаг., Феофил, Мелитон, К Диогн., Ермий, Мильтиад, Аполлинарий Иерап., «Изречения Секста» и «Поучения Силуана»); библиография [автором включена только та лит-ра, на которую он ссылается]: 323-45 (издания текстов — 25 №№, переводы — 19 №№, русская лит-ра — 109 №№, иностр. — 201 №№).

Хотя сам А.И. Сидоров причисляет свой труд к работам «по логике их жанра компилятивного характера», а «специально библиографическую задачу автор перед собой не ставил, понимая ее невыполнимость в нынешних условиях, ибо многие серьезные разработки частных патрологических вопросов, особенно западных исследователей, остаются пока недоступными» (с. 6), выход в свет этой книги является, несомненно, событием и большим подспорьем всякому, кто хочет сделать первые шаги в знакомстве со святоотеческим наследием. Надо только иметь в виду, во-первых, что курс посвящен почти исключительно греческой письменности, оставляя в стороне латинских авторов (отсутствие Минуция Феликса весьма ощутимо, даже если он и войдет в следующий том вместе с Тертуллианом), и соответствующие уточнения следовало бы внести и в само название книги. Во-вторых, последовательное разграничение Сидоровым, вслед за другими учеными, между «патрологией» и «патристикой» ведет к сознательному (и м.б. оправданному с определенной точки зрения) методологическому ограничению курса, в котором мы не найдем, что же общего было у всех христианских авторов 2 века и характеристики их взглядов в целом (такая характеристика, по автору, входит в задачу «патристики» или «догматики» и не касается «патрологии»). {С. 719} Таким образом, исчезают не только восполняемые отчасти из рассмотрения отдельных авторов особенности богословия 2 века, но и такие существенные отличительные черты раннего христианства, как хилиазм, вера в парусию и т.п., — что весьма обедняет не только информативную, но и теоретическую ценность курса, излишне схематизируя его. Впрочем, отдельные недостатки и слабо аргументированные утверждения [иногда и вовсе ошибочные, как, например, слова на с. 143, вслед за Dölger’ом 1953, об Иоанне Дамаскине как авторе ВиИ или приписывание (на основании Perler, 21) на с. 287 Аполлинарию Иерапольскому взглядов, якобы противоположных Мелитону, о праздновании Пасхи] не умаляют ее значения в целом. Самой уязвимой стороной курса (особенно же в сравнении с западными патрологиями, принимая во внимание еще и первостепенное значение в настоящее время критической сводки дореволюционной литературы) безусловно является, как это и признает сам автор, русская библиография. Смеем надеяться, что настоящий том восполнит — хотя бы отчасти — этот пробел в русской патрологии.

[103а] Киприан (Керн), архим. Патрология. I. Париж; Москва, 1996. 184 с.

Посмертное издание курса лекций, читавшихся в Свято-Сергиевском Православном богословском институте в Париже в 1940—1960 гг. Лекции представляют определенный интерес по содержанию и подаче материала, однако они не всегда на уровне даже современной автору науки, не говоря о нынешней патрологии. Редакционная работа по подготовке рукописи к печати совершенно неудовлетворительна. Поскольку многое в этой книге устарело (хотя некоторые частности полезны), желательно ориентироваться в основном на лекции А.И. Сидорова (см. № 103).

Содерж.: Введение. — Доникейская патрология. — Апокрифическая литература. — Мужи апостольские (Клим. Рим., Пс.-Варн., «Пастырь» Ерма, Игн. Богон., Полик. Смирн.). — Апологеты (Квадрат, Аристид, Аристон, Иуст., Тат., Ермий, Мильтиад, Аполинарий Иерап., Афинаг., Мелитон, Письмо к Диогнету, Феофил; Африканская литература; Минуций Феликс; Тертуллиан). — Указ. имен и географ. названий. — Оглавление.

[104]   Le Boulluec A. La notion d’hérésie dans la littérature grecque, IIe—IIIe siècles, I: De Justin à Irénée. P., Ed. Augustiniennes, 1985. 262 p.

[105]   Hällström (Gunnar). Carnis resurrectio. The interpretation of a credial formula. — Commentationes hum. Litt. LXXX VI, Helsinki, Soc. Scient., 1988. 107 p. 2 ind.

[106]   Grant R.M. Five apologists and Marcus Aurelius. — VigCh 42, 1988, 1—17.

[107]   Idem. Greek Apologists of the Second Century. Philadelphia: The Westminster Press, 1988.

[108]   Idem. Jesus after the Gospels: The Christ of the second century. Louisville, Ky. Westminster, 1990. 134 p., index. [Включ. гностич. космологию, Иуст., Феоф., Иринея].

{С. 720} [109]       Fredouille (Jean-Claude). L’apologétique chrétienne antique: naissance d’une genre littéraire. — Revue des Études Augustiniennes 38, 1992, 219-34.

Ср. № 513.

2. Общие исследованиЯ по истории Церкви.

[110]   Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. С примеч. Гизо, Венка, Шрейтера, Гуго и др. Пер. с англ. В.Н. Неведомский. Ч. 2. М., 1883. [РГБ: О 8/250]. (Есть репринт).

Гл. 15: Распространение христианской религии. Чувства, нравы, число и положение первых христиан — с. 1—91; гл. 16: Образ действий римского правительства по отношению к христианам, с царствования Нерона до царствования Константина — с. 92—183; см. также другие главы.

Старый труд 18 века, пользующийся, однако, неизменной симпатией в Англии, где переиздается до сих пор.

[111]   [Аллар П.] Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия. Соч. Поля Аллара. СПб., 1898. 289 с. [РГБ: R 89/116].

Иностр. лит-ра на с. 285-91. Об апологетах — с. 48—54. Отд. заметки на с. 38—64 (в т.ч. о мученичестве Иустина — 56-7, об актах Аполлония — 61-3).

Рец. Ф.[Г.] Мищенко: Ученые записки Казанского Императ. ун-та 1898, кн. 12, с. 15—28, и отд. оттиск Казань, 1898, 14 с. [РГБ: А 155/762]. В рец. отмечены недостатки перевода, дана критическая оценка сочинению Аллара (в т.ч. о ранних гонениях на христиан).

[112]   Лебедев А.П. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения (Из давних времен христ. церкви). — Соч., т. 9. М., 1900.

[113]   Общая история европейской культуры. Т. 5—6. Раннее христианство. Отд. 1—2.

Т. 5. Отдел I. Велльгаузен Ю. Израильско-иудейская религия. Гарнак А. Сущность христианства. Юлихер А. Религия Иисуса и начала хр-ва до Никейского собора. Гарнак А. Церковь и гос-во вплоть до установления государственной религии. Добшюц Э. фон. Древнейшие христианские общины. Культурно-исторические картины. Брокгауз-Ефрон. СПб., [1909].

Специальная глава в работе Добшюца «Римская община времени Ерма» [по «Пастырю»] — с. 434-61.

Т. 6. Отдел II. Гэтч Э. Эллинизм и христианство. Ренан Э. Рим и христианство. Гарнак А. История догматов [сокращенный вариант]. СПб., Брокг.-Ефрон, [1911], 467 с.

Пользоваться этой книгой надо с осторожностью и критическим восприятием. Ср.: Эрн В.Ф. Методы исторического исследования и книга Гарнака «Сущность христианства». — В кн.: Он же. Борьба за Логос. — Переизд.: Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991, 245-64.

{С. 721} [114]       Арнольд Г. Каковы были первые христиане? [Перев. с нем.]. 2 части. Серг. Посад, 1912 [из разряда душеполезной лит-ры; из журн. «Христианин» 1907?].

[115]   Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории древней Христианской церкви. — Странник, 1909-10. Отдельное издание [РГБ: U 76/70; U 317/107]: Из лекций по истории и вероучению древней Христианской церкви. Вып. 1—3. СПб., 1910-13. Вып. 1 (гл. 1—6, 144 с.); 2 (гл. 7—10, с. 145—288); 3 (окончание, с. 289–358).

Гонения на христиан и отношение к языческой империи — 1909, № 11, 580-99; 12, 706-28; гностицизм и манихейство — № 5, 713-39; апологеты в общем (2—3 вв.) — 1910, № 6, 905-34 (до Оригена — с. 911-7).

[116]   Зарин С. Мученичество и аскетизм. — Странник 1911, № 3, 413-24.

Составлено по соч.: Lucius E. Die Anfänge des Heiligenkults. Tüb., 1904, S. 51-6, 350-78. Ср. № 172.

[117]   Федосик В.А. Киприан и античное христианство. Минск, 1991. 208 с. [Гл. 1 об историч. условиях с точки зрения советской науки].

3. Тексты  и  переводы

[118]   Сочинения древних христианских апологетов, в рус. переводе, с введениями и примеч. прот. П.[А.] Преображенского. 1М., 1867; 2СПб., 1895 [=СДХА; см. наст. том].

[119]   Die ältesten Apologeten. Texte mit kurzen Einleitungen, hrsg. v. Goodspeed E.J. (переизд. 1914). Ruprecht, 1984. X, 380 S.

[120]   Osborn (Eric Francis). Anfänge christlichen Denkens. Justin, Irenäus, Tertullian, Klemens (übers., bearb. und hrsg. v. Bernard, Johannes). Düsseld.: Patmos, 1987. 387 S.

Тексты и переводы отдельных авторов см. в Персоналиях.

4. Индекс

[121]   Goodspeed E.J. Index Apologeticus sive Clavis Justini Martyris operum aliorumque apologetarum pristinorum. Leipz., 1912.

Кодрат, Аристид (греч. фр.), Иустин (вкл. прилож.= 2 Апол.), Татиан, Мелитон (фр. Евсевия), Афинагор.

5.  Язык

[122]   Ловягин Е. Избранные места из греческих писаний святых отцов Церкви до IX-го века [для чтения на греч. в семинариях]. Ч. 1. СПб., 1884.

Предисловия на рус., постраничные объяснения некоторых греч. слов.

Из сод.: Клим. Рим. I, 1—13, 40—65; Игн. Бог. Рим. 1—10, Смирн. 1—13; Иуст. 2 Апол. 1—15; Разг. 1—8; Феоф. Авт. I, 1—14; II, 12-9.

[123]   Малеин А.И. Латинский церковный язык. — БВ 1907, № 6, 253—320. Лит-ра: 317-20. [Мин. Фел. — 266-7].

{С. 722} [124]       Садов А.И. Латинский язык в памятниках христианской письменности древнейших времен (до VIII века). Часть первая — историческая. Вып. 1. Пг., 1917. 453 с.

              См. Указатель (Апостольских мужей творения, Акты мучеников, Minucius Felix, Versio latina послания Варнавы и т.д.).

См. также № 180, 192, 366, 386 и в Персоналиях специальные словари к авторам. 

6. Литературные  влиЯниЯ  и  свЯзи

[125]   Л[ебеде]в А. Лукиан и христианство. — ПО 1880, № 1, 143-57.

С. 144 сл.: нет никакой необходимости видеть в сказании о смерти Перегрина пародию на кончину св. Поликарпа Смирнского. Вывод общий: следует или совсем вычеркнуть Лукиана из Самосаты из литературных врагов христианства, или не ставить, по крайней мере, его в один ряд с Цельсом и Порфирием.

[126]   Щеглов Н.[Н.] Апологетик Тертуллиана. Библиографическое исследование. Киев, 1888. 213 c. [РГБ: R 13/442].

Гл. IV: Отношение Тертуллиана к предшествующим ему греческим апологетам — с. 81—130; гл. V: Отношение «Октавия» Минуция Феликса к «Апологетику» Тертуллиана — 131-69. Во многих местах приведены параллельные тексты в две колонки.

[127]   Зелинский Ф.[Ф.] Цицерон в истории европейской культуры. — Вестник Европы 1896, № 2, 661—701 [более объемная статья, чем в словаре Брокгауз—Ефрон].

Цицерон и Мин. Фел. — 669-70.

Ср. также: Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Т. IV. Возрожденцы. Вып. 1. Пг., 1922, 20—57, а также его предисл. к кн.: Цицерон. Речи. Т. 1. Пер. Ф.Ф. Зелинского и В.Алексеева. СПб., 1901, с. XXI—LXIII.

[128]   Дроздов Н.М. Древнехристианский писатель Арнобий и его апология христианства (Adversus nationes). Историко-литературный очерк. Киев, 1917. CLIX с. (отд. оттиск предисловия к кн.: Арнобий. Семь книг против язычников). [РГБ: V 123/328 отд.; U 351/255, V 123/253 кн.].

«Октавий» Мин. Фел. как возможный источник Арнобия — с. XLVII—XLIX (опровержение основательности этого мнения); отношение Арнобия к Терт., Иуст., Афинаг. и Феофилу — с. L—LVI (такой же вывод).

К этому разделу ср. № 90, 101, 109, 378-80, 436.

 



[5] Включена по преимуществу только та литература, которая касается апологетов, чьи произведения вошли в настоящий том, а также мужей апостольских, Иустина и Иринея.

[6] По этой теме см. также № 101 и, кроме того: Лебедев Н. Сочинение Оригена Против Цельса (Kat¦ Kšlsou). Опыт исследования по истории литературной борьбы христианства с язычеством. М., 1878 (общее введение на с. 1—61, в осн. Иустин на с. 11—26 и Клим. Алекс.). [РГБ: М 41/66, R 327/274, W 98/79].

[7] Таким образом, утверждение А.И. Сидорова (1996, 5) о том, что, помимо книги Филарета, «труды других русских дореволюционных патрологов... имеются лишь в рукописных вариантах», неточно. Ср. также № 40, 42, 495.