К общему словнику по
патрологии
© А. Г. Дунаев. Все права защищены. Любое копирование и распространение текста (в т.ч. в сети Интернет)
допускается только с письменного разрешения автора. Разрешается копирование для
частного некоммерческого пользования. Нарушение авторских прав будет
преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского
права и российскому законодательству об электронных носителях информации,
вплоть до закрытия сайта-нарушителя и денежных штрафов.
Текст
публикуется по изданию: Сочинения древних христианских апологетов. [М.;] СПб.,
1999, с. 697–702. Все сноски в печатном оригинале помещены под страницей.
В аппарате
курсивом выделены также авторы, фигурирующие в Списке цитированной
литературы.
Особым синим шрифтом выделены также сокращения книг и журналов.
В файле допускаются небольшие
шрифтовые сбои отдельных редких символов, чтобы не помещать такие тексты в виде
картинок. Ударные гласные выделены красным
шрифтом.
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение к НАСТОЯЩЕЙ
КНИГЕ,
БИБЛИОТЕКЕ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ
ЦЕРКВИ (кн. 1, 2) и
«ПИСАНИЯМ МУЖЕЙ
АПОСТОЛЬСКИХ» (Рига, 1992)
{С. 697}
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ
ПЕРИОДА МУЖЕЙ АПОСТОЛЬСКИХ И РАННИХ АПОЛОГЕТОВ
(2-й ВЕК)
В РУССКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ XIX—XX СТОЛЕТИЙ
КРИТИЧЕСКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Вместо эпиграфов
Григорий Богослов с сокрушением говорил, что в его время «многие из христиан, по худому разумению, чуждались учености, почитая ее злохудожною, опасною и удаляющею от Бога». К сожалению, в этом отношении XIX век едва ли счастливее IV-го. То же явление замечается в православном обществе и нашего времени. Пожелаю Академии, а вместе с нею и вам, чтобы число православных христиан, гнушающихся учености и считающих ее злохудожною и опасною, становилось меньше, меньше и стало совсем мало, и чем скорей это сбудется, тем лучше.
Прощальный завет проф. А.П. Лебедева студентам Московской
Духовной Академии (речь 13 января 1896 г.). — БВ 1907, № 6, 425
И ныне, господа отци и братья, оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, чтите исправливая Бога деля, а не клените, занеже книгы ветшаны, а ум молод, не дошел. Слышите Павла апостола глаголюща: не клените, но благословите...
Лаврентьевская летопись (ПСРЛ, т. 1. М., 1962, стлб.
488)
№№
«ПисаниЯх мужей
апостольских» 1—83
{Перейти к файлу из ПМА, в
который включена часть этих дополнений из СДХА}
Библиографические указатели и справочники 1—3
Курсы патрологии 4—8
Курсы по истории церкви 9—13
Переводы святоотеческих творений на древнерусский
и славянский языки 14—18
{С. 698}
Библиография по мужам апостольским 19—83
{Перейти к файлу из ПМА, в
который включена часть этих дополнений из СДХА}
Общие изданиЯ творений
мужей апостольских 19—24
ПЕРСОНАЛИИ И ПАМЯТНИКИ: ИзданиЯ, переводы
«Дидахэ» 32—39
{Перейти к файлу из ПМА, в который
включены все эти дополнения из СДХА}
«Послание Варнавы» 40
{Перейти к файлу из ПМА, в
который включены все эти дополнения из СДХА}
Св. Климент, папа Римский 41—62
Общие работы 41—43
Первое послание к коринфянам 44—45
Второе послание к коринфянам (неподлинное) 45a—46
Климентины; житие и предание о св. Клименте;
почитание св. Климента на Руси 47—62
{Перейти к файлу из ПМА, в
который включены все эти дополнения из СДХА}
«Пастырь» Ермы 63—65
{Перейти к файлу из ПМА, в
который включены все эти дополнения из СДХА}
Св. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский 66—79
{Перейти к файлу из ПМА, в
который включены все эти дополнения из СДХА}
Св. Поликарп, еп. Смирнский 80—83
{Перейти к файлу из ПМА, в
который включены все эти дополнения из СДХА}
II. Древнехристианские апологеты
и
историЯ Церкви II—III
веков 84—515
Патрологические курсы и общие обзоры по апологетам 84—109
Общие исследования по истории Церкви 110—117
Тексты и переводы 118—120
Индекс 121
Язык 122—124
Литературные влияния и связи 125—128
Отношение к античному миру 129—177
— к античной религии, мифологии, философии
и образованности 129—144
— к Римской империи, ее законам и рабству. Гонения
на христиан 145—170
об отношении к рабству 167—170
— к языческой (античной) нравственности.
Христианская этика и аскетика 171—174
— к античному искусству 175—177
Священное Писание в творениях
апологетов 178—190
— Ветхий Завет и древние писатели 178
— Ветхий Завет: складывание канона. Септуагинта 179—182
— учение о богодухновенности Св. Писания 183
— ВЗ и НЗ 184
— Св. Писание в святоотеческой и церковной традиции 185—190
{С.
699}
Догматическое и философское учение 191—238
— в целом 191—195
символические тексты 195
— триадология 196—198
— христология 199—205
— к вопросу об имяславии 206
— экклезиология 207—212
— таинства; disciplina arcana 213—221
— благодать 222
— антропология и психология 223—230
— ангело- и демонология 231
— эсхатология 232—236
— сотериология 237
— боговидение 238
Прочие учения в
систематическом изложении 239—258
— пастырское служение 239—242
— о собственности и благотворительности 243—254
— педагогические воззрения 255—256
— хилиазм 257—258
Общественно-церковная жизнь 259—282
— воззрения в целом 259—260
— миссионерство 261
— харизматические учители 262
— реалии, археология 263—282
Богослужение. Литургическая
жизнь и институты 283—317
— храмы 283—284
— богослужение в целом 285—290
— литургия 291—297
— духовенство, клир 298—305
— диакониссы 306—312
— брак и девство 313—317
Церковно-каноническое право.
Соборы 318—321
ПЕРСОНАЛИИ И ПАМЯТНИКИ: изданиЯ, переводы
и исследованиЯ 322—515
Св.
Феофил Антиохийский 347—357
Св. Мелитон Сардийский (см. с. 499, 516; в преди-
словиях к фрагментам, а также с. 430, прим. 27) {Для
текстов Мелитона перейти
к оглавлению СДХА}
Св. Аристид (см. с. 283) {Для текстов Аристида перейти к оглавлению СДХА}
Акты и апология св. Аполлония (см. с. 390) {Для текстов Актов и
апологии перейти к
оглавлению СДХА}
Св.
мученик Иустин Философ 400—463
ADDENDA (см. также с. 942) 516—540
{С. 700}
Настоящая библиография
является дополнением и продолжением нашей библиографии, помещенной в Пис.муж.ап., 407-28. Литература на
русском языке, насколько это возможно, представлена максимально полно,
иностранная — выборочно с 1980 г. (до 1980 см. в зарубежных патрологиях и
энциклопедиях; в отдельных случаях мы указывали и более ранние западные
исследования, в которых имеется подробная библиография). Книги популярного
характера или те, в которых отсутствуют ссылки на интересующие нас произведения
вынесенного в заглавие периода, — хотя и просмотрены нами, не внесены (за
некоторыми исключениями ради общего контекста древнего христианства и отдельных
его проблем, а также ради истории русского религиозного просвещения и
складывания богословской науки) в библиографию. Не упомянуты и литографические
и машинописные книги, поскольку, если они оригинальны, то доступны только
студентам духовных семинарий и академий, если же вторичны и не обработаны
самими лекторами, то отражают, как правило, уровень не столько профессоров,
сколько студентов. Русские издания, оставшиеся нам недоступными или не
просмотренные de visu, отмечены звездочкой *. Тенденциозные книги советского
периода, касающиеся христианства, как правило, не отражены. Шифры РГБ или других библиотек (часто
отсутствующие в общих каталогах, что доставляет серьезные неудобства)
указываются в необходимых случаях для максимального облегчения работы
московских читателей.
Первоначальный замысел
библиографии сводился лишь к указанию работ, непосредственно относящихся к
апологетам, переведенным прот. П.Преображенским. Однако в процессе работы
составителю стало ясно, что насущной потребностью является более широкий охват
всех наиболее важных аспектов истории древнего христианства, притом с
критической оценкой исследований, которая помогла бы читателям ориентироваться
в рассматриваемых в них вопросах. По мере углубления мы поняли как никогда, чего лишены русские читатели из-за
отсутствия подобной библиографии и как
много успели сделать русские ученые в условиях цензуры при отсутствии
полной свободы в изысканиях и выборе тем. К сожалению, изменение концепции не
могло существенно отразиться на библиографии, включающей лишь малую толику
рассыпанных по библиотекам богатств, ибо основная работа была уже сделана, а
возвращаться к ней у нас не было физических (и в прямом, и в переносном смысле)
возможностей.
NB. Настоящая библиография представляет в основном
исторический и археографический интерес, воздавая должное неутомимой работе
русских ученых, сделавших необычайно много за короткий промежуток времени (так
что результат библиографических изысканий — причем неполный, ибо нами плохо
обследованы светские издания, а по названиям многих работ иногда ни за что не
догадаешься, что привлечен интересующий нас материал — в конце концов удивил, и
даже поразил, самого составителя). Конечно, отдельные работы сохраняют свое
принципиальное и научное значение, но их не так много. Надо постоянно иметь в
виду, что история раннего христианства была все время в центре внимания ученых
всего христианского мира (и у католиков, и у протестантов), как духовных, так и
внешних, и за 80 лет сделано столько в этой области, что русская
дореволюционная литература часто оказывается безнадежно устаревшей, и к ней
можно обращаться лишь как к отправному (но при этом обязательному!) пункту для дальнейшего знакомства с иностранными
исследованиями.
Необходимо сказать и о том,
что эта библиография — даже в таком неполном виде — превратилась сама по себе в
яркий документ, в котором, как в зеркале, отражается развитие русской
богословской мысли в связи с современной ей церковной историей. Это было для
составителя вторым и уж совсем не{С. 701}ожиданным поводом для удивления. Робкие научные шаги
середины прошлого века, когда патрология воспринимается в основном как сборник
нужных цитат для иллюстрирования готовых положений, а исследования, как
правило, мало научны, часто же — переводы-переложения западных трудов,
сменяются к концу века серьезными «незаинтересованными» академическими трудами,
которые будут создаваться вплоть до третьей (октябрьской 1917 г.) революции.
Но вот параллельно с
развитием академической традиции появляются диссертации, продиктованные
«насущными проблемами», сперва — робко, а после первой революции — довольно
бурно. «Модно-демократические» нападки Ю.Кулаковского, убеждения которого
впоследствии будут характеризоваться промонархическими симпатиями, и намеренно
искаженные переводы Льва Толстого сменяются солидными трудами Вас.
Экземплярского, подвергшегося уже после защиты диссертации о священстве
временному прещению в виде лишения должности за защиту Льва Толстого и внешне солидаризировавшегося с
демократическими идеями (именно темам любви к ближнему — благотворительности и
т.п., будут посвящены его дальнейшие исследования, см. наш № 252), и А.И.
Покровского, написавшего в 1914 г. серьезный труд о соборах первых веков и
отстаивавшего в Предсоборном совете 1917 г. «полное отделение Церкви от
государства и принятие синодально-соборной структуры церковного управления» (Поспеловский Д.В. Русская православная
церковь в XX веке. М., 1995, 36). Прот. Н.П. Добронравов, занимавшийся
вопросами древнецерковного управления и иерархии в первое десятилетие нашего
столетия (см. наши №№ 304-5, 309, а также другие его работы, нами не
указанные), выступает на Соборе 1917-8 гг. с серьезной и аргументированной
речью против восстановления патриаршества, утверждая, что дело не в форме
церковного управления (ибо каноничны и патриаршество, и синод), а в раболепстве
русского народа перед властью (Деяния Священного Собора Православной российской
церкви 1917—1918 гг. Т. 2. Деяния XVII—XX. Книга II, выпуск I: Деяния XVII—XIX.
М., 1994 [репринт с изд. Пг., 1918], 346-53). Трудно понять, диктуются ли
общественно-церковные позиции этих ученых результатами их исследований, или
наоборот, темы трудов определяются их взглядами (либо связь двусторонняя).
Академические интересы соединяются тут с глубинной церковно-религиозной жизнью
ученых, и это переплетение заставляет иногда исследования выходить за принятые
каноны и рамки, что является одновременно и плюсом их и минусом. Не всем
удается соблюдать то академическое равновесие между филигранной научной работой
и духовно-личностной целостностью и честностью, которое было присуще как
работам, так и самой жизни и убеждениям В.В.
Болотова и С.Л. Епифановича. К трудам, посвященным истории раннего
христианства, пишут предисловия В.Ф. Эрн (введение к археологическому труду под
заголовком «Катакомбы и современность» — название, звучащее для современного
христианина совсем в другой тональности) и тогдашний идеолог «социального
христианства», экономист (пока еще не священник и не религиозный философ) С.Н.
Булгаков. Св. Иустин-философ вдруг окажется одним из «главных защитников»
имяславцев — самостоятельного религиозно-богословско-философского течения,
поднявшего серьёзнейшие проблемы, к которым Запад подойдет, и то не
в полной мере, лишь в последнее время (ср. наш № 443; имеем в виду, конечно же,
не уровень исследования, не сопоставимый с «прос-той» имяславской книжкой под №
440, но саму постановку вопроса). Вопросы, обретшие жгучий интерес — такие, как
диакониссы и второбрачие клириков, помощь нуждающимся — находят своего
исследователя в лице С.В. Троицкого. В период обновленчества этими же
проблемами будут спекулировать новые раскольники, надолго скомпрометировав в
глазах простых верующих предметы объективных богословских изыска{С. 702}ний и насущной церковной
жизни, увязав их с нечестной политикой. И ни одна богословская и церковная
проблема не может пройти мимо второго века — периода, казалось бы, не такого и
длинного по сравнению со всеобщей церковной историей! С этой точки зрения
библиография получила неожиданный резонанс, заставляющий прислушиваться к себе
всякого, кто хочет объективно
рассмотреть научную значимость включенных
в нее трудов.
Наконец, несколько слов о
кратких «заметках по поводу». В одних случаях они не были необходимы, ибо
характер работы был ясен из названия, содержания труда или указания
соответствующих страниц; в других — составитель не считал себя достаточно
компетентным для составления таковых; в третьих — беглые замечания охватывают
лишь отдельные аспекты исследований; по-видимому, во всех — аннотации имеют
субъективный характер, за что заранее просим у читателей прощения. И все же,
надеемся, проделанная нами (отнюдь не библиографом ни по профессии, о чем нам
часто приходилось пожалеть, ни по интересам) немалая и нелегкая — как по
количеству просмотренных иногда непосредственно в книгохранилищах [несколько
тысяч, из них около ста самых разных указателей и справочных изданий; о
служебных и др. картотеках РГБ,
ГПИБ, МГУ, ИНИОН, ВГБИЛ и ГПБ даже не упоминаем] и
учтенных [более семисот] единиц, так и по условиям — работа окажется
оправданной, если она будет иметь для читателей хотя бы минимальную ценность:
ведь любая аннотация лучше голого и часто «слепого» названия.