На главную страницу

К оглавлению СДХА

К общему словнику по патрологии

© А. Г. Дунаев. Все права защищены. Любое копирование и распространение текста (в т.ч. в сети Интернет) допускается только с письменного разрешения автора. Разрешается копирование для частного некоммерческого пользования. Нарушение авторских прав будет преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского права и российскому законодательству об электронных носителях информации, вплоть до закрытия сайта-нарушителя и денежных штрафов.

Текст публикуется по изданию: Сочинения древних христианских апологетов. [М.;] СПб., 1999, с. 697–702. Все сноски в печатном оригинале помещены под страницей.

В аппарате курсивом выделены также авторы, фигурирующие в Списке цитированной литературы.

Особым синим шрифтом выделены также сокращения книг и журналов.

В файле допускаются небольшие шрифтовые сбои отдельных редких символов, чтобы не помещать такие тексты в виде картинок. Ударные гласные выделены красным шрифтом.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Приложение к НАСТОЯЩЕЙ КНИГЕ,

БИБЛИОТЕКЕ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ (кн. 1, 2) и

«ПИСАНИЯМ МУЖЕЙ АПОСТОЛЬСКИХ» (Рига, 1992)

{С. 697}

ИСТОРИЯ  ХРИСТИАНСКОЙ  ЦЕРКВИ  ПЕРИОДА  МУЖЕЙ  АПОСТОЛЬСКИХ  И  РАННИХ  АПОЛОГЕТОВ  (2-й ВЕК)

В  РУССКИХ  ИССЛЕДОВАНИЯХ  XIX—XX  СТОЛЕТИЙ

КРИТИЧЕСКАЯ   БИБЛИОГРАФИЯ 

Вместо эпиграфов

Григорий Богослов с сокрушением говорил, что в его время «многие из христиан, по худому разумению, чуждались учености, почитая ее злохудожною, опасною и удаляющею от Бога». К сожалению, в этом отношении XIX век едва ли счастливее IV-го. То же явление замечается в православном обществе и нашего времени. Пожелаю Академии, а вместе с нею и вам, чтобы число православных христиан, гнушающихся учености и считающих ее злохудожною и опасною, становилось меньше, меньше и стало совсем мало, и чем скорей это сбудется, тем лучше.

Прощальный завет проф. А.П. Лебедева студентам Московской Духовной Академии (речь 13 января 1896 г.). — БВ 1907, № 6, 425

И ныне, господа отци и братья, оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, чтите исправливая Бога деля, а не клените, занеже книгы ветшаны, а ум молод, не дошел. Слышите Павла апостола глаголюща: не клените, но благословите...

Лаврентьевская летопись (ПСРЛ, т. 1. М., 1962, стлб. 488)

 

 

                                                                                            №№

I. ДополнениЯ  к  библиографии  в

    «ПисаниЯх  мужей  апостольских»     1—83

{Перейти к файлу из ПМА, в который включена часть этих дополнений из СДХА}

ОБЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ                                           1—18

     Библиографические указатели и справочники       1—3

     Курсы патрологии                                                      4—8

     Курсы по истории церкви                                         9—13

     Переводы святоотеческих творений на древнерусский

          и славянский языки                                             14—18

              {С. 698}

Библиография по мужам апостольским            19—83

{Перейти к файлу из ПМА, в который включена часть этих дополнений из СДХА}

Общие изданиЯ творений мужей апостольских    19—24

     Издания и переводы                                                19—21

     Индексы и словари                                                  22—24

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ                                             25—31

ПЕРСОНАЛИИ И ПАМЯТНИКИ: ИзданиЯ, переводы

          и исследованиЯ                                           32—83

     «Дидахэ»                                                                           32—39

{Перейти к файлу из ПМА, в который включены все эти дополнения из СДХА}

     «Послание Варнавы»                                                    40

{Перейти к файлу из ПМА, в который включены все эти дополнения из СДХА}

     Св. Климент, папа Римский                                     41—62

          Общие работы                                                     41—43

          Первое послание к коринфянам                        44—45

          Второе послание к коринфянам (неподлинное) 45a—46

          Климентины; житие и предание о св. Клименте;

              почитание св. Климента на Руси                   47—62

{Перейти к файлу из ПМА, в который включены все эти дополнения из СДХА}

     «Пастырь» Ермы                                                      63—65

{Перейти к файлу из ПМА, в который включены все эти дополнения из СДХА}

     Св. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский           66—79

{Перейти к файлу из ПМА, в который включены все эти дополнения из СДХА}

     Св. Поликарп, еп. Смирнский                                 80—83

{Перейти к файлу из ПМА, в который включены все эти дополнения из СДХА}

II. Древнехристианские  апологеты

                    и  историЯ  Церкви  II—III  веков 84—515

ОБЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ                                        84—128

     Патрологические курсы и общие обзоры по апологетам    84—109

     Общие исследования по истории Церкви          110—117

     Тексты и переводы                                                118—120

     Индекс                                                                          121

     Язык                                                                                  122—124

     Литературные влияния и связи                            125—128

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ                                          129—321

     Отношение к античному миру                          129—177

     — к античной религии, мифологии, философии

              и образованности                                          129—144

     — к Римской империи, ее законам и рабству. Гонения

              на христиан                                                    145—170

                   об отношении к рабству                           167—170

     — к языческой (античной) нравственности.

              Христианская этика и аскетика                   171—174

     — к античному искусству                                    175—177

     Священное Писание в творениях апологетов 178—190

     — Ветхий Завет и древние писатели                        178

     — Ветхий Завет: складывание канона. Септуагинта 179—182

     — учение о богодухновенности Св. Писания        183

     — ВЗ и НЗ                                                                        184

     — Св. Писание в святоотеческой и церковной традиции     185—190

{С. 699}

Догматическое и философское учение                 191—238

     — в целом                                                                        191—195

               символические тексты                                        195

     — триадология                                                                196—198

     — христология                                                                199—205

     — к вопросу об имяславии                                        206

     — экклезиология                                                   207—212

     — таинства; disciplina arcana                                213—221

     — благодать                                                                    222

     — антропология и психология                             223—230

     — ангело- и демонология                                          231

     — эсхатология                                                                 232—236

     — сотериология                                                              237

     — боговидение                                                               238

     Прочие учения в систематическом изложении     239—258

     — пастырское служение                                       239—242

     — о собственности и благотворительности      243—254

     — педагогические воззрения                              255—256

     — хилиазм                                                                        257—258

     Общественно-церковная жизнь                        259—282

     — воззрения в целом                                            259—260

     — миссионерство                                                       261

     — харизматические учители                                     262

     — реалии, археология                                           263—282

     Богослужение. Литургическая жизнь и институты       283—317

     — храмы                                                                           283—284

     — богослужение в целом                                     285—290

     — литургия                                                                       291—297

     — духовенство, клир                                            298—305

     — диакониссы                                                                 306—312

     — брак и девство                                                   313—317

     Церковно-каноническое право. Соборы          318—321

ПЕРСОНАЛИИ И ПАМЯТНИКИ: изданиЯ, переводы

          и исследованиЯ                                         322—515

     Татиан                                                                       322—330

     Афинагор                                                                 331—346

     Св. Феофил Антиохийский                                   347—357

     Св. Мелитон Сардийский (см. с. 499, 516; в преди-

          словиях к фрагментам, а также с. 430, прим. 27) {Для текстов Мелитона перейти к оглавлению СДХА}

     Ермий философ                                                      358—365

     Минуций Феликс                                                    366—386

     «Послание к Диогнету»                                        387—399

     Св. Аристид (см. с. 283) {Для текстов Аристида перейти к оглавлению СДХА}

     Акты и апология св. Аполлония (см. с. 390) {Для текстов Актов и апологии перейти к оглавлению СДХА}

     Св. мученик Иустин Философ                             400—463

     Св. Ириней Лионский                                            464—515

     ADDENDA (см. также с. 942)                             516—540

 

{С. 700}

Настоящая библиография является дополнением и продолжением нашей библиографии, помещенной в Пис.муж.ап., 407-28. Литература на русском языке, насколько это возможно, представлена максимально полно, иностранная — выборочно с 1980 г. (до 1980 см. в зарубежных патрологиях и энциклопедиях; в отдельных случаях мы указывали и более ранние западные исследования, в которых имеется подробная библиография). Книги популярного характера или те, в которых отсутствуют ссылки на интересующие нас произведения вынесенного в заглавие периода, — хотя и просмотрены нами, не внесены (за некоторыми исключениями ради общего контекста древнего христианства и отдельных его проблем, а также ради истории русского религиозного просвещения и складывания богословской науки) в библиографию. Не упомянуты и литографические и машинописные книги, поскольку, если они оригинальны, то доступны только студентам духовных семинарий и академий, если же вторичны и не обработаны самими лекторами, то отражают, как правило, уровень не столько профессоров, сколько студентов. Русские издания, оставшиеся нам недоступными или не просмотренные de visu, отмечены звездочкой *. Тенденциозные книги советского периода, касающиеся христианства, как правило, не отражены. Шифры РГБ или других библиотек (часто отсутствующие в общих каталогах, что доставляет серьезные неудобства) указываются в необходимых случаях для максимального облегчения работы московских читателей.

Первоначальный замысел библиографии сводился лишь к указанию работ, непосредственно относящихся к апологетам, переведенным прот. П.Преображенским. Однако в процессе работы составителю стало ясно, что насущной потребностью является более широкий охват всех наиболее важных аспектов истории древнего христианства, притом с критической оценкой исследований, которая помогла бы читателям ориентироваться в рассматриваемых в них вопросах. По мере углубления мы поняли как никогда, чего лишены русские читатели из-за отсутствия подобной библиографии и как много успели сделать русские ученые в условиях цензуры при отсутствии полной свободы в изысканиях и выборе тем. К сожалению, изменение концепции не могло существенно отразиться на библиографии, включающей лишь малую толику рассыпанных по библиотекам богатств, ибо основная работа была уже сделана, а возвращаться к ней у нас не было физических (и в прямом, и в переносном смысле) возможностей.

NB. Настоящая библиография представляет в основном исторический и археографический интерес, воздавая должное неутомимой работе русских ученых, сделавших необычайно много за короткий промежуток времени (так что результат библиографических изысканий — причем неполный, ибо нами плохо обследованы светские издания, а по названиям многих работ иногда ни за что не догадаешься, что привлечен интересующий нас материал — в конце концов удивил, и даже поразил, самого составителя). Конечно, отдельные работы сохраняют свое принципиальное и научное значение, но их не так много. Надо постоянно иметь в виду, что история раннего христианства была все время в центре внимания ученых всего христианского мира (и у католиков, и у протестантов), как духовных, так и внешних, и за 80 лет сделано столько в этой области, что русская дореволюционная литература часто оказывается безнадежно устаревшей, и к ней можно обращаться лишь как к отправному (но при этом обязательному!) пункту для дальнейшего знакомства с иностранными исследованиями.

Необходимо сказать и о том, что эта библиография — даже в таком неполном виде — превратилась сама по себе в яркий документ, в котором, как в зеркале, отражается развитие русской богословской мысли в связи с современной ей церковной историей. Это было для составителя вторым и уж совсем не{С. 701}ожиданным поводом для удивления. Робкие научные шаги середины прошлого века, когда патрология воспринимается в основном как сборник нужных цитат для иллюстрирования готовых положений, а исследования, как правило, мало научны, часто же — переводы-переложения западных трудов, сменяются к концу века серьезными «незаинтересованными» академическими трудами, которые будут создаваться вплоть до третьей (октябрьской 1917 г.) революции.

Но вот параллельно с развитием академической традиции появляются диссертации, продиктованные «насущными проблемами», сперва — робко, а после первой революции — довольно бурно. «Модно-демократические» нападки Ю.Кулаковского, убеждения которого впоследствии будут характеризоваться промонархическими симпатиями, и намеренно искаженные переводы Льва Толстого сменяются солидными трудами Вас. Экземплярского, подвергшегося уже после защиты диссертации о священстве временному прещению в виде лишения должности за защиту Льва Толстого и внешне солидаризировавшегося с демократическими идеями (именно темам любви к ближнему — благотворительности и т.п., будут посвящены его дальнейшие исследования, см. наш № 252), и А.И. Покровского, написавшего в 1914 г. серьезный труд о соборах первых веков и отстаивавшего в Предсоборном совете 1917 г. «полное отделение Церкви от государства и принятие синодально-соборной структуры церковного управления» (Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995, 36). Прот. Н.П. Добронравов, занимавшийся вопросами древнецерковного управления и иерархии в первое десятилетие нашего столетия (см. наши №№ 304-5, 309, а также другие его работы, нами не указанные), выступает на Соборе 1917-8 гг. с серьезной и аргументированной речью против восстановления патриаршества, утверждая, что дело не в форме церковного управления (ибо каноничны и патриаршество, и синод), а в раболепстве русского народа перед властью (Деяния Священного Собора Православной российской церкви 1917—1918 гг. Т. 2. Деяния XVII—XX. Книга II, выпуск I: Деяния XVII—XIX. М., 1994 [репринт с изд. Пг., 1918], 346-53). Трудно понять, диктуются ли общественно-церковные позиции этих ученых результатами их исследований, или наоборот, темы трудов определяются их взглядами (либо связь двусторонняя). Академические интересы соединяются тут с глубинной церковно-религиозной жизнью ученых, и это переплетение заставляет иногда исследования выходить за принятые каноны и рамки, что является одновременно и плюсом их и минусом. Не всем удается соблюдать то академическое равновесие между филигранной научной работой и духовно-личностной целостностью и честностью, которое было присуще как работам, так и самой жизни и убеждениям В.В. Болотова и С.Л. Епифановича. К трудам, посвященным истории раннего христианства, пишут предисловия В.Ф. Эрн (введение к археологическому труду под заголовком «Катакомбы и современность» — название, звучащее для современного христианина совсем в другой тональности) и тогдашний идеолог «социального христианства», экономист (пока еще не священник и не религиозный философ) С.Н. Булгаков. Св. Иустин-философ вдруг окажется одним из «главных защитников» имяславцев — самостоятельного религиозно-богословско-философского течения, поднявшего серьёзнейшие проблемы, к которым Запад подойдет, и то не в полной мере, лишь в последнее время (ср. наш № 443; имеем в виду, конечно же, не уровень исследования, не сопоставимый с «прос-той» имяславской книжкой под № 440, но саму постановку вопроса). Вопросы, обретшие жгучий интерес — такие, как диакониссы и второбрачие клириков, помощь нуждающимся — находят своего исследователя в лице С.В. Троицкого. В период обновленчества этими же проблемами будут спекулировать новые раскольники, надолго скомпрометировав в глазах простых верующих предметы объективных богословских изыска{С. 702}ний и насущной церковной жизни, увязав их с нечестной политикой. И ни одна богословская и церковная проблема не может пройти мимо второго века — периода, казалось бы, не такого и длинного по сравнению со всеобщей церковной историей! С этой точки зрения библиография получила неожиданный резонанс, заставляющий прислушиваться к себе всякого, кто хочет объективно рассмотреть научную значимость включенных в нее трудов.

Наконец, несколько слов о кратких «заметках по поводу». В одних случаях они не были необходимы, ибо характер работы был ясен из названия, содержания труда или указания соответствующих страниц; в других — составитель не считал себя достаточно компетентным для составления таковых; в третьих — беглые замечания охватывают лишь отдельные аспекты исследований; по-видимому, во всех — аннотации имеют субъективный характер, за что заранее просим у читателей прощения. И все же, надеемся, проделанная нами (отнюдь не библиографом ни по профессии, о чем нам часто приходилось пожалеть, ни по интересам) немалая и нелегкая — как по количеству просмотренных иногда непосредственно в книгохранилищах [несколько тысяч, из них около ста самых разных указателей и справочных изданий; о служебных и др. картотеках РГБ, ГПИБ, МГУ, ИНИОН, ВГБИЛ и ГПБ даже не упоминаем] и учтенных [более семисот] единиц, так и по условиям — работа окажется оправданной, если она будет иметь для читателей хотя бы минимальную ценность: ведь любая аннотация лучше голого и часто «слепого» названия.