АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ
ПРАВОСЛАВНОГО КНИЖНОГО РЫНКА В 2004 ГОДУ
Помещенные сегодня объявления о ряде вышедших книг
по патрологии — многостраничных и большого формата — свидетельствуют о больших
переменах, совершающихся на наших глазах.
То, что было очевидно еще год назад, сегодня стало
свершившимся фактом. Хотя по инерции еще продаются переиздания и репринты,
спрос на них резко упал. С одной стороны, рынок насытился и перенасытился
некачественной, устаревшей научно и морально литературой. С другой, деятельность
многочисленных учебных заведений начинает давать результат. Люди хотят все
больше и больше серьезных книг, отвечающих их духовному, научному и культурному
уровню.
Эти тенденции начинают замечать и православные
издательства. Более того, меняется постепенно и сама психология у руководства
этих издательств. Люди потихоньку начинают понимать, что прошла пора
безудержного позлащения храмов и вымощения их мраморными плитами. В умы
потихоньку начинает внедряться мысль, что людям нужна не только одна «Православная
энциклопедия» (имиджевый уровень которой очевиден, но и неоднороден),
издаваемая 40,000 тиражом. «Тузы» начинают понимать, что презентовать классно
сделанную книгу — причем не только внешне, но, главное, «внутренне», научно
качественно — намного престижнее и более по-европейски, нежели давать деньги на
строительство. Кроме того, есть рыночный спрос — следовательно, это выгодно не
только ради имени, но и экономически.
Простой пример. Уже неоднократно издавались творения
свт. Филарета (Дроздова). Но книга, превосходно подготовленная ПСТБИ, разошлась
менее чем за полгода (тираж 3000, остаток 500, и тот быстро тает). Книга ИС РПЦ
прп. Иустина (Поповича)
«Философские пропасти» уже почти закончилась за то же время (тираж: 7000). «Библиография исихазма»
(в продажу поступят прибл. 2 сентября 2004 г. лишь 500 экз.) —
справочно-библиографическое пособие, казалось бы, имеющее мало шансов на быструю
продажу — судя по письмам и вопросам, мне направляемым, видимо, исчезнет за
несколько недель, и боюсь, как бы не дошло дело до очередей. Раскупается и том трудов И. В. Попова. Но
самое показательное: даже провинция, «какая-то» семинария, поняла, что издавать
прекрасно подготовленные книги — дело имени и престижа, и вот появилось —
насколько мне известно, это первый прецедент — шикарное издание
Екатеринбургской семинарии, посвященное памяти прот. Иоанна Мейендорфа.
Но появляющийся спрос издательства не могут
обеспечить должным уровнем. Объяснение не только в том, что спонсоры еще не до
конца понимают и осознают происходящие в обществе перемены, все растущий и
растущий спрос на религиозно-философскую литературу высшего качества.
Объяснение элементарное: не хватает специалистов требуемого уровня, да и не все
издательства пока решаются резко поднять ставки и зарплаты сотрудникам данного
профиля (равно как и высококлассным и очень редким в данной сфере
верстальщикам, корректорам и редакторам). Однако дефицит налицо: система
гимназического/институтского образования пока не может обеспечить выпуск
специалистов европейского уровня. Разрыв между потребностями и возможностями
начинает увеличиваться, что неизбежно увеличит притягательность данных
гуманитарных сфер для молодых специалистов. Пока же оплата труда высококлассных
специалистов, очевидно, должна вырасти в православных издательствах, желающих
остаться «на плаву», в несколько раз.
Изменения представлений об имидже и реальный спрос
рынка не могут не привлечь внимания и светского книжного рынка. По моим
прогнозам, в течение уже ближайшего 2005 года развернется острая конкурентная
борьба между светскими и православными издательствами (как между этими
группами, так и внутри каждой из групп) за рынок средней- и
высокоинтеллектуальной религиозной литературы. Победит в борьбе тот, кто
быстрее увидит перемены, происходящие на рынке, и вложит большие средства в
развитие производства и создание соответствующей
интеллектуально-профессиональной базы. Если борьба переносится уже в сферу
архивов (см. многотомные издания свт. Игнатия Брянчанинова, изд. «Паломник», и
св. прав. Иоанна Кронштадтского, изд. «Отчий дом»; история с почти
одновременной публикацией «Лекций»
Н. И. Сагарды), то это означает, что катастрофическая нехватка новых
авторов (вполне закономерное при нынешнем уровне духовного образования) —
сколько можно читать Кураева, Осипова, М. М. Дунаева и нескольких других, уже
оскомину набивших, да и по уровню своему не берущих высшие планки? — будет
вынуждать издателей обращаться к архивам и готовить книги максимально
качественно. Будет задействован, несомненно, в ближайшее время и начнет
осваиваться и рынок научно-религиозной переводной литературы, в т. ч.
греческой, поскольку только иностранные авторы (прежде всего, православные
греки и отдельные перешедшие в православие католики) смогут удовлетворить голод
российской христианской и интеллектуальной публики. Успех афонской тематики в
сфере аскетической литературы — тому яркий пример (изд. «Святая Гора»).
Можно заметить, что появление дорого изданных
интеллектуальных книг малыми тиражами (упомянем еще и о «Диспуте с Пирром» и ряде публикаций «Индрика»)
свидетельствует о переносе имиджа «Православной энциклопедии» на «единичные»
книги, но акценты тут ставятся не на картинках, а на качестве бумаги и
переплета, наличии специальных закладок, иллюстраций, главное же, на уровне и
качестве собственно редакционной работы. При отсутствии специалистов на этом
рынке престиж подобного рода «эксклюзивных» изданий увеличивается многократно.
Итак, через 2-3 года можно прогнозировать крупные,
чтобы не сказать глобальные, изменения на рынке христианской (и, в первую
очередь, православной) литературы.
Заведующий Книжной редакций Издательского
Совета РПЦ,
канд. ист. наук А. Г. Дунаев
29 августа 2004 г.