АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ПРАВОСЛАВНОГО КНИЖНОГО РЫНКА В 2004 ГОДУ

 

Помещенные сегодня объявления о ряде вышедших книг по патрологии — многостраничных и большого формата — свидетельствуют о больших переменах, совершающихся на наших глазах.

 

То, что было очевидно еще год назад, сегодня стало свершившимся фактом. Хотя по инерции еще продаются переиздания и репринты, спрос на них резко упал. С одной стороны, рынок насытился и перенасытился некачественной, устаревшей научно и морально литературой. С другой, деятельность многочисленных учебных заведений начинает давать результат. Люди хотят все больше и больше серьезных книг, отвечающих их духовному, научному и культурному уровню.

 

Эти тенденции начинают замечать и православные издательства. Более того, меняется постепенно и сама психология у руководства этих издательств. Люди потихоньку начинают понимать, что прошла пора безудержного позлащения храмов и вымощения их мраморными плитами. В умы потихоньку начинает внедряться мысль, что людям нужна не только одна «Православная энциклопедия» (имиджевый уровень которой очевиден, но и неоднороден), издаваемая 40,000 тиражом. «Тузы» начинают понимать, что презентовать классно сделанную книгу — причем не только внешне, но, главное, «внутренне», научно качественно — намного престижнее и более по-европейски, нежели давать деньги на строительство. Кроме того, есть рыночный спрос — следовательно, это выгодно не только ради имени, но и экономически.

 

Простой пример. Уже неоднократно издавались творения свт. Филарета (Дроздова). Но книга, превосходно подготовленная ПСТБИ, разошлась менее чем за полгода (тираж 3000, остаток 500, и тот быстро тает). Книга ИС РПЦ прп. Иустина (Поповича) «Философские пропасти» уже почти закончилась за то же время (тираж: 7000). «Библиография исихазма» (в продажу поступят прибл. 2 сентября 2004 г. лишь 500 экз.) — справочно-библиографическое пособие, казалось бы, имеющее мало шансов на быструю продажу — судя по письмам и вопросам, мне направляемым, видимо, исчезнет за несколько недель, и боюсь, как бы не дошло дело до очередей. Раскупается и том трудов И. В. Попова. Но самое показательное: даже провинция, «какая-то» семинария, поняла, что издавать прекрасно подготовленные книги — дело имени и престижа, и вот появилось — насколько мне известно, это первый прецедент — шикарное издание Екатеринбургской семинарии, посвященное памяти прот. Иоанна Мейендорфа.

 

Но появляющийся спрос издательства не могут обеспечить должным уровнем. Объяснение не только в том, что спонсоры еще не до конца понимают и осознают происходящие в обществе перемены, все растущий и растущий спрос на религиозно-философскую литературу высшего качества. Объяснение элементарное: не хватает специалистов требуемого уровня, да и не все издательства пока решаются резко поднять ставки и зарплаты сотрудникам данного профиля (равно как и высококлассным и очень редким в данной сфере верстальщикам, корректорам и редакторам). Однако дефицит налицо: система гимназического/институтского образования пока не может обеспечить выпуск специалистов европейского уровня. Разрыв между потребностями и возможностями начинает увеличиваться, что неизбежно увеличит притягательность данных гуманитарных сфер для молодых специалистов. Пока же оплата труда высококлассных специалистов, очевидно, должна вырасти в православных издательствах, желающих остаться «на плаву», в несколько раз.

 

Изменения представлений об имидже и реальный спрос рынка не могут не привлечь внимания и светского книжного рынка. По моим прогнозам, в течение уже ближайшего 2005 года развернется острая конкурентная борьба между светскими и православными издательствами (как между этими группами, так и внутри каждой из групп) за рынок средней- и высокоинтеллектуальной религиозной литературы. Победит в борьбе тот, кто быстрее увидит перемены, происходящие на рынке, и вложит большие средства в развитие производства и создание соответствующей интеллектуально-профессиональной базы. Если борьба переносится уже в сферу архивов (см. многотомные издания свт. Игнатия Брянчанинова, изд. «Паломник», и св. прав. Иоанна Кронштадтского, изд. «Отчий дом»; история с почти одновременной публикацией «Лекций» Н. И. Сагарды), то это означает, что катастрофическая нехватка новых авторов (вполне закономерное при нынешнем уровне духовного образования) — сколько можно читать Кураева, Осипова, М. М. Дунаева и нескольких других, уже оскомину набивших, да и по уровню своему не берущих высшие планки? — будет вынуждать издателей обращаться к архивам и готовить книги максимально качественно. Будет задействован, несомненно, в ближайшее время и начнет осваиваться и рынок научно-религиозной переводной литературы, в т. ч. греческой, поскольку только иностранные авторы (прежде всего, православные греки и отдельные перешедшие в православие католики) смогут удовлетворить голод российской христианской и интеллектуальной публики. Успех афонской тематики в сфере аскетической литературы — тому яркий пример (изд. «Святая Гора»).

 

Можно заметить, что появление дорого изданных интеллектуальных книг малыми тиражами (упомянем еще и о «Диспуте с Пирром» и ряде публикаций «Индрика») свидетельствует о переносе имиджа «Православной энциклопедии» на «единичные» книги, но акценты тут ставятся не на картинках, а на качестве бумаги и переплета, наличии специальных закладок, иллюстраций, главное же, на уровне и качестве собственно редакционной работы. При отсутствии специалистов на этом рынке престиж подобного рода «эксклюзивных» изданий увеличивается многократно.

 

Итак, через 2-3 года можно прогнозировать крупные, чтобы не сказать глобальные, изменения на рынке христианской (и, в первую очередь, православной) литературы.

 

 

Заведующий Книжной редакций Издательского Совета РПЦ,

канд. ист. наук А. Г. Дунаев

 

29 августа 2004 г.