К оглавлению Библиографии исихазма

 

К словнику по греческой патрологии

 

О проекте Святоотеческая библиография

 

На главную страницу

 

Информация об авторском праве и условиях пользования текстом

 

Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.

 

© А. Г. Дунаев, С. С. Хоружий. Все права защищены.

 

Незаконное копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном или электронном виде без письменного разрешения правообладателей запрещено и будет преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского права и электронных носителях информации вплоть до закрытия сайтов-нарушителей (согласно обычным условиям предоставления хостинга провайдерами) и денежных штрафов.

Полное копирование разрешается без письменного согласия правообладателей только для частного некоммерческого использования.

Частичное (не более 25%) использование данной информации разрешается в бумажных публикациях без письменного разрешения правообладателей при условии обязательной ссылки на Библиографию исихазма (и на сайт А. Г. Дунаева, если информация взята с него, а не из бумажного варианта).

Копирование информации на интернет-сайтах без письменного разрешения правообладателей категорически запрещено, допускается только ссылка на данную страницу.

Право частичного копирования информации, относящейся к выставленным текстам русских переводов творений святых отцов, предоставлено сайту www.pagez.ru

 

Информация об обновлении библиографии

 

Все последующие дополнения и обновления информации, не вошедшие в печатную Библиографию исихазма, будут отмечаться фигурными скобками { }.

 

О пользовании Библиографией

 

Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.

Номера страниц (первая и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода книги из печати). При ссылках можно обойтись без страниц и указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.

Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки  указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8). Размещение прочих разделов планируется на сайте С. С. Хоружего.

Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).

Перейти к сокращениям книг и журналов.

 

Нил Синайский

TLG 4118 (Nilus Ancyranus); CPGS 6044

Nota. По преобладающему в науке мнению (см., напр., №№ 4.743, 817, 818, 837 и др.), из всех соч., надписанных именем преп. Нила Синайского, данному отцу принадлежит лишь “Сказание об избиении монахов”, автором же всех прочих текстов является преп. Нил Анкирский. Отождествление Нила Анкирского и Нила Синайского (по-видимому, из-за отсутствия биогр. сведений о Ниле Анкирском, произведения к-рого пользовались большой популярностью и авторитетом) восходит к константинопольскому синаксарю X века (см.: Delehaye H. Synaxarium Ecclesiae Constantinoplitanae, e codice Sirmondiano... Bruxelles 1902. См. также: Архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. 1—2. 556, 352. (Репр. в 3 тт.: М. 1997). Сказание о Ниле Синайском, отсутствующее в месяцеслове императора Василия, появляется в славянском прологе только во второй редакции). Имя Нила упомянуто в нем трижды: под 10 ноября (p. 209, простое упоминание), 12 ноября (p. 217, полное повествование) и 14 января (p. 390) среди 40 синайских мучеников. Нил – автор “Сказания” идентифицируется с Нилом – автором аскетич. творений впервые у Никифора Каллиста в “Церковной истории” XIV, 54, PG 146, 1256 AC и 1157A. Можно предполагать, что сведения синаксаря не всегда заслуживают доверия, однако две доп. подробности в заметке от 12 ноября свидетельствуют, возможно, о каком-то ином источнике сведений у автора агиографич. справки. Хотя проблема отождествления или разделения автора корпуса аскетич. творений и автора Сказания не решена окончательно в совр. науке (см. работы F. Conca и предисловие к рус. пер. Д. Афиногенова, а также атрибуцию TLG), мы, тем не менее, предпочли разделить в библиографии два имени (Нила Анкирского и Нила Синайского), учитывая, что внутр. данные аскетич. корпуса свидетельствуют о близости его автора к Константинополю, а не Синаю.

 

Сказания о избиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына Нилова (Narrationes).
Издания

1036. Narrationes septem de monachis in Sina: BHG 2316, cf. 1301—1307. BHG (nov. auct.), 1984, № 1305.

Первое крит. изд. греч. текста:

1037. Nilus Ancyranus Narratio / Ed. Conca F. Leipzig 1983. XXVI, 88. (Bibl. script. Graec. et Roman. Teubneriana). Текст: 1—52 [= TLG 4118/1]. * Рец.: Georgountzos // Pl£twn. Delt…on tÁj `Etaire…aj 'Ell»nwn FilolÒgwn. 'AqÁnai 1984. 36. 130—133; Pattenden // CR 1989. 39. 138. Известны груз. и араб. пер.

1038. Рус. пер.: 1) ТСО 31 (№ 4.1067). 329–413. Переизд.: // Нил.Твор. (№ 4.1070). 190—234. 2) Д. Е. Афиногенова [по изд. F. Conca]: Нила монашествующего повесть об убиении монахов на горе Синайской / Пер. с др.-греч., предисл., комм. Афиногенова Д. Е. // Вестник древней истории. М. 1998. 2. 210—212 (пред.), 212—220 (пер.); 3, 241—252 (оконч.). * Переизд.: Житие святого Порфирия, епископа Газийского. Нила монашествующего повесть об убиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына его / Пер., сост., статья Афиногенова Д. Е. М. 2002. (Святоотеческая письменность). 88—143. [В предисл. ошибочно утверждается, что пер. в ВДИ является первым рус. переводом. Переводчик придерживается мнения, что Нил Анкирский и Нил Синайский — одно лицо, не анализируя, однако, противоположные доводы].

Исследования

1039. Christides V. Once again the “Narrationes” of Nilus Sinaiticus // Byz 1973. 43. 39—50.

1040. Conca F. Per una edizione critica de [Nilo] “Narrationes” (PG 79. 589—694) // Acme. Annali della Facoltà di Lettere e Filosofia dell’Università degli Studi di Milano. Milano 1978. 31:1. 37—57.

1041. Conca F. Osservazioni sullo stile di Nilo Ancirano // JÖB 1982. 32(3). 217—225.

1042. Conca F. Le Narrationes di Nilo e il romanzo greco // Studi bizantini e neogreci. Atti del IV Congresso nazionale di studi bizantini, Lecce, 21—23 aprile 1980 — Calimera, 24 aprile 1980 / Ed. Leone P. L. Galatina 1983. 349—360. (Ist. di storia mediev. e mod. dell’Univ. degli studi di Lecce. Saggi e ric. 7).

1043. Halkin F. Les moines martyrs du Sinaï dans le Ménologe impérial // Mémorial André-Jean Festugière. Antiquité païenne et chrétienne. Vingt-cinq études réunies et présentées par Lucchesi E., Saffrey H. D. Genève 1984. 267—273. (Cahiers d’orientalisme. 10). [Рассказ о синайских мучениках у св. Нила].

1044. Henninger J. Ist der sogenannte Nilus-Bericht eine brauchbare religionsgeschichte Quelle? // Anthropos. 1955. 50. 81—148.

1045. Henninger J. Zum Verbot des Knochenzerbrechens bei den Semiten // Studi in onore di G. Levi della Vida. Roma 1956. 1. 448—458.

1046. Kaster G. Nilus Sinaita (der Ältere) // LCI 8. 65—66.

1047. Mayerson P. Observations on the “Nilus” Narrationes. Evidence for an unknown Christian sect // J. of the American Research Center in Egypt (Boston). 1975. 12. 51—74.

1048. Theodorou F. Nilus’ Narrations: micro-level teaching, a new criterion of stylistic differentiation // Byz 1993. 63. 224—236.