К словнику по греческой патрологии
О проекте Святоотеческая библиография
Информация об авторском
праве и условиях пользования текстом
Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.
© А. Г. Дунаев, С. С. Хоружий. Все права защищены.
Незаконное копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном или электронном виде без письменного разрешения правообладателей запрещено и будет преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского права и электронных носителях информации вплоть до закрытия сайтов-нарушителей (согласно обычным условиям предоставления хостинга провайдерами) и денежных штрафов.
Полное копирование разрешается без письменного разрешения правообладателей только для частного некоммерческого использования.
Частичное (не более 25%) использование данной информации разрешается в бумажных публикациях без письменного разрешения правообладателей при условии обязательной ссылки на Библиографию исихазма (и на сайт А. Г. Дунаева, если информация взята с него, а не из бумажного варианта).
Копирование информации на
интернет-сайтах без письменного разрешения правообладателей категорически
запрещено, допускается только ссылка на данную страницу.
Право частичного копирования
информации, относящейся к выставленным текстам русских переводов творений
святых отцов, предоставлено сайту www.pagez.ru
Информация об обновлении
библиографии
Все последующие дополнения и обновления информации, не вошедшие в
печатную Библиографию исихазма, будут отмечаться фигурными скобками { }.
О пользовании Библиографией
Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим
разделам.
Номера страниц (первая и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода
книги из печати). При ссылках можно обойтись без страниц и указать лишь номер
раздела и номер библиографической единицы.
Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8). Размещение прочих разделов планируется на сайте С. С. Хоружего.
Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).
Перейти к сокращениям книг и журналов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Максим Исповедник (RF VII, 537—544)
Творения [CPG 7688—7711, 7715—7721 (spuria)] и исследования отдельных произведений
Рукописная
традиция (сборники и флорилегии)
Quaestiones
ad Thalassium. CPGS 7688; TLG 2892/1, cf. TLG 5052/1, Scholia in Maximum
Confessorem
Quaestiones
et dubia. CPGS 7689; TLG 2892/2
Expositio
in Psalmum LIX. CPGS 7690; TLG 2892/110
Orationis
dominicae expositio. CPGS 7691; TLG 2892/111
Liber
asceticus. CPG 7692; TLG 2892/112
Capita
de caritate. CPG 7693; TLG 2892/8
Capita
theologica et oecumenica (CPGS 7694)
Quaestiones
ad Theopemptum. CPG 7696
Opuscula
theologica et polemica. CPGS 7697/1—27
Disputatio
cum Pyrrho. CPGS 7698
Epistulae
[aliae]. CPGS 7700—7703
Epist.
ad Anastasium. CPGS 7701 = BHG 1232
Epist.
ad abbatem Thalassium. CPGS 7702, PL 129, 583—586
Epist.
ad Iohannem cubicularium. CPGS 7703
Mystagogia.
CPGS 7704 TLG 2892/49
Computus
ecclesiasticus. CPG 7706
Additamenta
e variis codicibus. CPGS 7707/1—36
Scholia
in corpus Areopagiticum (fragmenta). CPGS 7708
Fragmenta
in cod. Vat. gr. 1809. CPGS 7709/1—4
Fragmenta
in Doctrina Patrum. CPG 7710/1—4; TLG 2892/X01, 7051/1
Fragmenta
[et scholia] in catenis. CPG 7711/1—12
(TLG partim)
Scholia in
epistulas catholicas
Scholia in
epistulam ad Romanos
Scholia in
epistulam ad Hebraeos
Vita
Virginis (georgice). CPGS 7712
SPURIA. CPG 7715—7721; TLG (partim)
Opusculum
de anima. CPGS 7717; TLG 2892/113
Переводы
собраний творений на новые языки
Исследования (кроме штудий отд. текстов)
Прибл. 579—662, св. Один из наиболее известных святых отцов, весьма
активно изучается совр. наукой. Литература, относящаяся к преп. Максиму,
охватывает практически все сферы христ. жизни и мысли, и поэтому описана нами селективно,
с учетом тематики наст. библиографии.
1533. Deun
P. van. Maxime le Confesseur. État de la question et bibliographie
exhaustive // SEJG. 1998—1999. 38. 485—573. [1117 NN, темат. указ.].
1534. Gatti
M. L. Massimo il Confessore. Saggio di bibliografia generale ragionata e
contributi per una ricostruzione scientifica del suo pensiero metafisico e
religioso / Introd. di Reale G. Milano 1987. 430, 4, ind. (Pubbl. del Centro di ric. di metafisica, Sezione del
Platonismo. Studi e testi. 2) (423 NN). * Рец.: Des Places E. // Revue de Philologie. P. 1988. 62. 353—354; Ceresa-Gastaldo
A. // Maia. Rivista di letterature classiche. Bologna 1989. 41. 175; Nautin
P. // REG 1989. 102. 261; Harvengt A. // NRTh 1989. 111. 978—979; Larchet
J.-C. // RHPhR 1989. 69. 352—353; * Addenda et critica: Conte P. //
Aev 1989. 63. 361—368; Deun P. van // Byz 1989. 59. 548—555.
1535. Louth
A. Recent research on St. Maximus the Confessor: a survey // SVTQ 1998. 42.
67—84.
1536. Sherwood
P. An annotated Date-List of the Works of Maximus the Confessor. Romae
1952. (Studia Anselmiana. 30).
CPG 7707/1—4; BHG 1231—1233 (акты допросов), 1233m—1236d (жития), 2261
1537. Scripta
saeculi VII vitam Maximi Confessoris illustrantia una cum latina
interpretatione Anastasii Bibliothecarii iuxta posita / Ed. Allen P., Neil B.
Turnhout; Leuven 1999. XLIX, 50. (CChG 39).
1538. Житие преп. Максима Исповедника / Пер. Муретова М. Д., ред. и
примеч. Сидорова А. И. // Ретросп. и сравнит. политология. Публ. и иссл-ния. М.
1991. 1. 133—176 [перепечатка с изд. 1915 г. (ТСО 69) с опущением службы и
греч. текстов].
1539. Бриллиантов А. О месте
кончины и погребения св. Максима Исповедника. Пг. 1918. 62. [Из: Христ. Восток
6: 1].
1540. Епифанович С. Л. Материалы
к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника. Киев 1917. 24, 222. [C. 1—10: Житие = BHG 1233m].
1541. Bracke
R. B. Ad Sancti Maximi Vitam. Studie van de biografische documenten en de levenbeschrijvingen betreffende
Maximus Confessor (ca. 580—662). Leuven
1980. XXI, 439. * Рец.: Sansterre // Byz
1981. 51. 653—657; Dieten van // BZ 1982. 75. 359—361.
1542. Neil
B. The lives of Pope Martin I and Maximus the Confessor: some
reconsiderations of dating and provenance / Byz 1998. 68. 91—109.
1543. Neil
B. The Greek Life of Maximus the Confessor (BHG 1234) and its three
recensions // StPatr 2001. 36. 46—53.
1544. Служба Максиму Исповеднику по
новгородским Минеям конца XI—начала XII в. / Иссл., подг. слав. и греч. текстов Мурьянова М. Ф. // Мурьянов М.
Ф. Гимнография Киевской Руси. М. 2003. 222—249.
1545. Служба Максиму Исповеднику по
новгородским Минеям конца XI—начала XII в. / Пер. Лисового Н. Н. // Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси.
М. 2003. 250–252
1546. Служба преп. Максиму Исповеднику.
Август. Фототип. воспр. текста. (РГАДА, ф. 381, № 125, XI—XII вв., лл. 26 об.—29) //
Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М. 2003. 439—446.
Полное крит. издание творений св. Максима Исповедника
близится к завершению. По мере выхода книг тексты включаются в TLG. Можно также
пользоваться полной электронной версией Патрологии Миня (хотя ее возможности
более узки, чем в TLG): http://www.myriobiblos.gr/ (см. на Максима
Исповедника).
1547. De
Vocht C. Un manuscript du Salento non encore signalé: le Vaticanus
Barberinianus graecus 288 // Codices manuscripti. Zs. für
Handschriftenkunde. Wien 1990. 15. 57—62. [Сод. тексты CPG 7693, 7694, 7695, 7692].
1548. Deun
P. van. Les extraits de Maxime le Confesseur contenus dans les
chaînes sur le Nouveau Testament, abstraction faite des Évangiles
// Orientalia Lovanensia Periodica. 1992. 23. 205—217.
1549. Janssens
B. An unnoticed witness of some works of Maximus the Confessor:
Atheniensis, EBE, MetÒcion
Panag…ou T£fou 37// Byz 2000. 70. 242—262.
1550. Markesinis
B. Le Taurinensis C.III. 14 (olim XXXV.b.V.16). Remise en ordre des folios,
contenu conservé, datation et provenance // Codices manuscripti. Zs. für
Handschriftenkunde. Wien 1984. 10. 73—81. [Î ркп XIII в., содержащих искл-но труды преп. Максима].
1551. Phillips
M. B. Some remarks on the manuscript tradition of the Maximus florilegium
// Illinois Classical Studies. Urbana 1982. 7. 261—270.
Nota. В греч. “Добротолюбии” (Filokal…a.
2. 'AqÁnai 1975. 52–186) помещены
“Умозрительные и деятельные главы”, в числе 700, из к-рых первые двести — главы
богословские и о воплощении Сына Божия (CPGS 7694, см. ниже, № 4.1583), а следующие пятьсот — антология из разных текстов Максима,
составленная прибл. в XI—XII вв. Состав пяти сотниц антологии таков: 1, 1–25
трудно отождествить (см. CPGS 7694a, ниже №№ 4.1586, 1587, 1619); 1, 26–47 взяты из Писем; подавл. часть, 1, 48 – 5, 61 — из “К
Фалассию”; наконец, 5, 62–100 из “Амбигв”, с включением ряда фрагментов из
Дионисия Ареопагита. Наиболее подр. таблицы соответствий: CCh, SG 7,
LXXVII—LXXIX; 22, XLV—XLVIII (воспроизведены с доп. во франц. изд.
Добротолюбия (№ 7.159): 1995. 2. 863—873). Из данных 700 глав в
России в XIX в. дважды делались и переводились выборки:
1552. о. Герасим Павский: // ХЧ
1830. 38. 121 сл. [сотня первая], 1835. 1. 11 сл., 140 сл., 246 сл.; 2. 12 сл.
[сотня вторая];
1553. св. Феофан Затворник:
Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семи сот глав Греческого
Добротолюбия // Добротолюбие. М. 11889. 3. 247—307.
Сод. этих выборок не сличалось с корпусом
подлин. соч. Максима, и мы пока можем лишь сказать, что публ. Павского
содержит, по всей видимости, пер. “Глав о богословии и о воплощении сына Божия”,
а публ. св. Феофана – фрагменты указ. “Глав” и “Вопросоответов к Фалассию”.
Сводная таблица соответствия рус. переводов греч. текстам остается desiderata.
1554. Maximus
Confessor. Quaestiones ad Thalassium. Sous-Quaestiones I—LV una cum lat. interpret. Ioannis Scotti Eriugenae iuxta posita / Edd. Laga C., Steel C. Turnhout.
1980. 1. CXVIII, 554. (CCSG. 7). * Рец.: Heinzer // FZPhTh 1981. 28. 471—473; Martin // NRTh
1981. 103. 417—418; Winden van // ViC 1981. 35. 438—439; Bodrato // RSLR 1982. 18. 301—303; Darrouzès
// REB 1982. 40. 234—236; Petit // BTh 1982. 13. 231—233; Schamp J.
Maxime le Confesseur et Photios. A propos d’une édition récente
des Questions à Thalassius // Revue Belge de Philologie et d’Histoire. Mechelen 1982. 60. 163—176; Wickham // JThS 1983. 34. 645—647; Westerink
// BZ 1983. 76. 47—48; Lackner // JÖB 1984. 34. 283—287; RB 1992.
102. 231—232.
1555. Maximus
Confessor. Quaestiones ad Thalassium una cum lat. interpret. Ioannis Scotti
Eriugenae iuxta posita / Edd. Laga C., Steel C. Parts II. Quaestiones LVI—LXV.
Turnhout; Louvain 1990. (CCSG 22). * Рец.: Declerck J. H. // Byz 1991. 61. 570—571; Wickham //
JThS 1991. 42. 839; Weiss G. // BZ 1991—1992. 84—85(2). 530—531; Borel
J. // RThPh 1993. 125. 291—292; Nautin P. // REG 1993. 106. 680;
Hoffmann L. M. // JÖB 1995. 45. 344—349.
1556. Рец. на оба тома: Marti H. // Museum Helveticum. Schweizerische Zs. für klassische Altertumswissenschaft. Basel; Stuttgart 1992. 49. 266—267; O’Meara // FZPhTh 1992. 39. 515—516; Schieffer
R. (II) // Francia. 1992. 19:1. 287; Failer A. (II) // REB 1992. 50. 274—275.
Дополнит. 56 вопросов, неизвестные в греч. оригинале и частично [вопросы 29 и 66]
изданные в груз. переводе: см. CPGS 7722. Об арм. [выдержки в катенах] и груз.
[27 вопросов] версиях см. в CPGS 7688.
Рус. пер. (неполные):
1557. 1) св. Феофан Затворник,
см. выше № 4.1553; 2) Епифанович С. Л. // БВ 1916—1917
(переизд. в отред. виде А. И. Сидоровым с сокращ. предисловия и комментариев,
см. след.); 3) Сидоров А. И. // Максим Исповедник, преп. Творения. 1М.
1993, 2М. 1994. 2. Вопросоответы к Фалассию. 1: Вопросы I—LV / Пер.,
комм. Епифановича С. Л. [вопросы 1—25], Сидорова А. И. [вопросы 26—55]. 284, 2346.
* Продолжение перевода А. И. Сидорова: Вопросы LVI—LVIII // АО 1997. 3(14).
30—62; Вопрос LIX // АО 1999. 1(19). 48—71; Вопрос LX // АО 2000. 1(23). 40—50;
Вопрос LXI // БТ 38. М. 2003. 74–86. Кроме того, отрывки на слав. есть в
“Пандектах” Никона Черногорца (№ 4.248), на рус. – в “Воскресном Чтении” за 1845, 1847—1848 гг.
Франц. пер.:
1558. Saint
Maxime le Confesseur. Questions à Thalassios / Introd. Larchet
J.-C., trad., notes Ponsoye E. Suresnes 1992. 352. (L’Arbre de Jessé). * Рец.: Maraval P. // RHPhR 1995. 75(3). 352—353/
Рум. пер.: № 13.100.
* * *
1559. Blowers
P. M. Exegesis and spiritual pedagogy in Maximus the Confessor: an
investigation of the Quaestiones ad Thalassium. Univ. of Notre Dame, Ind. 1988.
283. Microfilm. [Summary: DA 1989. 49 2272A—2273A]; Id.: Univ. of Notre
Dame 1991. XIV, 288. (Christianity and Judaism in antiquity. 7).* Рец.: Wesche K. P. // JECS 1993. 1. 340—341.
1560. Blowers
P. M. Realized eschatology in Maximus the Confessor, Ad Thalassium 2 //
StPatr 1997. 32. 258—263.
1561. Meyvaert
P. The Exegetical Treatises of Peter the Deacon and Eriugena’s Latin
rendering of the Ad Thalassium of Maximus the Confessor // SEJG 1963. 14.
130—148. * Переизд.: Benedict, Gregory, Bede
and Others. Collected Essays of Paul Meyvaert. L. 1977. 13. (Variorum Collected
Studies Series. 61).
1562. Meyvaert
P. Eriugena’s translation of the “Ad Thalassium” of Maximus: preliminaries
to an edition of this work // The Mind of Eriugena: Papers of a Colloquium,
Dublin, 14—18 July 1970 / Ed. O’Meara J., Bieler L. Dublin 1973. 78—88. * Переизд.: Benedict, Gregory, Bede and Others. Collected Essays of Paul
Meyvaert. L. 1977. 14. (Variorum Collected Studies Series. 61).
1563. Noret
J. À propos du copiste d’un des appendices du manuscript Bruxelles, Bibl. Riy.
IV.459 // Scriptorium. 1992. 46(1). 61—62.
1564. Pratesi
M. Filautia, piacere e dolore nella Questione 58 a Talassio di S. Massimo
il Confessore // Prometheus. Rivista quadrimestrale di studi classici. Firenze
1987. 13. 72—90.
1565. Schoenborn
Chr. von. Plaisir et douleur dans l’analyse de S. Maxime, d’après
les Quaestiones ad Thalassium // Maximus Confessor (№ 4.1694).
273—284.
См. также №№ 14.309, 330.
1566. Maximus
Confessor. Quaestiones et dubia / Ed. Declerck J. H. Turnhout; Leuven 1982. CCLIV, 256. (CCSG 10). * Рец.: Winden van // ViC 1983. 37. 310; Martin // NRTh 1983. 105.
438—439; Petit // Recherches de Théologie ancienne et
médiévale. Gembloux 1984. 51. 253; Riedinger // BZ 1984.
77. 55—56; Lackner // JÖB. 1984. 34. 283—287; Darrouzès
// REB 1984. 42. 295—296; Williams // JThS 1987. 38. 225—227.
Франц. пер.:
1567. Saint
Maxime le Confesseur. Questions et difficultés (Quaestiones et
dubia) / Introd. Larchet J.-C., trad. Ponsoye E. P. 1999. 189.
1568. Максим Исповедник. Толкование на 59 псалом / Пер. и комм. Сидорова А. И. // Символ. 1989.
22. 187—198. * Переизд.: Макс. Исп. Твор. (№ 4.1626). 1. 208—214.
1569. Expositio orationis dominicae / Ed. Deun P. van // Maximi confessoris opuscula exegetica duo. Turnhout 1991. 27—73. (CCSG. 23). * Рец.: Harvengt A. //
NRTh 1991. 113. 596—597; Haendler // ThL 1992. 117. 198; Wickham //
JThS 1992. 43. 269—270; Hunger H. // JÖB 1992. 42. 365—367; Borel
J. // RThPh 1993. 125. 291—292; Winden J. C. M. van // ViC
1992. 46. 102—103; Declerck J. H. // Byz 1991. 61. 571—575; Petit F. // Scriptorium. 1991. 45(2). 163.
Греч. текст имеется также (в некрит. изд.) в
“Добротолюбии” (Filokal…a. 'AqÁnai 41975. 2.
187—202) и в PG 90, 872—909 (текст несколько отлич. от “Добротолюбия”). В рус.
пер. “Добротолюбия” толкование опущено Феофаном Затворником — возможно, потому,
что было им включен (фрагментарно, с излож. опущенных частей) в сборник:
Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. М. 1888 (№ 2.58)
(441—600:
Истолкование молитвы Господней словами святых отцев).
Рус. пер.:
1570. Преп. о. н. Максима Исповедника
Толкование на молитву “Отче наш”. И его же Слово постническое по вопросу и
ответу. М. 1853. 108.
1571. Венедиктов И. [Сидоров
А. И.]. Преп. Максим Исповедник и его толкование на молитву “Отче наш” //
ЖМП 1986. 7. 66—74; 8. 64—75. * Переизд.: Макс. Исп. Твор. (№ 4.1626).
1. 185—202. (Толкование на молитву Господню).
1572. Madden
N. A patristic salutation: the Prologue to the Pater Noster of Maximus
Confessor // Irish Theological Quarterly. 1995. 61:3—4. 239—249.
1573. Liber
asceticus / Ed. Cantarella R. // S. Massimo Confessore. La mistagogia ed altri
scritti. Florence 1931. 30—98 [= TLG]. Maximi Confessoris Liber asceticus / Ed. Van Deun P. Adiectis tribus
interpretationibus latinis sat antiquis editis a Steven Gysens. Turnhout 2000.
CCLXVIII, 259. (CChG 40).
Англ. пер.:
1574. St.
Maximus the Confessor. The Ascetic Life, the Four Centuries on Charity /
Transl., annot. Sherwood P. L. 1955.
(Ancient Christian Writers. 2). * Рец.: Hausherr I. // OCP 1956. 22. 230—231.
Рус. пер.:
1575. 1) еп. Феофана Затворника: //
Добротолюбие. М. 11889. 3. 149—176. (Слово подвижническое). [Пер. по PG помещен
вместо текстов, опущенных из греч. Добротолюбия]; 2) А. И. Сидорова: // Макс.
Исп. Твор. (№ 4.1626). 1. 75—95. (Слово о подвижнической жизни)
[пер. по PG].
Рум. пер. о. Думитру Станилоаэ: № 13.99.
1576. Dalmais
I.-H. La doctrine ascétique de saint Maxime
le Confesseur d’après le “Liber Asceticus” // Irénikon. 1953. 26.
17—39.
1577. Filokal…a. 2. 'AqÁnai 41975. 4–51. Несколько иной текст: PG 90. 960–1073. Нов. крит. изд. [= TLG]: Capita de caritate / Ed.
Ceresa-Gastaldo A. // Massimo Confessore. Capitoli sulla carità editi
criticamente con introd., versione e note. Roma 1963. 48—238. (Verba seniorum,
collana di testi e studi patristici. 3). [Prologus ad Elpidium: 48; Centuriae
quattuor: 50—238.] * Рец.: Hausherr I. // OCP
1965. 31. 191—192.
Ср.-век. лат. пер., выполненный Цербаном в Венгрии в XII в.:
1578. Kapitánffy
I. Cerbanus és Maximus-fordítása // Hrsg. Takács I. Mons sacer 996—1996. Pannonhalma 1000 éve. Pannonhalma
1996. 1. 357—368; 609—610. [Цербан и его перевод св. Максима; касается проблем идентификации переводчика и истории текста лат. перевода]; Orosz L. Szent
Maximosz hitvalló: Fejezetek a szeretetröl. Cerbanus
Magyarországon készült XII. századi latin
fordítása // Postbizánci Közlemények / Hrsg. Debrecen
N. M. Kostuch Lajos Tudományegyetem Muvészettröténeti
Tanszéke 1994. 65—71. [Новейшая лит-ра об этом произв. и лат. переводе Цербана].
Англ. пер.:
1579. St.
Maximus the Confessor. The Ascetic Life, The Four Centuries on Charity /
Introd., comm. Sherwood P. Westminster, Maryland 1955. (Ancient Christian
Writers. 21). * Рец.: Hausherr I. // OCP
1956. 22. 230—231. * Др. пер.: St Maximos the Confessor. Four Hundred Texts on Love //
Philokalia (№ 7.158). 2. 52—113. [По изд. Ceresa-Gastaldo].
Исп. пер.:
1580. San
Máximo el Confesor. Centurias
sobre la Caridad / Introd. de Costa A., trad. de Saenz P. Argentina, ECUAM
1990. 92. (Coll. Nepsis. 3). * Рец.: Farrugia E. G. // OCP 1991. 57. 458; Halleux A. de // RHE
1992. 87. 566.
Серб. пер.:
1581. Maksim
Ispovednik. 400 glava o ljubavi / Preveo Artemije, ep. Prizren. 1992.
Рус. пер.:
1582. 1) Св. о. н. Максима.
О любви. СПб. 1817. V, 275. [Парал. церк.-слав. и рус.]. 21819. V,
228. 2) ХЧ 1822; 3) МДА. 4М. 1845. 149. * Переизд.: Максим
Исповедник. О любви в четырех сотнях. СПб. 1991. 77. 4)
Добротолюбие. М. 11889. 3. 177—246 {www.pagez.ru\lsn\0169.php www.pagez.ru\lsn\0170.php www.pagez.ru\lsn\0171.php www.pagez.ru\lsn\0172.php}. 5) А. И. Сидорова
[по PG]: Макс. Исп. Твор. (№ 4.1626). 1. 96—145. (Главы о любви).
Рум. пер.: № 13.97 (неизд. нямецкая
ркп); 99 (о. Думитру Станилоаэ).
1583. Balthasar H. U. von. Die “Gnostischen Centurien” des Maximus Confessor. Freiburg i. Br. 1941. * Рец.: Ortiz de Urbina I. // OCP 1942. 8. 221—222.* Переизд. с изм.: // Id. Kosmische Liturgie (№ 4.1645). 21961.
482—643.
Рус. пер.:
1584. 1) Св. Феофан Затворник, см. выше (№ 4.1551. Nota); 2) А. И. Сидоров: Главы о Богословии и о домостроительстве
воплощения Сына Божия // Макс. Исп. Твор. (№ 4.1626).1. 215—256 {www.pagez.ru\lsn\0163.php
Англ. пер.:
1585. St
Maximos the Confessor. Two Hundred Texts on Theology and the Incarnate
Dispensation of the Son of God written for Thalassios // Philokalia (№ 7.158). 2. 114—163.
Франц. пер.: // Riou A. Le monde
et l’Église selon Maxime le Confesseur (№ 4.1703). 240—261.
Рус. пер.:
1586. Десять глав о добродетели и пороке
// Макс. Исп. Твор. (№ 4.1626). 1. 261—262.
1587. Vocht
C. de. Un nouvel opuscule de Maxime le Confesseur, source des chapitres non
encore identifiés des cinq Centuries théologiques // Byz 1987. 57.
415—420. (CPG 7715). [= CPGS 7694a].
Рус. пер.:
1588. Максим Исповедник. Различные богословские и домостроительные главы / Пер. и комм. А. И.
Сидорова // Символ. 1989. 22. 179—186. * Переизд.: Макс. Исп. Твор. (№ 4.1626).
1. 257—260.
Рус. пер. А.И. Сидорова (по PG):
1589. // Макс. Исп. Твор. (№ 4.1626).
1. 203—207.
Франц. пер.:
1590. Saint
Maxime le Confesseur. Opuscules théologiques et polémiques
/ Introd. Larchet J.-C.; trad. et notes Ponsoye E. P. 1998. 281. [7—108:
предисл. с богосл. анализом трактатов].
1591. Dispute
de Maxime le Confesseur avec Pyrrhus / Introd., texte crit., trad. et notes par
Doucet M. (Thèse ronéotypée). Montréal 1972.
1592. Bausenhart
G. "In allem uns gleich ausser der Sьnde": Studien zum Beilrag Maximos’ des Bekenners zur altkirchlichen
Christologie. Mit einer kommentierten Ьbersetzung der "Disputatio cum Pyrrho". Mainz, 1992
(Tübinger Studien zur Theologie und Philosophie. 5).
Рус. перевод (параллельно с греч. текстом с учетом неизд. ркп) готовят к публ. Д. Афиногенов и Д. Поспелов (Москва).
1593. Noret
J. La rédaction de la Disputatio cum Pyrrho (CPG 7698) de saint
Maxime le Confesseur serait-elle postérieure à 655? // AB 1999. 117. 291—296.
Рус. пер. нет <P. S. 23.XII.2013. Теперь есть полный
пер. Е. Начинкина, см. мою рец. в Интернете>, за искл. небольшой части:
1594. Преп. Максима Исповедника О душе (трактат) /
Пер. архим. Амвросия (Погодина) // Правосл. путь. 1995. 91—97. <P. S. 23.XII.2013. По уточнению Г.
И. Беневича, это перевод не 6-го письма, а трактата, приписываемого МИ: Opusculum de Anima //
PG 91, 353–361. Рус.
пер. и предисловие Погодина см.: http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.m_03_0004>
Послание к Иоанну Кубикуларию о любви. Рус.
пер.:
1595. 1) ХЧ 1846. 3. 387 сл.; 2) А. И. Сидорова:
Макс. Исп. Твор. (№ 4.1626). 1. 146—153.
Рум. пер.: № 13.101.
1596. S. Massimo Confessore. La mistagogia ed altri scritti / Ed. Cantarella R. Firenze 1931. 122—214 [= TLG].
1597. Soteropulos Ch. G. H mustagwg…a tou ag…ou
Max…mou tou OmologhtoÚ. Aq»na 1978. [Крит. изд., переизд.
с новогреч. перев. в 1993). 264.
1598. Matsoukas N. Max…mou `Omologhtoà, Mustagwg…a. 'AqÁnai 1989.
Рус. пер.:
1599. 1) ХЧ 1855; то же: // Писания св.
отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения.
СПб. 1855. 1. 293—352.
1600. 2) А. И. Сидорова [под псевд. И.
Венедиктов, предисл. при участии А. Мумрикова]: Максим Исповедник, преп.
Тайноводство / Пер. и примеч. [по PG] // ЖМП 1987. 4. 67—73; 5. 69—74; 7.
68—72; 8. 66—69; 10. 67—75. * Переизд.: // Макс. Исп. Твор. (№ 4.1626).
1. 154—184. [С загл. “Мистагогия”].
Исследования
1601. Живов В. М. “Мистагогия”
Максима Исповедника и развитие византийской теории образа // Художественный
язык средневековья. М. 1982. 108—127. * Незначительно расшир. вариант: // Он
же. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М. 2002. 15—30.
1602. Stead
J., dom. The Church, the Liturgy and the Soul of Man: The Mystagogia of St.
Maximus the Confessor. 1982. * Рец.: Bebis G. S. // GOTR 1987. 32:1. 95; 32:3. 314.
Издания и переводы
Ambigua ad Thomam. = PG 91. 1032—1060. Крит. изд.:
1603. Maximus
Confessor, Ambigua ad Thomam en Epistula secunda ad eundem: kritische
editie met Nederlandse vertaling en aantekeningen / Janssens B. [ed.], Van Deun
P. [promotor]. Leuven 2000. 331. [Дисс.]
Ambigua ad Iohannem. = PG 91. 1061—1417. Крит. изд. готовит C. Laga. Ср. издание лат. версии:
1604. Maximus
Confessor. Ambigua ad Johannem, iuxta Johannis Scotti Eriugenae latinam
interpretationem / Jeauneau É. Turnhout 1988. LXXXIII, 325. (CCSG 18). * Рец.: Irigoin // Comptes rendus de l’Académie des Inscriptions
et Belles-Lettres. P. 1989. 445—447; Declerck
J. // Byz 1990. 60. 549—550; O’Meara // Spec 1991. 66. 445—446; Marenbon
// JThS 1991. 42. 748—750; Schieffer R. // Francia. 1990. 17:1. 263; Winden
J. C. M. van // ViC 1990. 44. 93—94; Verbraken P. // RB 1990.
100. 567; Declerck J. H. // Byz 1990. 60. 549—550.
Франц. пер.:
1605. Saint
Maxime le Confesseur. Ambigua / Introd. Larchet J.-C., avant-propos, trad.
et notes Ponsoye E., comm. le Père Staniloae (Dumitru). Suresnes 1994.
543. (L’Arbre de Jessé). * Рец.: // RB 1995. 105:3—4. 439—440; Maraval P. // RHPhR 1995. 75(3).
352—353; Durand M. G. de // RSPh 1996. 80(1). 140—142.
Рус. пер. нет. Фрагм.:
1606. Преп. Максим Исповедник. О
различных трудных местах (апориях). 103-я апория / Пер. и комм. А. Фокин //
Правосл. Свято-Тихоновский богосл. ин-т. Богословский сб-к. 11. М. 2003.
128–136. [Пер. по некрит. новогреч. переизд. PG].
Исследования
1607. Bellini
E. Maxime interprète du Pseudo-Denys l’Aréopagite. Analyse de l’Ambiguum ad Thomam 5 // Maximus Confessor (№ 4.1694).
37—49.
1608. Candal
E. La gratia increada del “Liber Ambiguorum” de San Máximo // OCP
1961. 27. 131—149.
1609. Cooper
A. G. “Suffering wonders” and “wonderful sufferings”: Maximus the Confessor
and his fifth Ambiguum // Sobornost. 2001. 23(1). 45—58.
1610. Redovics
A. Gregory of Nazianzus (Or. 29.2) in Maximus the Confessor’s Ambigua
// StPatr 2001. 37. 250—256.
1611. Sherwood
P. The earlier Ambigua of St Maximus the Confessor and his refutation of
origenism. Roma 1955.
1612. Полный рус. пер. схолий в изд.
творений Пс.-Дионисия Ареопагита под ред. Г. М. Прохорова. СПб. 1994 и сл.
1613. Sf. Dinisie Areopagitul. Opere complete єi scholiile sfгntului Maxim Mгrturisitorul / Stгniloae Dumitru, pr. Bucureєti 1996. 286. [Св.
Дионисий Ареопагит. Полн. собр. творений со схолиями св. Максима Исповедника.
Рум. пер. о. Думитру .Станилоаэ].
1614. Scholia
in Ecclesiasten (in catenis: catena trium patrum) / Ed. Lucа S. // Anonymus in Ecclesiasten commentarius qui dicitur catena trium
patrum. Turnhout 1983. (CCSG. 11). 3—87 passim. = CPG 7711/5. = TLG 2892/97.
1615. Scholia
in Acta (in catenis: catena Andreae) // Catenae Graecorum patrum in Novum
Testamentum / Cramer J.A. Oxford 1838—1844. (* Репр.: Hildesheim 1967). 3. 1—424 passim. = CPG 7711/9. = TLG 2892/X02, cf.
4102/8. [Cramer].
Scholia in epistulas catholicas
1616. Scholia
in epistulas catholicas (in catenis: catena Andreae) / Ed. Cramer. 8. Passim. =
CPG 7711/11. = TLG 2892/X04, cf. 4102/40—46.
Scholia in epistulam ad Romanos
1617. Scholia
in epistulam ad Romanos (in catenis, typus Monacensis) / Ed. Cramer. 4. 163—529
passim. = cf. CPG 7711/10. = TLG 2892/X07, cf. 4102/11.
Scholia in epistulam ad Hebraeos
1618. Scholia
in epistulam ad Hebraeos (in catenis: catena Nicetae) / Ed. Cramer. 7. 279—598
passim. = cf. CPG 7711/10. = TLG 2892/X08, cf. 4102/39.
См. №№ 14.329,
345.
1619. Deun
P. van. Les Diversa Capita du Pseudo-Maxime (CPG 7715) et la chaîne
de Nicétas d’Heraclée sur l’Evangile de Matthieu (CPG C 113) //
JÖB 1995. 45. 19—24.
1620. Disdier
M. Th. Une oeuvre douteuse de saint Maxime le Confesseur: les cinq
centuries théologiques // EO 1931. 30. 160—178.
1621. Soppa
W. Die Diversa Capita unter den Schriften des hl. Maximus Confessor in
deutscher Bearbeitung und quellenkritischer Beleuchtung. Dresden 1922.
1622. Эти главы, включенные в греч. “Добротолюбие” (Filokal…a. 'AqÁnai 41975. 2. 289—314), принадлежат Илье Экдику (см. его персоналию в Разд. 6).
В PG 90. 1401–1461 изданы под
именем Максима Исповедника (текст немного отличается от “Добротолюбия”) .
1623. Phillips
M. B. Loci communes of Maximus the Confessor. Vaticanus Graecus 739 (Greek
Text). Ph. D. Dissert. Saint Louis University. 1977. 745. [Summary: DA 1978.
39. 1529A—1530A].
1624. Phillips
M. B. Some remarks on the manuscript tradition of the Maximus Florilegium
// Illinois Classical Studies. Urbana 1982. 7. 261—270.
1625. Tartaglia
L. Il florilegio di Massimo nel codice Neap. Gr. III B 34 // RSBN.
1977—1979. 14—16. 19—31.
Переводы собраний творений на новые языки
1626. Максим Исповедник, преп. Творения / Пер., вступ.
статья, комм. Сидорова А. И. М. 1993.
1: Богословские и аскетические трактаты. 353; 1993. 2: Вопросоответы к
Фалассию: 1: Вопросы I—LV. 284. Ср. № 4.1557.
1627. Maximus
Confessor. Selected writings / Transl. by Berthold G. C. N. Y. 1985. XVI, 240. (Classics of Western
Spirituality). * Рец.: Abrahamse //
ChHist 1986. 55. 223—224.
1628. Maxime
le Confesseur. L’agonie du Christ / Introd. Léthel F.-M.;
biographie, trad., index, guide thématique et glossaire Congourdeau M.-H.
P. 1996. 149, 4 ind. (Les Pères dans la foi. 64). [Ïер. 6 соч.].
1629. Maximus
der Bekenner. Drei geistliche Schriften.
Einsiedeln 1996. 116. (Christliche Meister. 49).
1630. Maximus
Confessor. Il Dio-uomo. Duecento pensieri sulla conoscenza di Dio e sull’incarnazione
di Cristo / A cura di Ceresa-Gastaldo A. Milano 1980. 122. (Già e non
ancora. 66). * Рец.: Lupieri // RSLR 1981.
17. 127; Valgiglio // Maia. Rivista di letterature classiche. Bologna
1982. 34. 94—96.
1631. Maximus
Confessor. Umanità é divinità di Cristo / A cura di
Ceresa-Gastaldo A. Roma 1979. 172. (Coll. di testi patristici. 19). * Рец.: Maggio // Sal 1980. 42. 905.
1632. Буланин Д. М. Реконструкция
древнерусского сборника XIII в. // Исследования по древней и новой литературе.
Л. 1987. 342—345. [Соч. Максима Исп., Феодора Едесского, Нила Синайского].
1633. Василий (Осборн), еп. Философский дискурс и
богословская интуиция (Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник) // Богословие и
философия: аспекты диалога. Сб-к докладов конференции “IX Рождественские
образовательные чтения” (25.01.2001, Ин-т философии РАН). М. 2001. 88–96.
1634. Гарриг Х.-М.
Представление о Римской супрематии у Максима Исповедника: [Пер. с фр.] //
Символ 14. 1985. 7—31.
1635. Дионисий (Шленов), иером.
Гефсиманское моление в свете христологии преподобного Максима Исповедника //
Богословский сборник. 1991. 8. 165—196.
1636. Епифанович С. Л.
Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев. 1915. Переизд.
[с приложениями]: М. 1996. 220.
1637. Кузнецов А. В. Государство и церковь в богословии
Максима Исповедника // Проблема исторического познания: материалы международной
конференции. Москва, 19—21 мая 1996 / Изд. Севостьянов Г. Н. М. 1999. 286—289.
1638. Орлов И. Труды св. Максима
Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. СПб.
1888. [Готовится переизд.].
1639. Рагулин И. А. Ценностные
предпосылки теоретико-познавательных взглядов св. Максима Исповедника //
Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Археология и этнография. Новосибирск 1995.
2. 94—99.
1640. Сидоров А. И. Максим
Исповедник. Политика и богословие в Византии VII века // Ретросп. и сравнит.
политология. Публ. и иссл-ния. М. 1991. 1. 120—132.
1641. Argárate
P. El hombre como microcosmos en el pensamiento de san Maximo el Confesor
// Rech. Théol. anc. et méd. 1996. 63. 177—198.
1642. Argárate
P. Conociendo de modo incognoscible a quien está por encima de todo
conocimiento: el ascenso a Dios en san Máximo el Confessor // StMon
1997. 39:1. 107—130.
1643. Argárate
P.
PolupÒqhton Pšlagoj. La
nocion de Dios en Máximo el Confesor // StMon 2000. 42:2. 295—318.
1644. Asher
R. E. The mystical theology of St. Maximus the Confessor // American
Benedictine Rev. 1978. 29:1. 87—95.
1645. Baltasar
H. U. von. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners.
Freiburg i. B. 1941. VIII, 373. * 2Einsiedeln 1961. * Итал. пер.: Balthasar H. U. von.
Liturgia cosmica. L’immagine dell’universo in Massimo il Confessore. Roma 1976.
XVI, 396. (Teologia oggi. 24). * Рец.: // NRTh 1976. 98. 851. * Рус. сокр. пер.: Бальтазар Х. У. фон. Вселенская
Литургия. Преп. Максим Исповедник / Пер. с нем. Першина М. // АО 1997. 3(14).
106—132; 2(16). 108—140; 1999. 1(19). 92—109; 2000. 1(23). 67—86; 2000. 3(25).
115—134. * Франц. пер.: Liturgie cosmique: Maxime le Confesseur. P. 1947. 279. (Théologie. 11). * Рец.: Сидоров А. И.
Преп. Максим Исповедник в изображении Х. Урса фон Бальтазара // АО 1997. 3(14). 98—105.
1646. Bathrellos
T. D. The relationship between the Divine will and the human will of Jesus
Christ according to Saint Maximus the Confessor // StPatr 2001. 37. 346—352.
1647. Berthold
G. C. History and exegesis in Evagrius and Maximus // Origeniana Quarta.
Die Referate des 4. Internationalen Origeneskongresses (Innsbruck, 2.—6.
September 1985) / Hrsg. v. Lies L. Innsbruck 1987. 390—404. (Innsbrucker theol.
Stud. 19).
1648. Blowers
P. M. Maximus the Confessor, Gregory of Nyssa and the concept of “perpetual
progress” // ViC 1992. 46. 151—171.
1649. Blowers
P. M. The logology of Maximus the Confessor in his criticism of Origenism
// Origeniana Quinta: Papers of the 5th International Origen Congress, Boston
College, 14—18 August 1989 / Ed. Daly R. J. Leuven 1992. 570—576. (Bibliotheca
Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. 105).
1650. Blowers
P. M. Gentiles on the soul: Maximus the Confessor on the substructure and
transformation of the human passions // JECS 1996. 4(1). 57—85.
1651. Blowers
P. M. The passion of Jesus Christ in Maximus the Confessor: A
reconsideration // StPatr 2001. 37.
361—377.
1652. Ceresa-Gastaldo
A. Il motivo del sangue in Massimo Confessore // Centro Studi Sanguis
Christi. Atti della Settimana Sangue e antropologia nella letteratura cristiana
(Roma, 29 novembre—4 dicembre 1982). Roma 1983. 3. 1421—1431.
1653. Congourdeau
M.-H. L’animation de l’embryon humain chez Maxime le Confesseur // NRTh
1989. 111. 673—709.
1654. Cooper
A. G. Maximus the Confessor on the structural dynamics of Revelation // ViC
2001. 55(2). 161—186.
1655. Christou
P. Maximos Confessor on the infinity of man // Maximus Confessor. (№ 4.1694).
261—271.
1656. Croce
V. Tradizione e ricerca. Il metodo teologico di san Massimo il Confessore.
Milano 1974. VI, 207, 4 ind. (Studia Patristica Mediolanensia. 2). * Рец.: Scipioni // Aev 1976. 50. 189—191; Martin // NRTh 1977.
99. 434; Weijenborg // Antonianum. 1977. 52. 186.
1657. Daley
B. E. Apokatastasis and honorable silence in the eschatology of Maximus the
Confessor // Maximus Confessor (№ 4.1694). 309—339.
1658. Dalmais
I.-H. L’oeuvre spirituelle de Saint Maxime le Confesseur. Notes sur son
développement et sa signification // Supplément de La vie
spirituelle. 1952. 21. 216—226.
1659. Dalmais
I.-H. St Maxime le Confesseur et la crise de l’origénisme monastique
// Théologie de la vie monastique (№ 1.600). P. 1961. 411—421.
1660. Dalmais
I.-H. L’héritage évargien dans la synthèse de
saint Maxime le Confesseur // StPatr. B. 1966. 8. 356—363. (TU 93).
1661. Dalmais
I.-H. Maxime le Confesseur // DS 1980. 10. 836—847.
1662. Dalmais
I.-H. L’innovation des natures d’après S. Maxime le Confesseur
(à propos de Ambiguum 42) // StPatr (Papers Presented to the 7th
International Conference on Patristic Studies held in Oxford 1975 / Ed. Livingstone
E. A.) 1984. 15:1. 285—290.
1663. Dalmais
I.-H. La manifestation du Logos dans l’homme et dans l’Église. Typologie
anthropologique et typologie ecclésiale d’après Qu. Thal. 60 et
la Mystagogie // Maximus Confessor (№ 4.1694). 13—25.
1664. Dalmais
I.-H. Les lignes essentielles de la vie spirituelle selon S. Maxime le
Confesseur // StPatr 1989. 18:2. 191—196.
1665. Dalsgaard
Larsen B. Les traités de l’âme de saint Maxime et de Michel
Psellos dans le Parisinus Graecus 1868 // Cahiers de l’Institut du Moyen Âge grec et latin. København
1979. 30. 1—32.
1666. Des
Places E. Maxime le Confesseur et Diadoque de Photicé // Maximus
Confessor (№ 4.1694). 29—35.
1667. Doucet
M. Vues récentes sur les “métamorphoses” de la pensée
de saint Maxime le Confesseur // Science et Esprit. Montréal. 1979. 31.
269—302. [Критика общей позиции А. Риу и Ж. М. Гаррига, находящих в воззрениях
преп. Максима процесс “самокоррекции”, связанный с течением жизн. событий].
1668. Doucet M. Est-ce-que le monothélisme a fait autant
d’illustres victimes? Réflexions sur un
ouvrage de F. M. Léthel //
Science et Esprit. Montréal. 1983. 35.
53—58.
1669. Dragas
G. D. The church in Saint Maximus’ mystagogy // Irish Theological
Quarterly. 1987. 53:2. 113—129.
1670. Farahat
K. La doctrine sur la grâce et le libre arbitre chez St. Maxime le Confesseur
// ST 1987. 39:6. 100—113.
1671. Farrell
J. P. Free choice in St. Maximus the Confessor. Oxford University. 1987.
244. Microfilm [Summary: DA 1989. 49.
2275A].
1672. Garrigues
J. M. La personne composée du Christ d’après saint Maxime le
Confesseur // RTHom 1974. 74:2. 181—204.
1673. Garrigues
J. M. L’énergie divine et la grâce chez Maxime le Confesseur
// Istina. 1974. 19(3). 272—296.
1674. Garrigues
J. M. Maxime le Confesseur. La charité, avenir divin de l’homme. P.
1976. 208. [Библ. 27—32]. (Théologie
historique. 38). * Рец.: Bacon // MSR 1976.
33. 208; Pifarré // StMon 1976. 18. 468; Crouzel // BLE
1977. 78. 302—304; Van
Ommeslaeghe // AB 1977. 95. 438—440; Schultze // OCP 1977. 43.
460—462; Halleux A. de // RHE 1978. 73. 214; Martin // NRTh 1978.
100. 595; Nautin P. // RHR 1978. 194. 206.
1675. Geanakoplos
D. J. Some aspects of the influence of the Byzantine Maximus the Confessor
on the theology of East and West // ChHist 1969. 38. 150—163.
1676. Grdzelidze
T. Liturgical space in the writings of Maximus the Confessor // StPatr
2001. 37. 499—504.
1677. Grumel
V. Maxime le Confesseur // DThC 1928. 10. 448—460.
1678. Hauptmann
P. Maximus Confessor // Gestalten der Kirchengeschichte. Alte Kirche.
Stuttgart 1984. 2:2. 275—288.
1679. Hausherr
I. Philautie. De la tendresse pour soi à la charité selon
Saint Maxime le Confesseur. Rome
1952. (OCA 137). * Рец.: Candal M. // OCP 1953. 19. 218—219. * Итал. пер.: Bose 1999. 256.
1680. Heinzer
F. Gottes Sohn als Mensch. Die
Struktur des Menchseins Christi bei Maximus Confessor. Fribourg en Suisse 1980.
214. (Paradosis. 26). * Рец.: Halleux A. de // RHE
1981. 76. 372—374; Halleux A. de // EThL 1981. 57. 372—373; Esbroeck M. van // OCP 1981. 47. 272—273; Uthemann
// ThRev 1981. 77. 482—485; Meredith // JThS 1982. 33. 594—596; Durand
de // RSPh 1983. 67. 629—631; Kannengiesser
// BZ 1983. 76. 52—53; Höhn // Theologie und Philosophie. 1985. 60.
285—286.
1681. Heinzer
F. L’explication trinitaire de l’Économie chez Maxime le Confesseur
// Maximus Confessor (№ 4.1694). 159—172.
1682. Heinzer
F. Anmerkungen zum Willensbegriff Maximus’ Confessors // FZPhTh 1981. 28.
372—392.
1683. Karayannis
V. Maxime le Confesseur. Essence
et énérgies de Dieu. P. 1993. IV, 488. (Théologie
historique. 93). * Рец.: Crouzel H. // BLE
1995. 96(2). 146—147; Nichols A. // JEH 1995. 46(3). 493; Conticello V. S. // REAug 1995. 41(1). 187—190; Berthold
G. C. // ThS 1996. 57(3). 531—533; Durand M. G. de // RSPh 1996. 80(1). 137—140.
1684. Larchet
J.-C. La divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. P. 1996. (Cogitatio Fidei). * Рец.: Louth A. // JThS 1997. 48(2). 715—716; Poggi V. // OCP
1996. 62(2). 500—501; ThS 1998.
59(1). 145—146.
1685. Larchet
J.-C. Maxime le Confesseur, médiateur entre l’Orient et l’Occident. P.
1998. (Cogitatio Fidei. 208).
1686. Le
Guillou M. J. Quelques réflexions sur Constantinople III et la
sotériologie de Maxime // Maximus Confessor (№ 4.1694). 235—237.
1687. Lossky
V. Saint Denys Aréopagite et saint Maxime le Confesseur // Id.
Vision de Dieu. Neuchâtel. 1962. *
Рус. пер.: Лосский Вл. Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим
Исповедник // Он же. Боговидение (№ 1.116). 84—96.
1688. Louth
A. Maximus the Confessor // SS (№ 1.598).
190—195.
1689. Louth
A. St. Maximus the Confessor between East and West // StPatr 1996. 32. 332—345.
1690. Léthel
F. M. Théologie de l’agonie du Christ. La liberté humaine du
Fils de Dieu et son importance sotériologique mises en lumière
par saint Maxime le Confesseur / Préf. Le Guillou M. J. P. 1979. 129.
(Théologie historique. 52). * Рец.: Heinzer // ThRev
1980. 76. 200—202; Sieben // Theologie und Philosophie. 1980. 55. 595; Liébaert
// MSR 1981. 38. 30—31; Crouzel // BLE 1981. 82. 75; Halleux A. de
// RThL 1980. 11. 236—238; Martin // NRTh 1982. 104. 108.
1691. Léthel
F. M. La prière de Jésus à Gethsémani dans la
controverse monothélite // Maximus Confessor (№ 4.1694). 207—214.
1692. Madden
J. D. The authenticity of early definitions of will // Maximus Confessor (№
4.1694). 61—79.
1693. Matsoukas
N. KÒsmoj,
”Anqrwpoj, Koinwn…a, kat£ tÒn M£ximo tÒn `Omologht”. 'AqÁnai 1979. 400.
1694. Maximus
Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur, Fribourg, 2—5 septembre
1980 / Éd. par Heinzer F., Schoenborn C. Fribourg en Suisse 1982. 438.
(Paradosis. 27). * Рец.: Halleux A. de // EThL 1982. 58. 414—416; Chadwick // JThS
1982. 33. 596; Kannengiesser // RecSR 1983. 71. 559; Bataillon //
RSPh 1983. 67. 299—300; Durand de // RSPh 1983. 67. 631—633; Orbe
// Gregorianum. 1983. 64. 591; Junod // RThPh 1983. 115. 414—415; Martin
// NRTh 1983. 105. 439; // ВВ 1984. 45. 263—269. [Maximus
Confessor].
1695. Monléon
A. de. La théologie de la grâce chez saint Maxime le
Confesseur // Vers l’Unité Chrétienne. 1972. 8. 223—226.
1696. Pelikan
J. The place of Maximus Confessor in the history of Christian thought //
Maximus Confessor (№ 4.1694). 387—402.
1697. Piret
P. Le Christ et la Trinité selon Maxime le Confesseur. P. 1983. 416.
(Théologie historique. 69). * Рец.: Dideberg // NRTh
1984. 106. 284; Lamirande // Studies in religion / Sciences religieuses.
Waterloo 1985. 14. 271—272; Halleux A. de // RThL 1985. 16. 467—469.
1698. Pizzorni
R. Il diritto naturale nel pensiero dei Padri // Angelicum. Roma 1976. 53. 495—565.
1699. Plass
P. Transcendent time in Maximus the Confessor // The Thomist. A speculative
quarterly rev. Washington, D.C. 1980. 44. 259—277.
1700. Plass
P. C. “Moving rest” in Maximus the Confessor // Classica et mediaevalia:
Revue danoise de philologie et d’histoire. 1984. 35. 177—190.
1701. Prado
J. J. Voluntad y naturaleza. La antropología filosofica de
Máximo el Confesor. Rio Cuarto, Argentina 1974. 298. * Рец.: Pattin // Revue philosophique de Louvain. Louvain-la-Neuve 1978.
76. 120.
1702. Rerakes
E. `O
lÒgoj toà Qeoà kaˆ Ð lÒgoj toà
¢nqrèpou kat¦ tÕn M£ximo tÕn `Omologht” // EEThSPTh. TmÁma
PoimantikÁj kaˆ KoinwnikÁj Qeolog…aj. 1995. 4. 107—137.
1703. Riou
A. Le monde et l’Église selon Maxime le Confesseur / Préf. Le
Guillou M. J. P. 1973. 280. (Théologie historique. 22). * Рец.: Halleux A. de // RThL
1974. 5. 364—366; Beukers
// ZKTh. 1974. 96. 478; Balthasar von // ThRev 1974. 70. 221; Bornert
// Downside Review. Bath, Downside Abbey 1974. 92. 132—133; Bailleux // MSR 1975. 32. 156; Crouzel // BLE
1975. 76. 74; Croce // Aev 1975. 49. 591—594; Pifarré //
StMon 1976. 18. 218; Sieben // Theologie und Philosophie. 1976. 51.
310—311; Martin // NRTh 1975. 97. 734; Dejaifve // OCP 1977. 43.
204—205; Masino // Augustinus. Revista publicada por los Padres
agustinos recoletos. Madrid 1977. 22. 375.
1704. Schwager
R. Das Mysterium der übernatürlichen Natur-Lehre. Zur
Erlösungslehre des Maximus Confessor // ZKTh 1983. 105:1. 32—57.
1705. Staniloae
D. La Christologie de St Maxime le Confesseur // Contacts 1988. 40(142). 112—120.
1706. Studer
B. Zur Soteriologie des Maximus Confessor // Maximus Confessor. (№ 4.1694).
239—246.
1707. Telepneff
G. The concept of the person in the Christian Hellenism of the Greek Church
Fathers: a study of Origen, St. Gregory the Theologian, and St. Maximus the
Confessor. Diss. Graduate Theological Union Berkeley, Calif. 1991. 436
[microfilm]. Summary: DA 1991—92. 52. 3324A.
1708. The
transfiguration in the theology of St. Maximos the Confessor // Studia Univ. Babes-Bolyai. Theologia orthodoxa. Cluj-Napoca 1997. 42:1—2. 19—30.
1709. Théophane
P. Le mystère de la liberté dans l’homme
déifié, selon St Maxime le Confesseur // Contacts. 1990. 42(149). 4—15.
1710. Thunberg
L. Microcosm and mediator. The theological anthropology of Maximus the
Confessor / Foreword by Allchin A. M. Lund 1965, 2Chicago,
Ill. 1995. XX, 488. * Рец.: Špidlík T.
// OCP 1967. 33. 425; Larchet J.-C. // RHPhR 1996. 76(3). 344—345.
1711. Thunberg
L. Man and the cosmos. The vision of St. Maximus the Confessor / Foreword
by Allchin A. M. Crestwood 1984. 184. * Рец.: Tripolitis // ChHist 1987. 56. 238—239; Rexine // Spec
1988. 63. 237—240; Dalmais // RHR 1988. 205. 102—103.
1712. Thunberg
L. Symbol and mystery in St Maximus the Confessor, with particular
reference to the doctrine of eucharistic presence // Maximus Confessor (№ 4.1694).
285—308.
1713. Thunberg
L. Spirit, grace and human receptivity in St. Maximus the Confessor //
StPatr 2001. 37. 608—617.
1714. Tollefsen
T. The christocentric cosmology of St. Maximus the Confessor: A study of
his metaphysic principles. Diss. Oslo 2000. 304. [Acta Humaniora. 72].
1715. Tollefsen
T. Did St. Maximus the Confessor have a concept of participation? // StPatr
2001. 37. 618—625.
1716. Uthemann
K. H. Das anthropologische Modell des hypostatischen Union bei Maximus
Confessor. Zur innerchalkedonischen
Transformation eines Paradigmas // Maximus Confessor (№ 4.1694).
223—233.
1717. Viller
M. Autour de la spiritualité byzantine // BLE 1942. 43. 169—179. [Максим Исповедник, Григорий Кипрский, Иоанн Апамейский].
1718. Völker
W. Der Einfluß des Ps.-Dionysios auf Maximus Confessor //
Universitas. Festschrift A. Stohr. Mainz
1960. 243—254. * То же: // Festschrift E. Klostermann. B. 1961. 331—350. (TU 77).
1719. Völker
W. Maximus Confessor als Meister des geistlichen Leben. Wiesbaden 1965.
506.
1720. Wilken
R.L. Maximus the Confessor on the affections in historical perspective //
Asceticism (№ 1.241). 412—423.
1721. Williams
J. P. The incarnational apophasis of Maximus the Confessor // StPatr 2001. 37. 631 sq.
См. также №№ 4.891, 892; 13.272, 278, 402; 14.325,
347.