К оглавлению Библиографии исихазма

 

К словнику по греческой патрологии

 

О проекте Святоотеческая библиография

 

На главную страницу

 

Информация об авторском праве и условиях пользования текстом

 

Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.

 

© А. Г. Дунаев. Все права защищены.

Источник текста: Исихазм: аннотированная библиография. М., 2004. Раздел 6. С. 433–435.

 

Незаконное копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном или электронном виде без письменного разрешения правообладателей запрещено и будет преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского права и электронных носителях информации вплоть до закрытия сайтов-нарушителей (согласно обычным условиям предоставления хостинга провайдерами) и денежных штрафов.

Полное копирование разрешается без письменного разрешения правообладателей только для частного некоммерческого использования.

Частичное (не более 25%) использование данной информации разрешается в бумажных публикациях без письменного разрешения правообладателей при условии обязательной ссылки на Библиографию исихазма (и на сайт А. Г. Дунаева, если информация взята с него, а не из бумажного варианта).

Копирование информации на интернет-сайтах без письменного разрешения правообладателей категорически запрещено, допускается только ссылка на данную страницу.

Право частичного копирования информации, относящейся к выставленным текстам русских переводов творений святых отцов, предоставлено сайту www.pagez.ru

 

 

Информация об обновлении библиографии

 

Все последующие дополнения и обновления информации, не вошедшие в печатную Библиографию исихазма, будут отмечаться фигурными скобками { }.

 

О пользовании Библиографией

 

Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.

Номера страниц (первая и последняя) будут скоро проставлены согласно Библиографии исихазма в Оглавлении, а также во всех файлах, размещаемых на сайте после выхода Библиографии из печати. При ссылках можно обойтись без страниц и указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.

Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки  указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8). Размещение прочих разделов планируется на сайте С. С. Хоружего.

Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).

Перейти к сокращениям книг и журналов.

[С. 433:]

Каллист Ангеликуд (Катафигиот, Тиликуд и др.)

CSGL 05152; PG 147; PMA; PLP 145, 11466

XIV в.; сведений о жизни почти не сохранилось. Игумен монастыря Меленикона (Македония), св.

 

Сочинения

Предварительный обзор соч. (рукописного материала) у Кутсы (№ 6.1563). 316–358.

Против Фомы Аквината

Соч. основано на пер. Прохора Кидониса “Суммы против язычников”. Осн. объем занимают главы: “О божественной простоте и о различении сущности и энергии” (§ 211–531) и “Об исхождении Св. Духа и об отношениях Божественных Лиц” (§ 532–607). Ed. princeps:

1562. Papadopoulos S. G. Kall…stou 'AggelikoÚdh kat¦ Qwm© 'Akin£tou. 'AqÁnai 1970. * Рец.: Kallis A. Callistos Angelicoudis contre Thomas d’Aquin, hrsg. von S. Papadopoulos // ThRev 1974. 70. 500–502.

Исихастское обучение (¹sucastik¾ ¢gwg»)

Утеряно или дошло в виде разрозн. слов.

Исихастское утешение (¹sucastik¾ par£klhsij)

30 слов (нек-рые из них являются обширными соч. из мн. глав), относящихся к аскетической и безмолвнической жизни.

Рукописи

Codices: Vat. gr. 736 [единств. ркп, содержащая указ. соч. полностью. Издание готовит Д. А. Поспелов (Москва)], Arundel 520, Barberinus 420, Atheniensis 534, Iviron 506, Xenophontos 503(206), Mosquensis 427.

См. также № 13.36.

Издания отдельных слов

1563. Callistos Angelicoudès. Quatre traités hésychastes inédits / Introd., texte crit., trad. et notes Syméon Koutsas, archim. // Qeolog…a. 1996. 67:1. 109–156; 67:2. 316–360; 67:3. 518–529; 67:4. 696–755; 1997. 68:1–2. 212–247. 68: 3. 536–581. [Дисс. 1984].

1564. Слово 5. Как Св. Дух действует в верных: Ashiotis H. I. “Comment le Saint-Esprit agit dans les croyants”. Un traité inédit de Callistos Angélikoudès. Thèse présentée en vue de l’obtention de la License en théologie. Soutenue le 21 juin 1983. Institut de théologie orthodoxe Saint-Serge. P. 1983. * Тот же (?) текст издан Кутсой, с парал. франц. пер.: Perˆ toà `Ag…ou PneÚmatoj, Ópwj to‹j pisto‹j ™nerge‹ // Qeolog…a 1997. 68: 3. 536–565.

1565. Слово 16. О духовной (букв., умной) брани и о согласном с ней священном безмолвии. Греч. оригинал, с парал. франц. пер.: Perˆ nohtoà polšmou kaˆ tÁj kat' aÙtÕn ¹suc…aj // Qeolog…a. 1997. 68:1–2. 212–246. * Рус. пер. М. В. Грацианского под ред. А. Г. Дунаева: // Дунаев, 1999 (№ 6.164). 103–122.

1566. Слово 22. Включенный в Добротолюбие (Filokal…a. 'AqÁnai 41976. 4. 368–372 = PG 147. 817–825) текст “О безмолвнической жизни” Каллиста Тиликуды также принадлежит Каллисту Ангеликуду. * В слав. пер. была добавлена “лишняя страница”, происходящая из ориг. слав. “Надсловия” старца Василия [С. 434:] Поляномерульского к соч. Филофея Синайского. (Именно это место цитируется в “Откров. рассказах странника” (№ 9.812), см.: // ВВ 1997. 57 [82]. 313). * Рус. пер. еп. Феофана Затворника см.: Добротолюбие. 2М. 1900. 5. 429–435. Ныне этот текст имеется в критич. изд. Кутсы: // № 6.1563. 518–529, где неучтенной осталась ркп Моск. Синод. б-ки (ГИМ, см. каталог архим. Владимира. (№ 3.193). М. 1894. 1. 645; имеется также доп. описание с уточнениями: Фонкич Б. Л., Поляков Ф. Б., 1993 (№ 3.197), однако эта ркп, как мы убедились лично, дает только одно-два существенных разночтения. В тексте “Наставление безмолвствующим” в сто глав, изданном в Добротолюбии под именем Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, есть прямые заимствования из указ. слова. См. рус. пер. еп. Феофана: Добротолюбие. М. 21900. 5 [репр. 1992]. 305 сл.: § 2 Каллиста Ангеликуда имеет соответствия в гл. 45–46 Ксанфопулов, § 3 в 47–49, § 4 в 51, 53–54, 56–58, § 5 в 59–63, 77–79, 83–85, 100. Подробнее см. у Кутсы, 356–357 с прим. 327 (там же аргум. за то, что вторична именно сотница Ксанфопулов, а не наоборот).

1567. Слово 23. Напоминание о духовной причастности и что все богоподражательные дары чрез нее бывают нам во Христе: `UpÒmnhma perˆ pneumatikÁj metocÁj kaˆ Ópwj p£nta qeom…mhta dîra di+ aÙtÁj ¹m‹n perig…netai ™n Cristù // Qeolog…a. 1996. 67: 4. 696–755.

1568. Слово 29. Главы Каллиста-патриарха. В первом изд. греч. Добротолюбия (№ 7.157) помещены только 14 глав; главы 15–83 появились лишь во 2-м афинском изд.: 1893. 2. 412–455 (31963. 4. 299–367), куда были внесены редактором дан. издания П. А. Велатием, к-рый счел главы Каллиста Ангеликуда принадлежащими патриарху Каллисту — автору предшествующих глав. Поэтому как в слав., так и в рус. Добротолюбие вошли лишь 14 глав (15–83 не перев.). * Рум. пер. о. Думитру Станилоаэ см. в рум. Добротолюбии: №№ 13.35, 37.

1569. Главы о Божественном единении: Sullogistikîn kaˆ Øyhlot£twn kefala…wn t¦ swzÒmena Perˆ qe…aj ˜nèsewj kaˆ b…ou qewrhtikoà. Впервые в греч. Добротолюбии: Filokal…a. 'AqÁnai 41976. 5. 4–59 = PG 147. 833–942. Согл. Кутсе (335), в греч. Добротолюбии при публикации глав Каллиста Катафигиота не использована ркп Iviron 506 (Athon. 4626), 76 глав к-рой известны под именем Каллиста-патриарха, а 38 — Каллиста Катафигиота. * Рус. пер. Н. А. Леонтьева:

1570. Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие, о Божественном единении и созерцательной жизни // Аскетические творения святых отцов: Каллиста Катафигиота О божественном единении и созерцательной жизни; Иоанна Карпафийского Слово подвижническое / Пер. с греч. Леонтьев Н. А. Шестой вып. патрологич. отдела ж-ла “Правосл. собеседник” за 1898 год [ПС 1898. 2:7–8. 1–110]. Казань 1898. 5–102. * Переизд.: Символ. 1997. 38. 175–245. * Переизд. пер. Н. А. Леонтьева в новой ред.: 1) ред. А. Ф. Лосева, сверка В. В. Бибихина: // Лосев А. Ф. Имя (№ 10.701). 393–454; 2) переизд. предыдущей (лосевской) ред. с новой частичной сверкой и прим. А. Г. Дунаева: // Дунаев, 1999 (№ 6.164). 28–102. * Пер. (Г.М. Прохоровым) фрагмента: Каллист Катафигиот. О божественном единении, гимн [начало: О владыко сый начало всех видимых и мыслимых]: // Виллер. 590–593.

 

Исследования

1571. Зяблицев Ю. П. Платонизм и богословие Каллиста Катафигиота // Беседа. Л.; Париж 1990. 8. 30–38.

[С. 435:]

1572. Макаров Д. И. Из истории византийской философии XIV в. (Об определении термина “философия” в “Четырех исихастских трактатах” св. Каллиста Ангеликуда) // Историко-археологический альманах. Армавир; М. 2000. 6. 50–52. [4 слова по изд. Кутсы].

1573. Chalikia G. `H qšwsh toà ¢nqrèpou kat¦ tÕn K£llisto Katafugièth. Qessalon…kh 1987.

1574. Mercati G. Callisto Angelicudes Meleniceota // Bessarione. 1915. 31. 79–86. * То же: // Opere minori. Città del Vaticano 1937. 3. 415–422. (StT 78).

1575. Papadopoulos S. G. Sun£nthsij ÑrqodÒxou kaˆ scolastikÁj qeolog…aj (™n tù prosèpJ Kall…stou 'AggelikoÚdh kaˆ Qwm¦ 'Akin£tou). Qessalon…kh 1970.

1576. Rigo A. Callisto Angelicude Catafugiota Meleniceota e l’esicasmo bizantino del XIV secolo. Una nota prosopografica // NS (№ 9.308). 251–268.