К оглавлению Библиографии исихазма

 

К словнику по греческой патрологии

 

О проекте Святоотеческая библиография

 

На главную страницу

 

Информация об авторском праве и условиях пользования текстом

 

Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.

 

© А. Г. Дунаев. Все права защищены.

 

Незаконное копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном или электронном виде без письменного разрешения правообладателя запрещено.

Частичное копирование в Интернете допускается при наличии активной ссылки на сайт: http://www.danuvius.orthodoxy.ru

 

Информация о библиографии

 

Библиография отражает иностранную литературу до 2000 г. Дополнения и обновления информации, не вошедшие в печатную Библиографию исихазма, при отсутствии финансовой поддержки не планируются. Отдельные дополнения будут отмечаться фигурными скобками { }. Сканированный (нераспознанный) текст печатной версии книги доступен здесь: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB.djvu

 

О пользовании библиографией

 Некоторые центральноевропейские и восточные шрифты здесь не отображаются правильно, поэтому желательно сверяться с указанным сканом ИАБ.

Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.

Номера страниц (первая и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода книги из печати) или в сканированном варианте. При ссылках можно обойтись без страниц и указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.

Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки  указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8).

Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).

Перейти к сокращениям книг и журналов.

ИАБ. Раздел 4

Марк Подвижник

CPG 6090—6102; DThC 9. 1964—1968; DS 10. 274—283 [bibl.]

Об авторе ничего не известно, помимо не внушающих особого доверия сведений Хроники Георгия Амартола. Нек-рые исследователи отождествляют преп. Марка Подвижника (V в.) с Марком Египетским пустынником (ср. BHG 2246), но эта гипотеза маловероятна.

Издания

[Духовные слова]. CPG 6090—6100; CPGS 6094, 6101

Лучшее крит. издание (из проанализированных 40 рукописей учтено в аппарате 18) с новым франц. пер.:

1331. Marc le Moine. Traités / Intr., texte critique, trad., notes et index par Durand G.-M. de.   P. 1999. 1. 415. (SC 445). [Слова 1—5. Слова 1—2 и 5 вошли в «Добротолюбие»]. 2000 2. 378. (SC 455). [Слова 6—10. Слово 9 «О посте» принадлежит, по-видимому, монаху Маркиану, а не Марку Подвижнику].

Древний лат. пер. 1-го слова:

1332. Kaczynski B. M. A IXth-cent. Latin translation of Mark the Hermit’s Περὶ νμου πνευματικο (Dresden, Sдchsische Landesbibliothek, Mscr. A 145b) // BZ 1996. 89(2). 379—388.

Существуют также сир. и араб. древние переводы.

Нем. пер.:

1333. Marcus Eremita. Asketische und dogmatische Schriften / Eingel., übers. und mit Anmerk. versehen v. Hesse O. Stuttgart 1985. (Bibliothek der griechischen Literatur. 19). * Рец.: Fitschen K. // ViC 1990. 44. 207—208.

Рус. пер.:

1334.  1) о. Герасим Павский // ХЧ 1821. 3. 237 сл. [200 глав], 267 сл. [О тех, которые думают...], 1828. 29. 14 сл. [Разговор ума...], 1834. 2. 250 сл. [О посте]. 2) Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. М. 1858. [Из пер., подгот. в Оптиной пустыни]; 2Сергиев Посад 1911. 199. [Слова 1—10. Слова 7 и 10 дан. издания принадлежат не Марку Подвижнику, но Макарию/Симеону («Макариевскому корпусу»); слова 8 и 9 соответствуют словам 7 и 8 критич. издания. Слова 9 и 10 критич. издания («О Мелхиседеке» и «О воплощении» = «Против несториан») отсутствуют в дан. переводе, однако слово «Против несториан» переводилось отдельно]. * Репр.: Слова духовно-нравственные преподобных ­отцев наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского м-ря 1995. 5—201.

Фрагменты:

1335. Советы ума своей душе. Из книги преп. Марка Подвижника. М. 1866. 12. 1868, 1877. 10. 1911. 8.

1336. Слово Марка Подвижника О покаянии. М. 1867. 24.

Nota. В греч. Добротолюбии (Φιλοκαλία. Ἀθῆναι 41974. 1. 96—140) помещены: 200 глав «О духовном законе», 226 глав «К думающим оправдаться делами» и «Послание к иноку Николаю» [= Слова 1, 2 и 9]. Рус. пер. еп. Феофана Затворника (отличающийся от пер. Оптиной Пустыни) по греч. Добротолюбию, PG и греч. ркп (с отд. добавлением наставлений из др. глав): Добротолюбие. М. 31895. 1. 469—562.

 

Против несториан [= Opusc. XI]. CPGS 6101

1337. Editio princeps 1891 [A. Papadopulos-Kerameus]. * Переизд. с поправками: Kunze J. Markus Eremita. Ein neuer Zeuge für das altkirchliche Taufbekenntnis. Leipzig 1895. 6—30. [Cod. Hirosol. Sab. 366].

Изд. другой ркп:

1338. Cozza-Luzi J. Nova Patrum Bibliotheca. Roma. 1905. 10. 195—252. [Cod. Crypt. B. XIX].

Новейшее изд.: SC 455 (см. выше № 4.1331).

Рус. пер.:

1339. 1) Юрьевский А. Марк пустынник и его новооткрытое слово против Несториан // Сборник сочинений студентов Казанской Академии. Вып. 1. Казань 1900. 1–66 (пагин. 5-я). Отд. изд. перевода: Преп. Марк Подвижник. Слово против несториан / Пер. с греч. Юрьевский А. под ред. проф. Писарева Л. Казань 1901. 35. 2) Преп. Марк Подвижник. Против несториан / Пер. с греч. Барчунова Б. // ПСТБИ. Богосл. сб-к. 1999. 4. 129—152. [Парал. греч. текст и рус. пер., гл. 1—26]; 2000. 5. 118—182. [Гл. 27 сл.].

 

Исследования

1340. Chadwick H. The identity and date of Mark the Monk // EChR 1972. 4(2). 125—130.

1341. Cunningham M. Creative selection? Paul of Evergetis’ use of Mark the Monk in the Synagoge // Work and worship (4.247). 134—42.

1342. Durand G.-M. de. Vestiges d’une ancienne stichométrie des oeuvres de Marc l’Ascète // RHT 1982—1983. 12—13. 371—380.

1343. Durand G. M. de. Études sur Marc le Moine. 1: L’Epitre à Nicolas // BLE. 1984. 85(4). 259—278.

1344. Durand G.-M. de. Études sur Marc le Moine. 2: Le Traité sur l’Incarnation // BLE 1985. 86. 5—23.

1345. Durand G.-M. de. Études sur Marc le Moine. 3 // BLE 1986. 87. 163—188.

1346. Durand G.-M. de. Études sur Marc le Moine, 4: Une double définition de la foi // BLE 1988. 89. 23—40.

1347. Gribomont J. Marc le moine, 4e—5e s. // DS 1980. 10. 274—283.

1348. Gribomont J. Marc l’Ermite et la christologie évagrienne // CrSt 1982. 3. 73—81.

1349. Gribomont J. Encore Marc l’Ermite: l’union selon l’hypostase // CrSt 1984. 5. 463—473.

1350. Grillmeier A. Marco Eremita e l’origenismo // CrSt 1980. 1. 9—58.

1351. Grillmeier A. Markos Eremites und der Origenismus: Versuch einer Neudeutung von Op[usculum] XI // Überlieferungsgeschichtliche Untersuchungen. B. 1981. 253—284. (TU 125).

1352. Hesse O. Markus Eremita und seine Schrift «De Melchisedech» // OrC 1967. 51. 72—77.

1353. Hesse O. Erwägungen zur Christologie des Markus Eremita. Die Datierung seines Op. XI // Paul de Lagarde und die syrische Kirchengeschichte. Göttingen 1968. 90—101.

1354. Hesse O. Markus Eremita in der syrischen Literatur // 17. Deutscher Orientalistentag... Vorträge. Wiesbaden 1969. 2. 450—457. (Zs. der Deutschen morgenländischen Gesellschaft. Supplementa. 1).

1355. Hesse O. Markos Eremites und Symeon von Mesopotamien, Untersuchung und Vergleich ihrer Lehre zur Taufe und zur Askese. Dissert. Göttingen 1973. [Библ. V—XVII].

1356. Hesse O. Was Mark the Monk a Sixth-Century Higumen near Tarsus? // EChR 1976. 8. 174—178. [Отриц. ответ в пользу 400—431 гг.].

1357. Hesse O. Das Böse bei Markos Eremites // MakSymp 1 (№ 4.682). 109—122.

1358. Hesse O. Das Gebet bei Markus Eremita, dem Gegner der Beter (Messalianer) und Gebetslehrer // MakSymp 3 (№ 2.157). 36—46.

1359. Hesse O. Vom Paradies der Kirche und vom Paradies im Herzen. Zur Deutung der Paradiesesgeschichte bei Makarios/Symeon und Markos Eremites // MakSymp 5 (№ 4.638). 23—26.

1360. Jerotic V. Sveti Marko Podviznik i drugi ogledi. Beograd; Priština 1998. 167.

1361. Jüssen K. Dasein und Wesen der Erbsünde nach Markus Eremita // ZKTh 1938. 62. 76—91.

1362. Kallistos Ware. The ascetic writings of Mark the Hermit. Diss. [unpubl.] Oxford 1965.

1363. Kallistos Ware. The Sacrament of Baptism and the ascetic life in the teaching of Mark the Monk // StPatr 1970. 10:1. 441452. (TU 107).

1364. Khalifé I. A. L’inauthencité du «De temperantia» (ΚΕΦΑΛΑΙΑ ΝΗΠΤΙΚΑ) // Mélanges de l’Université de S. Joseph. Beyrouth 1949—1950. 28. 61—66. [Трактат является центоном из Сотниц преп. Максима Исповедника и Макария/Симеона].

1365. Khalifé I. A. Les traductions arabes de Marc l’Ermite // Mélanges de l’Université de S. Joseph. Beyrouth 1949—1950. 28. 139—217.

1366. Krüger P. Überlieferung und Verfasser der beiden Memre über das «geistige Gesetz» des Mönches Markus // OS 1957. 6. 297—299.

1367. Krüger P. Zum theologischen Menschenbild Babais des Grossen nach seinem noch unveröffenlichten Kommentar zu den beiden Sermones des Mönches Markus über «das geistige Gesetz» // OrC 1960. 44. 37—73.

1368. Peterson E. Die Schrift des Eremiten Markus über die Taufe und die Messalianer // ZNW 1932. 31. 273—288.

1369. Quasten J. Mark the Hermit // Quasten. Patrology—3 (№ 4.308). 504—509. [Библ.].

См. также 7.181.