К оглавлению Библиографии исихазма
К словнику по греческой патрологии
О проекте Святоотеческая библиография
Информация
об авторском праве и условиях пользования текстом
Внимание! Любое копирование информации
с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с
изложенными ниже условиями.
©
А. Г. Дунаев. Все права защищены.
Незаконное
копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном
или электронном виде без письменного разрешения правообладателя запрещено.
Частичное
копирование в Интернете допускается при наличии активной ссылки на сайт: http://www.danuvius.orthodoxy.ru
Информация
о библиографии
Библиография
отражает иностранную литературу до 2000
г. Дополнения и обновления информации, не вошедшие в печатную Библиографию
исихазма, при отсутствии финансовой поддержки не планируются. Отдельные дополнения
будут отмечаться фигурными скобками { }. Сканированный (нераспознанный) текст
печатной версии книги доступен здесь: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB.djvu
О
пользовании библиографией
Некоторые
центральноевропейские и восточные шрифты здесь не отображаются правильно,
поэтому желательно сверяться с указанным сканом ИАБ.
Общие
теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.
Номера
страниц (первая
и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода книги из
печати) или в сканированном варианте. При ссылках можно обойтись без страниц и
указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.
Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием
выделены номера разделов Библиографии (после точки указан номер библиографической единицы).
Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте
выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8).
Поскольку одним из общих принципов
Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в
которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней
персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или
даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное
использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным
указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только
электронное издание всей Библиографии).
Перейти
к сокращениям книг и журналов.
ИАБ. Раздел 4
Об авторе ничего не
известно, помимо не внушающих особого доверия сведений Хроники Георгия Амартола. Нек-рые исследователи отождествляют преп.
Марка Подвижника (V в.) с Марком Египетским пустынником (ср. BHG 2246), но эта
гипотеза маловероятна.
Лучшее крит. издание
(из проанализированных 40 рукописей учтено в аппарате 18) с новым франц. пер.:
1331. Marc le Moine. Traités / Intr., texte
critique, trad., notes et index par Durand G.-M. de. P. 1999. 1. 415. (SC
445). [Слова 1—5. Слова 1—2 и 5 вошли в «Добротолюбие»]. 2000 2. 378. (SC 455).
[Слова 6—10. Слово 9 «О посте» принадлежит, по-видимому, монаху Маркиану, а не
Марку Подвижнику].
Древний
лат. пер. 1-го слова:
1332. Kaczynski B. M. A IXth-cent.
Latin translation of Mark the Hermit’s Περὶ νόμου
πνευματικοῦ (Dresden, Sдchsische Landesbibliothek, Mscr. A
145b) // BZ 1996. 89(2). 379—388.
Существуют
также сир. и араб. древние переводы.
Нем. пер.:
1333. Marcus Eremita. Asketische und dogmatische Schriften / Eingel., übers.
und mit Anmerk. versehen v. Hesse O. Stuttgart 1985. (Bibliothek der
griechischen Literatur. 19). * Рец.: Fitschen K.
// ViC 1990. 44. 207—208.
Рус. пер.:
1334. 1) о. Герасим Павский // ХЧ 1821. 3. 237 сл. [200 глав], 267 сл. [О
тех, которые думают...], 1828. 29. 14 сл. [Разговор ума...], 1834. 2. 250 сл.
[О посте]. 2) Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника
нравственно-подвижнические слова. М. 1858. [Из пер., подгот. в Оптиной
пустыни]; 2Сергиев Посад 1911. 199. [Слова 1—10. Слова 7 и 10 дан.
издания принадлежат не Марку Подвижнику, но Макарию/Симеону («Макариевскому
корпусу»); слова 8 и 9 соответствуют словам 7 и 8 критич. издания. Слова 9 и 10
критич. издания («О Мелхиседеке» и «О воплощении» = «Против несториан»)
отсутствуют в дан. переводе, однако слово «Против несториан» переводилось
отдельно]. * Репр.: Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка
Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. Московское подворье
Свято-Успенского Псково-Печерского м-ря 1995. 5—201.
Фрагменты:
1335. Советы ума своей душе. Из
книги преп. Марка Подвижника. М. 1866. 12. 1868, 1877. 10. 1911. 8.
1336. Слово Марка Подвижника О
покаянии. М. 1867. 24.
Nota.
В греч. Добротолюбии (Φιλοκαλία.
Ἀθῆναι 41974. 1. 96—140) помещены:
200 глав «О духовном законе», 226 глав «К думающим оправдаться делами» и
«Послание к иноку Николаю» [= Слова 1, 2 и 9]. Рус. пер. еп. Феофана Затворника
(отличающийся от пер. Оптиной Пустыни) по греч. Добротолюбию, PG и греч. ркп (с
отд. добавлением наставлений из др. глав): Добротолюбие. М. 31895. 1. 469—562.
1337. Editio princeps 1891 [A. Papadopulos-Kerameus].
* Переизд.
с поправками: Kunze J.
Markus
Eremita.
Ein neuer Zeuge für
das altkirchliche Taufbekenntnis. Leipzig 1895. 6—30. [Cod. Hirosol. Sab. 366].
Изд. другой ркп:
1338. Cozza-Luzi J. Nova
Patrum Bibliotheca. Roma. 1905. 10. 195—252. [Cod. Crypt. B. XIX].
Новейшее
изд.: SC 455 (см. выше № 4.1331).
Рус. пер.:
1339. 1) Юрьевский А. Марк пустынник и его новооткрытое слово против
Несториан // Сборник сочинений студентов Казанской Академии. Вып. 1. Казань
1900. 1–66 (пагин. 5-я). Отд. изд. перевода: Преп. Марк Подвижник. Слово против несториан / Пер. с греч.
Юрьевский А. под ред. проф. Писарева
Л. Казань 1901. 35. 2) Преп. Марк
Подвижник. Против несториан / Пер. с греч. Барчунова Б. // ПСТБИ. Богосл.
сб-к. 1999. 4. 129—152. [Парал. греч. текст и рус. пер., гл. 1—26]; 2000. 5. 118—182. [Гл. 27 сл.].
1340. Chadwick H. The
identity and date of Mark the Monk // EChR 1972. 4(2). 125—130.
1341. Cunningham M. Creative
selection? Paul of Evergetis’ use of Mark the Monk in the Synagoge // Work and
worship (4.247). 134—42.
1342. Durand G.-M. de.
Vestiges d’une ancienne stichométrie des oeuvres de Marc l’Ascète
// RHT 1982—1983. 12—13. 371—380.
1343. Durand G. M. de. Études
sur Marc le Moine. 1: L’Epitre à Nicolas // BLE. 1984. 85(4). 259—278.
1344. Durand G.-M. de. Études
sur Marc le Moine. 2: Le Traité sur l’Incarnation // BLE 1985. 86. 5—23.
1345. Durand G.-M. de. Études
sur Marc le Moine. 3 // BLE 1986. 87. 163—188.
1346. Durand G.-M. de. Études
sur Marc le Moine, 4: Une double définition de la foi // BLE 1988. 89.
23—40.
1347. Gribomont J. Marc
le moine, 4e—5e s. // DS 1980. 10. 274—283.
1348. Gribomont J. Marc l’Ermite
et la christologie évagrienne // CrSt 1982. 3. 73—81.
1349. Gribomont J. Encore
Marc l’Ermite: l’union selon l’hypostase // CrSt 1984. 5. 463—473.
1350. Grillmeier A. Marco
Eremita e l’origenismo // CrSt 1980. 1. 9—58.
1351. Grillmeier A. Markos
Eremites und der Origenismus: Versuch einer Neudeutung von Op[usculum] XI // Überlieferungsgeschichtliche
Untersuchungen. B. 1981. 253—284. (TU 125).
1352. Hesse O. Markus Eremita und seine
Schrift «De Melchisedech» // OrC 1967. 51. 72—77.
1353. Hesse
O. Erwägungen zur Christologie des Markus Eremita. Die Datierung
seines Op. XI // Paul de Lagarde und die syrische Kirchengeschichte. Göttingen
1968. 90—101.
1354. Hesse
O. Markus Eremita in der syrischen Literatur // 17. Deutscher
Orientalistentag... Vorträge. Wiesbaden 1969. 2. 450—457. (Zs. der
Deutschen morgenländischen Gesellschaft. Supplementa. 1).
1355. Hesse O. Markos Eremites und Symeon von
Mesopotamien, Untersuchung und Vergleich ihrer Lehre zur Taufe und zur Askese.
Dissert. Göttingen 1973. [Библ. V—XVII].
1356. Hesse O. Was Mark the Monk a
Sixth-Century Higumen near Tarsus? // EChR 1976. 8. 174—178. [Отриц. ответ в пользу 400—431 гг.].
1357. Hesse O. Das Böse
bei Markos Eremites // MakSymp 1 (№ 4.682).
109—122.
1358. Hesse O. Das Gebet
bei Markus Eremita, dem Gegner der Beter (Messalianer) und Gebetslehrer //
MakSymp 3 (№ 2.157). 36—46.
1359. Hesse
O. Vom Paradies der Kirche und vom Paradies im Herzen. Zur Deutung der
Paradiesesgeschichte bei Makarios/Symeon und Markos Eremites // MakSymp 5 (№ 4.638). 23—26.
1360. Jerotic V. Sveti Marko Podviznik i drugi
ogledi. Beograd; Priština 1998.
167.
1361. Jüssen K.
Dasein und Wesen der Erbsünde nach Markus Eremita // ZKTh 1938. 62. 76—91.
1362. Kallistos Ware. The
ascetic writings of Mark the Hermit. Diss. [unpubl.] Oxford 1965.
1363. Kallistos Ware. The
Sacrament of Baptism and the ascetic life in the teaching of Mark the Monk //
StPatr 1970. 10:1. 441—452. (TU 107).
1364. Khalifé I. A.
L’inauthencité du «De temperantia»
(ΚΕΦΑΛΑΙΑ
ΝΗΠΤΙΚΑ) // Mélanges de l’Université
de S. Joseph. Beyrouth 1949—1950. 28. 61—66. [Трактат
является центоном из Сотниц преп.
Максима Исповедника и Макария/Симеона].
1365. Khalifé I. A.
Les traductions arabes de Marc l’Ermite // Mélanges de l’Université
de S. Joseph. Beyrouth 1949—1950. 28. 139—217.
1366. Krüger P. Überlieferung
und Verfasser der beiden Memre über das «geistige Gesetz» des Mönches
Markus // OS 1957. 6. 297—299.
1367. Krüger P. Zum
theologischen Menschenbild Babais des Grossen nach seinem noch unveröffenlichten
Kommentar zu den beiden Sermones des Mönches Markus über «das
geistige Gesetz» // OrC 1960. 44. 37—73.
1368. Peterson E. Die
Schrift des
Eremiten Markus über die Taufe und die Messalianer // ZNW 1932. 31. 273—288.
1369. Quasten
J. Mark the Hermit // Quasten.
Patrology—3 (№ 4.308). 504—509.
[Библ.].
См.
также № 7.181.