К оглавлению Библиографии исихазма
К словнику по греческой патрологии
О проекте Святоотеческая библиография
Информация
об авторском праве и условиях пользования текстом
Внимание! Любое копирование информации
с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с
изложенными ниже условиями.
©
А. Г. Дунаев. Все права защищены.
Незаконное
копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном
или электронном виде без письменного разрешения правообладателя запрещено.
Частичное
копирование в Интернете допускается при наличии активной ссылки на сайт: http://www.danuvius.orthodoxy.ru
Информация
о библиографии
Библиография
отражает иностранную литературу до 2000
г. Дополнения и обновления информации, не вошедшие в печатную Библиографию
исихазма, при отсутствии финансовой поддержки не планируются. Отдельные дополнения
будут отмечаться фигурными скобками { }. Сканированный (нераспознанный) текст
печатной версии книги доступен здесь: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB.djvu
О
пользовании библиографией
Некоторые
центральноевропейские и восточные шрифты здесь не отображаются правильно,
поэтому желательно сверяться с указанным сканом ИАБ.
Общие
теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.
Номера
страниц (первая
и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода книги из
печати) или в сканированном варианте. При ссылках можно обойтись без страниц и
указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.
Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием
выделены номера разделов Библиографии (после точки указан номер библиографической единицы).
Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте
выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8).
Поскольку одним из общих принципов
Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в
которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней
персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или
даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное
использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным
указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только
электронное издание всей Библиографии).
Перейти
к сокращениям книг и журналов.
ИАБ. Раздел 4
Прибл.
300—390. Один из величайших аскетов, основатель более сурового, по сравн. с
общежительным, скитского
подвижничества. Сведения о нем восходят, в осн., к апофтегмам, достоверность
к-рых не всегда установлена, и к авторам, писавшим после кончины подвижника;
помимо того, нередки смешения его с Макарием Александрийским. Макарий Великий
не оставил соч.: все произведения, циркулировавшие под его именем, являются
псевдэпиграфами.
Жития. BHG 999g-t
513. Bunge G., Vogüé A. de. Quatre ermites égyptiens d’après
les fragments coptes de l’Histoire Lausiaque / Ed. par Bunge G., Vogüé
A. de. Bellefontaine 1994.
514. Vogüé A. de. Palladiana IV.
La version copte de l’Histoire Lausiaque. III. La Vie de Macaire d’Égypte
// StMon 1992. 34. 7—28.
Апофтегмы. CPG 2417; TLG 2109/11
Какие апофтегмы на
самом деле восходят к Макарию, а какие приписаны ему, определить невозможно.
См. PG 34, 236—261 [= TLG]. Некоторые апофтегмы сохранились только на коптском,
изданы в кн.: Amйlineau E. P. (№ 4.199).
515. Vivian T. Coptic
Palladiana III: The Life of Macarius of Egypt // Coptic Church review. 2000.
21(3). 82—109.
516. Vivian T. The Coptic sayings of Saint
Macarius of Egypt // CistSt 2000. 35:4. 499—524.
Послания
Помимо
апофтегм, Макарию был приписан в греч., груз., араб. и эфиоп. собраниях
апофтегм ряд слов, ему не принадлежащих:
«Первое письмо (к чадам)». Несмотря на
упоминание Геннадием Марсельским, Макарию Великому не принадлежит (по крайней
мере, целиком). * Греч. текст: 1) // Strothmann (№ 4.548). XVI—XXII; 2) Лучшее изд.: // Gйhin P. (№ 4.644).
73—84. * Лат. текст (лучшее крит. изд.): Wilmart
(№ 4.522). 72—75. * Сир. пер.
(с нем. пер. II, 49—55): // Strothmann (№ 4.548). I, 75—84. * Копт. пер. (с
франц. пер.): // Amйlineau (№ 4.199). 122—125, 175. * Рус. пер. (с
лат.): // Твор. подв. (№ 4.484).
172—175. Переизд. (без примеч.):
517. Преп. Макарий Египетский. Творения /
Под общ. ред. А. И. Сидорова. М. 2002. 639. [Макарий. Творения]. См.
632—635.
Парал. изд. греч. и
лат. текстов и в совр. европ. пер. сир. и копт. версий: Дунаев, 2002 (№ 4.540). 48—60.
518. Baumstark A. Eine syrische Übersetzung
des Makariosbriefes «ad filios Dei» // OrC 1920. 9. 130—132.
519. [Louf A.] La Lettre de S. Macaire à
ses fils // Collectanea Ordinis Cistercensium Reformatorum. 1962. 52—59.
520. Marriott G. L. Macarius of Egypt: his
Epistle ad Filios Dei in Syriac // JThS 1919. 20. 42—44.
521. Vivian
T. The Good God, the Holy Power, and the Paraclete, «To the Sons of God» (Ad
filios Dei) by Saint Macarius the Great // Anglican Theol. Rev. 1998. 80. 338—365.
522. Wilmart
A. La Lettre spirituelle de l’abbé Macaire // RAM 1920. 1.
58—83.
523. «Послание
о славе святых» и «Послание об ангеле-хранителе». См. о них: // Дунаев, 2002 (№ 4.540). 85. Недавно обнаружена греч. ркп «Послания о славе святых»
(пока неизд.), см. Дунаев, 2002 (№ 4.540). 1034.
Пространная версия:
524. Arras V.
Collectio monastica aethiopica. Louvain 1963. CSCO 238 (Script. aeth. 45); CSCO 239 (Script. aeth. 46);
CSCO 238 [текст]. 3. 7—50; CSCO 239 [перевод]. 6—37.
Краткая версия:
525. Arras
V. Patericon aethiopice. Louvain 1967. CSCO 277 (Script. aeth. 53); CSCO
278 (Script. aeth. 54). 277 [текст]. 158—167; 278 [пер.].
526. Тураев
Б. А. Эфиопское аскетическое послание, приписанное св. Макарию
Египетскому // Христианский Восток. Пг. 1916. 4. 141—154. [С рус. пер.].
527. Zanetti U.
Deux
lettres
de
Macaire
conservées en arabe et en géorgien // Muséon. 1986. 99:3/4. 319—333.
См. также: Нинуа Г. Груз. версия произведений
Псевдо-Макария (№14.324). 136—156.
Издана только груз.
версия: Нинуа Г. Груз. версия
произведений Псевдо-Макария (№ 14.324).
109—136.
Также ряд посланий приписан Макарию в латинской традиции:
528. «Третье письмо» (PG 34. 441—444; PL 103. 451—452; CPG 2415/3; CPL 1843): ср.
529. Wilmart A. La fausse lettre latine de
Macaire // RAM 1922. 3. 411—419.
Дан. «письмо» – компиляция VII в. из Пс.-Нилова
(Евагриева) трактата «О восьми лукавых духах» (СPGS 2451) и «Подвижнической
речи» Ефрема Сирина (Assemani (№ 5.172).
I. 40—79; CPG 3909, 3968).
530. «Четвертое
письмо» (PG 34, 443—446; CPG 2415/4. CPL 1843a): компиляция из «Первого письма»
(«К чадам») и «Третьего». Частично совпадает с Doctrina abbatis Macarii de his
qui in cenubiis sunt среди творений Кесария Арльского (PL 67, 1163—1166. = CChL 103, XLIX—LI, CPL 1017, 1019a), ср. // Wilmart (№ 4.522). 68—70.
Ср. также:
531. Styblo H. Die Regula
Macarii // Wiener Studien. 1963. 76. 124—158; CPL 1842 (CPG 2403), CPL 1859, (CPG 2403).
532. Vogüé A. de.
La «Vita Pachomii Iunioris» (B. H. L. 6411). Ses rapports avec la Règle
de Macaire, Benoît d’Aniane et Fructueux de Braga // StudMed 1979.
3,20:2. 535—553.
533. Vogüé A. de.
Trithème, la Règle de Macaire et l’héritage littéraire
de Jean de Biclar // SEJG 1978—1979. 23. 217—224.
В греч. (PG 34,
445—448. = TLG 2109/10) и слав. традициях дошел ряд молитв, явно Макарию не
принадлежащих. О греч. молитвах (с учетом слав. рукописных пер.) см.: Бронзов, 1899 (№ 4.582). 338—344, 358—359, 407—408. В
арабской традиции Макарию приписана молитва девятого часа в некоторых
яковитских молитвословах, см.:
534. Nau F. (ed.) // ROC 1907. 322—323.
Исследования
535. [Павский Г., прот.]. Краткие исторические сведения
о св. Макарии Египетском и св. Макарии Александрийском // ХЧ 1821. 2. 3—15.
536. Bernard
J. H. Two notes on Dictionary of Christian biography (Silvania and Sylvia;
Macarius Magnus and Macarius Magnes) // JThS 1901. 2. 610.
537. Bunge G. Évagre le Pontique et
les deux Macaire // Irénikon. 1983. 56. 215—227, 323—360.
538. Leclercq
J. Deux anciennes versions de la légende de l’abbé Macaire //
RHE 1947. 42. 567 sq.
Корпус
восходит к греко-сирийской традиции,
не имея отношения к егип. монашеству, и помещен в наст. библиографии в отд.
рубрику (см.: Симеон Месопотамский).
IV в. Творения «Корпуса», получившие известность в поздней
Византии под именем преп. Макария Египетского, вместе с сочинениями Евагрия
имели, как давно признано, особое значение для формирования
исихастско-паламитской традиции. Однако совр. иссл-ния доказывают, что
надписание «Корпуса» именем Макария Египетского не отражает действительного
авторства. По-видимому, автором «Корпуса» был некий Симеон Месопотамский,
сочинения к-рого, циркулировавшие в среде мессалиан, были осуждены III
Вселенским собором, однако спасены от уничтожения благодаря псевдэпиграфу — как
это было также с творениями Евагрия (под именем Нила Синайского) и Константина
Хрисомалла (сохранились среди творений Симеона Нового Богослова). В любом
случае автор «Корпуса» не имел ничего общего с египетским монашеством и преп.
Макарием Египетским. Подр. изложение проблем, связанных с «Корпусом», и полную
библиографию см. в кн. А. Г. Дунаева (№ 4.540): здесь приведены
все издания «Корпуса», древние переводы и совр. иссл-ния; исключены переводы на
европ. языки. Ниже приводится (с незначит. дополнениями) лит-ра из дан.
источника, непосредственно относящаяся к Макарию/Симеону.
Произведения
«Корпуса» принято условно делить на «типы» в зависимости от состава дошедших
греч. рукописей.
539. Berthold H. Makarios/Symeon Reden und
Briefe. 1—2. B. 1973. (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten
drei Jahrhunderte) [с опущением Слова 1, т. е. «Великого послания»].
Русские переводы:
1) полный рус. пер.
(включая «Великое послание»):
540. Преп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа
I (Vatic. graec. 694) / Изд. подг. Дунаев
А. Г. М. 2002. 1054. [Пер. 372—836,
коммент. 837—899]. [Дунаев, 2002].
2)
частичные:
а) в рус. доревол.
пер. типа 2 там, где творения типов I и II пересекаются);
б) слова 10, 19, 21,
24, 27, 28, 35,50: Новые «слова» преп. Макария Египетского из собрания
рукописей типа I:
541. Василий (Кривошеин), архиеп. // ВРЗПЭ 1983. 113. 115—148. * То же:
// Он же. Богословские труды
1952—1983. (№ 1.52). 301—347. * Переизд.: 1) без изменений: Макарий. Творения (№ 4.517); 2) с изменениями: Дунаев, 2002 (№ 4.540).
в)
слова 56—64, 52—55:
542. Амвросий (Погодин), архим. Беседы преп. Макария Египетского. Изд.
Братства преп. Иова Почаевского 1979. * Переизд.: 1) без изменений: Макарий.
Творения (№ 4.517); 2) с
изменениями: Дунаев, 2002 (№ 4.540).
г) Слова 55 и 60, входящие в первый тип произв. Макария,
были переведены до революции в составе творений Ефрема Сирина (см. ниже в
описании рус. пер. «типа II»).
«ВЕЛИКОЕ ПОСЛАНИЕ». CPG 2415; TLG 2109/5 (Jaeger)
543. Jaeger W. Two rediscovered works of
ancient Christian literature: Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden 1954.
233—301. (Harvard Institute for Classical Studies). * Рец.: Guillaumont
A. // RHR 1954. 146(1). 94—98. * Переизд. текста без аппарата:
Βιβλιοθήκη
ἑλλήνων πατέρων. Ἀθῆναι [1971]. 42. 143—178.
544. Macarios/Symeon.
Epistola magna. Eine messalianische Mönchsregel und ihre Umschrift in
Gregors von Nyssa «De instituto christiano» / Hrsg. Staats
R. Göttingen 1984.
Русские переводы:
Полные:
1) А. И. Сидорова:
// Твор. подв. (№ 4.484). 99—142. Переизд.: // Макарий.
Творения (№ 4.517). 97—139.
2)
А. Г. Дунаева: // Дунаев, 2002 (№ 4.540). 373—414.
Частичные:
а)
слова «О совершенстве духовном» и «О молитве», входящие в состав «Великого
послания», переведены в приложении к 50 беседам (Слова 2 и 3) и в составе
«Добротолюбия» (СТСЛ 1992. 1. 155 сл.);
б)
в составе творений Ефрема Сирина (без последней, 13 главы; много разночтений по
сравнению с прототипом «Макарий»):
545. Св. Ефрем Сирин. Творения. Сергиев Посад
1912. 3(3). 318—355. * Репр.: М. 1994. [Слово 110, Наставление монахам].
546. Editio princeps: Johannes Picus, 1559.
Крит. изд.:
547. Dörries
H., Klostermann E., Kroeger M. Die 50 geistlichen Homilien
des Makarios. B. 1964. [PTS 4].
548. Strothmann W.
Textkritische Anmerkungen zu den Geistlichen Homilien des Makarios—Symeon.
Wiesbaden 1981. XVIII, 115. (Göttinger Orientforschungen. 1. Reihe:
Syriaca. 23). [Дополнения к аппарату крит. изд.].
Англ. пер.:
549. Pseudo-Macarius. The
Fifty Spiritual Homilies and the Great Letter // Transl. Maloney G. A. N. Y.
1992. (Classics of Western Spirituality. 75).
Франц. пер.:
550. Les homélies spirituelles de saint
Macaire / Trad. fr., introd. Deseille P. Bellefontaine 1984.
Русские переводы:
Славяно-рус.
переводы издавались с 1627 (Вильна) по 1904 г. не менее чем 15 изданиями.
Указываем некоторые из них:
551. 1) иеромонаха Германа (СПб. 1775);
552. 2)
иеромонаха Моисея Гумилевского: Преп. о. н. Макария Египетского, нареченного
великим, Духовные преполезные беседы о совершенстве, христианам приличном... /
Пер. с эллиногреч. языка в Московской [Духовной] Академии (иеромонах Моисей).
М. 1782. 1—2. 271, 228; М. 1820; М. 1839. 1—2. Х, 255; VII, 222; 1851; 1853;
3) в ХЧ за
1821, 1825, 1827, 1829, 1834—1837, 1846 годы (см. Указатель к ХЧ за 1821—1903
гг. СПб. 1905);
553. 4) в Моск. дух. академии: М. 1852. 668; 1855. XXXIV, 624; 1880.
XXXIV, 607, XXXI; Сергиев Посад, 1904. XXVII, 467, XXIII. * Репр. 4-го изд.
1904 г.: М. 1994. 500. М. 1998. 490. * // Макарий. Творения (№ 4.517). 251—468. Различные выборки из
этого перевода:
554. Духовные
беседы о совершенстве. Tallinn 1937. 64.
555. Макарий Великий, преп. Наставления о христианской жизни. М. 1997.
222. (Б-ка изд-ва «Ковчег»). [Выборка еп. Феофана в русском Добротолюбии].
556. Макарий Египетский, преп. Из духовных
бесед // ВРХД 1978—1979.
126—128. 5—8, 12—17, 5—12.
5) в составе
«Творений Ефрема Сирина»:
557. II, 3 = Assemani (№ 5.172) III, 314—316. = рус. пер.: 41901.
6. 450—453; II, 25. = Ass. III, 317—324. = рус. пер. слово 109: 3. 309—318; II,
33, 4. = Ass. III, 37D—38. = рус. пер. слово 72: 3. 33—34; II, 48. = Ass. II,
336—340. = рус. пер. 6. 454—460;
6)
в составе соч. Марка Подвижника:
558. II, 8, 2—6. = Марк Подв. О трезвении. 26—27
(Gallandi VIII, 70—72). = рус. пер.: Преп. и богоносного отца нашего Марка
Подвижника Нравственно-подвижнические слова. 2Сергиев Посад 1911. *
Pепр. без сохр. пагин.: 1995. 196—200; II, 37. = О дух. рае и законе. Pус. пер.
151—159. [Описание изд. преп. Марка Подвижника см. ниже в его персоналии].
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ «СЕМЬ БЕСЕД». TLG 2109/4;
CPG 2414
Беседы II, 51—57
впервые изданы:
559. Marriott
G. L. Macarii anecdota. Seven unpublished Homilies of Macarius. Cambridge, Mass.: Harvard
University Press 1918. (Harvard Theological Studies. 5). * Репр.: N. Y. 1969. Переизд.: //
Βιβλιοθήκη
ἑλλήνων πατέρων. Ἀθῆναι 1971. 42. 11—34.
560. Рус. пер. по данному изд. (не путать со Словами, помещенными в рус.
доревол. пер. после 50 бесед!): 1) А. И. Сидорова: // Твор. подв. (№ 4.484). 70—98. Переизд.: // Макарий.
Творения (№ 4.517). 469—497; 2) Николай (Сахаров), иерод. Преп.
Макарий Египетский: Духовные беседы 51—57 // ЦиВ 2000. 4(13). 325—355. [В
неподписанном редакционном предисл. (иером. Илариона Алфеева) к дан. публ.
перепутаны разные произведения «Макариевского корпуса»].
561. Klostermann E., Berthold H. Neue Homilien des Makarius/Symeon. B. 1961. 1—158. [TU
72]. * Переизд. без аппарата:
Βιβλιοθήκη
ἑλλήνων πατέρων. Ἀθῆναι 1971. 42. 35—142). * Переизд. без крит. аппарата и с опущением ряда слов: Desprez V. Pseudo-Macaire. Oeuvres
spirituelles. P. 1980. 1. (SC 275).
Русские переводы:
Полный:
562. Макарий Египетский. Новые духовные беседы / Пер. Вениаминова В.
[Бибихина В. В.] М. 1990. 175. [Предисл.: 5—14]. * Переизд. бесед 9—28 (без
ведома переводчика): // Макарий. Творения (№ 4.517). 531—609.
Частичные:
A) архиеп. Василия
Кривошеина: беседы 3, 7, 12, 16, 17 (о существовании этого перевода,
по-видимому, не было известно В. В. Бибихину):
563. Василий (Кривошеин), архиеп. Новые творения преп. Макария
Египетского // ВРЗПЭ 1970. 70—71.
162—166. * Переизд.: // Он же. (№ 1.52). 266—272. [Cлово 12].
564. Василий
(Кривошеин), архиеп. «Слова» преп. Макария Египетского // ВРЗПЭ 1982. 109—112.
157—176. * Переизд.: // Он же. (№ 1.52). 272—300. [О том, что христианин
должен стать мертвым для дурных дел мира (= слово 7); О том, как душа,
понемногу воспитываемая... (= слово 16); Об искушениях (= слово 17)].
565. Преп. Макарий Египетский. Слово о распятии Господнем и о терпении
// ЖМП 1970. 12. 58—59. [Слово о распятии Господнем и о терпении (= слово 3)].
Б)
Первые восемь бесед переведены:
566. Сидоров А. И. Преп. Макарий Египетский. Новые Поучения // Символ.
1991. 26. 229—268. [Комм. 254—268]. * Переизд.: // Макарий. Творения. (№ 4.517). 499—534.
Издан только в
составе типа I (см. критический аппарат).
567. Schriften
des Makarios/Symeon unter dem Namen des Ephraem / Hrsg. Strothmann W. Wiesbaden 1981. XXI, 122. (Göttinger
Orientforschungen. 1. Reihe: Syriaca. 22).
568. 150 глав. Впервые изданы в 1684 г. иезуитом Петром Пуссеном (Thesaurus Asceticus, Sive Syntagma Opusculorum. P.
1684. 18) в составе семи слов, переизданных в PG 34. 821—968 и
Βιβλιοθήκη
ἑλλήνων
πατέρων. Ἀθῆναι
1971. 42. 179—252. Слово 1 (De custodia cordis): TLG 2109/12. CPG 2413(1).
Слова 2—7 (=150 глав) имеются в греч. «Добротолюбии»
(Φιλοκαλία..
Ἀθῆναι 41976. 3. 171—234). В рус.
Добротолюбии (М. 1900. 1. 155—276) вместо 150 глав помещена расшир. выборка из
типа II.
Рус.
пер.:
569.
Преп. Макария Египетского Духовные беседы, послание и слова... 4СТСЛ
1904. 345—467. * Репр. М. 1998.
Пер. на европ. языки см. в составе Добротолюбия.
Nota.
Единственная полная таблица соответствий 150 глав Добротолюбия типу I приведена
в: Дунаев, 2002 (№ 4.540), 914—917.
570. Strothmann W. Die syrische Überlieferung
der Schriften des Makarios. Wiesbaden 1981. XXIII, 395. [1: Сир. текст]; XLIV, 298. [2: Перевод]. (Göttinger Orientforschungen. 1. Reihe:
Syriaca. 21).
571. Vitae
Patrum. (№ 4.203). Venetia 1855. 2.
505—635. [Есть лат. пер. в серии CSCO].
Изданы частично
только в нем. пер.:
572. Strothmann
W. Makarios/Symeon. Das arabische Sondergut. Wiesbaden 1975. 102.
(Göttinger Orientforschungen. 1. Reihe: Syriaca. 11).
См. № 14.324.
573. II, 53, 1
сл. = CSCO 238 31. 176—179 [текст]; CSCO 239. 129—131 [перевод].
Исследования
574. [Аноним].
Обозрение догматико-аскетического учения преп. Макария // Воскресное Чтение.
1848. 36(12/12). 365—372; 1849. 40(9/1). 409—414; 41(16/1). 418—421.
575. Алексий
(Дородницын), еп. Преп. Макарий Египетский как представитель
православно-аскетического мистицизма // ВиР 1904. 21.
576. Аполлов В.
Житие и избранные места из творений преп. Макария Египетского. М. 1893. 36. 2М.
1912. 32.
577. Арсений, архим. Творения преподобного
Макария Египетского в их систематическом изложении // Голос Церкви. 1913. 4.
28–39; 5. 41–59; 6. 67–90; 7. 42–57; 8/9. 48–70.
578. Арсений, архим. Обзор бесед Преподобного
Макария Египетского // Голос Церкви. 1913. 10. 78–89; 11. 56–81.
579. Арсений (Жадановский), архим.
Преподобный Макарий Египетский. М. 1914. 8, 177.
580. Афанасий
(Кудюк), архим. Преп. Макарий Египетский и скитское монашество // Церковный
вестник. Варшава 1956. 7.
581. Афанасий (Кудюк), архим. Нравственно-подвижническое учение свв.
Антония, Пахомия и Макария // Церковный вестник. Варшава 1956. 8.
582. Бронзов А. А. Преп.
Макарий Египетский, его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. СПб.
1899. 545.
583. Бронзов А. А. Несколько данных для характеристики нравственного
мировоззрения преп. Макария Египетского // ХЧ 1900. 2:10. 501—531; 11. 718—751.
584. Войтенко А. Понятие
λογισμός в корпусе «50 Духовных Бесед
преподобного Макария Египетского» // АО 1999. 4(22). 103—107.
585. Григорий (Борисоглебский), иером. Возрождение, по учению преп. Макария
Египетского (пробная лекция 24 апр. 1892 г.) // БВ 1892. 11. 205—224. * Отд.
изд.: Сергиев Посад 1892.
586. Ермаков С. А. Вопросы жизни в творениях Макария Великого и их
современное значение // Verbum. 3 (№ 9.1524).
22—24.
587. Казанский
П. С. Учение о благодати преп. Макария Египетского // Прибавления к
творениям святых отцов. 1845. 3. 125—146.
588. Казанский
П. С. Предисловие к творениям преп. Макария Египетского. 1: Жизнь преп.
Макария Египетского; 2: Писания св. Макария // Преп. отца нашего Макария
Египетского духовные беседы, послание и слова с присовокуплением сведений о
жизни его и писаниях. М. 1852. 4Сергиев Посад 1904. V—XXII,
XXIII—XXVII.
589. Катанский
А. Учение о благодати Божией в творениях пр. Макария Египетского // ХЧ
1901. 2. 137—171. * То же: // [Катанский
А.] Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцев и учителей
церкви до бл. Августина. Историко-догматическое исследование А. Катанского.
СПб. 1902. 208—242.
590. Константин
(Зайцев), архим. Преподобный Макарий Великий (Египетский) // Православный
Путь. 1965. 33–50.
591. Концевич
И. М. Преп. Макарий Великий // Правосл. путь 1965. 33—50. [Житие по
патерикам, выдержки из Духовных бесед].
592. Кратиров П.
Жизнь человека, его смерть и воскресение (По творениям Преп. Макария Египетского)
// ПС 1899. 1:3. 364—369.
593. Лебедев А. П. Св. Макарий Египетский //
Прибавления к творениям святых отцов. 3. 1845. 105–146 (2-я паг.) [Учение св.
Макария Египетского о благодати]
594. Онуфрий,
иерод. Мистика преп. Макария Египетского // Учено-богословские опыты
студентов Киевской духовной академии. Киев 1914. 12.
595. Попов И.
В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского
// БВ 1904. 3(11). 537—565; 1905. 1(1). 28—59; 2(6). 237—278. * Отд. изд.: СТСЛ
1905. 101.
596. Сидоров
А. И. Преподобный Макарий Египетский и проблема «Макарьевского
корпуса» // АО 1999. 21(3). 103—129; 1999. 22(4). 136—165. * Переизд.: //
Макарий. Творения (№ 4.517).
3—94. * Рец.: // Дунаев, 2002 (№ 4.540), см. по Указ. цит. лит-ры, с.
1000, на: Сидоров, 1999.
597. Яковлевич
Р. Учение преп. Макария Египетского и
его влияние на труды святейшего патриарха Сергия // Правосл. мысль. Прага 1957.
1: Православная церковь в Чехословакии. 24—33. [Рез. нем., англ. и франц.].
598. Amann É. Macaire d’Égypte
// DThC 1927. 11:2. 1452—1455.
599. [Anonym.] Notiz über «Makarius den Ägypter»
// ThRev 1920. 19. 324.
600. Aro-Heinilä T. Römer 7, 14—25
bei Makarios/Symeon — einige Thesen // Bibelauslegung und Gruppenidentität.
Vorträge der vierten Finnisch-deutschen Theologentagung
(Makarios-Symposium) im Kloster Neu-Valamo, Finnland 28.—30.8.1991 / Hrsg. v.
Kvist H.-O. Åbo 1992. [MakSymp 4]. 3—6.
601. Astruc Ch. Un recueil de textes ascétiques
(de l’abbé Isaïe, d’Isaac de Ninevie et du Pseudo-Macaire): Le
Parisinus Graecus 915 // RAM 1966. 42. 181—191.
602. Baker A. Pseudo-Macarius and the Gospel
of Thomas // ViC 1964. 18. 215—225.
603. Baker A. The Great Letter of
Pseudo-Macarius and Gregory of Nyssa // StMon 1964. 6. 381—387.
604. Baker A. Pseudo-Macarius and Gregory of
Nyssa // ViC 1966. 20. 227—234.
605. Baker A. Syriac and the Scriptural
Quotations of Pseudo-Macarius // JThS 1969. 20. 133—149.
606. Baker A. Corrections in Macarii Anecdota
// JThS 1971. 22. 538—541.
607. Bartelink G. J. M. Text parallels
between the Vita Hypatii of Callinicus and the Pseudo-Macariana // ViC 1968.
22. 128—136.
608. Bartelink G. J. M. La relation entre la
Vie d’Hypatios et les Pseudo-Macariana // Callinicos. Vie d’Hypatios / Introd.,
texte critique, trad., notes par Bartelink G. J. M. P. 1971. 38—41. (SC 177).
609. Benz E. Die protestantische Thebais. Zur
Nachwirkung Makarios des Ägypters im Protestantismus des 17. und 18.
Jahrhunderts in Europa und Amerika // Akademie der Wissenschaften und der
Literatur. Abh. d. Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Klasse 1. Mainz 1963.
133.
610. Berthold H. Die Arbeit am Makariustext
des Typus I. Zur Beurteilung des Codex Vaticanus Graecus 710 // Studien zum
Neuen Testament und zur Patristik. Erich Klostermann zum 90. Geburtstag dargebracht.
B. 1961. 311—322. (TU 77).
611. Berthold H. Makarios und seine Hörer.
Methodische Beobachtungen an antignostischer/antimanichäischer Literatur
// Studien zum Menschenbild in Gnosis und Manichäismus / Hrsg. Nagel P.
Wissenschaftliche Beiträge der Martin-Luther-Universität. Halle;
Wittenberg 1979. 39 (K 5). 229—239.
612. Berthold H. Die Ursprünglichkeit
literarischer Einheiten im Corpus Macarianum // Überlieferungsgeschichtliche
Untersuchungen / Hrsg. v. Paschke F. 1981. 61—76. (TU 125).
613. Berthold H. Die Funktion von Ausgaben
griechisher christlicher Schriftsteller: zum Beispiel «Makarios» //
Carl-Schmidt-Kolloquium an der Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg
1988 / Hrsg. v. Nagel P. Halle 1990. 63—70. (Wiss. Beitr. der
Martin-Luther-Univ. Halle-Wittenberg. 1990/23 (K 9)).
614. Bouchet J. R. Les
homélies de St. Macaire. Une mystique du coeur // La vie spirituelle.
1986. 140. 221—231.
615. Brigden Th. E.
Wesley and the homilies of Macarius // Wesley Historical Society, Proceedings.
1911 (Mar.). 8:1. 6 sq.
616. Camelot P.-Th.
Macaire le Grand (4e s.) // Catholicisme. 1977. 33. 98.
617. Claskson A. P. Christ and the Christian
in the writings of Pseudo-Macarius. Roma 1977.
618. Darrouzès J. Notes sur les homélies
du Pseudo-Macaire // Muséon. 1954. 67:3—4. 297—309.
619. Davids A. J. M. Der Grosse Brief des
Makarios. Analyse einer griechischer Kontroversschrift // Heuresis. Festschrift
für A.Rohracher. Salzburg 1969. 78—90.
620. Davids E. A. Eine Illustration zur Textüberlieferung
des Corpus Macarianum // BZ 1967. 61. 10—18.
621. Davids E. A. Das Bild vom Neuen
Menschen: Ein Beitrag zum Verständnis des Corpus Macarianum. Salzburg; München
1968. 135. (Salzburger Patristische Studien. 2).
622. Desprez V. Les citations de Rom. 1—8
dans les «Homélies» macariennes // ParOr 1972. 3. 75—103, 197—240.
623. Desprez V. Les relations entre le
Pseudo-Macaire et St. Basile // Commendements du Seigneur et libération évangélique
/ Ed. Gribomont J. Roma 1977. 208—221. (Studia Anselmiana. 70).
624. Desprez V.
Πληροφορία chez le Pseudo-Macaire;
plénitude et certitide... en pays grec // ColCist 1984. 46. 89—111.
625. Desprez V. Le Baptême chez le
Pseudo-Macaire // Ecclesia Orans. 1988. 5. 121—155.
626. Desprez V. Maître et disciples d’après
les Questions et Réponses de Macaire-Syméon // StPatr 1989. 18:
2. 203—208.
627. Desprez
V. L’eucharistie d’après le Pseudo-Macaire et son arrière-plan
syrien // Ecclesia Orans. 1990. 8. 191—222.
628. Desprez
V. Le Pseudo-Macaire. 1: Perfection, communauté et prière
dans la Grande Lettre // Lettre de Ligugé. 1990. 252. 11—24; 2: Combat spirituel, prière et expérience
// Ib. 254. 23—40. * Переизд.: // Id. Le
monachisme primitif: des origines jusqu’au concile d’Éphèse (¹
4.28).
629. Desprez V., Canévet M. Macaire
(Pseudo-Macaire; Macaire-Syméon) // DS 1980. 10. 20—43.
630. Devos
P. St. Macaire le Grand et St. François d’Assise // AB 1986. 104.
221—231.
631. Dörries H. Symeon von Mesopotamien.
Die Überlieferung der messalianischen «Makarios»-Schriften. Leipzig 1941.
486. (TU 4:10:1 = 55:1).
632. Dörries H. The place of confession
in ancient monasticism // StPatr. B. 1962. 5:3. 284—311. (TU 80). * Нем. ориг.: // Judentum-Urchristentum-Kirche. Festschrift für
Joachim Jeremias. B. 1960. 235—259. (ZNW. Beiheft 26).
633. Dörries H. Eine altkirchliche
Weihnachtspredigt // Studien zum Neuen Testament und zur Patristik. Erich
Klostermann zum 90. Geburtstag dargebracht. B. 1961. 260—293. (TU 77). * То же: // Id.
Wort und Stunde (№ 4.30). 302—333.
634. Dörries H. Diadochos und Symeon.
Das Verhältnis der κεφάλαια
γνωστικά zum Messalianismus // Id. Wort und Stunde (№ 4.30).
352—422.
635. Dörries H. Die Theologie des
Makarios/Symeon. Göttingen 1978. 477. (Abhandlungen der Akademie der
Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-Historische Klasse, Dritte
Folge. 103).
636. Drexl F. Literatur zu Makarios dem
Aegypter // Jahresbericht über die Fortschritte der klassischen
Altertumswissenschaft. 1931. 230. 175—180.
637. Duobonniotis K. I. Κρίσις
περὶ τῶν
συγγραμμάτων Μακαρίου
τοῦ
Αἰγυπτίου // EEBS 1924. 1. 86—92.
638. Fitschen
K. Familienidyll und bürgerliches Glück bei Aphrahat, Ephraem
und Ps.-Makarios // Grundbegriffe christlicher Ästhetik: Beiträge des
V. Makarios-Symposiums Preetz 1995 / Hrsg. Fitschen K., Staats R. Wiesbaden
1997. (Göttinger Orientforschungen, I. Reihe: Syriaca 36). [MakSymp 5]. 35—42.
639. Fitschen
K. Messalianismus und Antimessalianismus: ein Beispiel ostkirchlicher
Ketzergeschichte. Göttingen 1998. 379. (Forschungen zur Kirchen- und
Dogmengeschichte. 71). [Осн. обобщающая монография]. * Рец.: // Дунаев, 2002 (№ 4.540).
1035—1039.
640. Fitschen K.
Ps.-Makarios als Zeuge und Kritiker spätantiker monarchischer repräsentation
// Zs. für antikes Christentum. 1998. 2(1). 84—96.
641. Flemming G. De Macarii Aegyptii scriptis
quaestiones. Göttingen 1911. 45.
642. Floss H. Macarii Aegyptii epistolae,
homiliarum loci... / Ed. Floss H. I. Coloniae;
Bonnae; Bruxelles 1850.
643. Ford D. C. Saint
Makarios of Egypt and John Wesley: Variations on the theme of sanctification //
GOTR 1988. 33:3. 285—313.
644. Géhin P. Le
dossier macarien de l’Atheniensis gr. 2492 // Recherches augustiniennes (Supplément
à REAug). P. 1999. 31. 89—147.
645. Gore C. The homilies
of St. Macarius of Egypt // JThS 1907. 8. 85 sq.
646. Gouillard J. Syméon Mésopotamitès
// DThC 1941. 14(2). 2971—2972.
647. Graef H. C. La doctrine spirituelle des
homélies attribuées à Macaire // La vie spirituelle. 1948.
Suppl. 1. 455—468.
648. Guillaumont A. Le problème des
deux Macaire dans les «Apophtegmata Patrum» // Irénikon. 1975. 48(1). 41—59.
649. Guillaumont A. Macaire l’Égyptien
// DS 1980. 10. 11—13.
650. Halkin F. Histoire
de S. Macaire dans un nouveau manuscrit de Bruxelles // AB 1969. 87:1—2. 188.
651. Hesse O. Markos Eremites und Symeon von
Mesopotamien, Untersuchung und Vergleich ihrer Lehre zur Taufe und zur Askese.
Dissert. Göttingen 1973.
652. Hesse O. Das Lukasevangelium bei
Makarios/Symeon von Mesopotamien // MakSymp 4 (№ 4.600). 27—35.
653. Hesse
O. Vom Paradies der Kirche und vom Paradies im Herzen. Zur Deutung der
Paradiesesgeschichte bei Makarios/Symeon und Markos Eremites // MakSymp 5 (№ 4.638). 23—26.
654. Houdret J.-Ph. L’expérience de l’Esprit
Saint dans les Homélies de Macaire // Carmel. 1975. 23. 43—58.
655. Illert
M. Zum Descensus ad Infernos bei Makarios // ViC 1999. 53. 321—322.
656. Inken
Th. Zum 13. Kapitel des Grossen Briefes des Makarios/Symeon // ZKG 1986.
97. 79—84.
657. Inken Th. Die Semitismen bei
Makarios/Symeon // Makarios-Symposium über den Heiligen Geist. Vorträge
der zweiten Finnisch-deutschen Theologentagung in Karis 1984 / Hrsg. v. Cleve
F., Ryökäs E. Åbo 1989. [MakSymp2]. 172—186.
658. Inken Th. Die personalen Gleichnisse für
den Heiligen Geist bei Makarios/Symeon // MakSymp2 (№ 4.657). 187—205.
659. Jülicher A. Geheiligte Ketzer //
Protestantische Monatschrift. 1921. 5—6. 65—75.
660. Kemmer A. Gregor von Nyssa und
Ps.-Makarius. Der Messalianismus im Lichte östlicher Herzenmystik //
Antonius Magnus Eremita 356—1956 (№ 4.460).
Roma 1958. 269—282.
661. Kemmer A. Messalianismus bei Gregor von
Nyssa und Pseudo-Makarius // RB 1962. 72. 278—306.
662. Kirchmeyer J. Les 50 Homélies
spirituelles de Macaire // RAM 1965. 41. 191—195.
663. Klijn A. E. J. Some remarks on the
quotations of the Gospels in Gregory of Nyssa’s «De Instituto Christiano» and
Macarius «Epistola Magna» // ViC 1965. 19. 164—168.
664. Klostermann E. Symeon und Makarius.
Bemerkungen zur Textgestalt zweier divergierender Überlieferungen //
Abhandlungen der Preußischen Akademie der Wissenschaften. Jahrgang 1943.
Phil.-hist. Kl. 11. B. 1944. 26. * Pеф.: ThL 1948. 11. 687—689.
665. Klostermann E., Berthold H. Zum Wortschatz
des Makarius-Symeon // Aus der byzantinischen Arbeit der DDR. B. 1957. 14—16.
666. Klostermann R. A. Die slavische Überlieferung
der Makariusschriften. Göteborg 1950. 56. (Göteborgs Kungl.
Vetenskaps- och Vitterhets-Samhälles Handlingar, Sjätte Följøden.
A:4:3) * Рец.: Perl // ThL. 1953. 78. 28—30;
Dujcsev I. // BZ 1957. 50. 159—161.
667. Kornarakis I. Νοῦς «ἐν τάφῳ».
Ψυχολογική θεώρησις τῆς Α´
παραγράφου τοῦ Λόγου τοῦ Μακαρίου «Περί
ἐλευθερίας τοῦ νοός»// EEThSTh 1979—80. 24. 347—372.
668. Kragiopoulos S. Εὐάγριος ὁ Ποντικὸς — Μακάριος ὁ Αἰγύπτιος.
Θεσσαλονίκη 1968.
669. Kursures D. Μακάριος ὁ Αἰγύπτιος // PBL 1986. 5. 370—371.
670. Le Guillou M.-J. Remarques sur la notion
macarienne de «subtilité» // Istina. 1974. 19. 339—342. [Прил. (343—349): франц. пер. (по рук., без использ. изд. 1973 г.) слов I, 43 и I, 25 на основе неизд. работы: Kniewasser M.
La doctrine baptismale du Pseudo-Macaire selon deux manuscripts inédits].
671. Levasti A. La dottrina dello
pseudo-Macario nelle sue cinquanta Omilie spirituali // Rivista di ascetica e
mistica. 1969. 38. 141—159.
672. Marriott G. L. The Lausiac History of
Palladius and a Homily ascribed to Macarius of Egypt // JThS 1917. 18. 68—69.
673. Marriott G. L. The Seven Homilies of
Macarius in Florilegia // JThS 1917. 18. 70—71.
674. Marriott G. L. Symeon Metaphrastes and
the Seven Homilies of Macarius of Egypt // JThS 1917. 18. 71—72.
675. Marriott G. L. The De Instituto
Christiano attributed to Gregory of Nyssa // JThS 1918. 19. 328—330.
676. Marriott G. L. The Tractate of Symeon
Metaphrastes «De Perfectione in Spiritu» // JThS 1918. 19. 331—333.
677. Marriott G. L. Isaac of Niniveh and the
Writings of Macarius of Egypt // JThS 1919. 20. 345—347.
678. Marriott G. L. Gennadius of Marseilles
on Macarius of Egypt // JThS 1919. 20. 347—349.
679. Marriott G. L. The authorship of a
Homily attribued to St. Macarius of Egypt // JThS 1920. 21. 177—178.
680. Marriott G. L. The Homilies of Macarius
// JThS 1921. 22. 259—262.
681. Marriott G. L. The Messalians and the
discovery of their Ascetic Book // Harvard Theological Review. 1926. 19. 191—198.
682. Martikainen J. Das Böse in den
Schriften des Syrers Ephraem, im Stufenbuch und im Corpus Macarianum //
Makarios-Symposium über das Böse. Vorträge der
Finnisch-deutschen Theologentagung in Goslar 1980 / Hrsg. v. Strothmann W.
Wiesbaden 1983. (Göttinger Orientforschungen. 1. Reihe: Syriaca. 24).
[MakSymp 1]. 36—46.
683. Mason A. J. Macarius
of Egypt // JThS 1920. 21. 266 sq.
684. Mengus
Ch. Le coeur dans les ‘Cinquante homélies
spirituelles’ du pseudo-Macaire // ColCist 1996. 58. 3—18; 1997. 59. 32—43; 118—131.
685. Mercati G. Eine angebliche
Sammlung von Briefen des hl. Makarius // ThRev 1906. 5. 464.
686. Meyendorff J. Messalianism or
anti-messalianism? A fresh look at the «Macarian» problem // Kyriakon.
Festschrift Johannes Quasten. Münster 1970. 2. 585—590. * Pепр.: Meyendorff J.
BH (№ 6.522). № XV.
687. Miquel P. Les caractères de l’expérience
spirituelle selon le Pseudo-Macaire // Irénikon. 1966. 39. 497—513.
688. Morocho Gayo G., Nieto Ibánez J.-M.
Opuscula of Saint Macarius in the Escorial Library (ms. graec. Y.III.2) // Muséon
1995. 108:3—4. 335—341.
689. Nieto
Ibáñez J. M. Orthodoxos, humanistas y protestantes ante la
espiritualidad bizantina: el enigma de San Macario // Estudios neogriegos en
España e Iberoamérica. 1: Historia, literatura y tradición
/ Ed. Morfakidis M., García Gálvez I. 1996. 31—39.
690. Nieto
Ibáñez J. M. El vocabulario ascético griego en Pedro
de Valencia (anotaciones marginales al manuscrito Matritensis BN 149) //
Humanismo y Pervivencia del Mundo Clásico II.1. Homenaje al Profesor
Luis Gil / Ed. J. M. Maestre Mastre et al. Cadiz 1997. 105—111.
691. Nieto
Ibáñez J. M. A Latin translation of the Homilies of Saint
Macarius in the Codex Graecus Upsaliensis no. 3 // Muséon. 1998. 111:3—4. 359—376.
692. Nieto
Ibáñez J. M. San Macario de Egipto traducido en «De los
nombres de Cristo» de fray Luis de León // La Ciudad de Dios. 1998. 221.
553—571.
693. Outtier B. Un patéricon arménien
// Muséon. 1971. 84. 299—351.
694. Pacheu J. L’expérience mystique
de Macaire l’Egyptien // Revue de Philosophie. 1920. 20. 109—136.
695. Plested M. Macarius and Diadochus: An
essay in comparison // StPatr 1997. 30. 235—240.
696. Plested
M. A survey of recent research on Macarius-Symeon (pseudo-Macarius) // Христианский Восток, СПб. 2000. Нов. сер. 2(8). СПб.; М. 2001. 464—471.
697. Plested M. The Christology of
Macarius-Symeon // StPatr 2001. 37. 593—596.
698. Popovitch J. Τὸ πρόβλημα τῆς προσωπικότητος καὶ
τῆς γνώσεως κατὰ
τὸν ἅγιον
Μακάριον τὸν Αἰγύπτιον. Ἀθῆναι 1926. * 2 изд.: Ὁδός
θεογνωσίας. 1985. * Переизд. посл. главы: Ἡ
γνωσεολογία τῆς ἀναγεννηθείσης
προσωπικότητος //
Θεολογία,
Ἀλήθεια καὶ
Ζωή (Πνευματικὸν Συμπόσιον). Ἀθῆναι 1962. 155—175.
699. Popovitch J. Les
voies de la connaissance de Dieu: Macaire d’Égypte, Isaac le Syrien, Syméon
le nouveau théologien / Trad. du serbe et du grec par Palierne J.-L.
Lausanne 1998. 194. (La lumière du Thabor).
700. Psevtonkas B. Μακάριος ὁ Αἰγύπτιος // ThEE 1966. 8. 469—477.
701. Psevtonkas B. Ἡ
γνησιότης τῶν
συγγραμμάτων
Μακαρίου τοῦ
Αἰγυπτίου.
Συζήτησις
ἑλλήνων
λογίων τοῦ 18 αἰ. //
Θεολογικὸν Συμπόσιον.
Χαριστήριον
εἰς Π. Χρήστου.
Θεσσαλονίκη 1967. 191—214.
702. Quasten J. Macarius
the Egyptian // Quasten. Patrology—3
(№ 4.308). 161—168.
703. Quispel G. The
Syrian Thomas and the Syrian Macarius // ViC 1964. 18. 226—235.
704. Quispel G. Makarius, das
Thomasevangelium und das Lied von der Perle. Leiden 1967. 127. (Supplements to
Novum Testamentum. 15).
705. Quispel G. An apocryphal variant in
Macarius // Orientalia Lovaniensia Periodica. 1975—1976. 6—7. 487—492.
706. Quispel G. Macarius and the Diatessaron
of Tatian // A Tribute to Arthur Vööbus. Studies in early Christian
literature / Ed. by Fischer R. Chicago 1977. 203—210.
707. Requena M. El sentido de la «Conversatio
morum» en le Pseudo-Macario // Cistercium. 1972. 24. 7—22.
708. Rigo A. L’epistola ai monaci (e l’epistola
ad un igumeno) di uno Pseudo-Crisostomo: un trattato dell’orazione esicasta
scritto nello spirito dello Pseudo-Macario // Studi e Ricerche sull’Oriente
Cristiano. 1983. 6:3. 197—215.
709. Ritter A. M.
Makarius der Ägypter, der Ältere, der Große // LCI 7. 474—476.
710. Schneider H. Johann Arndt und die
makarianischen Homilien // MakSymp 1 (№ 4.682).
186—222.
711. Schulze U. Das Verhältnis der «geistlichen
Homilien» des Ps.-Makarios zu den übrigen Schriften Symeons von
Mesopotamien. Dissert. theol. Göttingen 1962. 200.
712. Schulze U. Die 4. geistliche Homilie des
Makarios-Symeon. Gedanken zur Textüberlieferung // MakSymp 1 (№ 4.682). 85—98.
713. Schulze U. Makarios/Symeon als Lehrer
des Gebetes // MakSymp 3 (№ 2.157).
29—35.
714. Schulze U. Makarios/Symeon und die
Bergpredigt // MakSymp 4 (№ 4.600).
105—122.
715. Schulze
U. Die «geistigen Sinne» der Seele. Eine kurze Skizze zur Anthropologie des
Makarios/Symeon // MakSymp 5 (№ 4.638).
12—15.
716. Staats R. Der Traktat Gregors von Nyssa «De
Instituto christiano» und der grosse Brief Symeons // Studia Theologica. Lund
1963. 17. 120—128.
717. Staats R. Gregor von Nyssa und die
Messalianer. Die Frage der Priorität zweier altkirchlicher Schriften. B.
1968. (Patristische Texte und Studien. 8).
718. Staats R. Chrysostomus über die
Rhetorik des Apostels Paulus: makarianische Kontext zu «De sacerdotio» IV, 5—6
// ViC 1992. 46. 225—240.
719. Staats R. Der Apostel Paulus — ein
ungebildeter Redner (2. Kor 11,6): Eine exegetische und kirchengeschichtliche
Spannung zwischen Makarios-Symeon und Johannes Chrysostomus // MakSymp 4 (№ 4.600). 123—135.
720. Staats
R. Die Metamorphose des Christen. Die Wandlungslehre des Makarios-Symeon
im Zusammenhang seiner Anthropologie, Christologie und Eucharistielehre //
MakSymp 5 (№ 4.638). 16—22.
721. Staats R. Gebet ist
Liebe zu Gott: Zum judenchristlichen Hintergrund der Gebetslehre des
Makarios-Symeon // Oratio. Das Gebet in patristischer und reformatorischer
Sicht. Göttingen 1999. 129—137.
722. Staniloae D. In jurul «Omiliilor
duhovnicesti» ale sf. Macarie Egipteanul // MO 1958. 10:1—2. 15—38.
723. Stewart C. «Working the Earth of the
Heart»: The Messalian controversy in history, texts, and language to AD 431.
Oxford 1991. 340.
724. Stiglmayr J. Makarius der Große
und das christliche Kultleben // Theologie und Glaube. Paderborn. 1909. 1. 734—736.
725. Stiglmayr J. Makarius der Große
und Gregor von Nyssa // Theologie und Glaube. Paderborn. 1910. 2. 571.
726. Stiglmayr J. Der Mystiker Makarius und die «Weltweisen», insbesondere Sokrates //
Der Katholik. 1910. 90(2). 55—59.
727. Stiglmayr J. Makarius der Große im
Lichte der kirchlichen Tradition // Theologie und Glaube. Paderborn. 1911. 3.
274—288.
728. Stiglmayr J. Bilder und Vergleiche aus
dem byzantinischen Hofleben in den Homilien des Makarius // Stimmen aus Maria
Laach. 1911. 80. 414—427.
729. Stiglmayr J. Das Mönchtum in den
Homilien des Makarius // Theologisch-praktische Monatsschrift. 1912. 22. 262—270,
340—347.
730. Stiglmayr J. Sachliches und Sprachliches
bei Makarius von Ägypten (Wissenschaftliche Beilage zum 21. Jahresberichte
des Privatgymnasiums Stella matutina in Feldkirch). Innsbruck 1912. 101.
731. Stiglmayr J. Die Agrapha bei Makarius
von Ägypten // Theologie und Glaube. Paderborn. 1913. 5. 634—641.
732. Stiglmayr J. Pseudo-Makarius und die
Aftermystik der Messalianer // ZKTh 1925. 49. 244—260.
733. Stoellger W. Gnade und Willensfreiheit
nach Makarios/Symeon // Gnadenwahl und Entscheidunfsfreiheit in der Theologie
der Alten Kirche. Vorträge, gehalten auf der Patristischen
Arbeitsgemeinschaft, 3.—5. Januar 1979 in Bethel / Hrsg. Lilienfeld F. von, Muehlenberg E. Oikonomia. Erlangen
Theolog. Fak. 1980. 9. 63—68, 106—112.
734. Stoffels J. Die mystische Theologie
Makarius des Ägypters und die ältesten Ansätze christlicher
Mystik. Bonn 1908. 173. * Ðåö.: Stiglmayr J. // Theologische Rundschau. 1909. 8. 233—240.
735. Stoffels J. Makarius der Ägypter
auf den Pfaden der Stoa // Theologische Quartalschrift. 1910. 92. 88—105; 243—265.
* Peц.: // AB 1911. 482—484.
736. Strothmann W. Die arabische
Makariustradition. Ein Beitrag zur Geschichte des Mönchtums. Göttingen
1934.
737. Strothmann W. Makarios und die
Makariosschriften in der syrischen Literatur // OrC 1970. 54. 96—105.
738. Strothmann W. Die erste Homilie des
Alexandriners Makarios // MakSymp 1 (№ 4.682).
99—108.
739. Thurén J. Makarios/Symeon als
Ausleger der Heiligen Schrift // MakSymp 1 (№ 4.682). 72—84.
740. Thurén J. Die biblische Grundlage
der makarianischen Gebetsparänese // MakSymp 3 (№ 2.157). 9—28.
741. Thurén J. Der Tod Christi bei
Makarios/Symeon // MakSymp 4 (№ 4.600).
150—161.
742. Treu K. Zu einer Kiewer Handschrift der
Opuscula des Makarios // Studien zum Neuen Testament und zur Patristik. Erich
Klostermann zum 90. Geburtstag dargebracht. B. 1961. (TU 77). 294—310.
743. Tugwell S. Evagrius
and Macarius // SS (№ 1.598). 168—175.
744. Van de Bank J. H. Macarius en zijn
invloed in de Nederlanden. Rodopi publ. 1977. 167. [Макарий и его
влияние в Голландии; англ. рез.].
745. Villecourt L. Homélies
spirituelles de Macaire en arabe sous le nom de Syméon Stylite // ROC
1918—1919. 21. 337—344.
746. Villecourt L. La date et l’origine des «Homélies
spirituelles» attribuées à Macaire // Académie des
Inscriptions et des Belles-Lettres. Comptes rendus des séances de l’année
1920. P. 1920. 250—258.
747. Villecourt L. La grande lettre grecque
de Macaire, ses formes textuelles et son milieu littéraire // ROC 1920—1921.
22. 29—56.
748. Villecourt L. S.Macaire. Les opuscules
ascétiques et leur relation avec les Homélies spirituelles // Muséon.
1922. 35. 203—212.
749. Völker W. Neue Urkunden des
Messalianismus? // ThL 1943 (Mai—Juni). 68(5—6). 129—136.
750. Vööbus A. On the historical
importance of the legacy of Pseudo-Macarius. New observations about its Syriac
provenance. Stockholm 1972. 32.
751. Wilmart A. L’origine véritable
des Homélies pneumatiques // RAM 1920. 1. 361—377.
См. также публ.
архим. Палладия в № 4.270.