К оглавлению Библиографии исихазма

 

К словнику по греческой патрологии

 

О проекте Святоотеческая библиография

 

На главную страницу

 

Информация об авторском праве и условиях пользования текстом

 

Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.

 

© А. Г. Дунаев. Все права защищены.

 

Незаконное копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном или электронном виде без письменного разрешения правообладателя запрещено.

Частичное копирование в Интернете допускается при наличии активной ссылки на сайт: http://www.danuvius.orthodoxy.ru

 

Информация о библиографии

 

Библиография отражает иностранную литературу до 2000 г. Дополнения и обновления информации, не вошедшие в печатную Библиографию исихазма, при отсутствии финансовой поддержки не планируются. Отдельные дополнения будут отмечаться фигурными скобками { }. Сканированный (нераспознанный) текст печатной версии книги доступен здесь: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB.djvu

 

О пользовании библиографией

 Некоторые центральноевропейские и восточные шрифты здесь не отображаются правильно, поэтому желательно сверяться с указанным сканом ИАБ.

Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.

Номера страниц (первая и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода книги из печати) или в сканированном варианте. При ссылках можно обойтись без страниц и указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.

Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки  указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8).

Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).

Перейти к сокращениям книг и журналов.

ИАБ. Раздел 4

(Пс.-)Макарий Египетский / Великий

Прибл. 300—390. Один из величайших аскетов, основатель более сурового, по сравн. с общежительным, скитского подвижничества. Сведения о нем восходят, в осн., к апофтегмам, достоверность к-рых не всегда установлена, и к авторам, писавшим после кончины подвижника; помимо того, нередки смешения его с Макарием Александрийским. Макарий Великий не оставил соч.: все произведения, циркулировавшие под его именем, являются псевдэпиграфами.

 

Жития. BHG 999g-t

513. Bunge G., Vogüé A. de. Quatre ermites égyptiens d’après les fragments coptes de l’Histoire Lausiaque / Ed. par Bunge G., Vogüé A. de. Bellefontaine 1994.

514. Vogüé A. de. Palladiana IV. La version copte de l’Histoire Lausiaque. III. La Vie de Macaire d’Égypte // StMon 1992. 34. 7—28.

 

Апофтегмы. CPG 2417; TLG 2109/11

Какие апофтегмы на самом деле восходят к Макарию, а какие приписаны ему, определить невозможно. См. PG 34, 236—261 [= TLG]. Некоторые апофтегмы сохранились только на коптском, изданы в кн.: Amйlineau E. P. (№ 4.199).

515. Vivian T. Coptic Palladiana III: The Life of Macarius of Egypt // Coptic Church review. 2000. 21(3). 82—109.

516. Vivian T. The Coptic sayings of Saint Macarius of Egypt // CistSt 2000. 35:4. 499—524.

 

Послания

Помимо апофтегм, Макарию был приписан в греч., груз., араб. и эфиоп. собраниях апофтегм ряд слов, ему не принадлежащих:

Письмо к чадам. CPG 2415
Издания

«Первое письмо (к чадам)». Несмотря на упоминание Геннадием Марсельским, Макарию Великому не принадлежит (по крайней мере, целиком). * Греч. текст: 1) // Strothmann (№ 4.548). XVI—XXII; 2) Лучшее изд.: // Gйhin P. (№ 4.644). 73—84. * Лат. текст (лучшее крит. изд.): Wilmart (№ 4.522). 72—75. * Сир. пер. (с нем. пер. II, 49—55): // Strothmann (№ 4.548). I, 75—84. * Копт. пер. (с франц. пер.): // Amйlineau (№ 4.199). 122—125, 175. * Рус. пер. (с лат.): // Твор. подв. (№ 4.484). 172—175. Переизд. (без примеч.):

517. Преп. Макарий Египетский. Творения / Под общ. ред. А. И. Сидорова. М. 2002. 639. [Макарий. Творения]. См. 632—635.

Парал. изд. греч. и лат. текстов и в совр. европ. пер. сир. и копт. версий: Дунаев, 2002 (№ 4.540). 48—60.

Исследования

518. Baumstark A. Eine syrische Übersetzung des Makarios­briefes «ad filios Dei» // OrC 1920. 9. 130—132.

519. [Louf A.] La Lettre de S. Macaire à ses fils // Collectanea Ordinis Cistercensium Reformatorum. 1962. 52—59.

520. Marriott G. L. Macarius of Egypt: his Epistle ad Filios Dei in Syriac // JThS 1919. 20. 42—44.

521. Vivian T. The Good God, the Holy Power, and the Paraclete, «To the Sons of God» (Ad filios Dei) by Saint Macarius the Great // Anglican Theol. Rev. 1998. 80. 338—365.

522. Wilmart A. La Lettre spirituelle de l’abbé Macaire // RAM 1920. 1. 58—83.

523. «Послание о славе святых» и «Послание об ангеле-хранителе». См. о них: // Дунаев, 2002 (№ 4.540). 85. Недавно обнаружена греч. ркп «Послания о славе святых» (пока неизд.), см. Дунаев, 2002 (№ 4.540). 1034.

 

Послание об ангеле-хранителе

Пространная версия:

524. Arras V. Collectio monastica aethiopica. Louvain 1963. CSCO 238 (Script. aeth. 45); CSCO 239 (Script. aeth. 46); CSCO 238 [текст]. 3. 7—50; CSCO 239 [перевод]. 6—37.

Краткая версия:

525. Arras V. Patericon aethiopice. Louvain 1967. CSCO 277 (Script. aeth. 53); CSCO 278 (Script. aeth. 54). 277 [текст]. 158—167; 278 [пер.].

526. Тураев Б. А. Эфиопское аскетическое послание, приписанное св. Макарию Египетскому // Христианский Восток. Пг. 1916. 4. 141—154. [С рус. пер.].

527. Zanetti U. Deux lettres de Macaire conservées en arabe et en géorgien // Muséon. 1986. 99:3/4. 319—333.

См. также: Нинуа Г. Груз. версия произведений Псевдо-Макария (№14.324). 136—156.

Послание о славе святых

Издана только груз. версия: Нинуа Г. Груз. версия произведений Псевдо-Макария (№ 14.324). 109—136.

 

Также ряд посланий приписан Макарию в латинской традиции:

528. «Третье письмо» (PG 34. 441—444; PL 103. 451—452; CPG 2415/3; CPL 1843): ср.

529. Wilmart A. La fausse lettre latine de Macaire // RAM 1922. 3. 411—419.

Дан. «письмо» – компиляция VII в. из Пс.-Нилова (Евагриева) трактата «О восьми лукавых духах» (СPGS 2451) и «Подвижнической речи» Ефрема Сирина (Assemani (№ 5.172). I. 40—79; CPG 3909, 3968).

530. «Четвертое письмо» (PG 34, 443—446; CPG 2415/4. CPL 1843a): компиляция из «Первого письма» («К чадам») и «Третьего». Частично совпадает с Doctrina abbatis Macarii de his qui in cenubiis sunt среди творений Кесария Арльского (PL 67, 1163—1166. = CChL 103, XLIX—LI, CPL 1017, 1019a), ср. // Wilmart (№ 4.522). 68—70.

Ср. также:

531. Styblo H. Die Regula Macarii // Wiener Studien. 1963. 76. 124—158; CPL 1842 (CPG 2403), CPL 1859, (CPG 2403).

532. Vogüé A. de. La «Vita Pachomii Iunioris» (B. H. L. 6411). Ses rapports avec la Règle de Macaire, Benoît d’Aniane et Fructueux de Braga // StudMed 1979. 3,20:2. 535—553.

533. Vogüé A. de. Trithème, la Règle de Macaire et l’héritage littéraire de Jean de Biclar // SEJG 1978—1979. 23. 217—224.

Молитвы. CPG 2416

В греч. (PG 34, 445—448. = TLG 2109/10) и слав. традициях дошел ряд молитв, явно Макарию не принадлежащих. О греч. молитвах (с учетом слав. рукописных пер.) см.: Бронзов, 1899 (№ 4.582). 338—344, 358—359, 407—408. В арабской традиции Макарию приписана молитва девятого часа в некоторых яковитских молитвословах, см.:

534. Nau F. (ed.) // ROC 1907. 322—323.

 

Исследования

535. [Павский Г., прот.]. Краткие исторические сведения о св. Макарии Египетском и св. Макарии Александрийском // ХЧ 1821. 2. 3—15.

536. Bernard J. H. Two notes on Dictionary of Christian biography (Silvania and Sylvia; Macarius Magnus and Macarius Magnes) // JThS 1901. 2. 610.

537. Bunge G. Évagre le Pontique et les deux Macaire // Irénikon. 1983. 56. 215—227, 323—360.

538. Leclercq J. Deux anciennes versions de la légende de l’abbé Macaire // RHE 1947. 42. 567 sq.

Макариевский корпус

Корпус восходит к греко-сирийской традиции, не имея отношения к егип. монашеству, и помещен в наст. библиографии в отд. рубрику (см.: Симеон Месопотамский).

 

Симеон Месопотамский (Пс.- Макарий Египетский, Макарий /Симеон, «Макариевский корпус»)

TLG 2109; CPG 2410—2427

IV в. Творения «Корпуса», получившие известность в поздней Византии под именем преп. Макария Египетского, вместе с сочинениями Евагрия имели, как давно признано, особое значение для формирования исихастско-паламитской традиции. Однако совр. иссл-ния доказывают, что надписание «Корпуса» именем Макария Египетского не отражает действительного авторства. По-видимому, автором «Корпуса» был некий Симеон Месопотамский, сочинения к-рого, циркулировавшие в среде мессалиан, были осуждены III Вселенским собором, однако спасены от уничтожения благодаря псевдэпиграфу — как это было также с творениями Евагрия (под именем Нила Синайского) и Константина Хрисомалла (сохранились среди творений Симеона Нового Богослова). В любом случае автор «Корпуса» не имел ничего общего с египетским монашеством и преп. Макарием Египетским. Подр. изложение проблем, связанных с «Корпусом», и полную библиографию см. в кн. А. Г. Дунаева (№ 4.540): здесь приведены все издания «Корпуса», древние переводы и совр. иссл-ния; исключены переводы на европ. языки. Ниже приводится (с незначит. дополнениями) лит-ра из дан. источника, непосредственно относящаяся к Макарию/Симеону.

Произведения «Корпуса» принято условно делить на «типы» в зависимости от состава дошедших греч. рукописей.

ТЕКСТЫ И ПЕРЕВОДЫ

Тип I. CPG 2410; TLG 2109/1

539. Berthold H. Makarios/Symeon Reden und Briefe. 1—2. B. 1973. (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte) [с опущением Слова 1, т. е. «Великого послания»].

Русские переводы:

1) полный рус. пер. (включая «Великое послание»):

540. Преп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. graec. 694) / Изд. подг. Дунаев А. Г.   М. 2002. 1054. [Пер. 372—836, коммент. 837—899]. [Дунаев, 2002].

2) частичные:

а) в рус. доревол. пер. типа 2 там, где творения типов I и II пересекаются);

б) слова 10, 19, 21, 24, 27, 28, 35,50: Новые «слова» преп. Макария Египетского из собрания рукописей типа I:

541. Василий (Кривошеин), архиеп. // ВРЗПЭ 1983. 113. 115—148. * То же: // Он же. Богослов­ские труды 1952—1983. (№ 1.52). 301—347. * Переизд.: 1) без изменений: Макарий. Творения (№ 4.517); 2) с изменениями: Дунаев, 2002 (№ 4.540).

в) слова 56­—64, 52—55:

542. Амвросий (Погодин), архим. Беседы преп. Макария Египетского. Изд. Братства преп. Иова Почаевского 1979. * Переизд.: 1) без изменений: Макарий. Творения (№ 4.517); 2) с изменениями: Дунаев, 2002 (№ 4.540).

г) Слова 55 и 60, входящие в первый тип произв. Макария, были переведены до революции в составе творений Ефрема Сирина (см. ниже в описании рус. пер. «типа II»).

«ВЕЛИКОЕ ПОСЛАНИЕ». CPG 2415; TLG 2109/5 (Jaeger)

543. Jaeger W. Two rediscovered works of ancient Christian lite­rature: Gregory of Nyssa and Macarius. Leiden 1954. 233—301. (Harvard Institute for Classical Studies). * Рец.: Guillaumont A. // RHR 1954. 146(1). 94—98. * Переизд. текста без аппарата: Βιβλιοθήκη ἑλλήνων πατρων. Ἀθναι [1971]. 42. 143—178.

544. Macarios/Symeon. Epistola magna. Eine messali­anische Mönchsregel und ihre Umschrift in Gregors von Nyssa «De instituto christiano» / Hrsg. Staats R. Göttingen 1984.

Русские переводы:

Полные:

1) А. И. Сидорова: // Твор. подв. (№ 4.484). 99—142. Переизд.: // Макарий. Творения (№ 4.517). 97—139.

2) А. Г. Дунаева: // Дунаев, 2002 (№ 4.540). 373—414.

Частичные:

а) слова «О совершенстве духовном» и «О молитве», входящие в состав «Великого послания», переведены в приложении к 50 беседам (Слова 2 и 3) и в составе «Добротолюбия» (СТСЛ 1992. 1. 155 сл.);

б) в составе творений Ефрема Сирина (без последней, 13 главы; много разночтений по сравнению с прототипом «Макарий»):

545. Св. Ефрем Сирин. Творения. Сергиев Посад 1912. 3(3). 318—355. * Репр.: М. 1994. [Слово 110, Наставление монахам].

 

Тип II. CPG 2411; TLG 2109/2

546. Editio princeps: Johannes Picus, 1559.

Крит. изд.:

547. Dörries H., Klostermann E., Kroe­ger M. Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. B. 1964. [PTS 4].

548. Strothmann W. Textkritische Anmerkungen zu den Geistlichen Homilien des Makarios—Symeon. Wiesbaden 1981. XVIII, 115. (Göttinger Orientforschungen. 1. Reihe: Syriaca. 23). [Дополнения к аппарату крит. изд.].

Англ. пер.:

549. Pseudo-Macarius. The Fifty Spiritual Homilies and the Great Letter // Transl. Maloney G. A. N. Y. 1992. (Classics of Western Spirituality. 75).

Франц. пер.:

550. Les homélies spirituelles de saint Macaire / Trad. fr., introd. Deseille P. Bellefontaine 1984.

Русские переводы:

Славяно-рус. переводы издавались с 1627 (Вильна) по 1904 г. не менее чем 15 изданиями. Указываем некоторые из них:

551. 1) иеромонаха Германа (СПб. 1775);

552. 2) иеромонаха Моисея Гумилевского: Преп. о. н. Макария Египетского, нареченного великим, Духовные преполезные беседы о совершенстве, христианам приличном... / Пер. с эллиногреч. языка в Московской [Духовной] Академии (иеромонах Моисей). М. 1782. 1—2. 271, 228; М. 1820; М. 1839. 1—2. Х, 255; VII, 222; 1851; 1853;

3) в ХЧ за 1821, 1825, 1827, 1829, 1834—1837, 1846 годы (см. Указатель к ХЧ за 1821—1903 гг. СПб. 1905);

553. 4) в Моск. дух. академии: М. 1852. 668; 1855. XXXIV, 624; 1880. XXXIV, 607, XXXI; Сергиев Посад, 1904. XXVII, 467, XXIII. * Репр. 4-го изд. 1904 г.: М. 1994. 500. М. 1998. 490. * // Макарий. Творения (№ 4.517). 251—468. Различные выборки из этого перевода:

554. Духовные беседы о совершенстве. Tallinn 1937. 64.

555. Макарий Великий, преп. Наставления о христианской жизни. М. 1997. 222. (Б-ка изд-ва «Ковчег»). [Выборка еп. Феофана в русском Добротолюбии].

556. Макарий Египетский, преп. Из духовных бесед // ВРХД 19781979. 126—128. 5—8, 12—17, 5—12.

5) в составе «Творений Ефрема Сирина»:

557. II, 3 = Assemani (№ 5.172) III, 314—316. = рус. пер.: 41901. 6. 450—453; II, 25. = Ass. III, 317—324. = рус. пер. слово 109: 3. 309—318; II, 33, 4. = Ass. III, 37D—38. = рус. пер. слово 72: 3. 33—34; II, 48. = Ass. II, 336—340. = рус. пер. 6. 454—460;

6) в составе соч. Марка Подвижника:

558. II, 8, 2—6. = Марк Подв. О трезвении. 26—27 (Gallandi VIII, 70—72). = рус. пер.: Преп. и богоносного отца нашего Марка Подвижника Нравственно-подвижнические слова. 2Сергиев Посад 1911. * Pепр. без сохр. пагин.: 1995. 196—200; II, 37. = О дух. рае и законе. Pус. пер. 151—159. [Описание изд. преп. Марка Подвижника см. ниже в его персоналии].

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ «СЕМЬ БЕСЕД». TLG 2109/4; CPG 2414

Беседы II, 51—57 впервые изданы:

559. Marriott G. L. Macarii anecdota. Seven unpublished Homi­lies of Macarius. Cambridge, Mass.: Harvard University Press 1918. (Harvard Theological Studies. 5). * Репр.: N. Y. 1969. Переизд.: // Βιβλιοθήκη ἑλλήνων πατρων. Ἀθναι 1971. 42. 11—34.

560. Рус. пер. по данному изд. (не путать со Словами, помещенными в рус. доревол. пер. после 50 бесед!): 1) А. И. Сидорова: // Твор. подв. (№ 4.484). 70—98. Переизд.: // Макарий. Творения (№ 4.517). 469—497; 2) Николай (Сахаров), иерод. Преп. Макарий Египетский: Духовные беседы 51—57 // ЦиВ 2000. 4(13). 325—355. [В неподписанном редакционном предисл. (иером. Илариона Алфеева) к дан. публ. перепутаны разные произведения «Макариевского корпуса»].

 

Тип III. CPG 2412; TLG 2109/3, 6-9, 13

561. Klostermann E., Berthold H. Neue Homilien des Makarius/Symeon. B. 1961. 1—158. [TU 72]. * Переизд. без аппарата: Βιβλιοθήκη ἑλλήνων πατρων. Ἀθῆναι 1971. 42. 35—142). * Переизд. без крит. аппарата и с опущением ряда слов: Desprez V. Pseudo-Macaire. Oeuvres spirituelles. P. 1980. 1. (SC 275).

Русские переводы:

Полный:

562. Макарий Египетский. Новые духовные беседы / Пер. Вениаминова В. [Бибихина В. В.] М. 1990. 175. [Предисл.: 5—14]. * Переизд. бесед 9—28 (без ведома переводчика): // Макарий. Творения (№ 4.517). 531—609.

Частичные:

A) архиеп. Василия Кривошеина: беседы 3, 7, 12, 16, 17 (о существовании этого перевода, по-видимому, не было известно В. В. Бибихину):

563. Василий (Кривошеин), архиеп. Новые творения преп. Макария Египетского // ВРЗПЭ 1970. 70—71. 162—166. * Переизд.: // Он же. (№ 1.52). 266—272. [Cлово 12].

564. Василий (Кривошеин), архиеп. «Слова» преп. Макария Египетского // ВРЗПЭ 1982. 109—112. 157—176. * Переизд.: // Он же. (№ 1.52). 272—300. [О том, что христианин должен стать мертвым для дурных дел мира (= слово 7); О том, как душа, понемногу воспитываемая... (= слово 16); Об искушениях (= слово 17)].

565. Преп. Макарий Египетский. Слово о распятии Господнем и о терпении // ЖМП 1970. 12. 58—59. [Слово о распятии Господнем и о терпении (= слово 3)].

Б) Первые восемь бесед переведены:

566. Сидоров А. И. Преп. Макарий Египетский. Новые Поучения // Символ. 1991. 26. 229—268. [Комм. 254—268]. * Переизд.: // Макарий. Творения. (№ 4.517). 499—534.

 

Тип IV.

Издан только в составе типа I (см. критический аппарат).

 

Из разных типов:

567. Schriften des Makarios/Symeon unter dem Namen des Ephraem / Hrsg. Strothmann W. Wiesbaden 1981. XXI, 122. (Göttinger Orientforschungen. 1. Reihe: Syriaca. 22).

 

Вне типов. TLG 2109/12; CPG 2413

568. 150 глав. Впервые изданы в 1684 г. иезуитом Петром Пуссеном (The­saurus Asceticus, Sive Syntagma Opusculorum. P. 1684. 18) в составе семи слов, переизданных в PG 34. 821—968 и Βιβλιοθήκη ἑλλήνων πατέρων. Ἀθῆναι 1971. 42. 179—252. Слово 1 (De custodia cordis): TLG 2109/12. CPG 2413(1). Слова 2—7 (=150 глав) имеются в греч. «Добротолюбии» (Φιλοκαλία.. Ἀθῆναι 41976. 3. 171—234). В рус. Добротолюбии (М. 1900. 1. 155—276) вместо 150 глав помещена расшир. выборка из типа II.

Рус. пер.:

569.  Преп. Макария Египетского Духовные беседы, послание и слова... 4СТСЛ 1904. 345—467. * Репр. М. 1998.

Пер. на европ. языки см. в составе Добротолюбия.

Nota. Единственная полная таблица соответствий 150 глав Добротолюбия типу I приведена в: Дунаев, 2002 (№ 4.540), 914—917.

ДРЕВНИЕ ПЕРЕВОДЫ

Сирийские переводы. CPG 2421

570. Strothmann W. Die syrische Überlieferung der Schrif­ten des Makarios. Wiesbaden 1981. XXIII, 395. [1: Сир. текст]; XLIV, 298. [2: Перевод]. (Göttinger Orientforschungen. 1. Reihe: Syriaca. 21).

Армянские переводы. CPG 2425

571. Vitae Patrum. (№ 4.203). Venetia 1855. 2. 505—635. [Есть лат. пер. в серии CSCO].

Арабские переводы. CPG 2420

Изданы частично только в нем. пер.:

572. Strothmann W. Makarios/Symeon. Das arabische Sondergut. Wiesbaden 1975. 102. (Göttinger Orientforschungen. 1. Reihe: Syriaca. 11).

Грузинский перевод «Макариевского корпуса» и другие тексты Пс. — Макария. CPG 2423

См. № 14.324.

 

Фрагменты на эфиопском. CPG 2427

573. II, 53, 1 сл. = CSCO 238 31. 176—179 [текст]; CSCO 239. 129—131 [перевод].

 

Исследования

574. [Аноним]. Обозрение догматико-аскетического учения преп. Макария // Воскресное Чтение. 1848. 36(12/12). 365—372; 1849. 40(9/1). 409—414; 41(16/1). 418—421.

575. Алексий (Дородницын), еп. Преп. Макарий Египетский как представитель православно-аскетического мистицизма // ВиР 1904. 21.

576. Аполлов В. Житие и избранные места из творений преп. Макария Египетского. М. 1893. 36. 2М. 1912. 32.

577. Арсений, архим. Творения преподобного Макария Египетского в их систематическом изложении // Голос Церкви. 1913. 4. 28–39; 5. 41–59; 6. 67–90; 7. 42–57; 8/9. 48–70.

578. Арсений, архим. Обзор бесед Преподобного Макария Египетского // Голос Церкви. 1913. 10. 78–89; 11. 56–81.

579. Арсений (Жадановский), архим. Преподобный Макарий Египетский. М. 1914. 8, 177.

580. Афанасий (Кудюк), архим. Преп. Макарий Египетский и скитское монашество // Церковный вестник. Варшава 1956. 7.

581. Афанасий (Кудюк), архим. Нравственно-подвижническое учение свв. Антония, Пахомия и Макария // Церковный вестник. Варшава 1956. 8.

582. Бронзов А. А. Преп. Макарий Египетский, его жизнь, творения и нравственное мировоззрение. СПб. 1899. 545.

583. Бронзов А. А. Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения преп. Макария Египетского // ХЧ 1900. 2:10. 501—531; 11. 718—751.

584. Войтенко А. Понятие λογισμός в корпусе «50 Духовных Бесед преподобного Макария Египетского» // АО 1999. 4(22). 103—107.

585. Григорий (Борисоглебский), иером. Возрождение, по учению преп. Макария Египетского (пробная лекция 24 апр. 1892 г.) // БВ 1892. 11. 205—224. * Отд. изд.: Сергиев Посад 1892.

586. Ермаков С. А. Вопросы жизни в творениях Макария Великого и их современное значение // Verbum. 3 (№ 9.1524). 22—24.

587. Казанский П. С. Учение о благодати преп. Макария Египетского // Прибавления к творениям святых отцов. 1845. 3. 125—146.

588. Казанский П. С. Предисловие к творениям преп. Макария Египетского. 1: Жизнь преп. Макария Египетского; 2: Писания св. Макария // Преп. отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. М. 1852. 4Сергиев Посад 1904. V—XXII, XXIII—XXVII.

589. Катанский А. Учение о благодати Божией в творениях пр. Макария Египетского // ХЧ 1901. 2. 137—171. * То же: // [Катанский А.] Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцев и учителей церкви до бл. Августина. Историко-догматическое исследование А. Катанского. СПб. 1902. 208—242.

590. Константин (Зайцев), архим. Преподобный Макарий Великий (Египетский) // Православный Путь. 1965. 33–50.

591. Концевич И. М. Преп. Макарий Великий // Правосл. путь 1965. 33—50. [Житие по патерикам, выдержки из Духовных бесед].

592. Кратиров П. Жизнь человека, его смерть и воскресение (По творениям Преп. Макария Египетского) // ПС 1899. 1:3. 364—369.

593. Лебедев А. П. Св. Макарий Египетский // Прибавления к творениям святых отцов. 3. 1845. 105–146 (2-я паг.) [Учение св. Макария Египетского о благодати]

594. Онуфрий, иерод. Мистика преп. Макария Египетского // Учено-богословские опыты студентов Киевской духовной академии. Киев 1914. 12.

595. Попов И. В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского // БВ 1904. 3(11). 537—565; 1905. 1(1). 28—59; 2(6). 237—278. * Отд. изд.: СТСЛ 1905. 101.

596. Сидоров А. И. Преподобный Макарий Египетский и проблема «Макарьевского корпуса» // АО 1999. 21(3). 103—129; 1999. 22(4). 136—165. * Переизд.: // Макарий. Творения (№ 4.517). 3—94. * Рец.: // Дунаев, 2002 (№ 4.540), см. по Указ. цит. лит-ры, с. 1000, на: Сидоров, 1999.

597. Яковлевич Р. Учение преп. Макария Египетского и его влияние на труды святейшего патриарха Сергия // Правосл. мысль. Прага 1957. 1: Православная церковь в Чехословакии. 24—33. [Рез. нем., англ. и франц.].

598. Amann É. Macaire d’Égypte // DThC 1927. 11:2. 1452—1455.

599. [Anonym.] Notiz über «Makarius den Ägypter» // ThRev 1920. 19. 324.

600. Aro-Heinilä T. Römer 7, 14—25 bei Makarios/Symeon — einige Thesen // Bibelauslegung und Gruppenidentität. Vorträge der vierten Finnisch-deutschen Theologentagung (Makarios-Symposium) im Kloster Neu-Valamo, Finnland 28.—30.8.1991 / Hrsg. v. Kvist H.-O. Åbo 1992. [MakSymp 4]. 3—6.

601. Astruc Ch. Un recueil de textes ascétiques (de l’abbé Isaïe, d’Isaac de Ninevie et du Pseudo-Macaire): Le Parisinus Graecus 915 // RAM 1966. 42. 181—191.

602. Baker A. Pseudo-Macarius and the Gospel of Thomas // ViC 1964. 18. 215—225.

603. Baker A. The Great Letter of Pseudo-Macarius and Gregory of Nyssa // StMon 1964. 6. 381—387.

604. Baker A. Pseudo-Macarius and Gregory of Nyssa // ViC 1966. 20. 227—234.

605. Baker A. Syriac and the Scriptural Quotations of Pseudo-Macarius // JThS 1969. 20. 133—149.

606. Baker A. Corrections in Macarii Anecdota // JThS 1971. 22. 538—541.

607. Bartelink G. J. M. Text parallels between the Vita Hypatii of Callinicus and the Pseudo-Macariana // ViC 1968. 22. 128—136.

608. Bartelink G. J. M. La relation entre la Vie d’Hypatios et les Pseudo-Macariana // Callinicos. Vie d’Hypatios / Introd., texte cri­tique, trad., notes par Bartelink G. J. M.   P. 1971. 38—41. (SC 177).

609. Benz E. Die protestantische Thebais. Zur Nachwirkung Maka­rios des Ägypters im Protestantismus des 17. und 18. Jahrhunderts in Europa und Amerika // Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Abh. d. Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Klasse 1. Mainz 1963. 133.

610. Berthold H. Die Arbeit am Makariustext des Typus I. Zur Beurteilung des Codex Vaticanus Graecus 710 // Studien zum Neuen Testament und zur Patristik. Erich Klostermann zum 90. Geburtstag darge­bracht. B. 1961. 311—322. (TU 77).

611. Berthold H. Makarios und seine Hörer. Methodische Beo­bachtungen an antignostischer/antimanichäischer Literatur // Studien zum Menschenbild in Gnosis und Manichäismus / Hrsg. Nagel P. Wissen­schaftliche Beiträge der Martin-Luther-Universität. Halle; Wittenberg 1979. 39 (K 5). 229—239.

612. Berthold H. Die Ursprünglichkeit literarischer Einheiten im Corpus Macarianum // Überlieferungsgeschichtliche Untersuchungen / Hrsg. v. Paschke F. 1981. 61—76. (TU 125).

613. Berthold H. Die Funktion von Ausgaben griechisher christ­licher Schriftsteller: zum Beispiel «Makarios» // Carl-Schmidt-Kollo­quium an der Martin-Luther-Universität Halle-Wittenberg 1988 / Hrsg. v. Nagel P. Halle 1990. 63—70. (Wiss. Beitr. der Martin-Luther-Univ. Halle-Wittenberg. 1990/23 (K 9)).

614. Bouchet J. R. Les homélies de St. Macaire. Une mystique du coeur // La vie spirituelle. 1986. 140. 221—231.

615. Brigden Th. E. Wesley and the homilies of Macarius // Wesley Historical Society, Proceedings. 1911 (Mar.). 8:1. 6 sq.

616. Camelot P.-Th. Macaire le Grand (4e s.) // Catholicisme. 1977. 33. 98.

617. Claskson A. P. Christ and the Christian in the writings of Pseudo-Macarius. Roma 1977.

618. Darrouzès J. Notes sur les homélies du Pseudo-Macaire // Muséon. 1954. 67:3—4. 297—309.

619. Davids A. J. M. Der Grosse Brief des Makarios. Analyse einer griechischer Kontroversschrift // Heuresis. Festschrift für A.Roh­racher. Salzburg 1969. 78—90.

620. Davids E. A. Eine Illustration zur Textüberlieferung des Corpus Macarianum // BZ 1967. 61. 10—18.

621. Davids E. A. Das Bild vom Neuen Menschen: Ein Beitrag zum Verständnis des Corpus Macarianum. Salzburg; München 1968. 135. (Salzburger Patristische Studien. 2).

622. Desprez V. Les citations de Rom. 1—8 dans les «Homélies» macariennes // ParOr 1972. 3. 75—103, 197—240.

623. Desprez V. Les relations entre le Pseudo-Macaire et St. Basile // Commendements du Seigneur et libération évangélique / Ed. Gribomont J. Roma 1977. 208—221. (Studia Anselmiana. 70).

624. Desprez V. Πληροφορία chez le Pseudo-Macaire; plénitude et certitide... en pays grec // ColCist 1984. 46. 89—111.

625. Desprez V. Le Baptême chez le Pseudo-Macaire // Ecclesia Orans. 1988. 5. 121—155.

626. Desprez V. Maître et disciples d’après les Questions et Réponses de Macaire-Syméon // StPatr 1989. 18: 2. 203—208.

627. Desprez V. L’eucharistie d’après le Pseudo-Macaire et son arrière-plan syrien // Ecclesia Orans. 1990. 8. 191—222.

628. Desprez V. Le Pseudo-Macaire. 1: Perfection, communauté et prière dans la Grande Lettre // Lettre de Ligugé. 1990. 252. 11—24; 2: Combat spirituel, prière et expérience // Ib. 254. 23—40. * Переизд.: // Id. Le monachisme primitif: des origines jusqu’au concile d’Éphèse (¹ 4.28).

629. Desprez V., Canévet M. Macaire (Pseudo-Ma­caire; Macaire-Syméon) // DS 1980. 10. 20—43.

630. Devos P. St. Macaire le Grand et St. François d’Assise // AB 1986. 104. 221—231.

631. Dörries H. Symeon von Mesopotamien. Die Überlieferung der messalianischen «Makarios»-Schriften. Leipzig 1941. 486. (TU 4:10:1 = 55:1).

632. Dörries H. The place of confession in ancient monasticism // StPatr. B. 1962. 5:3. 284—311. (TU 80). * Нем. ориг.: // Judentum-Urchristentum-Kirche. Festschrift für Joachim Jeremias. B. 1960. 235—259. (ZNW. Beiheft 26).

633. Dörries H. Eine altkirchliche Weihnachtspredigt // Studien zum Neuen Testament und zur Patristik. Erich Klostermann zum 90. Ge­burts­tag dargebracht. B. 1961. 260—293. (TU 77). * То же: // Id. Wort und Stunde (№ 4.30). 302—333.

634. Dörries H. Diadochos und Symeon. Das Verhältnis der κε­φλαια γνωστικ zum Messalianismus // Id. Wort und Stunde (№ 4.30). 352—422.

635. Dörries H. Die Theologie des Makarios/Symeon. Göttingen 1978. 477. (Abhand­lungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-Histo­rische Klasse, Dritte Folge. 103).

636. Drexl F. Literatur zu Makarios dem Aegypter // Jahresbericht über die Fortschritte der klassischen Altertumswissenschaft. 1931. 230. 175—180.

637. Duobonniotis K. I. Κρίσις περὶ τν συγγραμμτων Μακα­ρίου το Αἰγυπτίου // EEBS 1924. 1. 86—92.

638. Fitschen K. Familienidyll und bürgerliches Glück bei Aph­rahat, Ephraem und Ps.-Makarios // Grundbegriffe christlicher Ästhetik: Beiträge des V. Makarios-Symposiums Preetz 1995 / Hrsg. Fitschen K., Staats R. Wiesbaden 1997. (Göttinger Orientforschungen, I. Reihe: Syriaca 36). [MakSymp 5]. 35—42.

639. Fitschen K. Messalianismus und Antimessalianismus: ein Beispiel ostkirchlicher Ketzergeschichte. Göttingen 1998. 379. (Forschungen zur Kirchen- und Dogmengeschichte. 71). [Осн. обобщающая монография]. * Рец.: // Дунаев, 2002 (№ 4.540). 1035—1039.

640. Fitschen K. Ps.-Makarios als Zeuge und Kritiker spätantiker monarchischer repräsentation // Zs. für antikes Christentum. 1998. 2(1). 84—96.

641. Flemming G. De Macarii Aegyptii scriptis quaestiones. Göttingen 1911. 45.

642. Floss H. Macarii Aegyptii epistolae, homiliarum loci... / Ed. Floss H. I. Coloniae; Bonnae; Bruxelles 1850.

643. Ford D. C. Saint Makarios of Egypt and John Wesley: Variations on the theme of sanctification // GOTR 1988. 33:3. 285—313.

644. Géhin P. Le dossier macarien de l’Atheniensis gr. 2492 // Recherches augustiniennes (Supplément à REAug). P. 1999. 31. 89—147.

645. Gore C. The homilies of St. Macarius of Egypt // JThS 1907. 8. 85 sq.

646. Gouillard J. Syméon Mésopotamitès // DThC 1941. 14(2). 2971—2972.

647. Graef H. C. La doctrine spirituelle des homélies attribuées à Macaire // La vie spirituelle. 1948. Suppl. 1. 455—468.

648. Guillaumont A. Le problème des deux Macaire dans les «Apophtegmata Patrum» // Irénikon. 1975. 48(1). 41—59.

649. Guillaumont A. Macaire l’Égyptien // DS 1980. 10. 11—13.

650. Halkin F. Histoire de S. Macaire dans un nouveau manuscrit de Bruxelles // AB 1969. 87:1—2. 188.

651. Hesse O. Markos Eremites und Symeon von Mesopotamien, Untersuchung und Vergleich ihrer Lehre zur Taufe und zur Askese. Dissert. Göttingen 1973.

652. Hesse O. Das Lukasevangelium bei Makarios/Symeon von Mesopotamien // MakSymp 4 (№ 4.600). 27—35.

653. Hesse O. Vom Paradies der Kirche und vom Paradies im Herzen. Zur Deutung der Paradiesesgeschichte bei Makarios/Symeon und Markos Eremites // MakSymp 5 (№ 4.638). 23—26.

654. Houdret J.-Ph. L’expérience de l’Esprit Saint dans les Homélies de Macaire // Carmel. 1975. 23. 43—58.

655. Illert M. Zum Descensus ad Infernos bei Makarios // ViC 1999. 53. 321—322.

656. Inken Th. Zum 13. Kapitel des Grossen Briefes des Makarios/Symeon // ZKG 1986. 97. 79—84.

657. Inken Th. Die Semitismen bei Makarios/Symeon // Makarios-Symposium über den Heiligen Geist. Vorträge der zweiten Finnisch-deutschen Theologentagung in Karis 1984 / Hrsg. v. Cleve F., Ryökäs E. Åbo 1989. [MakSymp2]. 172—186.

658. Inken Th. Die personalen Gleichnisse für den Heiligen Geist bei Makarios/Symeon // MakSymp2 (№ 4.657). 187—205.

659. Jülicher A. Geheiligte Ketzer // Protestantische Mo­nats­chrift. 1921. 5—6. 65—75.

660. Kemmer A. Gregor von Nyssa und Ps.-Makarius. Der Messa­lianismus im Lichte östlicher Herzenmystik // Antonius Magnus Eremita 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 269—282.

661. Kemmer A. Messalianismus bei Gregor von Nyssa und Pseudo-Makarius // RB 1962. 72. 278—306.

662. Kirchmeyer J. Les 50 Homélies spirituelles de Macaire // RAM 1965. 41. 191—195.

663. Klijn A. E. J. Some remarks on the quotations of the Gospels in Gregory of Nyssa’s «De Instituto Christiano» and Macarius «Epistola Magna» // ViC 1965. 19. 164—168.

664. Klostermann E. Symeon und Makarius. Bemerkungen zur Textgestalt zweier divergierender Überlieferungen // Abhandlungen der Preußischen Akademie der Wissenschaften. Jahrgang 1943. Phil.-hist. Kl. 11. B. 1944. 26. * Pеф.: ThL 1948. 11. 687—689.

665. Klostermann E., Berthold H. Zum Wort­schatz des Makarius-Symeon // Aus der byzantinischen Arbeit der DDR. B. 1957. 14—16.

666. Klostermann R. A. Die slavische Überlieferung der Makariusschriften. Göteborg 1950. 56. (Göteborgs Kungl. Vetenskaps- och Vitterhets-Samhälles Handlingar, Sjätte Följøden. A:4:3) * Рец.: Perl // ThL. 1953. 78. 28—30; Dujcsev I. // BZ 1957. 50. 159—161.

667. Kornarakis I. Νος «ἐν τφῳ». Ψυχολογική θερησις τς Α´ παραγρφου το Λγου το Μακαρίου «Περί ἐλευθερίας το νος»// EEThSTh 1979—80. 24. 347—372.

668. Kragiopoulos S. Εὐάγριος Ποντικς — Μακριος Αἰγπτιος. Θεσσαλονίκη 1968.

669. Kursures D. Μακριος Αἰγπτιος // PBL 1986. 5. 370—371.

670. Le Guillou M.-J. Remarques sur la notion macarienne de «subtilité» // Istina. 1974. 19. 339—342. [Прил. (343—349): франц. пер. (по рук., без использ. изд. 1973 г.) слов I, 43 и I, 25 на основе неизд. работы: Kniewasser M. La doctrine baptismale du Pseudo-Macaire selon deux manuscripts inédits].

671. Levasti A. La dottrina dello pseudo-Macario nelle sue cinquanta Omilie spirituali // Rivista di ascetica e mistica. 1969. 38. 141—159.

672. Marriott G. L. The Lausiac History of Palladius and a Homily ascribed to Macarius of Egypt // JThS 1917. 18. 68—69.

673. Marriott G. L. The Seven Homilies of Macarius in Florilegia // JThS 1917. 18. 70—71.

674. Marriott G. L. Symeon Metaphrastes and the Seven Homi­lies of Macarius of Egypt // JThS 1917. 18. 71—72.

675. Marriott G. L. The De Instituto Christiano attributed to Gregory of Nyssa // JThS 1918. 19. 328—330.

676. Marriott G. L. The Tractate of Symeon Metaphrastes «De Perfectione in Spiritu» // JThS 1918. 19. 331—333.

677. Marriott G. L. Isaac of Niniveh and the Writings of Maca­rius of Egypt // JThS 1919. 20. 345—347.

678. Marriott G. L. Gennadius of Marseilles on Macarius of Egypt // JThS 1919. 20. 347—349.

679. Marriott G. L. The authorship of a Homily attribued to St. Macarius of Egypt // JThS 1920. 21. 177—178.

680. Marriott G. L. The Homilies of Macarius // JThS 1921. 22. 259—262.

681. Marriott G. L. The Messalians and the discovery of their Ascetic Book // Harvard Theological Review. 1926. 19. 191—198.

682. Martikainen J. Das Böse in den Schriften des Syrers Ephraem, im Stufenbuch und im Corpus Macarianum // Makarios-Symposium über das Böse. Vorträge der Finnisch-deutschen Theologentagung in Goslar 1980 / Hrsg. v. Strothmann W. Wiesbaden 1983. (Göttinger Orientforschungen. 1. Reihe: Syriaca. 24). [MakSymp 1]. 36—46.

683. Mason A. J. Macarius of Egypt // JThS 1920. 21. 266 sq.

684. Mengus Ch. Le coeur dans les ‘Cinquante homélies spirituelles’ du pseudo-Macaire // ColCist 1996. 58. 3—18; 1997. 59. 32—43; 118—131.

685. Mercati G. Eine angebliche Sammlung von Briefen des hl. Makarius // ThRev 1906. 5. 464.

686. Meyendorff J. Messalianism or anti-messalianism? A fresh look at the «Macarian» problem // Kyriakon. Festschrift Johannes Quasten. Münster 1970. 2. 585—590. * Pепр.: Meyendorff J. BH (№ 6.522). № XV.

687. Miquel P. Les caractères de l’expérience spirituelle selon le Pseudo-Macaire // Irénikon. 1966. 39. 497—513.

688. Morocho Gayo G., Nieto Ibánez J.-M. Opuscula of Saint Macarius in the Escorial Library (ms. graec. Y.III.2) // Muséon 1995. 108:34. 335—341.

689. Nieto Ibáñez J. M. Orthodoxos, humanistas y pro­testan­tes ante la espiritualidad bizantina: el enigma de San Macario // Estudios neogriegos en España e Iberoamérica. 1: Historia, literatura y tradición / Ed. Morfakidis M., García Gálvez I. 1996. 31—39.

690. Nieto Ibáñez J. M. El vocabulario ascético griego en Pedro de Valencia (anotaciones marginales al manuscrito Matritensis BN 149) // Humanismo y Pervivencia del Mundo Clásico II.1. Homenaje al Profesor Luis Gil / Ed. J. M. Maestre Mastre et al. Cadiz 1997. 105—111.

691. Nieto Ibáñez J. M. A Latin translation of the Homilies of Saint Macarius in the Codex Graecus Upsaliensis no. 3 // Muséon. 1998. 111:34. 359—376.

692. Nieto Ibáñez J. M. San Macario de Egipto traducido en «De los nombres de Cristo» de fray Luis de León // La Ciudad de Dios. 1998. 221. 553—571.

693. Outtier B. Un patéricon arménien // Muséon. 1971. 84. 299—351.

694. Pacheu J. L’expérience mystique de Macaire l’Egyptien // Revue de Philosophie. 1920. 20. 109—136.

695. Plested M. Macarius and Diadochus: An essay in comparison // StPatr 1997. 30. 235—240.

696. Plested M. A survey of recent research on Macarius-Symeon (pseudo-Macarius) // Христианский Восток, СПб. 2000. Нов. сер. 2(8). СПб.; М. 2001. 464—471.

697. Plested M. The Christology of Macarius-Symeon // StPatr 2001. 37. 593—596.

698. Popovitch J. Τ πρβλημα τς προ­σω­πι­κτητος καὶ τς γνσεως κατὰ τν ἅγιον Μακριον τν Αἰγπτιον. Ἀθναι 1926. * 2 изд.: Ὁδς θεογνωσίας. 1985. * Переизд. посл. главы: Ἡ γνωσεολογία τς ναγεννηθείσης προσωπικτητος // Θεολογία, Ἀλήθεια καὶ Ζωή (Πνευματικν Συμπσιον). Ἀθναι 1962. 155175.

699. Popovitch J. Les voies de la connaissance de Dieu: Macaire d’Égypte, Isaac le Syrien, Syméon le nouveau théologien / Trad. du serbe et du grec par Palierne J.-L. Lausanne 1998. 194. (La lumière du Thabor).

700. Psevtonkas B. Μακριος Αἰγπτιος // ThEE 1966. 8. 469—477.

701. Psevtonkas B. Ἡ γνησιτης τν συγγραμμτων Μακαρίου το Αἰγυπτίου. Συζήτησις ἑλλήνων λογίων το 18 αἰ. // Θεολογικν Συμ­π­σιον. Χαριστήριον εἰς Π. Χρήστου. Θεσσαλονίκη 1967. 191—214.

702. Quasten J. Macarius the Egyptian // Quasten. Patrology—3 (№ 4.308). 161—168.

703. Quispel G. The Syrian Thomas and the Syrian Macarius // ViC 1964. 18. 226—235.

704. Quispel G. Makarius, das Thomasevangelium und das Lied von der Perle. Leiden 1967. 127. (Supplements to Novum Testamentum. 15).

705. Quispel G. An apocryphal variant in Macarius // Orientalia Lovaniensia Periodica. 1975—1976. 6—7. 487—492.

706. Quispel G. Macarius and the Diatessaron of Tatian // A Tribute to Arthur Vööbus. Studies in early Christian literature / Ed. by Fischer R. Chicago 1977. 203—210.

707. Requena M. El sentido de la «Conversatio morum» en le Pseudo-Macario // Cistercium. 1972. 24. 7—22.

708. Rigo A. L’epistola ai monaci (e l’epistola ad un igumeno) di uno Pseudo-Crisostomo: un trattato dell’orazione esicasta scritto nello spirito dello Pseudo-Macario // Studi e Ricerche sull’Oriente Cristiano. 1983. 6:3. 197—215.

709. Ritter A. M. Makarius der Ägypter, der Ältere, der Große // LCI 7. 474—476.

710. Schneider H. Johann Arndt und die makarianischen Homi­lien // MakSymp 1 (№ 4.682). 186—222.

711. Schulze U. Das Verhältnis der «geistlichen Homilien» des Ps.-Makarios zu den übrigen Schriften Symeons von Mesopotamien. Dissert. theol. Göttingen 1962. 200.

712. Schulze U. Die 4. geistliche Homilie des Makarios-Symeon. Gedanken zur Textüberlieferung // MakSymp 1 (№ 4.682). 85—98.

713. Schulze U. Makarios/Symeon als Lehrer des Gebetes // MakSymp 3 (№ 2.157). 29—35.

714. Schulze U. Makarios/Symeon und die Bergpredigt // MakSymp 4 (№ 4.600). 105—122.

715. Schulze U. Die «geistigen Sinne» der Seele. Eine kurze Skizze zur Anthropologie des Makarios/Symeon // MakSymp 5 (№ 4.638). 12—15.

716. Staats R. Der Traktat Gregors von Nyssa «De Instituto christiano» und der grosse Brief Symeons // Studia Theologica. Lund 1963. 17. 120—128.

717. Staats R. Gregor von Nyssa und die Messalianer. Die Frage der Priorität zweier altkirchlicher Schriften. B. 1968. (Patristische Texte und Studien. 8).

718. Staats R. Chrysostomus über die Rhetorik des Apostels Paulus: makarianische Kontext zu «De sacerdotio» IV, 5—6 // ViC 1992. 46. 225—240.

719. Staats R. Der Apostel Paulus — ein ungebildeter Redner (2. Kor 11,6): Eine exegetische und kirchengeschichtliche Spannung zwischen Makarios-Symeon und Johannes Chrysostomus // MakSymp 4 (№ 4.600). 123—135.

720. Staats R. Die Metamorphose des Christen. Die Wand­lungsleh­re des Makarios-Symeon im Zusammenhang seiner Anthropologie, Chris­to­logie und Eucharistielehre // MakSymp 5 (№ 4.638). 16—22.

721. Staats R. Gebet ist Liebe zu Gott: Zum judenchristlichen Hintergrund der Gebetslehre des Makarios-Symeon // Oratio. Das Gebet in patristischer und reformatorischer Sicht. Göttingen 1999. 129—137.

722. Staniloae D. In jurul «Omiliilor duhovnicesti» ale sf. Maca­rie Egipteanul // MO 1958. 10:1—2. 15—38.

723. Stewart C. «Working the Earth of the Heart»: The Messalian controversy in history, texts, and language to AD 431. Oxford 1991. 340.

724. Stiglmayr J. Makarius der Große und das christliche Kultleben // Theologie und Glaube. Paderborn. 1909. 1. 734—736.

725. Stiglmayr J. Makarius der Große und Gregor von Nyssa // Theologie und Glaube. Paderborn. 1910. 2. 571.

726. Stiglmayr J. Der Mystiker Makarius und die «Weltweisen», insbesondere Sokrates // Der Katholik. 1910. 90(2). 55—59.

727. Stiglmayr J. Makarius der Große im Lichte der kirchlichen Tradition // Theologie und Glaube. Paderborn. 1911. 3. 274—288.

728. Stiglmayr J. Bilder und Vergleiche aus dem byzantini­schen Hofleben in den Homilien des Makarius // Stimmen aus Maria Laach. 1911. 80. 414—427.

729. Stiglmayr J. Das Mönchtum in den Homilien des Makari­us // Theologisch-praktische Monatsschrift. 1912. 22. 262—270, 340—347.

730. Stiglmayr J. Sachliches und Sprachliches bei Makarius von Ägypten (Wissenschaftliche Beilage zum 21. Jahresberichte des Privatgymnasiums Stella matutina in Feldkirch). Innsbruck 1912. 101.

731. Stiglmayr J. Die Agrapha bei Makarius von Ägypten // Theologie und Glaube. Paderborn. 1913. 5. 634—641.

732. Stiglmayr J. Pseudo-Makarius und die Aftermystik der Messalianer // ZKTh 1925. 49. 244—260.

733. Stoellger W. Gnade und Willensfreiheit nach Makarios/Symeon // Gnadenwahl und Entscheidunfsfreiheit in der Theologie der Alten Kirche. Vorträge, gehalten auf der Patristischen Arbeitsgemeinschaft, 3.—5. Januar 1979 in Bethel / Hrsg. Lilienfeld F. von, Mueh­len­berg E. Oikonomia. Erlangen Theolog. Fak. 1980. 9. 63—68, 106—112.

734. Stoffels J. Die mystische Theologie Makarius des Ägypters und die ältesten Ansätze christlicher Mystik. Bonn 1908. 173. * Ðåö.: Stiglmayr J. // Theologische Rundschau. 1909. 8. 233—240.

735. Stoffels J. Makarius der Ägypter auf den Pfaden der Stoa // Theologische Quartalschrift. 1910. 92. 88—105; 243—265. * Peц.: // AB 1911. 482—484.

736. Strothmann W. Die arabische Makariustradition. Ein Beitrag zur Geschichte des Mönchtums. Göttingen 1934.

737. Strothmann W. Makarios und die Makariosschriften in der syrischen Literatur // OrC 1970. 54. 96—105.

738. Strothmann W. Die erste Homilie des Alexandriners Makarios // MakSymp 1 (№ 4.682). 99—108.

739. Thurén J. Makarios/Symeon als Ausleger der Heiligen Schrift // MakSymp 1 (№ 4.682). 72—84.

740. Thurén J. Die biblische Grundlage der makarianischen Gebetsparänese // MakSymp 3 (№ 2.157). 9—28.

741. Thurén J. Der Tod Christi bei Makarios/Symeon // Mak­Symp 4 (№ 4.600). 150—161.

742. Treu K. Zu einer Kiewer Handschrift der Opuscula des Makari­os // Studien zum Neuen Testament und zur Patristik. Erich Klostermann zum 90. Geburtstag dargebracht. B. 1961. (TU 77). 294—310.

743. Tugwell S. Evagrius and Macarius // SS (№ 1.598). 168—175.

744. Van de Bank J. H. Macarius en zijn invloed in de Nederlanden. Rodopi publ. 1977. 167. [Макарий и его влияние в Голландии; англ. рез.].

745. Villecourt L. Homélies spirituelles de Macaire en arabe sous le nom de Syméon Stylite // ROC 1918—1919. 21. 337—344.

746. Villecourt L. La date et l’origine des «Homélies spirituelles» attribuées à Macaire // Académie des Inscriptions et des Belles-Lettres. Comptes rendus des séances de l’année 1920. P. 1920. 250—258.

747. Villecourt L. La grande lettre grecque de Macaire, ses formes textuelles et son milieu littéraire // ROC 1920—1921. 22. 29—56.

748. Villecourt L. S.Macaire. Les opuscules ascétiques et leur relation avec les Homélies spirituelles // Muséon. 1922. 35. 203—212.

749. Völker W. Neue Urkunden des Messalianismus? // ThL 1943 (Mai—Juni). 68(5—6). 129—136.

750. Vööbus A. On the historical importance of the legacy of Pseudo-Macarius. New observations about its Syriac provenance. Stockholm 1972. 32.

751. Wilmart A. L’origine véritable des Homélies pneumatiques // RAM 1920. 1. 361—377.

См. также публ. архим. Палладия в № 4.270.