К оглавлению Библиографии исихазма

 

К словнику по греческой патрологии

 

О проекте Святоотеческая библиография

 

На главную страницу

 

Информация об авторском праве и условиях пользования текстом

 

Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.

 

© А. Г. Дунаев. Все права защищены.

 

Незаконное копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном или электронном виде без письменного разрешения правообладателя запрещено.

Частичное копирование в Интернете допускается при наличии активной ссылки на сайт: http://www.danuvius.orthodoxy.ru

 

Информация о библиографии

 

Библиография отражает иностранную литературу до 2000 г. Дополнения и обновления информации, не вошедшие в печатную Библиографию исихазма, при отсутствии финансовой поддержки не планируются. Отдельные дополнения будут отмечаться фигурными скобками { }. Сканированный (нераспознанный) текст печатной версии книги доступен здесь: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB.djvu

 

О пользовании библиографией

 Некоторые центральноевропейские и восточные шрифты здесь не отображаются правильно, поэтому желательно сверяться с указанным сканом ИАБ.

Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.

Номера страниц (первая и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода книги из печати) или в сканированном варианте. При ссылках можно обойтись без страниц и указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.

Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки  указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8).

Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).

Перейти к сокращениям книг и журналов.

ИАБ. Раздел 4

Исихий Синаит

CPGS 7862; DHGE 1991, fasc. 139—140; DS 1968. 7. 408—410; Beck 453.

 

Принадлежащие этому отцу главы «О трезвении и святости» (в рус. «Добротолюбии» – «О трезвении и молитве», лат. назв. «О воздержании и добродетели» наиб. неточно) – классич. исихастский трактат, дающий глубокое аналитич. описание практики Умного Делания, ее духовных целей и психологич. средств. «Если Лествичник лишь бегло упоминает Иисусову молитву, то Исихий делает ее своей сквозной и центральной темой» (еп. Каллист (Уэр)). Когда была снята ложная атрибуция глав отцу V в. преп. Исихию Иерусалимскому (долго державшаяся и принятая в «Добротолюбии»), трактат Исихия Синаита встал рядом с «Лествицей» и «Сорока главами» Филофея Синаита (№ 4.1854) — и вкупе этот корпус стал веским основанием для выделения в истории исихастской традиции особого этапа «синайского исихазма», представившего зрелое, отчетливое оформление и осмысление исихастской аскезы (в особ., дисциплины трезвения) и подготовившего Исихастское Возрождение XIV в.

Хотя «Главы» Исихия дошли в полном виде (в Добротолюбии) и в виде выдержек в 24 главах, об авторе почти ничего не известно; по нек-рым указаниям, он был игуменом синайского монастыря Неопалимой Купины. Судя по ссылкам на Иоанна Лествичника и Максима Исповедника, жил прибл. в VII—VIII или же VIII—IX вв.

 

Издания

Recensio longior (Centuriae II)

1836. PG 93. 1479—1544; Φιλοκαλία. Ἀθῆναι 41974. 1. 141—173 (под именем Исихия Иерусалимского; текст более надежный, чем в PG).

Рус. пер.: 1)

1837. Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу, Душеполезное учение о трезвении и молитве [греч.: и добродетели] / Пер. прот. Д. С. Вершинского // ХЧ 1827. 25. 131 сл. * Отд. изд.: 2СПб. 1867. 58. 6М. 1890. 62, испр. 7М. 1902. 81912. 64. * Переизд.: Преп. Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово. СПб. 1999. 222.

2) Еп. Феофана Затворника по греч. Добротолюбию, с доп. по PG: // Добротолюбие. М. 21895. 2. 157—202.

1838. Поучение Исихия, презвитера Иерусалимськаго // Мудрое слово Древней Руси (XI—XVII вв.) / Сост., вступ. статья, подг. др.-рус. текстов, пер. и коммент. Колесова В. В. М. 1989. [Среди глав из Изборника 1076 г., с. 25—63].

Англ. пер.: // Philokalia (№ 7.158). 1. 162—198.

 

Recensio brevior (Capita 24)

1839. Waegeman M. Les 24 chapitres «De temperantia et virtute» d’Hésychius le Sinaïte. Éd. critique // SEJG 1974—1975. 22(1). 195—285. [Первое изд. алфавитной рецензии в 24 главы с лат. пер., введ. о ркп и их классиф., указ. всех слов].

 

Исследования

1840. Kallistos Ware. Origins of the Jesus Prayer: Diadochus, Gaza, Sinai // SS (№ 1.598). 175—184.

1841. Kirchmeyer J. Hésychius le Sinaïte et ses Centuries // MMA (№ 8.234). 1. 319—329.

1842. Völker W. Die beiden Centurien «De temperantia et virtute» des Hesychius // Id. Scala Paradisi (№ 4.1831). 291—314.

1843. Waegeman M. La structure primitive du traité «De temperantia et virtute» d’Hésychius le Sinaïte: deux centuries ou un acrostiche alphabétique? // Byz 1974. 44. 467—478. [Против гипотезы Киршмайера и в пользу первичности обширной версии (двух сотниц)].