К оглавлению Библиографии исихазма

 

К словнику по греческой патрологии

 

О проекте Святоотеческая библиография

 

На главную страницу

 

Информация об авторском праве и условиях пользования текстом

 

Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.

 

© А. Г. Дунаев. Все права защищены.

 

Незаконное копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном или электронном виде без письменного разрешения правообладателя запрещено.

Частичное копирование в Интернете допускается при наличии активной ссылки на сайт: http://www.danuvius.orthodoxy.ru

 

Информация о библиографии

 

Библиография отражает иностранную литературу до 2000 г. Дополнения и обновления информации, не вошедшие в печатную Библиографию исихазма, при отсутствии финансовой поддержки не планируются. Отдельные дополнения будут отмечаться фигурными скобками { }. Сканированный (нераспознанный) текст печатной версии книги доступен здесь: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB.djvu

 

О пользовании библиографией

 Некоторые центральноевропейские и восточные шрифты здесь не отображаются правильно, поэтому желательно сверяться с указанным сканом ИАБ.

Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.

Номера страниц (первая и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода книги из печати) или в сканированном варианте. При ссылках можно обойтись без страниц и указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.

Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки  указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8).

Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).

Перейти к сокращениям книг и журналов.

ИАБ. Раздел 4

Антоний Великий

 BHG 140

Ок. 251—355, преп. Один из самых известных и почитаемых родоначальников монашества. Полн. библ. творений см.: СPG 2330—2350.

 

Житие, написанное св. Афанасием Александрийским

Крит. издания:

416. Vita di Antonio / Testo critico e commento a cura di Bartelink G. J. M., trad. di Citati P., Lilla S. Fondazione Lorenzo Valla: Arnoldo Mondadori editore 1974. 281. (Vite dei santi. 1). [Древний лат. перев. Жития. Библ.: LXXXVIIXCII, 269—271. Комм.: 185—268].

417. Athanase d’Alexandrie. Vie d’Antoine / Introd., texte crit., trad., notes et index Bartelink G. J. M.  P. 1994. (SC 400).

Рус. пер.:

418. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. СТСЛ 19032. 3. 178—250. * Репр.: М. 1994.

Груз. пер.: см. № 14.314.

Исследования:

419. Войтенко А. А. «Житие преп. Антония Великого» свт. Афанасия Александрийского и начало христианского монашества // ВВ 2001. 60(85). 83—98.

420. Abramowski L. Vertritt die syrische Fassung die ursprüngliche Gestalt der Vita Antonii? // Mélanges Antoine Guillaumont. / Ed. Cramer P. Genève 1988. 47—56.

421. Bouyer L. La Vie de saint Antoine. Essai sur la spiritualité du monachisme primitif. Saint-Wandrille 1950. 2Bellefontaine 1978. XIII, 237. (Spiritualité orientale. 22).

422. Brakke D. The Greek and Syriac version of the Life of Antony // AB 1994. 112. 29—53.

423. Brennan B. R. Athanasius’ Vita Antonii: A sociological interpretation // ViC 1985. 39. 209—227.

424. Camplani A. Did Athanasius know Anthony? A response to Leslie D. Barnard // Христианский Восток. 1999. 1(7). 296—301.

425. Daniélou J. Les démons de l’air dans la Vie d’Antoine // Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 136—147.

426. Delcorno C. Sul testo della «Vita di Antonio» // Omaggio a Gianfranco Folena. Padova 1993. 547—556.

427. Dörries H. Die Vita Antonii als Geschichtsquelle // Id. Wort und Stunde (№ 4.30).

428. Francis J. A. Pagan and Christian philosophy in Athanasius’ Vita Antonii // American Benedictine Rev. 1981. 32. 100—113.

429. Frazier F. L’Antoine d’Athanase. À propos des chapitres 83—88 de la «Vita» // ViC 1998. 52(3). 227—256.

430. Garitte G. Un témoin important du texte de la Vie de S. Antoine par S. Athanase: La version inédite des Archives de la basilique St Pierre à Rome // Inst. hist. Belge Rome. 1939. 97. (Études de philologie, d’archéologie et d’histoire ancienne. 3).

431. Garitte G. Le texte grec et les versions anciennes de la vie de saint Antoine // Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 1—12.

432. Gregg R. C., Groh D. E. Claims on the Life of St. Antony // Early Arianism — a View of Salvation. Philadelphia 1981. 131—159.

433. Hägg T. After 300 years: A new, critical edition of the Greek «Life of St. Antony» // Classica et mediaevalia. 1997. 48. 267—281.

434. La vie primitive de S. Antoine conservée en syriaque / Ed. Draguet R. Louvain 1980. (CSCO Syr 417/418).

435. List J. Das Antoniusleben des hl. Athanasius des Großen. Eine literar-historische Studie zu den Anfängen der byzantinischen Hagiographie. Athens 1930. (Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher. Beiheft 11).

436. Mara M.G. Il ruolo di Paolo nella proposta monastica della «Vita Antonii» // Atti dei I Simposio di Tarso su S. Paolo Apostolo. Roma 1993. 129—138.

437. Marx M. Incessant prayer in the «Vita Antonii» // Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 108—135.

438. Mohrmann C. Note sur la version latine la plus ancienne de la Vie de saint Antoine par saint Athanase // Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 3544.

439. Reitzenstein R. Das Athanasius Werk über das Leben des Antonius. Ein philologischer Beitrag zur Geschichte des Mönchtums. Heidelberg 1914.

440. Santos Otero A. de. Die altslavische Überlieferung der Vita Antonii des Athanasius // ZKG 1979. 90:2—3. 242—252.

441. Takeda F. F. Monastic theology of the Syriac version of the Life of Antony // StPatr 2001. 35. 148—157.

442. Tetz M. Athanasius und die Vita Antonii. Literarische und theologische Relationen // ZWT 1982. 73. 1—30.

443. Tornau C. Intertextuality in early Latin hagiography: Sulpicius Severus and the Vita Antonii // StPatr 2001. 35. 158—166.

 

Послания, атрибуируемые преп. Антонию

Аутентичным, по мнению большинства ученых, является корпус из семи посланий (в арабской версии св. Антонию оказались приписаны еще и послания преп. Аммона, см. № 4.483). Из них на греческом дошел один фрагмент, а на коптском — несколько фрагментов. Только одно (первое) послание сохранилось в сирийской версии, полностью корпус из семи посланий — в арабской, грузинской и латинской версиях; их конкорданс:

 

Араб.:

1

2

3

4

5

6

7

Груз.:

1

2

6

7

3

4

5

Латин.:

1

4

6

7

3

4

5

Сир.:

1

 

 

Издания

Арабская версия:

 



444. [Авва Муркус ал-Антуни. Книга душеполезная посланий святого Антония. Каир 1899]



445.  [Послания святого Антония. Монастырь Св. Аввы Макария. 1979].

446. Лат. пер. (маронит Аbraham Ecchelensis. 1641) по арабской ркп: PG 40, 999С1119С.

447. Рус. пер. с лат.: // ХЧ 1826. 22—23; 1828. 31—32; 1829. 33—36. Подробная роспись «творений» и писем Антония в: Указатель к ХЧ за 1821—1903 гг. СПб. 1905. 25—26. Ср.: Антоний Великий, преп. Духовные наставления. М. 1997. 254; Добротолюбие. М. 31895. 1. 17—152.

Nota. Произведения, помещенные в греч. Добротолюбии (Φιλοκαλία. Ἀθῆναι 41974. 1. 4—27) под именем Антония, ему не принадлежат и являются христианской обработкой платонических и стоических источников. См. CPG 2347. Рус. Добротолюбие значительно расширено по сравн. с греч.

448. Matta El-Meskine P. Saint Antoine, ascète selon l’Evangile. Suivi de Les vingt lettres de saint Antoine selon la tradition arabe: traduction. Bellefontaine 1993. 216. (Spiritualité orientale. 57). * Рец.: Nin M. // StMon 1994. 36. 339.

Грузинская и коптская версии: см. №№ 14.331, 332.

Латинская версия: PG 40, 997C—1000B [Valerius de Sarasio, с утраченной греч. ркп].

Сирийская версия:

449. Nau F. La version syriaque de la première Lettre de Saint Antoine // ROC 1909. 14. 282—297.

 

Переводы на современные языки

Наиболее надежные переводы каждой из вост. версий указаны выше; ниже указаны только осн. переводы, сделанные с учетом хотя бы неск. версий.

450. Saint Antoine. Lettres / Trad. française par les moines du Mont-des-Cats, introd. par Dom Louf A. Bellefontaine 1976. 124. (Spiritualité orientale. 19).

451. The Letters of Saint Antony the Great / Transl., introd. Chitty D. J. Oxford 1975. (Fairacres Publication. 50). * 21995.

См. также № 4.471.

 

Исследования

452. Агапит, иером. Жизнь преподобного отца нашего Антония Великого и его устные и письменные духовно-подвижнические наставления. СПб. 1865. 154. Он же. Библиографическая заметка // Странник. 1866. Март. 27.

453. Архангельский А. С. К изучению древнерусской литературы. Очерки и исследования. Творения Отцов Церкви в древнерусской письменности. (Обозрение рукописного материала). СПб. 1 (1888)—2 (1891). 3—8.

454. Афанасьев В. Жизнь св. Антония Великого // ЖМП 1994. 11/12. 29—41.

455. Извеков М. [С.] Преп. Антоний Великий // ХЧ 1879. 2. 66—130, 272—317.

456. Лобачевский Стефан, свящ. Святый Антоний Великий (его жизнь, писания и нравственно-подвижническое учение). Одесса 1906. 26, 283.

457. Преп. Антоний Великий, его жизнь и поучения. Одесса 1884. 116. * 21891, 31900.

458. Флоренский П. A., свящ. Антоний романа и Антоний предания // БВ 1907. 1(1). 119—159. * Отд. изд.: Сергиев Посад 1907. 41. * Переизд.: // Он же. Соч.: В 4-х тт. М. 1994. 1. 490—527.

459. Amelineau E. C. Saint Antoine et le commencement du monachisme chrétien en Egypte // RHR 1912. 65. 16—78.

460. Antonius Magnus Eremita, 356—1956. Studia ad antiquum monachisma spectantia / Cura Steidle B. Roma 1958. (Studia Anselmiana. 38).

461. Bacht H. Antonius und Pachomius. Von der Anachorese zum Coenobitentum // Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 66—107.

462. Bettencourt E. L’idéal religieux de saint Antoine et son actualité // Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 45—65.

463. Desprez V. Saint Antoine et les débuts de l’anachorèse // Lettre de Ligugé 1986. 237, 238. 23—36, 10—38. * Англ. пер.: // American Benedictine Rev. 1992. 43. 61—81, 141—172.

464. Devillers N. St Antoine le Grand, pиre des moines. Bellefontaine 1971.

465. Devillers N. Antonio e la lotta spirituale. Bose 1998. 192.

466. Gould G. E. Recent work on monastic origins: A consideration of the questions raised by Samuel Rubenson’s The Letters of St. Antony // StPatr 1993. 25. 405—416.

467. Hertling L. von. Studi storici antoniani negli ultimi trent’anni // Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 1334.

468. Lawyer J. E. Saint Antony of Egypt and the spirituality of aging // CistSt 2000. 35.1. 55—74.

469. Leclercq J. Saint Antoine dans la tradition monastique médiévale // Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 229247.

470. Quasten J. St. Antony // Quasten. Patrology—3 (№ 4.308). 148—153.

471. Rubenson S. The letters of St Antony. Origenist theology, monastic tradition and the making of a saint. Lund 1990. 224. (Bibliotheca historico-ecclesiastica Lundensis. 24). * Пересмотр. и доп. изд.: Minneapolis 1995. 260. [Добавлено Прилож. (196—231): англ. пер. 7 писем, сделанный по всем сохр. версиям, с осн. опорой на груз. и лат.]. * Рец.: Gragg G. // J. of Religion. 1998. 78(1). 108—109; Bartelink G. J. M. // REAug 1991. 37. 171—172; ViC 1991. 45. 185—186; Barnes // JThS 1991. 42. 723—732; Plank B. // OS 1992. 41. 70; Lies L. // ZKTh 1993. 115(2). 210; Young R. D. // ChHist 1993. 62. 237—239; Verbraken P. // RB 1991. 101. 197—198; Müller C. D. G. // OrC 1992. 76. 255—258. [Этапный труд, «революционизирующий наше понимание жизни и мысли великого егип. отшельника» (из отзыва на 2 изд.)].

472. Sauser E. Antonius Abbas (der Große) // LCI 5. 205—217.

473. Steidle B. Homo Dei Antonius. Zum Bild des «Mannes Gottes» im alten Mönchtum // Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 148—200.

474. Vogüé A. de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l’antiquité. (№ 4.71). 1. Le monachisme latin: De la mort d’Antoine à la fin du séjour de Jérôme à Rome, 356—385. P. 1991. 17—80.

475. Wadid A. L’essentiel de la vie monastique d’après les Lettres de saint Antoine // Irénikon. 1997. 70: 3. 363—376.

 

См. также № 4.270, публ. архим. Палладия.