К оглавлению Библиографии исихазма
К словнику по греческой патрологии
О проекте Святоотеческая библиография
Информация об авторском праве и условиях пользования текстом
Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.
© А. Г. Дунаев. Все права защищены.
Незаконное копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном или электронном виде без письменного разрешения правообладателя запрещено.
Частичное копирование в Интернете допускается при наличии активной ссылки на сайт: http://www.danuvius.orthodoxy.ru
Информация о библиографии
Библиография отражает иностранную литературу до 2000 г. Дополнения и обновления информации, не вошедшие в печатную Библиографию исихазма, при отсутствии финансовой поддержки не планируются. Отдельные дополнения будут отмечаться фигурными скобками { }. Сканированный (нераспознанный) текст печатной версии книги доступен здесь: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB.djvu
О пользовании библиографией
Некоторые центральноевропейские и восточные шрифты здесь не отображаются правильно, поэтому желательно сверяться с указанным сканом ИАБ.
Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.
Номера страниц (первая и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода книги из печати) или в сканированном варианте. При ссылках можно обойтись без страниц и указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.
Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8).
Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).
Перейти к сокращениям книг и журналов.
ИАБ. Раздел 4
Ок.
251—355, преп. Один из самых известных и почитаемых родоначальников монашества.
Полн. библ. творений см.: СPG 2330—2350.
416. Vita di Antonio / Testo critico e commento a cura di Bartelink
G. J. M., trad. di Citati P., Lilla S. Fondazione
Lorenzo Valla: Arnoldo Mondadori
editore 1974. 281. (Vite dei santi.
1). [Древний лат. перев. Жития. Библ.: LXXXVII—XCII, 269—271. Комм.: 185—268].
417. Athanase d’Alexandrie. Vie d’Antoine / Introd., texte crit., trad., notes et index
Bartelink G. J. M.
P. 1994. (SC 400).
Рус. пер.:
418. Творения иже во святых отца
нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. СТСЛ
19032. 3. 178—250. * Репр.: М. 1994.
Груз. пер.: см. № 14.314.
419. Войтенко
А. А. «Житие преп. Антония Великого» свт.
Афанасия Александрийского и начало христианского монашества // ВВ 2001. 60(85). 83—98.
420. Abramowski L. Vertritt
die syrische Fassung die ursprüngliche Gestalt der
Vita Antonii? // Mélanges Antoine Guillaumont. / Ed. Cramer P. Genève 1988. 47—56.
421. Bouyer L. La Vie de saint Antoine. Essai sur la spiritualité
du monachisme primitif.
Saint-Wandrille 1950. 2Bellefontaine
1978. XIII, 237. (Spiritualité orientale. 22).
422. Brakke D. The Greek and Syriac
version of the Life of Antony // AB 1994. 112. 29—53.
423. Brennan B. R. Athanasius’ Vita Antonii: A sociological interpretation // ViC 1985. 39. 209—227.
424. Camplani A. Did Athanasius know Anthony? A
response to Leslie D. Barnard // Христианский Восток. 1999. 1(7). 296—301.
425. Daniélou J. Les démons
de l’air dans la Vie d’Antoine // Antonius Magnus Eremita,
356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 136—147.
426. Delcorno C. Sul testo della «Vita di Antonio» // Omaggio a
Gianfranco Folena. Padova
1993. 547—556.
427. Dörries H. Die Vita Antonii als
Geschichtsquelle // Id. Wort und Stunde
(№ 4.30).
428. Francis J. A. Pagan and Christian philosophy in Athanasius’ Vita Antonii // American Benedictine Rev. 1981. 32. 100—113.
429. Frazier F. L’Antoine
d’Athanase. À propos des chapitres
83—88 de la «Vita» // ViC 1998. 52(3). 227—256.
430. Garitte G. Un témoin
important du texte de la Vie de S. Antoine par S. Athanase: La version inédite
des Archives de la basilique St Pierre à Rome
// Inst. hist. Belge Rome. 1939. 97. (Études de philologie, d’archéologie et d’histoire
ancienne. 3).
431. Garitte G. Le texte grec et les versions anciennes de
la vie de saint Antoine // Antonius Magnus Eremita,
356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 1—12.
432. Gregg R. C., Groh D. E. Claims on the
Life of St. Antony // Early Arianism — a View of
Salvation. Philadelphia 1981. 131—159.
433. Hägg T. After 300 years: A new, critical
edition of the Greek «Life of St. Antony» // Classica
et mediaevalia. 1997. 48. 267—281.
434. La vie
primitive de S. Antoine conservée en syriaque / Ed. Draguet R. Louvain
1980. (CSCO Syr 417/418).
435. List J. Das Antoniusleben
des hl. Athanasius des Großen. Eine literar-historische Studie zu den Anfängen
der byzantinischen Hagiographie. Athens 1930. (Byzantinisch-neugriechische
Jahrbücher. Beiheft
11).
436. Mara M.G. Il ruolo di Paolo nella proposta monastica della «Vita Antonii» // Atti dei I Simposio di Tarso su
S. Paolo Apostolo. Roma 1993. 129—138.
437. Marx M. Incessant prayer in the «Vita Antonii» // Antonius Magnus Eremita,
356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 108—135.
438. Mohrmann C. Note sur
la version latine la plus ancienne
de la Vie de saint Antoine par saint Athanase //
Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 35—44.
439. Reitzenstein R. Das Athanasius Werk
über das Leben des
Antonius. Ein philologischer
Beitrag zur Geschichte des Mönchtums. Heidelberg 1914.
440. Santos Otero A. de. Die altslavische Überlieferung der Vita Antonii des Athanasius
// ZKG 1979. 90:2—3. 242—252.
441. Takeda F. F. Monastic theology of
the Syriac version of the Life of Antony // StPatr 2001. 35. 148—157.
442. Tetz M. Athanasius und die Vita Antonii. Literarische und theologische Relationen // ZWT 1982. 73. 1—30.
443. Tornau C. Intertextuality
in early Latin hagiography: Sulpicius Severus and the
Vita Antonii // StPatr
2001. 35. 158—166.
Аутентичным, по
мнению большинства ученых, является корпус из семи посланий (в арабской версии
св. Антонию оказались приписаны еще и послания преп. Аммона,
см. № 4.483). Из них на
греческом дошел один фрагмент, а на коптском — несколько фрагментов. Только
одно (первое) послание сохранилось в сирийской версии, полностью корпус из семи
посланий — в арабской, грузинской и латинской версиях; их конкорданс:
Араб.: |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Груз.: |
1 |
2 |
6 |
7 |
3 |
4 |
5 |
Латин.: |
1 |
4 |
6 |
7 |
3 |
4 |
5 |
Сир.: |
1 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Арабская
версия:
444. [Авва Муркус ал-Антуни. Книга
душеполезная посланий святого Антония. Каир 1899]
445. [Послания святого Антония.
Монастырь Св. Аввы Макария.
1979].
446. Лат. пер. (маронит Аbraham Ecchelensis. 1641) по арабской ркп:
PG 40, 999С—1119С.
447. Рус. пер. с лат.: // ХЧ 1826. 22—23; 1828. 31—32; 1829. 33—36. Подробная роспись
«творений» и писем Антония в: Указатель к ХЧ за
1821—1903 гг. СПб. 1905. 25—26. Ср.: Антоний
Великий, преп. Духовные наставления.
М. 1997. 254; Добротолюбие. М. 31895. 1.
17—152.
Nota.
Произведения, помещенные в греч. Добротолюбии (Φιλοκαλία. Ἀθῆναι 41974. 1.
4—27) под именем Антония, ему не принадлежат и являются христианской обработкой
платонических и стоических источников. См. CPG 2347.
Рус. Добротолюбие значительно расширено по сравн. с
греч.
448. Matta El-Meskine P.
Saint Antoine, ascète selon
l’Evangile. Suivi de Les vingt lettres de saint Antoine selon la tradition arabe: traduction. Bellefontaine 1993. 216. (Spiritualité
orientale. 57). * Рец.: Nin M. //
StMon 1994. 36. 339.
Грузинская и коптская версии: см. №№ 14.331, 332.
Латинская версия: PG 40, 997C—1000B [Valerius de
Sarasio, с утраченной греч. ркп].
Сирийская версия:
449. Nau F. La version syriaque de la première Lettre
de Saint Antoine // ROC 1909. 14. 282—297.
Переводы на современные языки
Наиболее надежные
переводы каждой из вост. версий указаны выше; ниже указаны только осн. переводы, сделанные с учетом хотя бы неск. версий.
450. Saint Antoine. Lettres
/ Trad. française
par les moines du Mont-des-Cats, introd.
par Dom Louf A. Bellefontaine 1976. 124. (Spiritualité orientale.
19).
451. The
Letters of Saint Antony the Great / Transl., introd. Chitty D. J. Oxford 1975. (Fairacres Publication. 50). * 21995.
См.
также № 4.471.
452. Агапит, иером. Жизнь преподобного отца нашего
Антония Великого и его устные и письменные духовно-подвижнические наставления.
СПб. 1865. 154. Он же.
Библиографическая заметка // Странник. 1866. Март. 27.
453. Архангельский А. С. К изучению
древнерусской литературы. Очерки и исследования. Творения Отцов Церкви в
древнерусской письменности. (Обозрение рукописного материала). СПб. 1 (1888)—2
(1891). 3—8.
454. Афанасьев
В. Жизнь св. Антония Великого // ЖМП 1994.
11/12. 29—41.
455. Извеков М. [С.] Преп.
Антоний Великий // ХЧ 1879. 2. 66—130, 272—317.
456. Лобачевский Стефан, свящ. Святый Антоний Великий (его жизнь, писания и нравственно-подвижническое
учение). Одесса 1906. 26, 283.
457. Преп. Антоний Великий, его
жизнь и поучения. Одесса 1884. 116. * 21891, 31900.
458. Флоренский
П. A., свящ. Антоний романа и Антоний предания //
БВ 1907. 1(1). 119—159. * Отд. изд.: Сергиев Посад
1907. 41. * Переизд.: // Он же. Соч.: В 4-х тт. М. 1994. 1. 490—527.
459. Amelineau E. C. Saint Antoine et le commencement
du monachisme chrétien
en Egypte // RHR 1912. 65.
16—78.
460. Antonius
Magnus Eremita, 356—1956. Studia
ad antiquum monachisma spectantia / Cura Steidle B. Roma 1958. (Studia Anselmiana. 38).
461. Bacht H. Antonius und Pachomius.
Von der Anachorese zum Coenobitentum // Antonius
Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 66—107.
462. Bettencourt E. L’idéal
religieux de saint Antoine et son actualité
// Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 45—65.
463. Desprez V. Saint Antoine et les débuts
de l’anachorèse // Lettre
de Ligugé 1986. 237, 238. 23—36, 10—38. * Англ. пер.: // American Benedictine Rev. 1992. 43. 61—81, 141—172.
464. Devillers N. St Antoine le Grand, pиre des moines. Bellefontaine
1971.
465. Devillers N. Antonio e la lotta
spirituale. Bose 1998. 192.
466. Gould G. E. Recent work on monastic
origins: A consideration of the questions raised by Samuel Rubenson’s
The Letters of St. Antony // StPatr 1993. 25.
405—416.
467. Hertling L. von. Studi
storici antoniani negli ultimi trent’anni
// Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 13—34.
468. Lawyer J. E. Saint Antony of Egypt and
the spirituality of aging // CistSt 2000. 35.1.
55—74.
469. Leclercq J. Saint Antoine dans
la tradition monastique médiévale
// Antonius Magnus Eremita, 356—1956 (№ 4.460). Roma 1958. 229—247.
470. Quasten J. St. Antony // Quasten. Patrology—3
(№ 4.308). 148—153.
471. Rubenson S. The letters of St Antony. Origenist theology, monastic tradition and the making of a
saint. Lund 1990. 224. (Bibliotheca historico-ecclesiastica
Lundensis. 24). * Пересмотр. и доп. изд.: Minneapolis 1995. 260.
[Добавлено Прилож. (196—231): англ. пер. 7 писем,
сделанный по всем сохр. версиям, с осн. опорой на груз. и лат.]. * Рец.: Gragg G. // J. of
Religion. 1998. 78(1). 108—109; Bartelink G. J. M.
// REAug 1991. 37. 171—172; ViC
1991. 45. 185—186; Barnes // JThS 1991. 42. 723—732; Plank
B. // OS 1992. 41. 70; Lies L. //
ZKTh 1993. 115(2). 210; Young R. D. // ChHist 1993. 62.
237—239; Verbraken P. // RB
1991. 101. 197—198; Müller C. D. G. // OrC
1992. 76. 255—258. [Этапный труд, «революционизирующий наше понимание жизни и
мысли великого егип. отшельника» (из отзыва на 2
изд.)].
472. Sauser E. Antonius Abbas
(der Große) // LCI 5. 205—217.
473. Steidle B. Homo Dei Antonius. Zum Bild des «Mannes Gottes» im alten
Mönchtum // Antonius Magnus Eremita,
356—1956 (№ 4.460). Roma 1958.
148—200.
474. Vogüé A. de. Histoire littéraire
du mouvement monastique dans l’antiquité. (№ 4.71). 1. Le monachisme
latin: De la mort d’Antoine
à la fin du séjour de Jérôme à Rome, 356—385. P. 1991. 17—80.
475. Wadid A. L’essentiel
de la vie monastique d’après
les Lettres de saint Antoine // Irénikon.
1997. 70: 3. 363—376.
См. также № 4.270, публ. архим.
Палладия.