К оглавлению Библиографии исихазма
К словнику по греческой патрологии
О проекте Святоотеческая библиография
Информация об авторском
праве и условиях пользования текстом
Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.
© А. Г. Дунаев. Все права защищены.
Источник текста: Исихазм: аннотированная
библиография. М., 2004. С. 345–349.
Незаконное копирование, тиражирование, публикация и др. распространение
файла в печатном или электронном виде без письменного разрешения
правообладателей запрещено и будет преследоваться согласно российским и
международным законам об охране авторского права и электронных носителях
информации вплоть до закрытия сайтов-нарушителей (согласно обычным условиям
предоставления хостинга провайдерами) и денежных штрафов.
Полное копирование разрешается без письменного разрешения правообладателей
только для частного некоммерческого использования.
Частичное (не более 25%) использование данной информации разрешается в
бумажных публикациях без письменного разрешения правообладателей при условии
обязательной ссылки на Библиографию исихазма (и на сайт А. Г. Дунаева, если
информация взята с него, а не из бумажного варианта).
Копирование информации на интернет-сайтах без
письменного разрешения правообладателей категорически запрещено, допускается
только ссылка на данную страницу.
Право частичного копирования информации, относящейся
к выставленным текстам русских переводов творений святых отцов, предоставлено
сайту www.pagez.ru
Информация об обновлении
библиографии
Все последующие дополнения и обновления информации,
не вошедшие в печатную Библиографию исихазма, будут отмечаться фигурными
скобками { }.
О пользовании Библиографией
Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим
разделам.
Номера страниц (первая и последняя) будут скоро проставлены
согласно Библиографии исихазма в Оглавлении, а также во всех файлах,
размещаемых на сайте после выхода Библиографии из печати. При ссылках можно
обойтись без страниц и указать лишь номер раздела и номер библиографической
единицы.
Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8). Размещение прочих разделов планируется на сайте С. С. Хоружего.
Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).
Перейти к сокращениям книг и журналов.
[С. 345:]
Осн. пособия: Beck 712–785 (Palamismus und Unionsversuche) и
PLP.
Исихазм XIV в.: религиозно-культурные измерения
469. Барабанов Н. Д. Из истории византийской
этики на рубеже XIII–XIV вв. // АДСВ 1987. 23: Проблемы идеологии и культуры.
103–110.
470. Барабанов Н. Д. Византийские святые
XIV в. Трансформация образов и общественное сознание // Политический лидер,
партия и общество. Саратов 1992. 3–13.
471. Бычков В. В. Византийская эстетика.
Теоретические проблемы. M. 1977. 199.
472. Бычков В. В. Византийская эстетика в
XIII–XV вв. // Культура Византии. XIII –первая половина XV в. М. 1991. 412–447.
473. Бычков В. Православная эстетика в период
позднего византийского исихазма // ВРХД 1992. 164. 33–62.
474. Бычков В. В. Эстетика византийского
исихазма // Старобългарска литература. 1994. 27. 51–68.
475. Климков Олег, свящ. Антропологическая
проблематика в исихастских спорах XIV в. // XXI век: Будущее России в
философском измерении. Материалы Второго Росс. филос. конгресса. Екатеринбург
1999. 4: Философия духовности, образования, религии. 2. 250–251.
476. Коскина О. С. Fil…a в контексте образа жизни
византийского монашества в начале XIV в. // История Церкви: изучение и
преподавание. 1999. 278–286.
477. Красиков С. В. Спор о силлогизмах в
византийской антилатинской полемике 1334–1336 гг. // Вера и Церковь в Средние
века и раннее Новое время. (Западная Европа и Византия). М. 2001. 28–30.
478. Медведев И. П. Мистра. Очерк истории и
культуры поздневизантийского периода. Л. 1973.
479. Медведев И. П. К вопросу о влиянии
идеологической борьбы в Византии в XIV в. на изобразительное искусство //
Искусство и культура Византии. Тезисы докладов конференции. Л. 1975.
480. Медведев И. П. Византийский гуманизм
XIV–XV веков. Л. 1976. 255. * 2 изд., расш., доп.: СПб. 1997. 340. [C.5:
Список рец. на 1 изд.].
481. Медведев И. П. Особенности философской
мысли в Византии XIV–XV вв. // Культура Византии. XIII — первая
половина XV вв. М. 1991. 242–254.
482. Мейендорф Иоанн, прот. Духовное и
культурное возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы. Лекции, читанные в Белорусском Экзархате Московского Патриархата.
Минск 1992. 72. * Переизд.: // Синергия (№ 1.161). 9–26; // Он же. Православие и современный мир. Минск 1995. 31–56.
483. Морозова К. И. Неизвестные
антипаламитские трактаты // Verbum 3 (№ 9.1524).
254–257.
484. Поляковская М. А. К характеристике
византийской образованности: учителя и ученики // АДСВ 1987. 23. 111–120.
485. Поляковская М. А. Портреты византийских
интеллектуалов. Екатеринбург 1992. 255. 2СПб. 1998. 249. (Визант.
б-ка).
[С. 346:]
486. Радченко К. О исихастах //
Университетские известия. Киев. 1899. Июнь. 57, 59, 155.
487. Сюзюмов М. Я. Философия и богословие //
История Византии. М. 1967. 3. 234–256.
488. Сюзюмов М. Я. Возрождение, гуманизм и
феодализм // АДСВ 1979. 16: Социальное развитие Византии. 5–22.
489. Успенский Л. А. Исихазм и
“гуманизм” — палеологовский расцвет // ВРЗПЭ 1967. 15. 110–127. *
Переизд.: // Он же. Богословие иконы
Православной Церкви. Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского 1997.
263–287.
490. Яцимирский А. И. Византийский
религиозный мистицизм XIV в. перед переходом его к славянам // Странник. 1908. Ноябрь–декабрь. 507–517, 662–672.
491. Avenarius
A. Der Geist der byzantinischen Ikonodulie und seine Tradition // JÖB
1992. 42.
41–54. [Затронуты Исихастские споры].
492. Beck
H.-G. Theodoros Metochites. Die Krise des byzantinisches Weltbildes im XIV.
Jahrhundert. München 1952.
493. Beck
H.-G. Besonderheiten der Literatur in der Palaiologenzeit // Art et
Société à Byzance sous les Paléologues. Venezia
1971. 43–52. (Actes du Colloque, organisé à Venise en sept. 1968. Publ. de l’Inst. hell. d’ét. byz.
et post-byz. de Venise. 4).
494. Buda
C. Influsso del Tomismo a Bisanzio nel secolo XIV // BZ 1956. 49. 318–331.
495. Buda
C. Il Tomismo a Bisanzio nel secolo XIV // Arch. stor. per la Cal. e Luc.
1957. 26. 291–299; 1958. 27. 3–33.
496. Christou
P. K. ”Erga 3. Qeologik¦
melet»mata, nhptik¦ kaˆ ¹sucastik£. Qessalon…kh 1975.
497. Clucas L. M. The triumph of mysticism
in Byzantium in the fourteenth century // Buzantin¦ kaˆ metabuzantin£. 1985.
4. 163–224.
498. Constantelos
D. J. A conflict between ancient Greek philosophy and Christian orthodoxy
in the late Greek Middle Ages // Christian
Hellenism. Essays and Studies in Continuity and Change / Publ. by Caratzas A.
D. New Rochelle; N. Y.; Athens.
499. De
Vries van der Velden D. L'élite byzantine
devant l'avancée turque a l'époque de la guerre civile de 1341
à 1354. Amsterdam 1989. 149–202.
500. Deun
P. van. Les citations de Maxime le Confesseur dans le florilège
palamite de l’Atheniensis, Bibliothèque Nationale 2583 // Byz 1987. 57. 127–157. [Описание
антологии и исследование соч. Максима, использованных компилятором. Определены
85 фрагментов из: Amb. Io. (19), Q. Thal. (15), Th.
Oec. (14), Div.
Nom. (7) и некоторых других].
501. Deun
P. van. Hagiographica dans un Florilège Palamite, l’Atheniensis,
Bibliotèque Nationale 2583 // AB 1987. 105:3–4. 413–414.
502. Duncan
Reid A. Hesychasm: a theological method in fourteenth century Byzantium //
OS 1997. 46. 15–24.
503. Eldarov
G. La dottrine dell’Immacolata nei maestri francescani e nei teologi
palamiti dei secoli XIV–XV // Virgo Immaculata. Acta congressus
mariologici-mariani Romae anno MCMLIV celebrati. Romae 1955. 4. 185–195.
504. Featherstone
J. An iconoclastic episode in the Hesychast Controversy // JÖB 1983. 33. 179–198. [Статья,
согласно Б. Л. Фонкичу, основана на неверной датировке ркп и не должна
приниматься во внимание].
[С. 347:]
505. Fouyas
M. The prelude of Helleno-Byzantine humanism and the anthropology of
mysticism of fourteenth-century: Palamism, scholasticism, and Italian and
Byzantine humanism // PBR 1993. 12:1–3. 5–12.
506. Geschichte und Kultur der
Palaiologenzeit. Referate des Intern. Symposions zu Ehren von H. Hunger, Wien
1994. Wien 1996.
507. Gianelli
C. Témoignages patristiques grecs en faveur d’une apparition du
Christ ressuscité à la Vierge Marie // REB 1953. 11. 106–119. * Переизд.: // Id. Scripta minora. Roma
1963. 175–188. (Studi bizantini e neoellenici. 10).
508. Grabar
A. The artistic climate in Byzantium during the Palaeologan Period // The
Kahrie-Djami / Ed. Underwood P. Princeton 1975. 4. 3–12.
509. I Padri Esicasti. L’amore della quiete (ho tes hesychias eros). L’esicasmo
bizantino tra il XIII e il XV secolo / Introd., trad. e note a cura di Antonio
Rigo. Bose.
1993. 232. [Антология текстов поздневиз. исихазма в итал. пер. Краткий словарь
исих. понятий, библ.] [AdQ].
510. [Ivanova-]Konstantinova K. Le reflet de la lutte
entre les hésychastes et leurs adversaires dans la littérature
polémique de traduction des slaves balkaniques // Résumés
des Communications du XIVe Congr. Int. des Ét. Byz., Bucarest 6—12 sept. 1971. Bucarest 1975. 33–34.
511. Kallistos
Ware. Tradition and personal experience in late Byzantine theology // ECR
1970. 3. 131–141.
512. Kallistos
Ware, bp. Scholasticism and Orthodoxy: Theological method as a factor in
the Schism // ECR 1973. 5. 16–27.
513. Kallistos
Ware, bp. The Hesychast Renaissance // SS (№1.598). 255–258.
514. Kallistos
Ware, bp. Act out of stillness: the influence of fourteenth-century Hesychasm
on Byzantine and Slav civilization / Ed. by Sahas D. J. Toronto 1995. 25. (The
“Byzantine heritage” annual lecture. 1995).
515. Karpozilos
A. St. Thomas Aquinas and the Byzantine East // EkPhar 1970. 52. 129–147.
516. Karpozilos
A. D. Byzantine apologetic and polemic writings of the Palaeologian epoch
against Islam // GOTR 1970. 15:2. 213–248.
517. Mastroyannopoulos
E. Aƒ sÚnodoi toà
ID/ a„înoj kaˆ Ð ¥nqrwpoj // 'Ekklhs…a. 1969. 46. 446–449. * Серб. пер.: Sabori u XIV veku i иovek
// GSPC 50. 1969. 339–343.
518. Mathewes-Green
G., Mathewes-Green F. Impact prayers // Christian History. 1997. 16(2). 28–31. [Знач.
Пс.-Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Мансура, Симеона Нового
Богослова и Григория Паламы для правосл. богословия].
519. Meyendorff
J. Le dogme eucharistique dans les controverses théologiques du XIVe
siècle // GP 1959. 42. 93–100. * То же: PanhgurikÒj tÒmoj ˜ortasmoà tÁj
˜xakosiostÁj ™pete…ou toà qan£tou toà
¡g…ou Grhgor…ou toà Palam©. Qessalon…kh 1960. 80–87. * Репр.:
BH (№ 6.522). № VIII.
520. Meyendorff J. Spiritual trends in Byzantium in the late thirteenth and early
fourteenth centuries // Art et société à Byzance sous les
Paléologues. Actes du Colloque organisé par l’Association
Internationale des Études Byzantines. Vénice 1971. 53–71. * Переизд.: // The Kahrie Djami / Ed. Underwood P. Princeton 1975. 4. 93–106.
521. Meyendorff
J. Society and culture in the fourteenth century: Religious problems //
Actes du XIV Congr. Int. des Ét. Byz., Bucarest, 6–12 sept. 1971.
Bucarest 1975. 1. 51–65.* Репр.: BH (№
6.522). №VIII.
[С. 348:]
522. Meyendorff
J. Byzantine Hesychasm: historical, theological and social problems. L. 1974. 292 [300], с разл.
пагин. [Репринт 16-ти ст. на англ., франц., греч. и рус. яз., опубл. между 1953
и 1971]. * Рец.: Schultze B. // OCP 1974. 40. 476; Kallistos Ware, bp. //
JThS 1979. 30. 344; Sherrard P. //
JEH 1977. 28.
329; Прохоров Г. М. // ВВ 1977. 38. 190–191. [BH].
523. Meyendorff
J. Is “Hesychasm” the right word? Remarks on religious ideology in the
fourteenth century // Okeanos, Festschrift on the Sixtieth Birthday of Ihor Ševčenko. Harvard Ukrainian Studies.
1983. 7. 447–456.
524. Meyendorff
J. Continuities and discontinuities in Byzantine religious thought // DOP
1993. 47. 69–81.
525. Nicol
D. M. The Byzantine Church and Hellenic learning in the fourteenth century
// Study in Church History. 1969. 5. 23–57. * Репр.: // Id. Byzantium. Its ecclesiastical
history and relations with the Western world. L. 1972. 12.
526. Onasch
K. Renaissance und Vorreformation in der byzantinisch-slawischen Orthodoxie
// Aus der byzantinischen Arbeit der DDR / Hrsg. Irmscher J. Berlin 1957. 1.
188–212.
527. Papadopoulos
S. G. `Ellhnikaˆ
metafr£seij Qwmistikîn œrgwn. Qiloqwmistaˆ kaˆ
¢ntiqwmistaˆ ™n Buzant…J. Sumboul¾ e„j t¾n
ƒstor…an tÁj buzantinÁj qeolog…aj. 1967. 199. * Нем. резюме: Papadopulos S. G. Thomas in
Byzanz. Thomas-Rezeption und Thomas-Kritik in Byzanz zwischen 1354 und 1435 //
Schol 1974. 49:1–3. 274–305. * Рец.: Politis
N. G. // EEBS 1968. 36. 429–433; Kotter
B. // ZKG 1970. 81. 264–266.
528. Rackl
M. Die griechische Übersetzung der Summa Theologiae des hl. Thomas von
Aquin // BZ 1923–1924. 24. 48–60.
529. Rigo
A. Noterelle in margine alla controversia palamitica // MiscMarc (№ 6.2219). 2–4. 123–140.
530. Runciman
S. The last Byzantine Renaissance. Cambridge 1970. 112.
531. Schoinas
F. `H Ðmwnum…a stÕn
DamaskhnÕ kaˆ stoÝj `Hsucastj Patšrej // Filosof…a kaˆ
'Orqodox…a / Boudourij
K. (™kd.). 'AqÁnai 1994. 316–328.
532. Schultze
B. Theologi palamitae saeculi XIV de meditatione B. M. Virginis // De
mariologia et oecumenismo. 1962. 345–422.
533. Єesan M. Teologia ortodoxa in secolul al XIV-lea // MB 1967. 1–2. 32–50.
534. Setton
K. M. The Byzantine background to the Italian Renaissance // Proc. of the
American Philosophical Society. Philadelphia 1956. 100. 1–76. * Переизд.: // Id. Europe and the
Levant in the Middle Ages and the Renaissance. L. 1974. 1.
535. Љevиenko
I. Society and intellectual life in late Byzantium. L.
1981. 374. (Collected Studies. 137). * Рец.: // OCP 1986. 52. 459–460;
Byzantine Studies. 1986. 13. 145–146.
536. Љevиenko
I. The Palaeologan Renaissance // Renaissances before
the Renaissance. Cultural revivals of late antiquity and the Middle Ages / Ed.
Stanford T. W. California 1984. 144–171.
537. Soteropoulos
Ch. G. Qšmata qeolog…aj ID/
aiènoj. 'Aq»na 1987. 214.
538. Špidlík
Th. Il monachesimo byzantino sul crocevia fra lo studitismo e l'esicasmo //
Vetera Christianorum. Bari. 1986. 23. 117–129.
539. Stavrou
Th. Ch. Aƒ perˆ tîn
¹sucastikîn tÁj id/ ˜katontaethr…doj kaˆ tÁj
didaskal…aj aÙtîn ™r…dej. Leipzig
1905.
540. Stein
F. J. Studien über die Hesychasten der vierzehnten Jahrhunderts. Wien
1874.
[С. 349:]
541. Strohm
M. Die Lehre von der Einfachheit Gottes. Ein dogmatischer Streitpunkt
zwischen Griechen und Lateinern // Kyrios. 1967. 7. 215–228.
542. Suttner
E. Ch. Psalm 136 (137) im Verständnis der Hesychasten // Wiener
Studien. 2001. 114.
543. Tsirpanlis
C. N. Byzantine humanism and hesychasm in the thirteenth and fourteenth centuries:
Synthesis or antithesis, reformation or revolution? // PBR 1993. 12:1–3. 13–23. * То же: //
GP 80. 1997. 309–324.
544. Tsirpanlis
C. N. Byzantine forerunners of the Italian Renaissance: Plethon, Bessarion,
George of Trebizond, John Argyropoulos, Manuel Chrysoloras, Demetrios Cydones,
Barlaam of Calabria // PBR 1996–1997. 15:1–3. 23–57.
545. Wenger
A. La Maternité spirituelle de Marie dans la théologie
byzantine du IXe au XVe siècle // La Maternité spirituelle de
Marie. 1960. 3. 9–17. (Bulletin de la Société française
d'études mariales. 17).
Исихазм и ереси (
мессалианство, богомильство)
546. Гечева Х. Богомилството. Библиография.
София 1997. 231.
547. Гроссу Н. К истории византийских
богомилов XII века // ТКДА 1913. 3:12. 589–612. * Отд. оттиск: Киев 1913.
548. Драгоjловић Д. Богомилство на Балкану и
у Малоj Азиjи. II. Богомилство на Православном Истоку. Београд 1982. (САНУ,
Балкан. ин-т. Посебна изд. 15).
549. Коев Т. Павликянски и месалиански
религиозни елементи в богомилството // Известия. Българската патриаршия.
Църковно-исторически и архивен институт. София
1984. 2. 76–82.
550. Rigo
A. Monaci esicasti e monaci bogomili. Le accuse di messalianismo e
bogomilismo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra esicasmo e
bogomilismo. Firenze. 1989. XII, 299. (Orientalia venetiana. 2). * Рец.: // REB 1992. 50.
317; Лурье В. М. Работы Антонио Риго
по истории византийского исихазма (№ 3.367); Dennis G. T. // Catholic Hist. Rev. 1994. 80:2. 345–346.
551. Rigo
A. Messalianismo e bogomilismo // OCP 1990. 56. 53–82.
552. Rigo
A. Il processo del Bogomilo Basilio (1099 ca.): una riconsiderazione // OCP
1992. 578. 185–211.
553. Rigo
A. Il bogomilismo bizantino in età paleologa (XIII–XV secolo). Fonti e problemi // RSLR 1996. 32(3). 627–641.
См.
также №№ 11.69, 70, 127, 233
(богомильство в Болгарии); Дунаев,
2002 (№ 4.542), 159–301.