К оглавлению Библиографии исихазма
К словнику по греческой патрологии
О проекте Святоотеческая библиография
Информация об авторском праве и условиях пользования текстом
Внимание! Любое копирование информации с данной страницы будет автоматически означать согласие пользователей с изложенными ниже условиями.
© А. Г. Дунаев, С. С. Хоружий. Все права защищены.
Незаконное копирование, тиражирование, публикация и др. распространение файла в печатном или электронном виде без письменного разрешения правообладателей запрещено и будет преследоваться согласно российским и международным законам об охране авторского права и электронных носителях информации вплоть до закрытия сайтов-нарушителей (согласно обычным условиям предоставления хостинга провайдерами) и денежных штрафов.
Полное копирование разрешается без письменного разрешения правообладателей только для частного некоммерческого использования.
Частичное (не более 25%) использование данной информации разрешается в бумажных публикациях без письменного разрешения правообладателей при условии обязательной ссылки на Библиографию исихазма (и на сайт А. Г. Дунаева, если информация взята с него, а не из бумажного варианта).
Копирование информации на интернет-сайтах без письменного разрешения правообладателей категорически запрещено, допускается только ссылка на данную страницу.
Право частичного копирования информации, относящейся к выставленным текстам русских переводов творений святых отцов, предоставлено сайту www.pagez.ru
Информация об обновлении библиографии
Все последующие дополнения и обновления информации, не вошедшие
в печатную Библиографию исихазма, будут отмечаться фигурными скобками { }.
О пользовании Библиографией
Общие теоретические и практические положения см. в Предисловии А. Г. Дунаева к греческим разделам.
Номера страниц (первая и последняя) в Библиографии исихазма см. в Оглавлении (будут указаны после выхода книги из печати). При ссылках можно обойтись без страниц и указать лишь номер раздела и номер библиографической единицы.
Перекрестные ссылки: полужирным шрифтом с подчеркиванием выделены номера разделов Библиографии (после точки указан номер библиографической единицы). Обращаю внимание, что в соответствии с нормами авторского права на моем сайте выставлены только составленные А. Г. Дунаевым греческие разделы (3, 4, 6, 7, 8). Размещение прочих разделов планируется на сайте С. С. Хоружего.
Поскольку одним из общих принципов Библиографии исихазма было исключение дублей, то многие единицы, в которых упоминаются сразу несколько древних авторов, изымались из ранней персоналии и помещались на персоналию более позднего автора того же раздела или даже в другие разделы (без указания «см. также»). Поэтому полноценное использование Библиографии возможно только при постоянном пользовании Именным указателем печатной книги (данное неудобство могло бы снять только электронное издание всей Библиографии).
Перейти к сокращениям книг и журналов.
Ок. 345—399. В молодости принадлежал к близкому окружению Каппадокийцев, был сподвижником св. Григория Богослова. Покинув КНП ок. 382 г., принял монашество в Палестине, затем подвизался в Египте, став учеником обоих Макариев (Египетского и Александрийского). Первый систематизатор учения египетских монахов. В ряде тем его соч. несут сильное влияние неоплатонизма, и после т.н. “оригенистских споров” он был подвергнут посмертному осуждению на V Всел. соборе. Как прочно признано, вместе с “Макариевским корпусом” Евагрий оказал сильное влияние на формирование исихастской традиции (в частности, на Иоанна Кассиана, Палладия, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника). Тем не менее, бытовавшее представление о разделении всей традиции на русла “мистики сердца” и “мистики ума”, восходящие, соответственно, к (пс.-)Макарию и Евагрию, сегодня надо признать слишком упрощенной схематизацией.
Наиболее полную аннотированную библиографию публикаций и исследований, посвященных Евагрию, составил Joel D. Kalvesmaki: http://arts-sciences.cua.edu/ecs/jdk/EvagPont. Эта библиография использована ниже, с доп. и уточн. и за вычетом материала, входящего в др. разделы. Обращение к указ. Интернет-сайту рекомендуется при необходимости просмотра Евагрианы по разным критериям (автору, названию, дате публикации).
Житие Евагрия было написано его учеником Палладием, но греч. оригинал оказался утрачен после осуждения Евагрия как еретика. Краткое Житие содержится в коптских материалах “Лавсаика”; однако неизвестно, в каком отн. находятся эти материалы к утраченному пространному Житию.
Почти все аскетич. трактаты Евагрия дошли на греческом, однако в большинстве случаев под др. именами (гл. образом, св. Нила Синайского). Авторство “переадресованных” соч. устанавливается с пом. вост. переводов (в осн., сир. и арм.), сохранивших надписание именем Евагрия; ряд трактатов сохранился только в пер. на вост. языки (осн. библ. вост. версий см. в CPG 2430–2482 [сир. и арм.] и в № 4.969 [араб.]). В составе “Добротолюбия” дошли произведения, представляющие собой антологии-центоны из соч. Евагрия. В рус. “Добротолюбии” переводы аскетич. творений Евагрия помещаются как под именем Евагрия (в т. 1), так и под именем преп. Нила Синайского (в т. 2). В греч. “Добротолюбии” сочинений Евагрия помещено значительно меньше. Св. Феофан Затворник не упоминает об осуждении Евагрия; однако выдвигавшееся предположение, что святитель не отождествлял авву Евагрия и Евагрия-еретика, не подкреплено доказательствами. Ниже даны осн. совр. издания аскетич. и экзегетич. трактатов (полн. библ. см. в CPG). Что же до иссл-ний, то без обсуждения трактатов Евагрия не обходится ни одна работа об аскетич. учении отцов; поэтому приводимый список не является исчерпывающим.
CPG 2430—2463, 2465—2483 (dubia et spuria). TLG 4110
Издания фрагментов разных творений
757. Géhin P. Evagriana d’un manuscrit Basilien
(“Vaticanus Gr.” 2028; Olim “Basilianus” 67) // Muséon. 1996. 109.
59—85. [“Vaticanus gr.” 2028. Новые греч. фрагменты Евагрия: “Kephalaia gnostica” (fragmenta
graeca); “Epistulae LXII” (fragmenta graeca); “Ad imitationem Cantici
canticorum”; “Ad imitationem Ecclesiastae” (graece ineditum) (“versio
arabica”); “Ad imitationem Prouerbiorum” (arabice); “Epistulae LXII” (fragmenta
graeca) (“versio syriaca”). Крит. аппарат].
758. Muyldermans J. Euagriana // Muséon. 1931. 44.
37—68. [“Capita cognoscitiua”, “Perˆ logismîn” Евагрия и “De proverbiis et eorundem expositionibus”
(partim) псевдо-Евагрия, изд. по ркп: Biblioteca apostolica Vaticana,
Barb. gr. 515, f. 57—61 et Barb. lat. 3024, f. 193v—196. Сравнение с ркп: Wien, Mechitharisten Kongregation. 235. 57—59, для “De proverbiis et eorundem
expositionibus” (partim)].
759. Muyldermans J. À travers la tradition
manuscripte d’Évagre le Pontique. Louvain 1932. (Bibliothèque du Muséon. 3).
760. Muyldermans J. Evagriana: le “Vatic. Barb. Graecus” 515
// Muséon. 1938. 51. 191—226. [Èзд. “Institutio seu Paraenesis ad
monachos” (“recensio longior”, 24 нов.гл.), а также “Sententiae”. Идентификация дополнит. мест по “De vitiis quae opposita sunt virtutibus”. Варианты, выявл. в “Capita paraenetica”; “Spirituales
sententiae per alphabeticum dispositae”; “Aliae sententiae”, согл. указ. ркп.].
761. Muyldermans J. S. Nil en version arménienne // Muséon. 1943. 56. 77—113. [Рец. “Vitae Patrum”. 2. 637—725, содержащая арм. версию соч., приписываемых Нилу Анкирскому. Идентификация текстов и отн. к греч. оригиналу. Франц. пер. “Instructio utilis” Езника Кольбаци, “Sermo 6” (excerpta) Афраата; “De magistris et discipulis” (“versio syriaca”) (fragmenta) Нила Анкирского; “Adhortatio ad monachos” (“versio armeniaca”) (supplementum) Нила Анкирского; “Sententiae” (“versio armeniaca”) Исихия Иерусалимского, приписываемых Нилу Анкирскому].
762. Muyldermans J. Evagriana Syriaca. Textes inédits
du British Museum et de la Vaticane, édités et traduits. Louvain
1952. (Bibliothèque du Muséon. 31).
763. Muyldermans J. Euagriana Coptica // Muséon.
1963. 76. 271—276. [Собр. “Fragmenta varia” (“Fragmenta coptica”), рассеянных в разл. публ. Пер.: нем. (Crum 1915, Erichsen 1933); франц. (Lefort); англ. (Crum 1926)].
Тексты, сохраненные целиком или
фрагментарно по-гречески[1]
Переведенные на рус. язык
Practicus
CPGS 2430; TLG 4110/1, 4110/X01
764. Évagre le Pontique. Traité pratique ou le Moine / Introd., texte crit., trad. et notes par A. et C. Guillaumont. P. 1971. 1—2. (SC. 170—171). [1: Introduction; 2: éd. crit. du texte grec, trad., comm. et tables] * Рец.: Courcelle P. // REA 1972. 74. 334, 336—342. Hornus J.-M. Review of Le “Traité Pratique” d’Evagre Le Pontique // RHPhR 1975. 55. 297—301. TLG 4110/1: Practicus (capita centum). по изд. SC 171: Prologus: 482—494. Cap. 1—100: 496—542, 546—586, 590—620, 624—710. Epilogus: 712.
Рус. пер.:
765. 1) Добротолюбие. 1 (по PG 40): а) De octo vitiosis cogitationibus ad Anatolium (= Practicus. 6—14; SC 171. 506—534): TLG 4110/X01: Добротолюбие. М. 31895. 1. 569—584 (Главы о деятельной жизни к Анатолию); б) Добротолюбие. М. 31895. 1. 584—590 (О деятельной жизни 100 глав); в) Добр. 1. М. 31895. 603—605 (Об осьми помыслах к Анатолию);
766. 2) А.И. Сидорова: // ЕвагТвор (№ 4.857). 94—112 (Слово о духовном делании, или Монах) (пер. по изд. SC).
Нем. пер.:
767. Evagrius. Praktikos, oder, Der Mönch: Hundert
Kapitel über das geistliche Leben / Übers. von Bunge G.
Schriftenreihe des Zentrums patristischer Spiritualität. Köln 1989.
287. (Koinonia-Oriens. 32). * Рец.: Descoeudres G. // FZPhTh 1992. 39.
237—239.
768. Evagrios Pontikos. Über die Acht Gedanken /
Eingel. und übers. von Bunge G. Würzburg 1992. 91. * Рец.: Nin M. Review of
Traité Pratique, ou, Le Moine by Evagrius, Ed. by Gabriel Bunge // StMon
1998. 40:2. 396.
Итал. пер.:
769. Evagrio Pontico. Trattato practico sulla vita monastica / Trad., introd. e note a cura di Dattrino L. Roma 1992. 126. (Collana di testi patristici. 100).
Исследования
770. Deun P. van. Oeuvres d’Évagre le Pontique passées inaperçues dans l’Athous Vatopedinus 57 (XIII—XIV siècle) // Byz 1990. 60. 441—444. [f. 479v—480v сод. фрагм из “Практика”, II. 6—14].
771. Muyldermans J. La teneur du “Practicus” d’Evagrius le
Pontique // Muséon. 1929. 42. 74—89.
Gnosticus
CPGS 2431. Fragmenta Graeca. TLG
4110/2
772. Évagre le Pontique. Le Gnostique, ou, A celui qui est devenu digne de la Science. Ed. crit. des fragments grecs. Trad. intégrale établie au moyen des versions syriaques et arméniennes. Comm. et tables / Introd., texte crit., trad. et notes par A. et C. Guillaumont. P. 1989. (SC 356). * Рец.: Des Places E. // Revue de philologie, de littérature et d’histoire anciennes. 1989. 63:2. 305—306; Mallet J. // RSLR 1990. 26:1. 188—190; Pasquier A. // Laval theologique et philosophique. 1992. 48:3. 473—474; Druet F. X. // Études Classiques. 1991. 59:1. 82; Gould G. // JThS 1990. 41. 687—690; Schenke H.-M. // Jahrbuch für Antike und Christentum 1990. 33. 269—270; Bartelink G. // ViC 1990. 44. 301—302; Coulie B. // Muséon. 1990. 103. 379—380; Lackner W. // JÖB 1992. 42. 357—359; Ruggieri V. // OrC 1990. 56. 238—239; Pasquier // LThPh 1992. 48. 473—474; Le Boulluec A. // REA 1991. 93. 162—163; Mallet J. // RSLR 1990. 26. 188—190; Verbraken P. // RB 1990. 100. 563.
773. Рус. пер.: // ЕвагТвор. (№ 4.857). 113—119. (Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения) [главы, сохранившиеся только на сир., переведены с франц.].
Исследования
774. Guillaumont A. Une nouvelle version syriaque du
Gnostique d’Évagre le Pontique // Muséon. 1987. 100. 161—169.
Apophthegmata
CPG 2462; TLG 4110/X07, 2742/1
775. Apophthegmata (из Apophthegmata patrum, см. № 4.220): PG 65. 173—176. * Рус. пер.: Добротолюбие. М. 31895. 1. 636—638. [Фрагм.]
Исследования
776. Bousset W. Apophthegmata
Studien zur Geschichte des ältesten Mönchtums. Tübingen 1923. [281—341].
777. Brague R. L’Image et l’Acédie. Remarques sur le
premier “Apophtègme” // RThom 1985. 85. 197—228.
778. Bunge G. Le “lieu de la limpidité”. À
propos d’un apophtègme énigmatique: Budge II, 494 //
Irénikon. 1982. 55. 7—18.
Sententiae ad monachos
CPGS 2435; TLG 4110/7
779. Sententiae ad monachos // Nonnenspiegel und Mönchsspiegel des Evagrios Pontikos / Ed. Gressmann H. Leipzig 1913. 153—165. [(TU 39.4.)]. [= TLG] * Рус. пер.: 1) Добротолюбие. М. 31895. 1. 608—614 (по лат. переводу в PG 40. 1277—82. = PL 20. 1181–1186) (Наставления братиям...); 2) // ЕвагТвор. (№ 4.857). 129—137 (Зерцало иноков и инокинь).
780. Driscoll J. The Ad monachos of Evagrius Ponticus. Its
structure and a select commentary. Roma 1991. XV, 432. 3 ind. (Studia
Anselmiana. 104). [Греч. текст без аппарата и англ. пер.]. * Рец.: Winden J. C. M. van // ViC 1993. 47:4. 410—411; Gould
G. // JThS 1993. 44. 718—20; Halleux A. de // EThL 1993. 69:4
448—49; Id. // Revue théologique de Louvain. 1994. 25:1. 87; Pelland
G. // Gregorianum. 1994. 75:3. 573; Blum G. G. // ZKG 1995. 106(1).
124—126.
Исследования
781. Driscoll J. Listlessness in the Mirror for Monks of
Evagrius Ponticus // CistSt 1989. 24. 206—214.
782. Driscoll J. Gentleness in the “Ad Monachos” of Evagrius
Ponticus // StMon 1990. 32. 295—321. [Анализ гл. 12, 31, 53, 107].
783. Driscoll J. A key for reading the “Ad monachos” of
Evagrius Ponticus // Augustinianum 1990. 30. 361—392.
784. Driscoll J. The Mind’s long journey to the Holy
Trinity: the Ad Monachos of Evagrius Ponticus. Collegeville, Minn. 1993. * Рец.: Blum G. G. // ZKG 1995.
106:1. 124—126; Elvira J. C. // StMon 1999. 41(1). 172—173.
785. Leclercq J. L’ancienne version latine des Sentences
d’Évagre pour les moines // Scriptorium. 1951. 5. 195—213.
786. Morrone C. La lingua delle Sentenze ai monaci di
Evagrio Pontico // Studi bizantini e neogreci. Atti del IV Congresso nazionale
di studi bizantini, Lecce, 21—23 aprile 1980 — Calimera, 24 aprile 1980 / Leone
P. L. (Ist. di storia mediev. e mod. dell’Univ. degli studi di Lecce. Saggi e
ric. VII). Galatina 1983. 397—402.
787. Muyldermans J. A propos d’un feuillet de manuscrit
arménien (Brit. Mus., Cod. Arm. 118) // Muséon. 1952. 55.
11—16. [Крит. изд., франц. пер. фрагмента “Аd monachos” по арм. ркп 118 Брит.
Музея].
788. Mühmelt M. Zu der neuen lateinischen
Übersetzung des Mönchsspiegels des Euagrius // ViC. 1954. 8. 101—103.
[Реконстр. “Sententiae ad monachos” (“Versio latina” A) (sententia 55)].
789. Quecke H. Auszüge aus Evagrius’
“Mönchsspiegel” in Koptischer Übersetzung // OCP. 1989. 58(4).
453—463. [изд. ms. Toronto, Royal Ontario Museum, 924.68.2, f. 73a—105b].
Sententiae ad virginem
CPGS 2436; TLG 4110/8
790. Sententiae ad virginem / Ed. Gressmann H. Nonnenspiegel und Mönchsspiegel des Evagrios Pontikos.
[Leipzig 1913]. 146—151. (TU 39.4).
Рус. пер.:
791. 1) Добротолюбие. М. 31895. 1. 614—617 (с лат. текста в PG 40. 1283—1286. = PL 20. 1185—1188) (Наставления девственницам);
792. 2) // ЕвагТвор. (№ 4.857).
138—141. (Зерцало иноков и инокинь, по изд. Грессманна).
Исследования
793. Elm S. The “Sententiae Ad Virginem” by Evagrius
Ponticus and the problem of early monastic rules // Augustinianum. 1990. 30. 393—404.
794. Elm S. Evargius Ponticus’ “Sententiae ad Virginem” //
DOP 1991. 45. 97—120.
795. Frankenberg W. Fragment armenien du “Ad virgines”
d’Evagre // Muséon. 1940. 53. 77—87.
796. Wilmart A. Les versions latines des sentences d’Evagre
pour les vierges // RB 1911. 28. 143—153.
Sermo sive dogmatica epistula de sanctissima trinitate (ps.-Basilius,
Epist. 8)
CPGS 2439; TLG 4110/X02, 2040/4.
797. Courtonne Y. (ed.) // S. Basile. Lettres. P. 1957. 1.
22—37.
Рус. пер.:
798. 1) Св. Василий Великий. Творения. Сергиев Посад 1892. 6. 25—41;
799. 2) // ЕвагТвор. (№ 4.857). 142—156. [Послание о вере, по изд. Куртона].
Исследование:
800. Melcher R. Der 8. Brief des Hl. Basilius ein Werk des
Evagrius Pontikus. Münster; Wien 1923. (Münsterische Beiträge
zur Theologie. 1).
Rerum monachalium rationes
CPG 2441; TLG 4110/10
801. PG 40. 1252—1264 (ред. текста отличается от Доброт.); Filokal…a. 'AqÁnai 41974. 1. 38—43. * Рус. пер.: Добротолюбие. М. 31895. 1. 590—598. [Изображение монашеской жизни...].
Capitula xxxiii (definitiones passionum animae rationalis)
CPG 2442; TLG 4110/15
802. PG 40. 1264—1268. * Рус. пер.: // Добротолюбие. М. 31895. 1. 598—600 (по PG) (33 главы аналогий).
Spiritales sententiae per alphabeticum dispositae
CPG 2444; TLG 4110/17
803. Elter A. (ed.). Gnomica. Leipzig 1892. 1: [Sexti Pythagorici, Clitarchi, Evagrii Pontici sententiae]. LIII. * Рус. пер.: Добротолюбие. М. 31895. 1. 601—602 (Изречения о духовной жизни по алфавиту).
Aliae sententiae
CPG 2445; TLG 4110/18
804. Elter A. (ed.). Gnomica. Leipzig 1892. 1:[Sexti Pythagorici, Clitarchi, Evagrii Pontici sententiae]. LIII—LIV. * Рус. пер.: Добротолюбие. М. 31895. 1. 602—603 (Другие изречения).
Творения Евагрия под именем Нила
Помещаем здесь лишь те соч., к-рые вошли в ТСО. В PG 79, 1235—1240 имеется также под именем Нила “Увещание к монахам” Евагрия (CPG 2454), вошедшее в рус. Добротолюбие: М. 21895. 2. 303—306.
Слово о молитве (De oratione)
CPGS 2452; TLG 4110/24
805. De oratione (sub nomine Nili Ancyrani) // PG 79. 1165—1200. * То же: Filokal…a. 'AqÁnai 41974. 1. 176—189.
Авторство Евагрия указывается в сирийской и арабской рукописных традициях. Большинство патрологов, основываясь на доказательствах И. Осэра, признает творение принадлежащим Евагрию. Известны также груз. и арм. пер.
Новейшее критическое издание предисловия к трактату: // Muyldermans J. Euagriana syriaca (№ 4.762). 41 sq.
Греческие фрагменты из четырех рукописей:
806. Kohlbacher M. Unpublizierte Fragmente des Markianos von
Bethlehem (CPG 3898) // Horizonte der Christenheit. Festschrift für Friedrich Heyer zu seinem 85.
Geburtstag / Hrsg. Kohlbacher M., Lesinski M. Erlangen 1994. 155.
(Oikonomia. 34).
Рус. пер.:
807. 1) ТСО 31 (№ 4.1067). 170—200. * Переизд.: Нил. Твор. (№ 4.1070). 104—120.
808. 2) Добротолюбие. М. 21895. 2. 207—225 (под именем Нила).
809. 3) // ЕвагТвор. (№ 4.857). 76—93 (по греч. “Добротолюбию”).
Франц. пер.:
810. Nil d’Ancyre. Traité de la Prière [De
Oratione] // La vie spirituelle. 1925. 12. 472—497. Hausherr I. Le
traité de l’oraison d’Évagre le Pontique (Pseudo-Nil) // RAM
1934. 15. 34—93, 113—170. [Текстол. заметки, коммент.]. * Рец.: Viller M. // Byz 1935. 10.
751—752. Hausherr I. Le “Traité de l’oraison” d’Evagre le
Pontique. Trad., comm. d’après les autres écrits d’Evagre // RAM
1959. 35. 3—26, 121—146, 241—265, 361—385; 1960. 36. 3—35, 137—187.
Итал. пер.:
811. Evagrio Pontico. La preghiera / Introd., trad. e note a
cura di Messana V. Roma 1994. 181. (Collana di testi patristici. 117).
Исследования
812. Bunge G. Das Geistgebet. Studien zum Traktat “De
Oratione” des Evagrios Pontikos. Köln 1987. 136. (Koinonia. 25).
813. Bunge G. Aktive und kontemplative Weise des Betens im
Traktat De oratione des Evagrios Pontikos // StMon 1999. 41. 211—227.
814. Hausherr I. Par delà l’oraison pure grâce
à une coquille. A propos d’un texte d’Évagre // RAM 1932. 13.
184—188.
815. Hausherr I. Euagrii Pontici Tria capita de oratione // OC 1933. 30(3). 86. 149—152. [Текст, не относящийся к трактату].
816. Hausherr I. Notes d’histoire littéraire: Le “De
oratione” de Nil et Evagre // RAM 1933. 14. 196—198.
817. Hausherr I. Le “De oratione” d’Evagre le Pontique en
syriaque et en arabe // OCP 1939. 5. 7—71.
818. Hausherr I. Les leçons d’un contemplatif.
Le traité de l’oraison d’Évagre le Pontique. P. 1960.
819. Jourdan-Gueyer M.-A., Goudet M.-O. Evagre le Pontique:
de la prière à la perfection. P. 1992. (Les Pères dans la
Foi).
820. Puthiadam I. Evagrius on Prayer // Prayer and
Contemplation. Ps.-Evagrius Ponticus, 345—399. Bangalore, India 1980. 27—55.
О восьми лукавых духах (De octo spiritibus malitiae)
CPGS 2451; TLG 4110/23
PG 79: 1145—1164.
Новейшее критич. изд. греч. текста:
821. Muyldermans J. Une nouvelle recension du “De octo spiritibus malitiae” de S. Nil // Muséon. 1939. 52. 235—274.
Публ. коптского текста в сопр. нем. пер. и греч. оригинала с комм.:
822. Schenke H.-M. Das Berliner Evagrius-Ostrakon (P. Berol. 14700) // Zs. für ägyptishe Sprache und Altertumskunde. B. 1989. 116. 90—107. * Ранее опубл.: Id. Ein koptischer Evagrius // Graeco-Coptica. Griechen und Kopten im byzantinischen Ägypten / Hrsg. Nagel P. Halle 1984. 219—230.
Известны сирийский, арабский, латинские, эфиопский, грузинский, церковнославянский (Макарий митроп. Четьи-Минеи. Aпрель. 457—459) переводы (подробнее в CPG).
Комментарии:
823. Négrier P. Des huit esprits de perversité d’Évagre du Pont // ColCist. 1994. 56. 315—330.
Рус. пер.:
824. 1) // ТСО 31. (№ 4.1067). 201—222; то же: Нил. Твор. (№ 4.1070). 121—132;
825. 2) Добротолюбие. М. 21895. 2. 229—270. [Тот же пер., что в ТСО, но в выдержках].
В большинстве греч. рукописей авторство приписывается Нилу, но в ряде греч. манускриптов и во всех сирийских и эфиопских рукописях трактат значится под именем Евагрия.
К Евлогию монаху слово первое (Tractatus ad Eulogium)
CPGS 2447; TLG 4110/20
PG 79. 1093—1140. Приписывается Нилу в ряде греч. ркп, но в других греч. ркп и в сирийской и армянской традициях автором назван Евагрий. Имеется также древний груз. пер.
826. Muyldermans J. Evagriana de la Vaticane //
Muséon. 1941. 54. 1—15. [Греч. текст “Tractatus ad Eulogium” (пс.-Нил) (fragmenta) Евагрия Понтика по ркп: Vaticano (Citta del), Biblioteca apostolica Vaticana, Vat. gr. 703, и Paris, Bibliotheque nationale, gr.
1188, f. 108v. В комм. описана также Евагриана, содержащаяся в 5 др. ркп
из того же фонда: les “Vaticani graeci” 653, 703, 1088, 1434, и “Ottob. gr.”
436].
Рус. пер.:
827. а) // ТСО 31 (№ 4.1067). 223—271; то же: // Нил. Твор. (№ 4.1070). 133—158; б) Добротолюбие. М. 21895. 2. 286—303 (в отрывках).
К Евлогию монаху слово второе (О пороках, противоположных добродетелям) (De vitiis quae opposita sunt virtutibus)
CPGS 2448; TLG 4110/21
828. PG 79. 1140—1144. * Рус. пер.: // ТСО 31. (№ 4.1067). 272—277; то же: // Нил. Твор. (№ 4.1070). 159—162.
Известны сирийский, арабский и грузинский переводы.
О различных лукавых помыслах 27 глав (De
malignis cogitationibus). CPGS 2450; TLG 4110/22.
829. PG 79. 1200—1233; PG 40. 1240—1244; Filokal…a. 'AqÁnai 41974. 1. 44—57.
Новейшее крит. изд.:
830. Evagre le Pontique. Sur Les Pensées / Ed. du texte grec, intr., trad., notes et index par Gehin P., Guillaumont C., Guillaumont A. P. 1998. 349. (SC 438.) * Рец.: Gould G. // JThS 1999. 50(2). 778—779.
831. Рус. пер.: 1) // ТСО 31. (№ 4.1067). 278—311; то же: // Нил. Твор. (№ 4.1070). 163—180; 2) // Добротолюбие. М. 31895. 1. 618—636 (помещен под именем Евагрия на основании сходства с другими его творениями. Пер. отличается от ТСО); 3) // Сидоров. У истоков культуры святости (№ 4.12). 387—477. [По изд. SC, оттуда же взяты и коммент.].
Франц. пер.:
832. Évagre le Pontique. Sur les diverses mauvaises pensées (CPG 2450), Deuxième partie (trad. provisoire) // Lettre de Ligugé. 1995. 274. 24—36.
В большинстве греч. рукописей и в сир. традиции автором назван Евагрий. Существует также араб. пер.
НЕ ПЕРЕВЕДЕННЫЕ НА РУС. ЯЗЫК
Ad imitationem Cantici canticorum
CPGS 2463
Ad imitationem Ecclesiastae
CPGS 2464
Scholia in Psalmos.
CPGS 2455; TLG 4110 X04-06
– in catenis editis sub auctore Origene:
833. a) PG 12. 1053—1320, 1368—1369, 1388—1389, 1409—1685; TLG 4110X04,
2042/58;
834. b) Pitra, Analecta Sacra 2. 444—483; 3. 1—236, 242—245,
248—364; TLG 4110X06, 2042/44;
– in catenis editis sub auctore Athanasio:
835. PG 27. 60—545; TLG 4110X05, 2035/61
836. Rondeau M.-J. Le Commentaire sur les Psaumes d’Evagre
le Pontique // OCP 1960. 26. 307—348.
837. Rondeau M.-J. La tradition manuscrite des Scolies aux
Psaumes d’Évagre le Pontique. Contribution à l’étude des
chaînes sur le Psautier // Ead. Les commentaires patristiques du
Psautier. Roma 1982. 1. 203—299, cf. 121—126. (OCA 219).
Expositio in Proverbia Salomonis
CPGS 2456; TLG 4110/28, 4110/30
838. Tischendorf C. (ed.). Notitia editionis codicis
bibliorum Sinaitici. Leipzig 1860. 76—122. [= TLG 4110/28].
839. Évagre le Pontique. Scholies aux Proverbes /
Intr., texte critique, trad., notes, appendices et index par Géhin
P. P. 1987. (SC 340) [= TLG 4110/30 (Scholia in Proverbia, fragmenta e
catenis)]. * Рец.: Louth A. // JThS 1990. 41. 686; Mallet J. // RSLR 1989.
25:1. 157—160; Schamp J. // Revue Belge de philologie et d’histoire.
1990. 68:1. 179—181; Trigg J. W. // ChHist. 1990. 59:3 387—388; Halleux
A. de // EThL 1990. 66. 200—201.
Fragmenta in catenis
CPGS 2458
Epistulae 62 (partim editae)
CPGS 2437
840. Evagrio Pontico. Lettere dal deserto. Epistulae /
Introd. e note di Bunge G. Trad. dal greco e dal siriaco a cura di S. Di
Meglio e Bunge G. Bose 1995. 42. (Testi dei Padri della Chiesa. 19).
841. Evagrios Pontikos. Briefe aus der Wüste / Eingel.,
übers., komm. von Bunge G. Trier 1986. 432. (Sophia. Quellen
östlicher Theologie. 24). * Рец.: Halleux A. de //
Muséon. 1986. 49. 366—369.
842. Garzya A. Osservazioni su un’epistola di Evagrio
Pontico // Mémorial Dom Jean Gribomont (1920—1986). Roma 1988. (Studia
ephemeridis Augustinianum. 27). 299—305.
843. Géhin P. Nouveaux fragments grecs des lettres d’
Évagre // RHT 1994. 24. 117—147.
Scholia in Ecclesiasten
CPGS 2458 (5); TLG 4110/31
Scholia in Ecclesiasten (fragmenta e catenis). Editio princeps:
844. Évagre le Pontique. Scholies à
l’Ecclésiaste / Introd., texte crit., trad. et notes par Géhin
P. P. 1993. 200. (SC 397). * Рец.: Pasquier A. // Laval
Theologique et Philosophique. 1996. 52:3. 897—898; Gould G. // JThS.
1995. 46:1. 352—354; Crouzel H. // BLE 1995. 96(2). 141—142.
Исследования
845. Bunge G. Der mystische Sinn der Schrift.
Anlässlich der Veröffentlichung der Scholien zum Ecclesiasten des
Evagrios Pontikos // StMon 1994. 36(2). 135—146.
846. Géhin P. Un nouvel inédit d’Évagre
le Pontique: son Commentaire de l’Ecclésiaste // Byz 1979. 49. 188—198.
847. Labate A. L’esegesi di Evagrio al libro
dell’Ecclesiaste // Studi in onore di Anthos Ardizzoni / Livrea E.,
Privitera G. A. Roma: 1978. 485—490. (Filologia e Critica. 25).
848. Leanza S. Le catene esegetiche sull’Ecclesiaste //
Augustinianum. 1977. 17. 545—552.
849. Leanza S. A proposito di una recente edizione del presunto
“commentario all’Ecclesiaste” di Evagrio Pontico // RSLR. 1997. 33(2). 365—398.
Paraenesis ad monachos
CPG 2454; TLG 4110/25 (recensio
brevior)
850. Institutio seu Paraenesis ad monachos // PG 79. 1235—1240.
[Recensio brevior].
851. Muyldermans J. Euagriana. Le “Vatic. Barber. graecus”
515 (№ 4.760). 198—204. [Recensio longior].
Франц. пер.:
852. Evagrius. Un écrit ascétique
d’Évagre le Pontique [Institutio seu Paraenesis ad Monachos (Recensio
brevior)] // La vie spirituelle. 1994. 148. 389—393.
853. Draguet R. Un morceau grec inédit des Vies de
Pachôme apparié à un texte d’Evagre en partie inconnu //
Muséon. 1957. 70. 267—306.
Antirrheticus
CPGS 2434
854. Bunge G. Evagrios Pontikos: Der Prolog des
“Antirrhetikos” // StMon 1997. 39(1). 77—105.
855. O’Laughlin M. Antirrheticus (Selections) // Ascetic
behavior in Greco-Roman Antiquity: A sourcebook (№ 1.240).
243—262.
Capita paraenetica
CPGS 2443; TLG 4110/16
856. Gnomica / Hrsg. Elter A. Bonn 1892: LIII. [Sexti
Pythagorici, Clitarchi, Evagrii Pontici sententiae].
СОБРАНИЯ ТВОРЕНИЙ ЕВАГРИЯ В ПЕРЕВОДАХ НА НОВЫЕ ЯЗЫКИ
857. Творения аввы Евагрия.
Аскетические и богословские трактаты / Пер., вступ. статья и комментарии Сидорова
А. И. М. 1994. 364 [ЕвагТвор]. *
Рец.: Филимонов Г. “Новое слово” в изучении богословского наследия
Евагрия Понтийского // ЦиВ 1998. 4(7). 220—228.
858. Bamberger J. E. Evagrius Ponticus: the Prakticos and
Chapters on Prayer // CistSt 1968. 3(2). 137—146. * Отд. изд.: Id.
The Praktikos
and Chapters on Prayer. Spencer, Mass. 1970. (Cistercian Studies Series. 4).
859. Praktikos and On Prayer. Evagrius Ponticus; Mystical Theology.
Dionysius the Areopagite / Transl. by Tugwell S. Oxford 1987.
860. Evagre le Pontique. De la prière à la
perfection; Au moine Euloge / Trad. de Jourdan-Gueyer M.-A.; Sur la
prière / Trad. Goudet M.-O. Introd., notes, guide thématique,
bibl. et glossaire Congourdeau H. P. 1992. 131. (Les Pères dans
la foi. 47). * Рец.: Crouzel H. // BLE 1993. 94. 67—68; Baudry G.-H. // MSR
1993. 50. 351—352; Larchet J.-C. // RHPhR 1992. 72. 336; Augustin P.
Note critique sur deux traités d’Évagre // REAug 1993. 39.
203—213.
861. Praxis et Gnosis d’Évagre le Pontique ou La
guérison de l’esprit / Textes choisis et prés. par Leloup
J.-Y. P. 1992. 109. (Spiritualités vivantes. 103).
862. Frankenberg W. Evagrius Ponticus. Abh. d. Königlichen Gesellschaft d. Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-Historische Klasse NF 13:2. B. 1912. [“Антирретик”: 472—545; “Гностик”: 546—553; включен также комм. Бабая Великого на “Сотницы”].
863. Evagrio Pontico. Gli otto spiriti della malvagita. Sui
diversi pensieri della malvagita / Trad., introd. e note di Moscatelli F.
Milano 1996. 125. [Текст, итал. пер. и комм. perˆ
tîn Ñktë pneum£twn ponhr…aj и Perˆ
diafÒrwn ponhrîn logismîn].
864. Evagrio Pontico. Per conoscere lui (Phil 3, 10).
Esortazione a una vergine. Ai monaci. Ragioni delle osservanze monastiche.
Lettera ad Anatolio. Pratico. Gnostico / Introd., trad. e note a cura di Bettiolo
P. Bose 1996. 288.
865. Evagrio Pontico. Tratado de la Oración, Tratado
práctico, Espejo de monjes, Espejo de Monjas // Cuadernos
Monásticos. 1976.
866. Evagrio Pontico. Tratado práctico, A los
monjes, Exhortación a una virgen, Sobre la oración / Trad. Gonzalez
J. I., Rubiosadia J. P. Madrid 1995. 293. * Рец.: Olivar A. // StMon 1996.
38(2). 411. (Biblioteca De Patrística. 28).
867. [Evagrius van Pontus.] In Geest en Waarheid: Tractaat
over het Gebed (Evagrius); Honderd hoofdstukken over de Kennis (Diadochus).
Brugge; Utrecht 1965. 156.
868. Evagrius van Pontus. Geestelijke Geschriften.
Filokalia. Abdij Bethlehem. Bonheiden 1987. 1. 226. (Monastieke cahiers. 34).
869. Evagrius van Pontus. Geestelijke Geschriften. 1987. 2. 253. (Monastieke cahiers. 35).
870. Augst R. Lebensverwirklichung und christlicher Glaube:
Acedia — religiöse Gleichgültigkeit als Problem der
Spiritualität bei Evagrius Ponticus. Frankfurt a. M.; N. Y. 1990.
(Saarbrücker theologische Forschungen 3.)
871. Bach H. Evagrius Ponticus und Pachomius von Tabennesi:
Das Vermaechtnis des Ursprungs // Zeugen Christlicher Gotteserfahrung. Mainz
1981. 34—63.
872. Bacht H. Pachomius und Evagrius // Christentum am Nil /
Hrsg. Wessel K. Recklinghausen 1964. 142—157.
873. Balthasar H. U. von. Die Hiera des Evagrius // ZKTh
1939. 63. 86—106, 181—206.
874. Balthasar H. U. von. Metaphysik und Mystik des Evagrius
Pontikus // Zs. für Aszese und Mystik. Würzburg 1939. 31—47.
875. Bamberger J. E. Desert calm Evagrius Ponticus: The
theologian as spiritual guide // CistSt 27(3). 1992. 185—198.
876. Berthold G. C. History and exegesis in Evagrius and
Maximus // Origeniana Quarta. Die Referate des 4. Internationalen
Origeneskongresses (Innsbruck, 2.—6. September 1985) / Hrsg. von Lies L.
Innsbruck. 1987. (Innsbrucker theol. Stud. 19). 390—404.
877. Bertocchi P. Evagrio Pontico // BibS. Roma. 1964. 5.
356—363.
878. Bertrand D. L’implication du Noàj dans la prière chez
Origène et Évagre le Pontique // Origeniana Septima / Ed. Bienert
W. A., Kühneweg U. Louvain 1999. 355—363.
879. Bertrand D. Force et faiblesse du Noàj chez Évagre le Pontique //
StPatr 35. 2001. 10—23.
880. Bonis K. G. Der über Evagrios Pontikos
verhängte Kirchenbann // Qeolog…a. 1976. 47. 606—611. * Beck H.-G.
// BZ 1977. 70. 448.
881. Bunge G. Akedia. Die geistliche Lehre des Evagrios
Pontikos vom Überdruss. Köln 1983. 118. * 4 изд.: Würzburg 1995. * Франц. пер.: Bunge G. Akédia. La
doctrine spirituelle d’Evagre le Pontique sur l’acédie. Bellefontaine
1991. VIII, 139. (Spiritualité Orientale. 52). * Рец.: Crouzel H. // BLE 1992.
93. 416—417; Podskalsky G. // OCP 1992. 58. 342; Larchet J.-C. //
RHPhR 1992. 72. 336—337. * Итал. пер.: Akedia. Il male oscuro. Bose 1999. 160.
882. Bunge G. The “Spiritual Prayer”: On the trinitarian
mysticism of Evagrius of Pontus // Monastic Studies. 1987. 17. 191—208.
883. Bunge G. Geistliche Vaterschaft: Christliche Gnosis bei
Evagrios Pontikos. Regensburg 1988. 95. (Beih. zu den Stud. Patrist. u. Liturg.
23). *Рец.: Solericanals J. M. // StMon 1995. 37(2). 441—442. * Франц. пер.: Paternité spirituelle: La
gnose chrétienne chez Évagre le Pontique. Bellefontaine 1994.
115. (Spiritualité Orientale. 61). * Рец.: Larchet J.-P. // RHPhR
1995. 75(2). 236—237. * Итал. пер.: La paternità spirituale nel pensiero di Evagrio.
Bose 1991. 126.
884. Bunge G. “Nach dem Intellekt Leben”: zum sog.
“Intellektualismus” der Evagrianischen Spiritualität // Simandron: der
Wachklopfer. Gedenkschrift Klaus Gamber (1919—1989). / Ed. Nyssen W. Köln
1989. 95—109.
885. Bunge G. Hénade ou monade? Au sujet de deux
notions centrales de la terminologie évagrienne // Muséon. 1989.
102. 69—91.
886. Bunge G. Mysterium Unitatis. Der Gedanke der Einheit
von Schöpfer und Geschöpf in der evagrianischen Mystik // FZPhTh
1989. 36. 449—469.
887. Bunge G. Drachenwein und Engelsbrot — die Lehre des
Evagrios Pontikos von Zorn und Sanftmut. Würzburg 1999. * Итал. пер.: Vino dei draghi e pane degli
angeli. L’insegnamento di Evagrio Pontico sull’ira e la mittezza. Bose 1999.
176.
888. Chitty D. J. Pachomian sources reconsidered // JEH
1954. 5. 38—77.
889. Conio C. Theory and practice in Evagrius Ponticus // Philosophy. Madras 1974. 49—62. [Сравн. с Упанишадами].
890. Contreras E. Evagrio Pontico: su vida, su obra, su
doctrina // Cuadernos Monásticos. 1976. 11. 83—95.
891. Dalmais I.-H. La doctrine ascétique de St.
Maxime le Confesseur, d’après le “Liber Asceticus” // Irénikon.
1953. 26. 17—39.
892. Dalmais I.-H. L’héritage Évagrien dans la
synthèse de Saint Maxime le Confesseur // TU 1966. 93. 356—362.
893. Dempf A. Evagrius Ponticus als Metaphysiker und
Mystiker // Philosophisches Jahrbuch der Görres-Gesellschaft. 1970. 77.
297—319.
894. Desprez V. Évagre le Pontique: “Pratique”,
contemplation, prière // Lettre de Ligugé. 1995.
274. 9—23.
895. Driscoll J. Penthos and tears in Evagrius Ponticus //
StMon 1994. 36(2). 147—163.
896. Driscoll J. Spiritual progress in the works of Evagrius
Ponticus // Spiritual Progress: Studies in the Spirituality of Late Antiquity
and Early Monasticism / Ed. Driscoll J., Sheridan M. Roma 1994. 47—84.
(Studia Anselmiana. 115).
897. Driscoll J. Spousal images in Evagrius Ponticus //
StMon 1996. 38(2). 243—256.
898. Driscoll J. Evagrius and Paphnutius on causes for
abandonment by God // StMon 1997. 39(2). 259—286.
899. Driscoll J. Apatheia and purity of heart in Evagrius
Ponticus // Purity of heart in early ascetic and monastic literature (№ 1.536).
141—159.
900. Driscoll J. The Fathers of Poemen and the Evagrian
connection // StMon 42(1). 2000. 27—52.
901. Driscoll J. “Love of money” in Evagrius Ponticus // StMon
43(1). 2001. 21—30.
902. Durnal G.-M. de. Evagre le Pontique et le “Dialogue sur
la Vie de St Jean Chrysostome” // BLE 1976. 77. 191—206.
903. Dysinger L. The significance of psalmody in the
mystical theology of Evagrius of Pontus // StPatr 1997. 30. 176—182.
904. Dysinger L. The Logoi of providence and judgement in
the exegetical writings of Evagrius Ponticus // StPatr 2001. 37. 462—471.
905. Elm S. The polemical use of genealogies: Jerome’s
classification of Pelagius and Evagrius Ponticus // StPatr 1997. 33. 311—318.
906. Frank K. S. Evagrios Pontikos // Lex d. Mittelalt.
1987. 4:1. 126—127.
907. Gawronski R. Evagrius Ponticus: Crypto-Buddhist of the
Desert // Id. Word and Silence. Hans Urs von Balthasar and the spiritual
encounter between East and West. Edinburgh 1995. 48—51.
908. Géhin P. À propos d’Evagre le Pontique //
REG 1990. 103. 263—267.
909. Géhin P. Un recueil d’extraits patristiques: les
miscellanea Coisliniana (Parisinus Coislinianus 193 et Sinaiticus Gr. 461) //
RHT. 1992. 22. 89—130.
910. Gendle N. Cappadocian
elements in the mystical theology of Evagrius Ponticus // StPatr 1985. 16:2.
373—384. (TU 129).
911. Glotobdky H. EÙ£grioj
Ð PontikÒj // ThEE 1964. 5.
912. Gouillard J. Contemplation et imagerie sacrée
dans le christianisme byzantin // AEHE. Ve Section. 1977—1978. 86. 27—50.
913. Grébaut S. Sentences d’Évagre // ROC
1915—1920. 20—22. 211—214, 435—439, 206—211.
914. Guillaumont A. De l’eschatologie à la mystique
histoire d’une sentence d’Évagre // Mémorial du Cinquantenaire,
1914—1964, École des langues orientales anciennes de L’Institut
Catholique de Paris. P. 1964. 187—192.
915. Guillaumont A. Un philosophe au désert: Evagre
le Pontique // RHR 1972. 181. 29—56.
916. Guillaumont A. Fragments syriaques des “Disciples
d’Évagre” // ParOr 1975—1976. 6—7. 105—123 [= CPGS 2483].
917. Guillaumont A. Evagrius Ponticus // TRE 1982. 10: 3—4.
565—570.
918. Guillaumont A. La “Preghiera pura” di Evagrio e
l’influsso del neoplatonismo // Dizionario degli Istituti di Perfezione. Roma
1983. 7. 591—595.
919. Guillaumont A. La vision de l’intellect par
lui-même dans la mystique Évagrienne // Mélanges de
l’université Saint-Joseph. 1984. 50. 255—262. * То же: // Id. Études sur la
spiritualité de l’Orient chrétien (№ 1.375).
144—152.
920. Guillaumont A. Le rôle des versions orientales
dans la récupération de l’oeuvre d’Evagre le Pontique // Comptes
rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et
Belles-Lettres. P. 1985. 64—74.
921. Guillaumont A. Le gnostique chez Clément
d’Alexandrie et chez Évagre le Pontique // Alexandrina.
Hellénisme, judaïsme et christianisme à Alexandrie.
Mélanges offerts à Claude Mondésert S.J. P. 1987. 195—201. * Репр.: // Id. Études sur
la spiritualité de l’Orient chrétien (№ 1.375).
151—160.
922. Guillaumont A. Evagrius Ponticus // The Coptic
Encyclopedia. N. Y. 1991. 2. 1076—77.
923. Guillaumont A., Guillaumont C. Démon,
2. Évagre le Pontique // DS 1957. 3. 196—205.
924. Guillaumont A., Guillaumont C. Évagre
le Pontique // DS 1960. 4(1). 1731—1744.
925. Guillaumont A., Guillaumont C. Evagrius
Pontikos // RAC 1965. 6. 1088—1107.
926. Guillaumont C. Fragments Grecs inédits d’Evagre
le Pontique // Texte und Textkritik. B. 1987. 209—221.
927. Guillou A. “L’étranger et le pauvre sont un
collyre de Dieu, celui qui les reçoit recouvrera rapidement ses yeux”
(Evagre du Pont). Une dissimultanéité byzantine // Fremde der
Gesellschaft: historische und sozialwissenschaftliche Untersuchungen zur
Differenzierung von Normalität und Fremdheit / Ed. Fögen M. T.
Frankfurt a. M. 1991. 59—70. (Ius Commune, Sonderhefte: Studien zur
europäischen Rechtsgeschichte. 56).
928. Haidacher S. Nilus-Exzerpte im Pandektes des Antiochus
// RB 1905. 22. 244—250.
929. Harb P. L’attitude de Philoxène de Mabboug
à l’égard de la spiritualité d’Evagre le Pontique //
Memorial Mgr Gabriel Khouri-Sarkis, 1898—1968. Louvain 1969. 135—155.
930. Hausherr I. Centuries // DS 1953. 2. 416—418.
931. Hausherr I. Contemplation. Évagre le Pontique //
DS 1953. 2. 1775—85.
932. Hausherr I. Les versions syriaque et arménienne
d’Evagre le Pontique. Leur valeur. Leur situation. Leur utilisation // OC 1931.
22. 69—118.
933. Hausherr I. L’origine de la théorie orientale
des huit péchés capitaux // OCP 1933. 30. 164—175.
934. Hausherr I. Une énigme d’Evagre le Pontique;
“Centurie” II, 50 // RecSR. 1933. 23. 321—325. * То же: // Id. Études de spiritualité
orientale (№ 1.405). 6—10.
935. Hausherr I. Nouveaux fragments grecs d’Evagre le
Pontique // OCP 1939. 5. 229—233.
936. Hausherr I. Eulogios – Loukios // OCP 1940. 6. 216—220.
937. Joest C. Die Bedeutung von Akedia und Apatheia bei
Evagrios Pontikos // StMon 1993. 35(1). 7—53. [С нем. пер. “Antirrhetikos 6”].
938. Junod E. Les Sages du désert: Antoine,
Pachôme, Évangre, Syméon // Entrée Libre.
Genève 1991. 16.
939. Kallistos Ware, Dempf A. Nous and noesis in Plato,
Aristotle and Evagrius of Pontus: Evagrios Pontikos als Metaphysiker und
Mystiker // Diotima. Revue de recherche philosophique. Athènes 1985. 13.
158—163.
940. Lackner W. Zur profanen Bildung des Euagrios Pontikos
// Hans Gerstinger Festgabe zum 80. Geburtstag. Arbeiten aus dem Grazer
Schlerkreis. Graz 1966.
941. Lefort L. Th. A propos d’un aphorisme d’Evagrius
Ponticus // Académie royale de Belgique. Bulletin de la Classe des
Lettres et des Sciences morales et politiques. 1950. 5:36. 70—79.
942. Levasti A. Il più grande mistico del deserto:
Evagrio il Pontico // Rivista di Ascetica e Mistica. 1968. 13. 242—264.
943. Louf A. L’acédie chez Evagre le Pontique //
Concilium. 1974. 99. 113—117.
944. Louth A., Raitt J. Wisdom of the Byzantine Church.
Evagrios of Pontos and Maximos the Confessor: Four Lectures. Paine Lectures in
Religion, 1997. Columbia, Missouri 1998.
945. Maier B. Apatheia bei den Stoikern und Akedia bei
Evagrios Pontikos: Ein Ideal und die Kehrseite seiner Realität? // OrC
1994. 78. 230—249. [Библ.].
946. Marsili S. Giovanni Cassiano ed Evagrio Pontico
dottrina sulla carità e contemplazione. Roma 1936. (Studia Anselmiana.
5).
947. Martin J., Gressmann H. Studien und Beiträge zur
Erklärung und Zeitbestimmung Commodians / Von Martin J.; Nonnenspiegel und
Mönchsspiegel des Euagrios Pontikos zum ersten Male in der Urschrift /
Hrsg. Gressmann H. Leipzig 1913. (TU 39/4).
948. Mercati G. Intorno ad uno scolio creduto di Euagrio //
Revue Biblique Internationale, nouv. sér. 1914. 11. 534—542.
949. Messana V. La Chiesa orante nella catechesi spirituale
di Evagrio Pontico // Ecclesiologia e catechesi patristica. Sentirsi Chiesa / A
cura di Felici Sergio. Roma 1982. 173—186. (Bibl. di scienze religiose.
XLVI. Studi, testi, commenti patristici. 4).
950. Muyldermans J. À travers la tradition manuscrite
d’Evagre le Pontique: Essai sur les manuscrits Grecs conservés dans la
Bibliothèque Nationale de Paris. Louvain 1932.
951. Muyldermans J. Miscellanea Armeniaca // Muséon. 1934. 47. 293—296. [1. Заметки о соч. Евагрия, входящих в Каталог арм. рукописей м-ря св. Лазаря в Венеции. 2. Заметка об арм. ркп 314 из указ. фонда].
952. Muyldermans J. “Sur les Séraphins” et “Sur les
Chérubins” d’Evagre le Pontique dans les versions syriaque et
arménienne // Muséon. 1946. 59. 367—379.
953. Nieњcior L. Kategorie myśly w nauce
ascetycznei Ewagriusza z Pontu // Roczniki humanistyczne. Filologia klasyczna.
Lublin 1996. 44(3). 203—230. [Нем. рез. О терминах logismÒj,
nÒhma, fantas…a, e‡dwlon, morf», scÁma, mn»mh, œnnoia].
954. O’Laughlin M. The Bible, demons and the desert —
evaluating the ‘Antirrheticus’ of Evagrius Ponticus // StMon 1992. 34(2).
201—215.
955. O’Laughlin M. Evagrius Ponticus in spiritual
perspective // StPatr 1997. 30. 224—230.
956. O’Laughlin M. Closing the gap between Antony and
Evagrius // Origeniana Septima / Ed. Bienert W. A., Kühneweg U.
Louvain 1999. 345—354.
957. Otto S. Esoterik und Individualistische Gnosis: Der
Mönchische Platonismus des Euagrios Pontikos // Die Antike im Umbruch. München 1974. 65—81.
958. Panotis A. EÙ£grioj Ð
PontikÒj // PBL 1985. 3. 374—375.
959. Paramelle J. “Chapitres des disciples d’Évagre”
dans un manuscrit grec du Musée Bénaki d’Athènes // ParOr
1975—1976. 6—7. 101—113.
960. Paramelle J. Les chapitres des disciples d’Évagre
// AEHE. Ve Section. 1979—1980. 88. 348—385. * То же: CPGS 2483.
961. Perczel I. Une théologie de la lumière:
Denys l’Aréopagite et Évagre le Pontique // REA 1999. 45. 79—120.
962. Peterson E. Zu Griechischen Asketikern. 1: Zu Euagrius
Ponticus // Byzantinisch-Neugriechische Jahrbücher. 1923. 4. 5—8; 2: Noch
Einmal zu Euagrius Ponticus // Ib. 1926. 5. 412—14; 3: Zu Euagrius // Ib.
1930—1932. 9. 51—54.
963. Pieszczoch S. Modlitewne zasady Ewagriusza
Pontyn’skiego // Tarnowskie Studio Teologiczne. 1981. 8. 138—140.
964. Quasten J. Evagrius of Pontus // Quasten.
Patrology—3 (№ 4.308). 169—175.
965. Raasch J. The monastic concept of purity of heart and
its sources. V. Symeon-Macarius, the school of Evagrius Ponticus, and the
Apophthegmata Patrum // StMon 1970. 12. 7—41.
966. Refoulé F. La date de la lettre à Evagre
(P. G. 46, 1101—1108) // RecSR. 1961. 49. 520—548.
967. Refoulé F. Rêves et vie spirituelle
d’après Evagre le Pontique // Supplément de La vie spirituelle.
1961. 59. 470—516.
968. Rubenson S. Evagrios Pontikos und die Theologie der
Wüste // Logos. Festschrift für Luise Abramowski. B.; N. Y.
1993. 384—401.
969. Samir Kh. Évagre le Pontique dans la tradition
arabo-copte // Actes du IVe Congrès Copte, Louvain-La-Neuve,
5—10 Septembre 1988. Louvain-la-Neuve 1992. 2. 125—153.
970. Sarghissian B. Vie et oeuvres du Saint Père Évagre. Venice 1907. [Осн. текст по-армянски].
971. Tsirpanlis C. N. `O ™swtšrikoj pÒlemoj st¾n
¢skhtik¾ ™mpeir…a toà tet£rtou a„îna:
¡g…ou Makar…ou toà A„gupt…ou kaˆ EÙagr…ou toà
Pontikoà // PBR 1988. 7:2—3. 149—183.
972. Turner H. J. M. Evagrius Ponticus, teacher of prayer //
ECR 1975. 7:2. 145—148.
973. Vasquez M. F. The gnosis of space and time in Evagrius
of Ponticus: a preliminary investigation. Graduate Theological Union 1982.
974. Ven P. van den. Un opuscule inédit
attribué à S. Nil // Mélanges Godefroy Kurth. Liège
1908. 2. 73—81.
975. Viller M. Aux sources de la spiritualité de S.
Maxime. Les oeuvres d’Evagre le Pontique // RAM 1930. 11. 156—184, 239—268,
331—336.
976. Vivian T. Coptic Palladiana II: The Life of Evagrius
(Lausiac History 38) // Coptic Church review. 2000. 21(1). 8—23.
977. Vogüé A. de. La lecture du Matin dans les
Sentences d’Évagre et le “De virginitate” attribué à Saint
Athanase // StMon 1984. 26(1). 7—11.
978. Watt J. W. Philoxenus and the old syriac version of Evagrius’
“Centuries” // OrC 1980. 64. 65—81.
979. Watt J. W. The Syriac adapter of Evagrius’ Centuries //
Studia Patristica. Elmsford, NY 1982. 17:3. 1388—1395.
980. Weijenborg R. Is Evagrius Ponticus the author of the
longer recension of the Ignatian letters? // Antonianum. 1969. 44. 339—347.
981. Zöckler O. Evagrius Pontikus. Seine Stellung in der altchristlichen Literatur- und Dogmengeschichte // Biblische und Kirchenhistorische Studien. München 1893. 4.
Евагрий не только величайший систематизатор аскетического учения отцов-пустынников, но также и один из вождей особого направления оригенизма, в этом качестве подвергшийся осуждению на V Вселенском и ряде других соборов Церкви. Наиболее прямо оригенистские воззрения Евагрия выразились в двух произведениях, дошедших до нас по-сирийски: “Гностические главы” и так называемое “Большое письмо к Мелании”.
Гностические главы (Kephalaia Gnostica)
CPGS 2432
982. Les six centuries des “Kephalaia Gnostica” d’Évagre le Pontique / Éd. crit. de la version syriaque commune et éd. d’une nouvelle version syriaque, intégrale, avec une double trad. fr. par Guillaumont A. P. 1958. (PO 28/1). * Рус. пер. (небольшие фрагм., под именем “Умозрительных глав”): // ЕвагТвор. (№ 4.857). 120—122. [Пер. текстов, дошедших в греч. оригинале, без учета сир. перевода остальных глав].
983. Bundy D. The Kephalaia Gnostica // Ascetic Behavior in
Greco-Roman Antiquity: a Sourcebook (№ 1.240).
984. Bundy D. The philosophical structures of Origenism: the
case of the expurgated version (S1) of the Kephalaia Gnostica of Evagrius //
Origeniana Quinta. Leuven 1992. 577—584.
985. Guillaumont A. Les
“Kephalaia Gnostica” d’Évagre le Pontique et l’histoire de
l’origénisme monastique chez les Grecs et les Syriens. P. 1962. 360.
(Patristica sorbonensia. 5). [Сохр. знач. основополагающей монографии.] * Рец.: Kirchmeyer J. // L’Orient
Syrien. 1964. 9. 383—389; Zandee J. // ViC. 1964. 18. 242—248.
986. Guillaumont A., Guillaumont C. Le texte
véritable des “Gnostica” d’Evagre le Pontique // RHR 1952. 142. 156—205.
987. Young R. D. The Armenian adaptation of Evagrius’
Kephalaia Gnostica // Origeniana Quinta. Leuven 1992. 535—541.
Capita cognoscitiva
CPG 2433
62 главы, часто
помещаемые как дополнение к Гностич. главам. Изданы:
988. Muyldermans J. Euagriana. P. 1931. 38—44. * Рус. пер.: // Твор. 123—128. [По изд. Мюилдерманса].
989. Muyldermans J. Note Additionnelle à: “Euagriana”
// Muséon. 1931. 44. 369—383.
990. Muyldermans J. Évagre le Pontique. Les “Capita
cognoscitiva” dans les versions syriaque et arménienne // Muséon.
1934.
47. 73—106.
Большое письмо к Мелании
CPG 2438
Текст
Ч. I:
991. Frankenberg W. Evagrius Ponticus (№ 4.862).
Göttingen
1912. 610—619. [Сир. версия с обратным пер. на греч.].
Ч. II:
992. Vitestam G. Seconde partie du traité qui passe sous le nom de “La grande lettre d’Évagre le Pontique à Mélanie l’Ancienne”, publiée et traduite d’après le manuscript du British Museum Add. 17192. Lund 1964. (Scripta Minora Regiae Societatis Humaniorum Litterarum Lundensis. 1963—1964. 3). [Сир. текст и франц. пер.].
Переводы и комментарии
993. Lantschoot A. van. Un opuscule inédit de Fr. C. Conybeare // Muséon. 1964. 77. 121—135. [Пер. “Письма к Мелании” с арм. на латынь. Пер., предисл. Ф. К. Конибер].
994. Parmentier M. Evagrius of Pontus’ “Letter to Melania”
// Bijdragen 1985. 46. 2—38. * Репр.: // Forms of devotion, conversion, worship,
spirituality, and asceticism / Ed. Ferguson E. N. Y. 1999.
995. Bravo García A. Sueño, ensueños y
demonios en Evagrio Pontico // Kolaios. 1995. 4. 457—477. [Онейрология
Евагрия, особенно о роли сатаны в сновидениях и во время молитвы].
996. Bunge G. Origenismus-Gnostizismus. Zum
geistgeschichtlichen Standort des Evagrios Pontikos // ViC. 1986. 40. 24—54.
997. Clark E. A. New perspectives on the Origenist controversy:
Human embodiment and ascetic strategies // ChHist. 1990. 59. 145—162.
998. Clark E. A. The Origenist controversy: the cultural
construction of an early Christian debate. Princeton, NJ 1992. * Рец.: Ettlinger G. H. // ThS.
1993. 54. 561—563.
999. Esbroeck M. van. L’homélie de Pierre de Jérusalem et la fin de l’origénisme palestinien en 551 // OCP 1985. 51. 33—59. [Истор. контекст осуждения Евагрия в VI в.; секта “исохристов”, исповедовавшая евагрианскую форму оригенизма].
1000. Grillmeier A. Evagrius Ponticus (als Origenist) //
Jesus der Christus im Glauben der Kirche. 1979. 1. 561—568.
1001. Grossi V. A proposito della presenza di Origene in
“Praedestinatus”. Il Cristianesimo Latino del sec. V tra Origene e Agostino //
Augustinianum. 1986. 26. 229—240.
1002. Guillaumont A. Évagre et les
anathémismes antiorigénistes de 553 // StPatr 1961. 33. 219—226.
1003. Kannengiesser Ch. Antony, Athanasius, Evagrius: The
Egyptian fate of Origenism // Coptic Church Review. 1995. 16. 3—8.
1004. Kline F. The christology of Evagrius and the parent
system of Origen // CistSt 1985. 20. 155—183.
1005. Leroux J. M. Jean Chrysostome et la querelle
origéniste // Epektasis. P. 1972. 335—341.
1006. Murphy F. X. Evagrius Ponticus and Origenism //
Origeniana Tertia. Rome 1985. 253—269.
1007. O’Laughlin M. W. Origenism in the desert. Anthropology
and integration in Evagrius Ponticus. Ann Arbor 1987. 274. * Harvard
University, Cambridge, MA 1987. 274. [Microfilm]. * Summary: DA 1987. 48.
1476A.
1008. O’Laughlin M. Elements of fourth century Origenism:
the anthropology of Evagrius Ponticus and its Sources // Origen of Alexandria.
Notre Dame, Ind. 1988. 357—373.
1009. O’Laughlin M. New questions concerning the Origenism
of Evagrius // Origeniana Quinta. Leuven 1992. 528—534.
1010. Refoulé F. La christologie d’Évagre et
l’Origénisme // OCP 1961. 27. 221—266.
1011. Refoulé F. La mystique d’Évagre et
l’Origénisme // Supplément de La vie spirituelle. 1963. 66.
453—463.
1012. Refoulé F. Évagre fut-il Origéniste? // RSPh. 1963. 47. 398—402.