На главную страницу

 

К рецензиям на БВ 3 и на БВ 4

 

Богословский вестник № 5–6 (2005–2006)

 

Смотреть содержание номера (на русском и английском языках) и список сокращений, издательский пдф, 116 кб

 

Из данного номера выкладываем в интернете следующие две защищенные копирайтом статьи.

 

Внимание! На эксклюзивную публикацию данных статей на сайте А. Г. Дунаева получено разрешение авторов. Помещение их на других интернет-сайтах (кроме сайта МДА), а также любая бумажная и электронная перепечатка и распространение категорически запрещаются. Разрешено копирование только для личного пользования.

 

1) А. В. Шек. О некоторых принципах реформы знаменного роспева в XVII веке: На примере попевки «рафатка». Издательский пдф, 178 кб.

 

2) С. В. Месяц. По поводу статьи В. М. Лурье «Богословский синтез VII века: св. Максим Исповедник и его эпоха» у Аммония Александрийского: К вопросу о «частных сущностях». Издательский пдф, 97 кб.

 

 

Необходимые пояснения к публикации.

 

Статья Авроры Витальевны Шек является первой публикацией после многолетних (около 15 лет) исследований автором древнерусских рукописей и открывает цикл статей, который завершится изданием фундаментальной монографии. В данной работе впервые исследуется и разрешается вопрос о том, какими принципами руководствовались справщики XVII в. при переложении дореформенных крюков на послереформенные тексты. Формулируется ряд строгих правил, подлежащих дальнейшему изучению, в том числе со стороны лингвистов. Учитывая, что в XX в. практически отсутствуют работы по крюковой семиографии (за исключением трудов М. В. Бражникова), а подавляющее большинство исследователей «плавает» в этой области, не зная истории конкретных знаков и не обладая адекватной методологией изучения (современные же «дешифровки» крюкового письма являются, мягко говоря, весьма и весьма приблизительными), значение данной публикации трудно переоценить. Пожалуй, это единственная статья в данном номере БВ, отвечающая требованиям оригинальности и прочной источниковедческой базы. (Крюковой шрифт был специально разработан для А. В. Шек согласно ее указаниям на основании рукописи инока Христофора и используется здесь в первый раз.) Выводы статьи имеют значение и для тех, кто пытается возродить крюковое пение в России.

 

Рецензия Светланы Викторовны Месяц имеет свою историю.

Первый абрис был сделан в виде тезисов в ответ на публикацию В. М. Лурье на страницах ЖЖ статьи «Богословие призраков». С разрешения Лурье текст был передан мной С. Месяц, дискуссия переведена в открытый режим (см. записи от 21 февраля 2005 и дальнейшее обсуждение в моем журнале, а также продолжение под 12 апреля 2005 г.), в результате Лурье согласился с обоснованностью критики. Тем не менее старые выводы были изложены Лурье в предварительной публикации главы из книги «История византийской философии» в Армавирском сборнике. По факту публикации и по моей настоятельной просьбе Месяц согласилась оформить тезисы в виде публикуемой здесь рецензии для БВ на данную работу Лурье.

По настоянию Лурье я сделал оговорку в интернет-рецензии на Армавирский сборник, что книга была сдана в печать до того, как автор мог внести туда какие-либо изменения или примечания. Этот факт был подтвержден издателем Армавирского сборника. Лурье уверял, что он отказался от издания статьи «Богословие призраков», раскритикованной в ЖЖ.

Каково же было мое удивление, когда мне подарили Питерский сборник (Verbum. Вып. 8. СПб., 2005), в котором статья Лурье «Богословие призраков» была опубликована «как есть» (с. 38–59), причем подписан в печать сборник был 11 июля 2005 г. — уже несколько месяцев после дискуссии в ЖЖ. На мой недоуменный вопрос Лурье ответил, что не знал об этой публикации!

Тем самым значение рецензии С. В. Месяц возросло многократно. Во-первых, это разбор публикаций в Армавирском и в Питерском сборниках. Во-вторых, это единственный на сегодняшний день разбор методов Лурье в части философской аргументации (хотя и только на античном материале). Эта критика весьма актуальна в связи с появлением книги «История византийской философии» (разбор первых ста страниц был сделан в моем ЖЖ от 28 января 2007 и далее), где автор благодарит С. В. Месяц за критику, однако нет никакой уверенности, что Лурье сделал соответствующие выводы во всем остальном, что касается философии.

 

Другие статьи, опубликованные в БВ 5–6, также представляют интерес, однако в мою задачу не входит рецензировать здесь этот выпуск журнала.