Текст помещен по изд.: Дунаев А.Г. Аристид // Православная
энциклопедия. Том III. Анфимий—Афанасий. М., 2001. С. 235–236. Сокращения см. в
ук. изд. на с. 717–750.
(с) А.Г. Дунаев. Все права защищены. Разрешается
копирование только для индивидуального некоммерческого использования. Любое
тиражирование (включая дублирование в Интернете) без письменного разрешения
владельца авторских прав запрещено.
[С. 235:] АРИСТИД [греч. 'Ariste…dhj], св. (пам.
зап. 31 авг.), один из первых (наряду с Кодратом) христ. апологетов. Более чем
скудные сведения о нем приводятся у Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. IV 3. 3; Chronica // Euseb. Werke. Bd. 7: Die
Chronik des Hieronymus. В., 18843. S.
199, 416) и блж.
Иеронима (De vir. illustr. 20 // PL. 23. Col. 639; Ер. 70 ad Magnum // PL. 22. Col. 667). Согласно этим источникам,
А. был афинским философом и «под прежней одеждой — ученик Христов». Время
составления апологии и имя императора, к-рому она была адресована (Адриан или
Антонин Пий), не поддаются точному определению (крайние даты — 124 и 143).
Долгое время текст сочинения
А. считался неизвестным, пока в 1878 г. венецианские мхитаристы не опубликовали
арм. рукопись Х в. с версией первых 2 глав апологии. Более или менее полный ее
текст в сир. переводе был открыт в 1889 г. в рукописи VII в. из мон-ря вмц.
Екатерины на Синае. На греч. языке сохранились короткие папирусные отрывки, а
также конспективное изложение подлинного греч. текста, к-рое св. Евфимий
Мтацминдели (Святогорец) включил в «Повесть о Варлааме и Иоасафе», переведенную
им с груз. языка в кон. Х — нач. XI в. Сравнение всех версий между собой позволяет
с достаточной надежностью судить о подлинном виде апологии А.
Философское и богословское
содержание сочинения А. не отличается оригинальностью. Интерес представляет
своеобразное деление человечества на 4 рода, в основе к-рого лежат как
национальные, так и религ. признаки: варвары поклоняются стихиям; эллины
почитают антропоморфных богов (внутри политеистов А. выделяет египтян как
наиболее неразумных из язычников, поклоняющихся зооморфным богам); иудеи, хотя
и признают единого Бога, оставили истинное богопочитание (согласно греч.
версии, их заблуждение заключается в отвержении Сына Божия), и только христиане
обладают подлинным знанием о Боге и отличаются от др. праведностью жизни.
Стиль и язык А. простой, не чуждый дидактики, терминология равномерно
распределяется на фоне христ. словаря по всем философским школам, известным в
античности, и не выдает пристрастия автора к к.-л. одному направлению. В
историческом плане апология — как самая ранняя из дошедших до нас — имеет
большое значение. Апология была известна не только в сир. и арм., но и в груз.
лит-ре, о чем свидетельствует житие Евстафия Михетского (VI в.). Благодаря
популярности «Повести [С. 236:] о Варлааме и Иоасафе»
апология А. в обработке Евфимия принадлежала к числу самых читаемых текстов в
период позднего средневековья. Т. о., по своей культурно-исторической
значимости апология выделяется среди всех остальных текстов этого жанра. А.
также приписываются (по всей видимости, ложно) одна древняя проповедь и
отрывок из «Послания ко всем философам», дошедшие до наст. времени на арм.
языке.
А. был включен в число
святых Римской Церкви. Память А. указывается 31 авг. в древнейших зап.
мартирологах (Римском, Адона и Узуарда). Сведений о древнем почитании его в
Вост. Церкви нет, но апологет внесен в совр. календари Элладской и Сербской
Православных Церквей под 13 сент. Фреска с изображением А. создана известным
греч. иконописцем Фотием Кондоглу.
Соч.: CPG, N 1062, 1065, 1066; S.
Aristidis philosophi Atheniensis Sermones duo. Venetiis, 1878 [арм. текст, лат. пep.]; Pitra. Analecta Sacra.
T. 4. [арм. текст с новым лат. nep. Мартена]; The Apology of Aristides on Behalf of the
Christians from a Syriac Manuscript / Ed. J. R. Harris, with an Appendix by J.
A. Robinson. Camb., 1891 [сир. версия]; Boissonade
J. F. Anecdota Graeca. Vol. 4. P., 1832 [греч. текст «Повести o
Варлааме и Иоасафе»]; PG. 96. Col. 860–1246 [то же]; The Oxyrhynchus Papyri. Part. XV / Ed. by B.
P. Grenfell, A. S. Hunt. L., 1922. N 1778. P. 1–6; Hagedorn D. Ein neues Fragment zu P. Oxy. XV 1778
(Aristides, Apologie) // ZfPE. 2000. Bd. 131. S. 40–44; Milne H. J. M.
A New Fragment of the Apology of Aristides // JThSt. 1923/4.
Vol. 25. P. 73–77 [Lit. Lond. 223]; Alpigiano C. L'Apologiа di Aristide e la tradizione papiracea // Civiltà
classica e cristiana. 1986. T. 7. P. 333–357; реконструкции: Geffcken J. Zwei griechische Apologeten. Lpz., 1907; Vona C. L'Apologiа di Aristide // Lateranum. 1950. Vol. 16; Alpigiano C. Aristide di Atene:
Apologiа. Firenze, 1988. (Biblioteca Patristica; 10); рус. пер.: Остроумов С. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима Стридонского о
греч. апологетах христианства II в. М., 1886. С. 22–26 [пер. с нем. арм.
версии]; Эмин Н. О. Переводы и статьи
по духовной армянской лит-ре (за 1859—1882 гг.); апокрифы, жития, слова и др.
М., 1897. С. 249–255 [пер. арм. версии]; Покровский
Л. Философ Аристид и его недавно открытая апология: (Ист.-крит. очерк).
Серг. П., 1898; Сказание о жизни преподобных и богоносных отпев наших Варлаама
и Иоасафа, составленное св. Иоанном Дамаскиным. Серг. П., 1910; Памятники византийской
литературы IV–IХ вв. М., 1968. С. 305–308; ПЛДР. XII в. М., 1980.
С. 215–225; СДХА. С. 275–340.
Лит.: Кулаковский Ю. Вновь открытая апология христианства II в. // Унив.
изв. 1892. № 4. С. 81–98 [с перепечаткой лат. пер. из арм. изд.]; Harris H. B. The Newly Recovered Apology of Aristides: Its Doctrine and Ethics /
With extracts from the transl. by J. R. Harris. L., 18932; Гинцбург Д. [Рец. на изд. Дж. P.
Гарриса] // Зап. Вост. отд-нии PAO.
1894. T. 8, вып. 3–4. C.
379–384; Крестников И. Христианский апологет II
века, афинский философ Аристид и его новооткрытые сочинения: Опыт ист.-крит.
исслед.: Дис. Каз., 1904 [исслед., пер. с нем. арм. версии, пер. с сир. и греч.
текст]; Haase F.
Der Adressat der Aristides Apologie // Theol. Quartalschrift. 1917/18. S. 422–429; Friedrich Ph. Studien zum Lehrbegriff
des frühchristlichen Apologeten Marcianus
Aristides aus Athen // ZKTh. 1919. Bd. 43. S. 31–77; D'Ales
A. L’Apologie d'Aristide et le roman de
Barlaam et Josaphat // Revue des questions historiques, 1924. Vol. 100. P. 354–359; Wolff R. L. The Apology of Aristides: A
Re-examination // HarvTR. 1937. Vol. 30. P. 233–247; Hunger W. Die Apologie des Aristides, eine Konversionsschrift // Schol. 1949. Bd. 20/24. S. 390–400; Altaner B.
Aristides von Athen // RAC. 1950. Bd. l. S. 652–654; O'Ceallaigh G. C. «Marcianus» Aristides, on the Worship of God // HarvTR. 1958. Vol. 51. P. 227–254; Alfonsi L. La teologia della storia nell'Apologiа di Aristide //
Augustinianum. 1976. T. 16. P. 37–40; Osterie H. J. Textkritische Bemerkungen zur Apologie des
Aristides von Athen // ZDMG. 1980. Bd. 130. S. 15–23; Лебедева И. Я. Повесть о Варлааме и
Иоасафе // СККДР. Вып. 1. С. 349—352 [Библиогр.]; она же. «Апология Аристида» и ее судьба в средневековых литературах
// MOUSEION.
СПб., 1997. С. 263–271; Guiorgadzé M.
L'influence littéraire de l'Apologie d'Aristide sur le Martyre et la
Passion d'Eustathe de Mtskheta (VIe siècle) // Les apologistes
chrétiens et la culture grecque. P., 1998. P. 413–422. (Théologie
historique; 105).