Текст
публикуется по изданию: Православная энциклопедия. Т. III. Анфимий—Афанасий. М.,
2001. С. 68–69. Сохранены все сокращения, принятые в Энциклопедии.
©
А. Г. Дунаев
© ЦНЦ «Православная энциклопедия»
АПОЛЛОНИЙ († между 183 и 185), мч.
Римский (пам. 18 апр. по Римскому мартирологу, 21 апр. по актам), один из
ранних апологетов, принявший мученическую кончину при имп. Коммоде. По
сведениям блж. Иеронима (De vir. illustr. 42; Ер. 70
аd Magnum // PL. 22. Со1. 667), А., “сенатор города Рима”, был привлечен к суду как
христианин по доносу своего раба Севера, хотя Евсевий Кесарийский (Нist.
есс1. V 21) и сохранившиеся судебные акты ничего не говорят о сенаторском
достоинстве А. и личности доносчика. Обвинитель был вскоре казнен, тем не менее
А. предстал перед судом рим. префекта Перенния (180–185). Святой мужественно
исповедал себя христианином и отказался принести жертву богам и образу императора.
Не добившись от А. отречения, Перенний передал дело в сенат, перед к-рым А.
произнес блистательную речь в защиту христианства. По словам Евсевия, в
соответствии с “древним законом” христиан, представших перед судом, можно было
отпустить только после их отречения; мученика приговорили к обезглавливанию
(согласно греч. версии актов, ему были перебиты голени).
В древности был
распространен текст апологии А., к-рую тот, возможно написав заранее, произнес
перед сенатом. Евсевий включил ее в свое собрание мученических актов, не
сохранившееся до наст. времени. Подлинный текст актов на арм. языке с
апологией был впервые опубликован в 1874 г., но привлек внимание ученых лишь
в 1893 г., а в 1895 г. болландисты обнаружили и опубликовали греч. версию,
дошедшую в единственной рукописи под заглавием “Мученичество апостола
Аполлоса, [прозванного] также Саккеем”.
Акты и апология А. являются
важным промежуточным звеном между подлинными мученическими актами, имевшими
хождение в кругу христиан, и традицией лит. обработок житий-мученичеств, в
к-рых апологии были необходимым элементом. В научной лит-ре высказываются
осторожные сомнения в подлинности текста, однако внимательный анализ обоих
довольно близких вариантов (арм. и греч.) не позволяет признать эти сомнения основательными.
Множество латинизмов, юридические подробности судебного процесса, о к-рых не
могли знать позднейшие составители, высокий философский уровень и оригинальность
апологии А., а также редкие фрагменты и варианты чтения античных философов,
приводимые в ней, могут служить доказательством того, что акты восходят
непосредственно к подлинным протоколам судебного разбирательства над А.
В связи с апологией
возникает ряд важных и до конца не разрешенных совр. наукой вопросов,
касающихся в первую очередь юридической стороны процесса над А. Так, из текста
Евсевия неясно, был ли казнен доносчик из-за того, что “согласно императорскому
указу” нельзя было принимать доносы “на таковых” (т. е. христиан; ср., однако,
перевод Руфина: “Закон, повелевавший наказывать представленных христиан” —
GCS. Вd. 9/1. S. 487), либо их нельзя было принимать “от таковых” (т. е.
рабов). После казни обвинителя процесс над А. мог состояться или после
повторного иска иного лица (что не исключено, хотя и маловероятно), или как
офиц. гос. расследование. Во втором случае неясна юридическая база для судебного
преследования мученика. Акты и Евсевий упоминают о “постановлении сената” (tÕ dÒgma tÁj
sugkl»tou), по
к-рому А. был привлечен к суду и казнен. Вопросы о том, что представляет собой
это постановление и каково его отношение к “постановлению” имп. Коммода, упоминающемуся
в греч. версии актов (Acta gr. 45), а также почему дело А. <С. 69> велось
не полномочным представителем императора (Переннием), a было передано в сенат, пока не нашли достаточно убедительных
объяснений.
Богословское и философское содержание апологии
доказывает хорошее образование А., не являвшегося тем не менее
“профессиональным” философом; сдержаннал сила, последовательность аргументации,
подлинная убежденность и готовность пострадать за веру, благородство поведения и мыслей обвиняемого побудили А. Гарнака назвать защиту А. “самой благородной
апологией христианства, дошедшей до нас от древности”.
Изд.: ВНО, N 79;
BHG, N 149; Vitae et Passiones
Sanctorum. Venetiis, 1874. Vol. l. P. 138–143 [арм. вepcия]; Sancti Apollonii Romani Acta graeca ex codice Parisino graeco 1219 // AnBoll. 1895. T. 14. P. 286–294
[греч. версия]; Klette E.-Th. Der Prozess und die Acta S. Apolloni // TU. 1896. Bd. 15/2. S. 92-131 [греч. текст и нем. пер. греч. и арм. версии]; Max,
Prim von Sachsen. Der heilige Märtyrer Apollonius von
Rom. Mainz, 1903; Musurillo H. The Acts of the
Christian Martyrs. Oxf., 1972. P. 90–105 [греч. текст и
англ. пер.]; Акты и апология св. Aпoллoния / Предисл., коммент., библиогр.,
пер. с древнегреч. А. Г. Дунаева, пер. с
древнеарм. В. А. Арутюновой-Фиданян // СДХА. С. 373–406.
Лит.: Остроумов С. [И.] Разбор сведении
Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима Стридонского o греческих апологетах христианства II в. М., 1886; он же. Гонение на христиан в царствование Коммода //
ПО. 1890. № 11/12. C. 701–702; Seeberg R. Das Martyrium des Apollonius // Neue kirchliche Zschr. 1893. Bd. 4. S. 836–872; Harnack A. Der
Prozess des Christen Apollonius vor dem praefectus praetorio
Perennis und dem romischen Senat // SAWW. 1893. Bd. 37. S. 721–746; Mommsen
Th. Der Prozess des Christen Apollonius unter Commodus // Ibid. 1894. Bd. 27. S. 497–503; Hardy E. G. Christianity and the Roman Government. L., 1894. P. 200–208; Болотов. Лекции. 2. C. 103–105; Geffсken
J. Die Acta Apollonii // Nachrichten der Göttinger Akademie. 1904.
S. 262-284; idem. Die Christlichen Martyrien // Hermes. 1910. T. 45. S. 486 ff.; Callewaert C.
Questions de droit concernant le
procès du martyr Apollonius // Revue des questions historiques. 1905. T.
77. P. 353–375; DACL. T. 4. Col. 1633–1646, 2131–2136; Zeiller J. Nouvelles observations sur
l'origine juridique des persécutions contre les chrétiens aux
deux premiers siècles // RHE. 1951. T. 46. P. 521–533; idem. Sur
un passage de la Passion du martyr Apollonius // Mélanges Jules
Lebreton. 1952. T. 2. P. 153–157; Griffe E. Les Actes du martyr
Apollonius et le problème de la base juridique des persécutions
// Bull. de littérature
ecclésiastique. 1952. T. 53 (72). N 2. P. 65–76; Sordi M. L'apologia del martire romano Apollonio, come fonte dell' “Apologeticum” di
Tertulliano e i rapporti fra Tertulliano e Minucio // Rivista di Storia della
Chiesa in Italia. 1964. Vol. 18. P. 169–188; Tibiletti G. Gli
“Atti di Apollonio” e Tertulliano // Atti della Accademia delle Scienze di
Torino. 1964/1965. Vol. 99. P. 295–337; idem. Il
Cristianesimo come “inganno” negli “Atti di Apollonio” // Aevum. Mil., 1967. Vol. 41. Fasc. 5/6. P. 511–515; Gabba E. Il processo di Apollonio // Mélanges d'archéologie, d'épigraphie et d'histoire, offerts à J. Carcopino. P, 1966. P. 397–402; Freudenberger R. Die Überlieferung vom
Martyrium des römischen Christen Apollonius // ZNW. 1969. Bd. 60. S. 111–130; Schwartz
J. Autour des
Acta S. Apoll[o]nii // Revue
d'histoire et de philosophie religieuses. 1970. T. 50.
P. 257–261; Lanata G. Gli atti dei martiri come
documenti processuali. Mil., 1973. P. 145–157 [Библиогр.]; Prete S. “Confessioni Trinitarie” in
alcuni Atti di martiri del sec. II
(Giustino, Apollonio, Policarpo) // Augustinianum. 1973. Vol.
13. P. 469–482; Paulsen H. Erwägungen zu Acta Apollonii 14–22 // ZNW. 1975. Bd. 66. S. 117–126; EEC. P. 59–60; Saxer V. Martyrium Apollonii Romani:
analyse structurelle et problèmes d'authenticité // Rendiconti della Pontifica Accademia di Archeologia. 1982/84. Vol. 55–56. P. 265–298.
A.Г. Дунаев